II.Постановка ударения в глаголах
Затруднения вызывает постановка ударения у ряда глаголов в форме прошедшего времени. Здесь можно выделить три группы:
1)глаголы с ударением на основе во всех формах:
б`ить – б`ил, б`ила, б`ило, б`или; бр`ить – бр`ил, бр`ила, бр`ило, бр`или; кр`асть – кр`ал, кр`ала, кр`ало, кр`али; кл`асть – кл`ал, кл`ала, кл`ало, кл`али;
2)глаголы с ударением на основе во всех формах, кроме формы женского рода, в которой оно переходит на окончание:
бр`ать – бр`ал, брал`а, бр`ало, бр`али; вз`ять – вз`ял, взял`а, вз`яло, вз`яли (к ним можно отнести глаголы вить, внять, врать, гнать, дать, дать, драть, жить, звать, лить, пить, плыть, рвать, снять, спать);
3)глаголы с ударением на приставке во всех формах прошедшего времени, кроме формы женского рода, в которой оно переходит на окончание:
дож`ить – д`ожил, дожил`а, д`ожило, д`ожили
(к ним можно отнести глаголы донять, допить, задать, замереть, запереть, занять, нажить, нанять, начать, отбыть, отнять, отпить, подать, поднять, понять, прибыть, придать, принять, продать, прожить, проклясть, пролить, раздать, убыть, умереть).
Некоторые из них допускают параллельную разговорную форму с ударением на корне: дож`ил, доп`ил, зад`ал, наж`ил, отб`ыл, отн`ял, под`ал, подн`ял, прод`ал, прож`ил, прол`ил, разд`ал.
Аналогичные группы выделяются среди страдательных причастий прошедшего времени, образованных от указанных глаголов: пр`ожитый, пр`оданный, п`однятый, пр`олитый, н`ажитый, н`анятый, н`ачатый, нач`авший, пр`инятый, повторённый, приручённый, прож`ивший, с`огнутый, пон`явший, отключённый, информ`ированный, блок`ированный.
4)в глаголах на –ировать выделяются две группы: с ударением на И и с ударением на А(первые составляют большинство):
- с ударением на -И:
баллот`ировать, бальзам`ировать, блок`ировать, газ`ировать, гарант`ировать, дискут`ировать, информ`ировать, коп`ировать, скальп`ировать, транспорт`ировать, формул`ировать и др. ;
- с ударением на –А:
бомбардиров`ать, гравиров`ать, запломбиров`ать, нормиров`ать, пломбиров`ать, премиров`ать, формиров`ать и др.
Практика
Упражнение 16
Поставьте ударение, произнесите вслух. Найдите общее в постановке ударения. Запомните постановку ударения в этих словах.
Откупоривать, закупорить, закупоренный, откупоренный, закупорка, откупорка;
премировать, баловать, пломбировать, запломбировать, бомбардировать;
консультировать, блокировать, информировать, реабилитировать;
доверять, воспринять;
черпать, исчерпать; исчерпанный;
усугубить, ободрить, облегчить, углубить, убыстрить, одолжить;
ждала, звала, продала, восприняла, догнала;
крала, клала;
говорят, звонят, пригласят;
дожил, нажил, продал, пролил;
запломбированный, балованный, гравированный;
блокированный, гарантированный, информированный;
груженный вовремя, занесенный, рожденный, новорожденный, осужденный, озлобленный.
Подберите слово-аналог, поставьте ударение. Запомните постановку ударения в этих словах.
Заржаветь - …
Принудить - …
Осведомить –
Проверь себя
Самостоятельная работа
Поставьте ударение в словах.
Завидно, закупоренный, знамение, банты, запломбированный, облегчить, принудить, роженица, крала, одолжить, пригласят, звонит, мизерный, новорожденный, госпитальный, пломбировать, красивее, бледны, коротки, мастерски, вероисповедание, нет бинта, дожил, без умолку, выполнить за зиму, вошла в избу, скатертей, воспоминания дороги, сливовый, плыть по морю, свекла, местностей, договор, инсульт, щавель, эксперт, немота, трубопровод, квартал, балованный, обеспечение, жизнеобеспечение, в петлю, ломота, партер, ходатайство, феномен, из досок, шприцы, одновременный, черпать, озлобленный, о торте, по волнам, на стенах, в стенах, разных возрастов, в туфлях, удариться локтем, подняться на стену, дело в деньгах.
Контрольные вопросы к §4
1.Расскажите о постановке ударения в прилагательных.
2.Расскажите о постановке ударения в глаголах.
Домашнее задание:
1.§ 4 - Блок информации
2.Контрольные вопросы к §4
Словарная работа к занятию№5: выясните значение слов ( см. Приложение № 1); выпишите в рабочую тетрадь; выучите.
Упражнение 16 (закончить)
Самостоятельная работа «Проверь себя»
Повторите правила правописания удвоенных согласных.
Повторите правила постановки знаков препинания при вводных словах; при обособленных членах, выраженных ПО и ДО (см. Приложение №6).
8.Подготовьтесь к Итоговому контролю по теме: «Акцентологические нормы. Постановка ударения в общеупотребительных словах» (§3, 4 - Блок информации; повторите постановку ударения в словах из упражнений к занятиям №4,5).
Итоговый контроль
Самостоятельная работа № 1
Постановка ударения в общеупотребительных словах: