Мероприятия, направленные на разрыв механизма передачи.
В данной группе выделяют три вида мероприятий.
Архитектурно-планировочные мероприятия в соответствии с СанПиН 51-79-80 «Санитарные правила устройства, оборудования, эксплуатации больниц, роддомов и других Л ПУ» включают в себя:
• максимальное разобщение пациентов вплоть до создания боксированных палат;
• разделение «гнойных» и «чистых» потоков больных;
• устройство в операционных шлюзов с бактерицидными «замками»;
• введение карантинных мероприятий по эпидемиологическим показаниям;
• планирование достаточного количества помещений с большим набором подсобных помещений;
• создание «асептических» операционных с эффективной вентиляцией и кондиционированием;
• планирование централизованного стерилизационного отделения;
• выделение четырех - пяти операционных залов на каждые 100 хирургических коек.
Соблюдение санитарно-гигиенического режима включает:
• мытье рук персоналом;
• обработку операционного поля, кожных покровов, родовых путей;
• использование одноразовых медицинских инструментов, спецодежды, предметов туалета и ухода, одноразовых расходных материалов и белья;
• регулярную смену нательного и постельного белья;
• правильное хранение и удаление грязного белья и перевязочного материала;
• правильное санитарное содержание помещений;
• контроль над использованием стерильных материалов и инструментов (взятие санитарно-бактериологических проб).
Дезинфекционные мероприятия включают в себя:
• метрологический контроль за дезинфекционными и стерилизационными установками;
• дезинфекцию и стерилизацию постельных принадлежностей и предметов ухода после каждого пациента;
• контроль качества дезинфекции, предстерилизационной очистки и стерилизации;
• контроль активности дезинфекционных растворов;
• широкое и правильное использование ультрафиолетовых излучателей.
4. Мероприятия, направленные на повышение невосприимчивости организма. Для ослабленных больных обеспечивают индивидуальное наблюдение. Рационально используют антимикробные средства, применяют специфические и неспецифические иммуностимуляторы. Проводится вакцинация сотрудников ЛПУ по эпидемиологическим показаниям.
В основе профилактики ВБИ лежит соблюдение санитарно-противоэпидемического режима в ЛПУ.
Санэпидрежим – это комплекс противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на предупреждение попадания инфекции в лечебное учреждение и вынос ее за пределы ЛПУ, если она там существует.
Мероприятия санэпидрежима:
1. Соблюдение санитарно - гигиенического режима.
2. Соблюдение порядка приема пациентов в стационар (осмотр и обработка при выявлении педикулеза, измерение температуры, взятие мазок из носа и зева на стафилококк).
3. Использование, дезинфекция и хранение уборочного инвентаря согласно приказу МЗ СССР № 288.
4. Соблюдение порядка хранения рабочей одежды.
5. Санитарная обработка пациентов в отделении и смена, белья проводятся один раз в семь дней и по необходимости.
6. Соблюдение порядка сбора и хранения грязного белья, личной одежды пациента.
7. Дезинфекция, предстерилизационная очистка и стерилизация предметов медицинского назначения, предметов ухода в соответствии с действующими нормативными документами: ОСТ 42 - 21 - 2 - 85, Приказ МЗ СССР № 288, Приказ МЗ СССР № 408, СанПиН
8. Активное выявление инфекционных пациентов (подозрение на кишечную инфекцию, брюшной тиф, дифтерию, вирусный гепатит), соблюдаются сроки наблюдения за контактными больными.
9. Соблюдение санэпидрежима пищеблока, буфетных, столовых: оснащение раздаточных, буфетных, время реализации готовой пищи, порядок сбора и удаления пищевых отходов, порядок обработки посуды, ветоши, уборочный инвентарь и его хранение, порядок хранения передачи.
10. В случае выявления пациентов с карантинными или особо опасными инфекциями (ООИ) действовать в соответствии с алгоритмами поведения медперсонала при выявлении подозрительных пациентов.
11.Соблюдение правил сбора, хранения и удаления отходов в лечебно- профилактических учреждениях (СанПиН 2.1.7.728- 99).
12. Подача (ст.сестрой отделения) экстренного извещения в органы Санэпиднадзора по форме Ф - 058/у на каждый выявленный случай ВБИ
1З. Обследование всех пациентов, поступающих в стационар или впервые обратившихся в поликлинику на инфекции, передающиеся через кровь: ВИЧ, вирусные гепатиты, сифилис (RW-реакция Вассермана).
14. Использование для каждого пациента индивидуальных инструментов (в том числе, шприцы, иглы) и предметов ухода.
15.Ответственность за своевременность и полноту информации о каждой ВБИ возлагается на руководителя ЛПУ. Все случаи ВБИ учитываются в журнале учета инфекционных больных.