Сестринское дело как профессия
Определение сестринского дела.Существует множество определений сестринского дела, на формулировку которых ,повлияли различные факторы, включая особенности исторической эпохи, уровень социально-экономического развития общества, географическое положение страны, уровень развития системы здравоохранения, особенности обязанностей сестринского персонала, отношение медицинского персонала и общества к сестринскому делу, особенности национальной культуры, демографические ситуации, потребности населения в медицинской помощи, а также представления и личное мировоззрение человека, дающего определение сестринской науке. Но, несмотря на перечисленные факторы, сестринское дело должно соответствовать современным профессиональным стандартам и иметь законодательную основу.
На Конгрессе специалистов сестринского дела Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), прошедшем в 1944 г. в Ганновере, было дано следующее определение: сестринское дело — это искусство и наука; оно целиком охватывает тело, разум и духовную сферу пациента; поддерживает духовное, умственное и физическое здоровье посредством обучения и примера, акцентирует внимание на сохранении здоровья, а также на оказании помощи больным, включает в себя заботу о социальной и духовной сфере пациента, так же как физической, и осуществляет медицинское обслуживание семьи, общества и индивида.
Одно из «нестареющих» определений сестринского дела, получившее позже международное признание, дала в 1961 г. американская медицинская сестра В.Хендерсон, выдающийся преподаватель, просветитель, исследователь и лектор. Она писала, что уникальная функция медицинской сестры заключается в оказании помощи человеку, больному или здоровому, в осуществлении тех действий, имеющих отношение к его здоровью, выздоровлению или спокойной смерти, какие он предпринял бы сам, обладая необходимыми силами, знаниями и волей. И делается это таким образом, чтобы он снова как можно быстрее обрел независимость.
Первое определение сестринского дела дала легендарная Ф. Найтингейл в «Записках об уходе», изданных в 1859 г., определив его как действие по использованию окружающей пациента среды в целях содействия его выздоровлению. При этом задача заключалась в создании для больного таких условий, при которых природа оказала бы свое целительное воздействие. Ф. Найтингейл считала, что уход за больными и здоровыми — это две важные сферы сестринского дела. При этом уход за здоровыми — это поддержание у человека такого состояния, при котором болезнь не наступает, а уход за больными — это помощь страдающему от болезни. Путем наблюдения и сбора информации о больном Ф. Найтингейл устанавливала связь между состоянием здоровья пациента и факторами окружающей среды. Разработанная Ф. Найтингейл концепция окружающей среды как основного компонента сестринского ухода, а также призывы избавить медицинских сестер от необходимости все знать о том, как протекает болезнь, сегодня рассматривается, как попытка провести различия между сестринским делом и врачебной практикой. Она первая отметила, что сестринское дело как профессия отличается от врачебной деятельности и требует специальных(отличающих от врачебных знаний) организации, практической и научной подготовки. Современные исследователи рассматривают работы Ф. Найтингейл в качестве первой теории концептуальной модели сестринского дела.
На современном этапе существует множество определений понятия «сестринское дело», вот одно из них, приведенное в учебном пособии по основам сестринского дела Т.П. Обуховец и О.В. Черновой:
Сестринское дело— важнейшая составная часть системы здравоохранения, располагающая значительными кадровыми ресурсами и потенциальными возможностями для удовлетворения потребностей населения в доступной и приемлемой медицинской помощи.
Миссия медицинской сестры.Миссия медицинской сестры заключается в оказании помощи конкретным людям, семьям и группам людей в достижении ими физического, умственного и социального здоровья в условиях окружающей их среды.
В последнее время меняется взгляд на функции медицинской сестры. Если раньше акцент делался на уход за больными людьми, то сейчас сестринский персонал совместно с другими специалистами видит главную задачу в поддержании здоровья, предупреждении заболеваний, обеспечении максимальной независимости человека в соответствии с его индивидуальными возможностями. В развитых странах считается предпочтительным уход за больными и их лечение в условиях муниципальной (амбулаторно-поликлинической) медицины.
Функции медицинской сестры.Функции медицинской сестры определены Европейским региональным бюро ВОЗ по сестринскому делу, и об этом свидетельствует международный проект Европейского регионального бюро ВОЗ — LEMON. Данный проект предусматривает сотрудничество разных стран (в том числе и России) в рамках вопросов сестринского дела и акушерства, предоставляет информацию о нуждах, достижениях и потенциальных проектах в странах — членах международного сообщества.
Первой функцией является осуществление сестринского ухода, например профилактические меры, сестринские вмешательства, связанные с реабилитацией, психологической поддержкой человека или его семьи. Эта функция наиболее эффективна, если осуществляется в рамках сестринского процесса.
Осуществление сестринского ухода включает в себя:
• оценку потребностей человека и его семьи;
• выявление потребностей, которые могут быть наиболее эффективно удовлетворены благодаря сестринскому вмешательству;
• определение первоочередных проблем со здоровьем, которые могут быть удовлетворены благодаря сестринскому вмешательству;
• планирование и осуществление необходимого сестринского ухода; привлечение пациента, а при необходимости членов его семьи, друзей к уходу;
• использование принятых профессиональных стандартов.
Вторая функция — обучение пациентов и сестринского персонала — включает:
• оценку знаний и навыков человека, относящихся к сохранению и восстановлению здоровья;
• подготовку и предоставление нужной информации на соответствующем уровне;
• помощь другим медицинским сестрам, пациентам и другому персоналу в получении новых знаний и навыков.
Третья функция — исполнение медицинской сестрой зависимой и независимой роли в составе бригады медицинских работников, обслуживающих пациента, — в России только начинает вводиться. Однако без нее сестринское дело не сможет занять должного места в системе здравоохранения. Компонентом этой функции является сотрудничество с пациентом, его семьей, медицинскими работниками в планировании и организации ухода за больным.
Четвертая функция — развитие сестринской практики с помощью исследовательской деятельности — также только начинает реализовываться.
Основными целями сестринского дела являются:
1. Формирование оптимальных условий для повышения эффективности и усиления роли средних медицинских работников, совершенствование системы управления.
2. Создание новой концептуальной российской модели сестринского дела. В каждой модели отражаются основные принципы первичной медико-социальной помощи (ПМСП). Сегодня еще действует медицинская (традиционная) модель, автором которой является Ф. Найтингейл. В данной модели одним из составляющих элементов является роль медсестры как помощника врача с крайне ограниченной профессиональной самостоятельностью.
3. Внедрение новых технологий в сестринском деле, биоэтических и профессиональных подходов, способных удовлетворить потребность населения в доступной медицинской помощи.
4. Усиление профилактической направленности здравоохранения.
5. Проведение системных преобразований в сестринском деле — в области образования, научных исследованиях, практическом здравоохранении, содействие и развитие профессиональных сестринских ассоциаций.
6. Повышение статуса сестринского персонала как профессионального, так и социального, обеспечение социальной защищенности специалистов сестринского дела и многое другое.
Сестринское дело решает следующие задачи:
1) развитие и расширение организационных и управленческих резервов по работе с кадрами;
2) консолидирование профессиональных и ведомственных усилий по медицинскому обслуживанию населения;
3) введение работы по обеспечению повышения квалификации и профессиональных навыков персонала;
4) разработка и внедрение новых технологий в сфере сестринской помощи;
5) осуществление консультативной сестринской помощи;
6) обеспечение высокого уровня медицинской информации;
7) ведение санитарно-просветительской и профилактической работы;
8) проведение научно-исследовательских работ в области сестринского дела;
9) создание стандартов качества сестринской помощи.
Основными направлениями реформы сестринского дела, реализации отраслевой программы являются:
1. Нормативно-правовое обеспечение сестринской деятельности, охрана труда в учреждениях здравоохранения.
2. Создание стандартов (протоколов профессиональной сестринской деятельности), их апробация и дальнейшее внедрение в практику.
3. Разработка методических рекомендаций по ведению сестринского процесса как научного метода организации сестринской практики, сестринской документации наблюдения за пациентом.
4.Разработка методических рекомендаций по пересмотру дифференцированной нагрузки на сестринский персонал ЛПУ.
5. Пересмотр методики оплаты труда специальности «сестринское дело» в зависимости от качества объема выполняемой работы и уровня образования на основе новых технологий сестринского дела.
Приоритетное развитие сестринского дела обеспечит качественно новый уровень медицинской помощи населению путем эффективного использования медицинских сестер, расширения их профессиональных обязанностей и предоставления сестринских услуг, максимально удовлетворяющих потребности населения.
Таким образом, стратегия сестринской практики должна соответствовать меняющимся потребностям системы здравоохранения; иметь научное обоснование; быть социально приемлемой; обеспечивать общедоступность медицинской помощи (особенно тем группам населения, которые испытывают наибольшую потребность в ней); предоставлять помощь в стенах лечебного учреждения, дома и на уровне семьи; гарантировать высокое качество помощи.
История сестринского дела
История служения больным и раненым восходит к ранним векам христианства. Сколько существует медицина, столько существует потребность в оказании помощи страждущим. Считается, что первой, преимущественно женской профессией в медицине является повивальное искусство, которое возникло примерно в V веке до нашей эры.
В начале второго тысячелетия появились люди, которые стали оказывать всяческую помощь заболевшим или подвергшимся нападению разбойников паломникам, направлявшимся пешком и по морю в священный город Иерусалим. Так, по пути следования паломников, возникали монастыри, в которых первые братья милосердия оказывали помощь заболевшим путникам.
В 1070 году возник Орден Госпитальеров как братство по уходу за больными (прототип общин). Члены братства оказывали помощь раненым и больным независимо от их вероисповедания. Госпитальеры сыграли огромную роль в эпоху крестовых походов.
В 1130 году папа Иннокентий II утвердил знамя госпитальеров — белый крест на красном фоне. В 1155 году Раймунд дю Пюи стал первым магистром Ордена в госпитале, который находился при монастыре. При нем был создан приют для подкидышей и грудных младенцев. Рыцари три раза в неделю устраивали бесплатные обеды для бедняков и раздавали им милостыню. Ко всем больным и раненым в братстве относились одинаково: пищу подавали на серебряной посуде, шелковое белье меняли ежедневно. Больные лежали в общих палатах. Здесь оперировали, лечили, принимали роды. Сирот и подкидышей содержали в приюте при госпитале. Подземный ход соединял госпиталь с портом — раненых доставляли с галер прямо на операционный стол или в палату во избежание возникновения инфекции. На Мальте и в Европе рыцари-монахи первыми основали уход и лечение за душевнобольными, изучали анатомию и изолировали инфекционных больных. Пища, которую получали пациенты госпитальеров, была много лучше той, которой довольствовались они сами; только когда член Ордена заболевал, великий магистр разрешал ему есть то же, что ели пациенты госпиталя.
Основатель первых западноевропейских общин, французский священник Викентий Поль. В 1617году он организовал первую Общину сестер милосердия для женщин, обладавших природной добротой, способностью к состраданию, интуицией, наблюдательностью, терпением и трудолюбием.
Систематическое обучение уходу за больными в России началось в школе при Московском госпитале, открытом в 1707 г. усилиями Петра I и голландского врача Н. Бидлоо.
Впервые в России женщин стали привлекать для ухода за больными в госпиталях и лазаретах при Петре I. По его указу в 1715 г. были созданы воспитательные дома, в которых служили женщины. Вскоре привлечение женщин для работы в больницах было отменено. Роль сиделок была отведена отставным солдатам.
В Воинском уставе 1716г. написано: «Потребно всегда при десяти больных быть для усмирения одному здоровому солдату, которые оным больным жить имеют и платье на них мыть».
В 1728 г. вновь делали попытки привлечения женщин к работе с больными в госпиталях и лазаретах. Для этого медицинская канцелярия ввела в штаты госпиталей должности для женщин. Однако в период царствования Екатерины I женский труд в госпиталях был отменён.
В середине XVIII в. вновь начали использовать женский труд в больницах. Привлекали «баб-сидельниц» — жён или вдов больничных солдат.
В 1763 г. в связи с созданием в Москве новой больницы на 25 коек, которую назвали Павловской, появилась потребность в женском труде. «Прислугу за больными мужского пола... исполняли солдаты, которых присылали из Военной коллегии. В женском же отделении для хождения за больными были нанимаемы женщины из солдатских жён. Все они жили с больными, каждая в своей палате».
В 1775 г. при открытии в МосквеЕкатерининской больницы на 150 коек в её штате предполагалось «сидельников мужеска и женска пола — 24».
В то же время специальных сестёр для ухода за больными в светских больницах, видимо, не было.
В 1812 г. во время нашествия Наполеона помощь раненым на добровольных патриотических началах оказывали женщины. Они кормили и обогревали раненых солдат, перевязывали им раны, выхаживали вплоть до выздоровления. Это привело к созданию в ноябре 1812 г. в Санкт-Петербурге Патриотического женского общества, предназначенного для оказания помощи населению, пострадавшему от нашествия противника.
Идея организациисистематического ухода за больными специально обученным для этих целей персоналом принадлежит императрице Марии Федоровне. Еще в 1804 г. она выдвинула идею привлечения вдов к уходу за больными в Московском вдовьем доме. Но только в 1813 г. в Санкт-Петербургестали открываться вдовьи дома для призрения престарелых и не имеющих средств к пропитанию своему вдов. Со временем они стали многоструктурными учреждениями, как, например, Санкт-Петербургский вдовий дом, который включал отделение для малолетних детей, сиротское отделение для дворянских детей, дом призрения больных девиц благородного звания, приют для детей, родители которых умерли от эпидемии холеры, училище для детей-сирот военнослужащих.
В 1814 г. по распоряжению императрицы Марии Федоровны женщины из Санкт-Петербургского вдовьего дома на добровольных началах были приглашены и направлены на работы в больницы, чтобы ухаживать за больными. Дежурные вдовы должны были надзирать за порядком в палатах, при раздаче больным пищи, питья и лекарств, содержать в чистоте и опрятности как больных, так и их постели. Доктора давали вдовам необходимые наставления по уходу за больными, а дежурные вдовы учились у них всем медицинским приемам, чтобы в случае необходимости самим оказывать помощь больным.
В январе 1818 г. императрица Мария Федоровна распорядилась привлечь «сердобольных вдов» к уходу за больными в Московской Мариинской больнице для бедных.
Первым организатором их работы стал штаб-лекарь, главный врач Мариинской больницы для бедных X. фон Оппель (прадед известного хирурга и главного врача больницы Петра Великого). В 1822 г. он составил для медицинского персонала вверенной ему больницы «Руководство и правило, как ходить за больными, в пользу каждого, сим делом занимающегося, а наипаче для сердобольных вдов, званию сему особенно себя посвятивших».
Круг обязанностей «сердобольных вдов» был довольно широким. Они должны были хорошо знать основные правила больничной гигиены: содержать в чистоте палату, регулярно проветривать ее, поддерживать чистоту полов, постели. Персонал по отношению к больным должен быть приветлив, предупредителен и ненавязчив. При уходе за лихорадящим больным ,медицинский персонал «должен нагреть ему постель кувшинами с горячей водой, с плотно заткнутыми пробками, которые потом можно положить у ног; когда больной пропотеет, следует переменить ему белье; напоить его жидкостью» (Московская Мариинская больница для бедных, 1806— 1906 гг.: исторический очерк, составленный к 100-летию больницы. — М., 1906. — С. 145). В руководстве подробно рассказывалось, как ставить горчичники, припарки, пиявки, шпанские мушки, готовить ванны, ставить клистиры. Все перечисленные манипуляции были достаточно подробно описаны. Например, подчеркивалось, что при постановке клистира важны степень теплоты воды, количество вводимой жидкости, положение больного, при обмороке нужно освободить больного от стесняющей его одежды, слегка похлопать по щекам, обрызгать лицо прохладной водой, а если это не поможет, то поднести к носу нюхательную соль. Давались советы, как давать жидкие лекарства, как удобнее приспособить пузырек для отсчета определенного числа капель, каким образом скрыть вкус горького лекарства, как помочь больному принять твердое лекарство, неприятное на вкус, придать ему форму пилюли. X. фон Оппель, в своем труде, обратил внимание на особенности ухода за роженицами, родильницами и новорожденными, сформулировал правила по профилактике внутрибольничных инфекций.
С 1829 г. в течение 32 лет благотворительную организацию, созданную императрицей Марией Федоровной, возглавляла императрица Александра Федоровна.
По ее инициативе в 1842 г. был утвержден устав Санкт-Петербургского вдовьего дома, который регламентировал деятельность «сердобольных вдов». Устав был рекомендован для использования во всех аналогичных учреждениях Российской империи. Параграф 6 устава гласил: «Вдовы, пожелавшие посвятить себя богоугодному попечению о больных, составляют во вдовьем доме особый разряд под названием сердобольных и до принятия в которые подвергаются испытательному сроку» (Устав Санкт-Петербургского вдовьего дома. — СПб., 1842. — С. 2). После испытательного срока, который включал дежурства в Мариинской больнице под руководством опытных коллег и главного врача в течение 1 года, женщина в церкви вдовьего дома приводилась к присяге. Вместе со свидетельством ей вручали знак отличия — золотой крест на зеленой ленте с надписью на одной стороне «Всех скорбящих радость», а на другой — «Сердоболие».
Одежда «сердобольных вдов» отличалась от одежды остальных обитательниц вдовьего дома: они носили платье коричневого цвета. За 2 недели дежурства в больнице они получали по 1,5 р. серебром и пищу по особому расписанию. «Сердобольные вдовы» могли быть отпущены в частные дома для ухода за больными и имели право получать за свой труд денежное вознаграждение.
Институт сердобольных вдов просуществовал до 1892 г., а затем был упразднен. Он явился прототипом общин сестер милосердия, которые стали создаваться в России с 1844 г.
Движение общинных сестер милосердия было весьма знаменательным явлением подвижничества, охватившим русское общество во второй половине XIX в. В этом движении выразилась борьба женщин за социальное равноправие.
Общины сестер милосердия были своеобразными трудовыми коммунами. При них функционировали детские приюты и школы, больницы и амбулатории, ремесленные и художественные мастерские и обязательно — постоянно действующие курсы медицинских сестер. Уставы общин мало отличались друг от друга. Их неизменными условиями были целомудрие и строгость поведения, любовь и милосердие к ближнему, трудолюбие и самоотверженность, дисциплинированность и беспрекословное подчинение начальству. Уставы общин, хотя и были строгими, но в отличие от монастырских ,сохраняли за членами общины некоторые элементы свободы. Сестры имели право владеть наследственным и собственным имуществом, при желании могли вернуться к родителям, требующим ухода, или вступить в брак. Среди сестер милосердия было много женщин и девушек знатного происхождения. Однако устав не позволял делать никаких скидок, да никто и не стремился к привилегиям. Все с одинаковой самоотверженностью переносили тяготы трудовых будней мирного времени, лишения и опасности фронтовой жизни.
В 1844 г. в Санкт-Петербурге по инициативе и на средства Великой княгини Александры Николаевны и принцессы Терезии Ольденбургской была основана первая в России община сестер милосердия (с 1873 г. — Свято-Троицкая община сестер милосердия, названная так в честь существующей при общине церкви святой Троицы). Согласно уставу общины, который был утвержден в 1848 г., ее целью было попечение о бедных больных, утешение скорбящих, приведение на путь истинный лиц, предававшихся порокам, воспитание бесприютных детей и исправление детей с дурными наклонностями. Община включала отделение сестер милосердия, женскую больницу, богадельню для неизлечимых больных, исправительную школу, пансион, приют для приходящих детей, отделение «кающихся Магдалин», аптеку.
В общину принимались вдовы и девицы всех сословий в возрасте от 20 до 40 лет. Сестры не были связаны монашескими обетами, хотя религиозной направленности в их воспитании придавалось важное значение. Если сестра милосердия выходила замуж, то она исключалась из общины. Прежде чем получить звание сестры милосердия, женщины должны были отработать в общине в течение года. По истечении испытательного срока женщина должна была решить, может ли она принять на себя обязанности сестры милосердия. Комитет общины также высказывал о ней свое мнение, которое было решающим. Процедура посвящения в сестры милосердия проходила в торжественной обстановке, так же как при посвящении в «сердобольные вдовы». Звание сестер милосердия в течение года получали 3 — 4 чел. Следует отметить, что суровый, ограничивающий инициативу и лишающий свободы в личной жизни режим общины большинство сестер выносило не более 5—10 лет. Лишь отдельные сестры служили в общине пожизненно.
Профессиональная подготовка сестер милосердия была узко практической и включала обучение основным гигиеническим правилам ухода за больными, некоторым лечебным процедурам. Впоследствии сестры милосердия стали осуществлять уход за больными в малоимущих и бедных семьях. К деятельности Свято-Троицкой общины проявил большой интерес великий русский хирург Н. И. Пирогов. Он часто посещал ее, присутствовал на совещаниях комитета общины, давал советы, проводил сложные операции.
Деятельность Свято-Троицкой общины сестер милосердия с момента основания и до ликвидации в 1917 г. осуществлялась на благотворительные средства, в том числе средства царской семьи. Также община имела доход от оплаты ухода за больными в частных домах. Принц Александр Петрович Ольденбургский, являясь почетным опекуном общины, в 1886 г. создал при ней Пастеровскую прививочную станцию для лечения больных бешенством. А в 1890 г. на ее базе был создан Императорский институт экспериментальной медицины (первое в России научно-исследовательское учреждение в области медицины и биологии).
В 1844 г. в Санкт-Петербурге княгиня М.Ф. Барятинская основала общину сестер милосердия Литейной части. Целью общины было оказание помощи нуждающимся и страждущим, проживающим на территории данного района. Согласно уставу она состояла из следующих отделений: сестер милосердия, призреваемых бедных старушек и детских ясель. В сестры милосердия принимались совершеннолетние девушки или вдовы после шестимесячного испытательного срока. Сестры осуществляли уход за больными, преимущественно бедными, в их жилищах. Кроме того, в 1854 г. при общине была открыта больница для раненых офицеров Балтийского флота, реорганизованная в 1856 г. во временный дом призрения для вдов и сирот офицеров, убитых в Севастополе. А с 1863 г. при общине стала работать детская больница на 10 коек.
В Санкт-Петербурге в 1859 г. Великой княгиней Александрой Петровной была учреждена Покровская община сестер милосердия. Целью общины являлось попечение о приходящих больных, подготовка опытных сестер милосердия и воспитание бедных и бесприютных детей. Данная община включала отделение для сестер милосердия, больницу, лечебницу для амбулаторных больных, аптеку, отделение для грудных детей, отделение для детей младшего возраста (сюда принимались дети-сироты, калеки, слепые, дети из бедных семей), школу для мальчиков (которые оставались в общине до 12 лет), училище для подготовки фельдшериц. В общину принимались девушки и вдовы в возрасте от 17 до 40 лет. Испытательный срок составлял 3 года. По его истечении в торжественной обстановке после принесения клятвы сестры получали золотой крест на ленте синего цвета с надписью «Любовь и милосердие». Сестры милосердия и воспитанницы училища дежурили в больнице, лечебнице для амбулаторных больных, аптеке и обязаны были выполнять распоряжения врачей. Обучение фельдшериц включало два этапа: подготовительный (гимназический) и специальный (медицинский). Учебная программа предусматривала изучение анатомии, физиологии, физики, фармакологии, клинических дисциплин, малой хирургии, десмургии, методов ухода за больными. Курс обучения составлял 4 года. Окончившие училище сестры милосердия получали аттестат, дающий право работать в качестве помощника лекаря.
В 1861 г. княгиня М. М. Дондукова-Корсакова создала в Псковской губернии общину сельских сестер милосердия.
В Москве в 1863 г. княгиня А.В.Голицына организовала приют для иногородних монахинь, а при нем больницу и общину сестер милосердия.
А в 1866 г. появилась община сестер милосердия под названием «Утоли моя печали» (по названию иконы Божьей Матери), в создании которой принимала активное участие княгиня Н. Б. Шаховская. Данная община была создана при тюремной больнице, позднее при ней были открыты сиротский приют для девочек, больница и амбулатория. С течением времени община стала самой крупной в России.
В 1853—1856 гг. в результате столкновения политических и экономических интересов России и коалиции Турции, Англии, Франции и Сардинии на Ближнем Востоке началась Крымская война. Боевые действия преимущественно велись в Крыму и на Черном море, а также на Кавказе, Балтике и даже Камчатке. Первыми отправились оказывать помощь раненым на поле боя сестры милосердия Крестовоздвиженской общины (Община воздвижения животворящего креста сестер попечения о раненых и больных). Данная община была учреждена в 1854 г. в Санкт-Петербурге Великой княгиней Еленой Павловной Романовой и Н.И.Пироговым. Изначально общине хотели придать исключительно религиозный характер, но Н. И. Пирогов по-другому понимал назначение сестер милосердия. Он подчеркивал, что сестра милосердия не должна быть православной монахиней. Она должна быть простой богопочтительной женщиной с практическим рассудком и хорошим техническим образованием, но непременно должна сохранить чувствительное сердце.
Крестовоздвиженская община стала первой готовить медицинских сестер не только для работы в госпиталях, но и для обслуживания раненых на поле боя. Ее устав был написан Н.И.Пироговым. Он считал: «...главная начальница общины и начальницы отделений сестер не должны пользоваться особыми привилегиями в общине. Так как, это только увеличило бы расстояние между ними и сестрами, и роль начальниц в этом случае сводилась бы к общему наблюдению за сестрами, а не к конкретному руководству практической работой сестер по уходу за больными» (Пирогов Н.И. Севастопольские письма и воспоминания / Н. И. Пирогов. — М., 1950. — С. 247).
Так как формирование Крестовоздвиженской общины происходило в годы Крымской войны, комитет общины обратился с призывом к женщинам русского подданства о вступлении в ряды общины сестер милосердия. Женщины и девушки, принятые в общину, давали присягу. Около 3 мес. они работали в 1-м сухопутном госпитале в Петербурге, а затем направлялись на театр военных действий в Крым или на север России (в связи с появлением неприятельского флота у берегов Финляндии). Часть сестер, которые были назначены старшими, в конце своей специальной подготовки проходили испытания в клиническом госпитале Петербургской медико-хирургической академии.
Великая княжна Елена Павловна настояла перед Николаем I на разрешении действительному статскому советнику Н. И. Пирогову отправиться в Крым и взять на себя руководство деятельностью сестер милосердия. Н.И. Пирогов с первым отрядом сестер милосердия численностью 28 чел. 12 ноября 1854 г. приехал в Севастополь. К приезду сестер милосердия госпитали Крыма уже были заполнены ранеными и больными. Женщины усердно следили за чистотой и порядком в палатах, своевременной сменой белья, заботились о питании больных, контролировали вкус и качество пищи. В тех случаях, когда врачи назначали индивидуальное питание больному, сестры сами варили порционные блюда.
Круг обязанностей сестер был очень обширен, и чем глубже они вникали в госпитальную жизнь, тем все больше находили применение своим силам. В декабре 1854 г. многие из сестер милосердия заболели сыпным тифом, и к ним на помощь из Санкт-Петербурга и Москвы прибыли «сердобольные вдовы», подготовленные к уходу за ранеными и больными. К 1855 г. в Севастополе и других городах Крыма оказывали помощь раненым и больным уже несколько отделений сестер Крестовоздвиженской общины. По распоряжению Н.И.Пирогова сестры милосердия были разделены на перевязывающих, аптекарш и сестер-хозяек.
Широкую известность получила Е.П.Карцева, приехавшая в Крым в 1855 г. и ставшая впоследствии одной из самых известных сестер милосердия. В последующем Е.П.Карцева возглавила в Симферополе отряд из 28 «дежурных» сестер, осуществляющих медицинский надзор за самыми тяжелыми ранеными и «ампутированными». Легендарную славу завоевала себе дочь матроса Даша Севастопольская (Д.Л.Михайлова). Сведения о жизни и судьбе этой русской воительницы сохранились в воспоминаниях Н.И.Пирогова. Солдаты и матросы называли Дашу сестричкой. Николай I приказал пожаловать ей золотую медаль на Владимирской ленте с подписью «За усердие» и 500 р. серебром, а также велел объявить, что по выходу ее в замужество пожалует ей еще 1 000 р. серебром на обзаведение.
Е.А.Хитрово, одна из первых российских сестер милосердия, соратница Н.И.Пирогова, получив домашнее образование, сначала работала воспитательницей, а в 1852 г. поступила в Одесскую богадельню сердобольных сестер, где в конце того же года приняла должность надзирательницы. Во время Крымской войны Е.А.Хитрово подготовила и направила на театр военных действий сестер милосердия из Одессы. Весной 1855 г. она отправилась в Николаев, в июне в Херсон, а в августе в Крым «ревизовать» работающие там отделения Крестовоздвиженской общины.
Особое место среди сестер милосердия заняла Е.М.Бакунина, истинная аристократка, глубоко верующая женщина. Она одной из первых отправилась в составе Крестовоздвиженской общины в Крым для оказания помощи раненым и больным воинам, вначале работая обычной сестрой, а затем по настоянию Великой княгини Елены Павловны во главе общины. На этом посту Е.М.Бакунина проявила большие организаторские способности, неустанно объезжая самые отдаленные госпитали, вникая в проблемы снабжения медикаментами, продовольствием, теплой одеждой. По ее ходатайству раненым регулярно выдавалось теплое белье. Часто она сопровождала обозы с ранеными, разделяя с ними все невзгоды тяжелого пути и оберегая от равнодушия и разгильдяйства нерадивых работников. По окончании войны Е. М.Бакунина продолжила возглавлять Крестовоздвиженскую общину сестер милосердия.
Героическое участие сестер милосердия в Крымской войне привело к рождению, по словам известного ученого-хирурга И. А. Вельяминова, медицинской сестры. В 1863 г. был издан приказ военного министра Д. А. Милютина о введении по договоренности с общиной постоянного сестринского ухода за больными в госпиталях. Эту дату следует считать годом рождения профессии медицинской сестры в России, что, несомненно, стало важным событием в борьбе за женское равноправие. Сестрам, прослужившим в госпиталях не менее 25 лет, назначали из государственной казны пенсию в размере 100 р.
Параллельно Крестовоздвиженской общине по другую линию фронта в расположении английских войск начала свою благородную деятельность английская сестра милосердия Ф. Найтингейл (1820—1910), которая во всём мире считается основоположницей сестринского дела.
Своё предназначение уже в юности Ф. Найтингейл видела в избавлении людей от болезней, которые можно предупредить. Она решила стать медицинской сестрой в 20 лет. Однако её мечте не суждено было сбыться, поскольку общество имело якобы неопровержимые доказательства распутного поведения медицинских сестёр. В связи с этим женщины её круга (семья принадлежала к высшему обществу) не могли думать о профессии медицинской сестры. Ф. Найтингейл обратилась к религии. Чтение книг по медицине и уходу за больными, посещение больниц, уход за детьми, живущими в трущобах, приближали её мечту, которая осуществилась только в 33 года после её стажировки в больнице, принадлежавшей католической организации «Сестры милосердия». В 1853 г. Ф. Найтингейл становится надзирательницей в заведении для больных женщин благородного происхождения в Лондоне. Её обязанности: наблюдение за работой медицинских сестёр, состоянием медицинского оборудования, контроль за приготовлением лекарств. Заведение было образцовым, но Ф. Найтингейл обосновывала необходимость создания специальной школы для медицинских сестёр.
В 1854 г. английские войска высадились в Крыму, чтобы помочь Турции в войне с Россией. После битвы под Севастополем в английской газете «Тайм» появилась заметка о том, что больных и раненых английских солдат оставляют умирать без всякой помощи в английском военном госпитале в Скута<