Сестринское дело как профессия

Определение сестринского дела.Существует множество опре­делений сестринского дела, на формулировку которых ,повлияли различные факторы, включая особенности исторической эпохи, уровень социально-экономического развития общества, географи­ческое положение страны, уровень развития системы здравоохра­нения, особенности обязанностей сестринского персонала, отно­шение медицинского персонала и общества к сестринскому делу, особенности национальной культуры, демографические ситуации, потребности населения в медицинской помощи, а также пред­ставления и личное мировоззрение человека, дающего определе­ние сестринской науке. Но, несмотря на перечисленные факторы, сестринское дело должно соответствовать современным профес­сиональным стандартам и иметь законодательную основу.

На Конгрессе специалистов сестринского дела Всемирной орга­низации здравоохранения (ВОЗ), прошедшем в 1944 г. в Ганнове­ре, было дано следующее определение: сестринское дело — это искусство и наука; оно целиком охватывает тело, разум и духов­ную сферу пациента; поддерживает духовное, умственное и физи­ческое здоровье посредством обучения и примера, акцентирует внимание на сохранении здоровья, а также на оказании помощи больным, включает в себя заботу о социальной и духовной сфере пациента, так же как физической, и осуществляет медицин­ское обслуживание семьи, общества и индивида.

Одно из «нестареющих» определений сестринского дела, полу­чившее позже международное признание, дала в 1961 г. американ­ская медицинская сестра В.Хендерсон, выдающийся препода­ватель, просветитель, исследователь и лектор. Она писала, что уникальная функция медицинской сестры заключается в оказании помощи человеку, больному или здоровому, в осуществлении тех действий, имеющих отношение к его здоровью, выздоровлению или спокойной смерти, какие он предпринял бы сам, обладая не­обходимыми силами, знаниями и волей. И делается это таким образом, чтобы он снова как можно быстрее обрел независимость.

Первое определение сестринского дела дала легендарная Ф. Найтингейл в «Записках об уходе», изданных в 1859 г., определив его как действие по использованию окружающей пациента среды в целях содействия его выздоровлению. При этом задача заключа­лась в создании для больного таких условий, при которых приро­да оказала бы свое целительное воздействие. Ф. Найтингейл счи­тала, что уход за больными и здоровыми — это две важные сферы сестринского дела. При этом уход за здоровыми — это поддержа­ние у человека такого состояния, при котором болезнь не насту­пает, а уход за больными — это помощь страдающему от болезни. Путем наблюдения и сбора информации о больном Ф. Най­тингейл устанавливала связь между состоянием здоровья пациента и факторами окружающей среды. Разработанная Ф. Найтингейл концепция окружающей среды как основного компонента сест­ринского ухода, а также призывы избавить медицинских сестер от необходимости все знать о том, как протекает болезнь, сегодня рассматривается, как попытка провести различия между сестринским делом и врачебной практикой. Она первая отметила, что сестрин­ское дело как профессия отличается от врачебной деятельности и требует специальных(отличающих от врачебных знаний) организа­ции, практической и научной подготовки. Современные исследователи рассматрива­ют работы Ф. Найтингейл в качестве первой теории концептуаль­ной модели сестринского дела.

На современном этапе существует множество определений понятия «сестринское дело», вот одно из них, приведенное в учебном пособии по основам сестринского дела Т.П. Обуховец и О.В. Черновой:

Сестринское дело— важнейшая составная часть си­стемы здравоохранения, располагающая значительны­ми кадровыми ресурсами и потенциальными возмож­ностями для удовлетворения потребностей населения в доступной и приемлемой медицинской помощи.

Миссия медицинской сестры.Миссия медицинской сестры за­ключается в оказании помощи конкретным людям, семьям и груп­пам людей в достижении ими физического, умственного и соци­ального здоровья в условиях окружающей их среды.

В последнее время меняется взгляд на функции медицинской сестры. Если раньше акцент делался на уход за больными людьми, то сейчас сестринский персонал совместно с другими специали­стами видит главную задачу в поддержании здоровья, предупреж­дении заболеваний, обеспечении максимальной независимости человека в соответствии с его индивидуальными возможностями. В развитых странах считается предпочтительным уход за больны­ми и их лечение в условиях муниципальной (амбулаторно-поликлинической) медицины.

Функции медицинской сестры.Функции медицинской сестры определены Европейским региональным бюро ВОЗ по сестрин­скому делу, и об этом свидетельствует международный проект Европейского регионального бюро ВОЗ — LEMON. Данный про­ект предусматривает сотрудничество разных стран (в том числе и России) в рамках вопросов сестринского дела и акушерства, пре­доставляет информацию о нуждах, достижениях и потенциаль­ных проектах в странах — членах международного сообщества.

Первой функцией является осуществление сестринского ухода, например профилактические меры, сестринские вмешательства, связанные с реабилитацией, психологической поддержкой чело­века или его семьи. Эта функция наиболее эффективна, если осу­ществляется в рамках сестринского процесса.

Осуществление се­стринского ухода включает в себя:

• оценку потребностей человека и его семьи;

• выявление потребностей, которые могут быть наиболее эф­фективно удовлетворены благодаря сестринскому вмешатель­ству;

• определение первоочередных проблем со здоровьем, кото­рые могут быть удовлетворены благодаря сестринскому вмеша­тельству;

• планирование и осуществление необходимого сестринского ухода; привлечение пациента, а при необходимости членов его семьи, друзей к уходу;

• использование принятых профессиональных стандартов.

Вторая функция — обучение пациентов и сестринского персо­нала — включает:

• оценку знаний и навыков человека, относящихся к сохране­нию и восстановлению здоровья;

• подготовку и предоставление нужной информации на соот­ветствующем уровне;

• помощь другим медицинским сестрам, пациентам и другому персоналу в получении новых знаний и навыков.

Третья функция — исполнение медицинской сестрой зависи­мой и независимой роли в составе бригады медицинских работ­ников, обслуживающих пациента, — в России только начинает вводиться. Однако без нее сестринское дело не сможет занять долж­ного места в системе здравоохранения. Компонентом этой функ­ции является сотрудничество с пациентом, его семьей, медицин­скими работниками в планировании и организации ухода за боль­ным.

Четвертая функция — развитие сестринской практики с помо­щью исследовательской деятельности — также только начинает реализовываться.

Основными целями сестринского дела являются:

1. Формирование оптимальных условий для повыше­ния эффективности и усиления роли средних меди­цинских работников, совершенствование системы управления.

2. Создание новой концептуальной российской модели сестринского дела. В каждой модели отражаются ос­новные принципы первичной медико-социальной по­мощи (ПМСП). Сегодня еще действует медицинская (традиционная) модель, автором которой является Ф. Найтингейл. В данной модели одним из состав­ляющих элементов является роль медсестры как по­мощника врача с крайне ограниченной профессио­нальной самостоятельностью.

3. Внедрение новых технологий в сестринском деле, биоэтических и профессиональных подходов, способ­ных удовлетворить потребность населения в доступ­ной медицинской помощи.

4. Усиление профилактической направленности здра­воохранения.

5. Проведение системных преобразований в сестрин­ском деле — в области образования, научных исследо­ваниях, практическом здравоохранении, содействие и развитие профессиональных сестринских ассоциаций.

6. Повышение статуса сестринского персонала как про­фессионального, так и социального, обеспечение со­циальной защищенности специалистов сестринского дела и многое другое.

Сестринское дело решает следующие задачи:

1) развитие и расширение организационных и управленческих резервов по работе с кадрами;

2) консолидирование профессиональных и ведомственных уси­лий по медицинскому обслуживанию населения;

3) введение работы по обеспечению повышения квалификации и профессиональных навыков персонала;

4) разработка и внедрение новых технологий в сфере сестрин­ской помощи;

5) осуществление консультативной сестринской помощи;

6) обеспечение высокого уровня медицинской информации;

7) ведение санитарно-просветительской и профилактической работы;

8) проведение научно-исследовательских работ в области сест­ринского дела;

9) создание стандартов качества сестринской помощи.

Основными направлениями реформы сестринского дела, реализации отраслевой программы являются:

1. Нормативно-правовое обеспечение сестринской дея­тельности, охрана труда в учреждениях здравоохра­нения.

2. Создание стандартов (протоколов профессиональной сестринской деятельности), их апробация и дальней­шее внедрение в практику.

3. Разработка методических рекомендаций по ведению сестринского процесса как научного метода органи­зации сестринской практики, сестринской докумен­тации наблюдения за пациентом.

4.Разработка методических рекомендаций по пересмотру дифференцированной нагрузки на сестринский пер­сонал ЛПУ.

5. Пересмотр методики оплаты труда специальности «сестринское дело» в зависимости от качества объе­ма выполняемой работы и уровня образования на основе новых технологий сестринского дела.

Приоритетное развитие сестринского дела обеспечит качествен­но новый уровень медицинской помощи населению путем эф­фективного использования медицинских сестер, расширения их профессиональных обязанностей и предоставления сестринских услуг, максимально удовлетворяющих потребности населения.

Таким образом, стратегия сестринской практики должна соот­ветствовать меняющимся потребностям системы здравоохранения; иметь научное обоснование; быть социально приемлемой; обес­печивать общедоступность медицинской помощи (особенно тем группам населения, которые испытывают наибольшую потребность в ней); предоставлять помощь в стенах лечебного учреждения, дома и на уровне семьи; гарантировать высокое качество помощи.

История сестринского дела

История служения больным и раненым восходит к ранним векам христианства. Сколько существует медицина, столько существует потребность в оказании помощи страждущим. Считается, что первой, преимущественно женской профессией в медицине является повивальное искусство, которое возникло примерно в V веке до нашей эры.

В начале второго тысячелетия появились люди, которые стали оказывать всяческую помощь заболевшим или подвергшимся нападению разбойников паломникам, направлявшимся пешком и по морю в священный город Иерусалим. Так, по пути следования паломников, возникали монастыри, в которых первые братья милосердия оказывали помощь заболевшим путникам.

В 1070 году возник Орден Госпитальеров как братство по уходу за больными (прототип общин). Члены братства оказывали помощь раненым и больным независимо от их вероисповедания. Госпитальеры сыграли огромную роль в эпоху крестовых походов.

В 1130 году папа Иннокентий II утвердил знамя госпитальеров — белый крест на красном фоне. В 1155 году Раймунд дю Пюи стал первым магистром Ордена в госпи­тале, который находился при монастыре. При нем был создан приют для подкидышей и грудных младенцев. Ры­цари три раза в неделю устраивали бесплатные обеды для бедняков и раздавали им милостыню. Ко всем больным и раненым в братстве относились одинаково: пищу подава­ли на серебряной посуде, шелковое белье меняли ежеднев­но. Больные лежали в общих палатах. Здесь оперирова­ли, лечили, принимали роды. Сирот и подкидышей содер­жали в приюте при госпитале. Подземный ход соединял госпиталь с портом — раненых доставляли с галер прямо на операционный стол или в палату во избежание возник­новения инфекции. На Мальте и в Европе рыцари-монахи первыми основали уход и лечение за душевнобольными, изучали анатомию и изолировали инфекционных больных. Пища, которую получали пациенты госпитальеров, была много лучше той, которой довольствовались они сами; только когда член Ордена заболевал, великий магистр раз­решал ему есть то же, что ели пациенты госпиталя.

Основатель первых западноевропейских об­щин, французский священник Викентий Поль. В 1617году он организовал первую Общину сестер милосердия для жен­щин, обладавших природной добротой, способностью к со­страданию, интуицией, наблюдательностью, терпением и трудолюбием.

Систематическое обучение уходу за больны­ми в России началось в школе при Москов­ском госпитале, открытом в 1707 г. усилиями Петра I и голландского врача Н. Бидлоо.

Впервые в России женщин стали привлекать для ухода за больными в госпиталях и лаза­ретах при Петре I. По его указу в 1715 г. были созданы воспитательные дома, в которых служили женщины. Вскоре привлечение женщин для работы в больницах было отмене­но. Роль сиделок была отведена отставным солдатам.

В Воинском уставе 1716г. написано: «Потребно всегда при деся­ти больных быть для усмирения одному здоровому солдату, кото­рые оным больным жить имеют и платье на них мыть».

В 1728 г. вновь делали попытки привлечения женщин к работе с больными в госпиталях и лазаретах. Для этого медицинская канце­лярия ввела в штаты госпиталей должности для женщин. Однако в период царствования Екатерины I женский труд в госпиталях был отменён.

В середине XVIII в. вновь начали использовать женский труд в больницах. Привлекали «баб-сидельниц» — жён или вдов больничных солдат.

В 1763 г. в связи с созданием в Москве новой больницы на 25 коек, которую назвали Павловской, появилась потребность в жен­ском труде. «Прислугу за больными мужского пола... исполняли солдаты, которых присылали из Военной коллегии. В женском же отделении для хождения за больными были нанимаемы женщины из солдатских жён. Все они жили с больными, каждая в своей пала­те».

В 1775 г. при открытии в МосквеЕкатерининской больницы на 150 коек в её штате предполагалось «сидельников мужеска и женска пола — 24».

В то же время специальных сестёр для ухода за больными в свет­ских больницах, видимо, не было.

В 1812 г. во время нашествия Наполеона помощь раненым на добровольных патриотических началах оказывали женщины. Они кормили и обогревали раненых солдат, перевязывали им раны, выхаживали вплоть до выздоровления. Это привело к созданию в ноябре 1812 г. в Санкт-Петербурге Патриотического женского общества, предназначенного для оказания помощи населению, пострадавшему от нашествия противника.

Идея организациисистематического ухода за больными спе­циально обученным для этих целей персоналом принадлежит императрице Марии Федоровне. Еще в 1804 г. она выдвинула идею привлечения вдов к уходу за больными в Московском вдовьем доме. Но только в 1813 г. в Санкт-Петербургестали открываться вдовьи дома для призрения престарелых и не имеющих средств к пропитанию своему вдов. Со временем они стали многоструктур­ными учреждениями, как, например, Санкт-Петербургский вдо­вий дом, который включал отделение для малолетних детей, си­ротское отделение для дворянских детей, дом призрения больных девиц благородного звания, приют для детей, родители которых умерли от эпидемии холеры, училище для детей-сирот военно­служащих.

В 1814 г. по распоряжению императрицы Марии Федоровны женщины из Санкт-Петербургского вдовьего дома на доброволь­ных началах были приглашены и направлены на работы в боль­ницы, чтобы ухаживать за больными. Дежурные вдовы должны были надзирать за порядком в палатах, при раздаче больным пищи, питья и лекарств, содержать в чистоте и опрятности как больных, так и их постели. Доктора давали вдовам необходимые наставле­ния по уходу за больными, а дежурные вдовы учились у них всем медицинским приемам, чтобы в случае необходимости самим ока­зывать помощь больным.

В январе 1818 г. императрица Мария Федоровна распорядилась привлечь «сердобольных вдов» к уходу за больными в Московской Мариинской больнице для бедных.

Первым организатором их работы стал штаб-лекарь, главный врач Мариинской больницы для бедных X. фон Оппель (прадед извест­ного хирурга и главного врача больницы Петра Великого). В 1822 г. он составил для медицинского персонала вверенной ему больни­цы «Руководство и правило, как ходить за больными, в пользу каждого, сим делом занимающегося, а наипаче для сердобольных вдов, званию сему особенно себя посвятивших».

Круг обязанностей «сердобольных вдов» был довольно широ­ким. Они должны были хорошо знать основные правила боль­ничной гигиены: содержать в чистоте палату, регулярно проветривать ее, поддерживать чистоту полов, постели. Персонал по отношению к больным должен быть приветлив, предупредителен и ненавязчив. При уходе за лихорадящим больным ,медицинский персонал «должен нагреть ему постель кувшинами с горячей во­дой, с плотно заткнутыми пробками, которые потом можно поло­жить у ног; когда больной пропотеет, следует переменить ему белье; напоить его жидкостью» (Московская Мариинская больни­ца для бедных, 1806— 1906 гг.: исторический очерк, составленный к 100-летию больницы. — М., 1906. — С. 145). В руководстве подробно рассказывалось, как ставить горчичники, припарки, пи­явки, шпанские мушки, готовить ванны, ставить клистиры. Все перечисленные манипуляции были достаточно подробно описа­ны. Например, подчеркивалось, что при постановке клистира важ­ны степень теплоты воды, количество вводимой жидкости, поло­жение больного, при обмороке нужно освободить больного от стес­няющей его одежды, слегка похлопать по щекам, обрызгать лицо прохладной водой, а если это не поможет, то поднести к носу нюхательную соль. Давались советы, как давать жидкие лекарст­ва, как удобнее приспособить пузырек для отсчета определенного числа капель, каким образом скрыть вкус горького лекарства, как помочь больному принять твердое лекарство, неприятное на вкус, придать ему форму пилюли. X. фон Оппель, в своем труде, обратил внимание на особенности ухода за роженицами, родильницами и новорожденными, сформулировал правила по профилактике внутрибольничных инфекций.

С 1829 г. в течение 32 лет благотворительную организацию, созданную императрицей Марией Федоровной, возглавляла им­ператрица Александра Федоровна.

По ее инициативе в 1842 г. был утвержден устав Санкт-Петербургского вдовьего дома, кото­рый регламентировал деятельность «сердобольных вдов». Устав был рекомендован для использования во всех аналогичных уч­реждениях Российской империи. Параграф 6 устава гласил: «Вдо­вы, пожелавшие посвятить себя богоугодному попечению о боль­ных, составляют во вдовьем доме особый разряд под названием сердобольных и до принятия в которые подвергаются испытатель­ному сроку» (Устав Санкт-Петербургского вдовьего дома. — СПб., 1842. — С. 2). После испытательного срока, который включал де­журства в Мариинской больнице под руководством опытных кол­лег и главного врача в течение 1 года, женщина в церкви вдовьего дома приводилась к присяге. Вместе со свидетельством ей вруча­ли знак отличия — золотой крест на зеленой ленте с надписью на одной стороне «Всех скорбящих радость», а на другой — «Сердо­болие».

Одежда «сердобольных вдов» отличалась от одежды остальных обитательниц вдовьего дома: они носили платье коричневого цвета. За 2 недели дежурства в больнице они получали по 1,5 р. серебром и пищу по особому расписанию. «Сердобольные вдовы» мог­ли быть отпущены в частные дома для ухода за больными и имели право получать за свой труд денежное вознаграждение.

Институт сердобольных вдов просуществовал до 1892 г., а затем был упразд­нен. Он явился прототипом общин сестер милосердия, которые стали создаваться в России с 1844 г.

Движение общинных сестер милосердия было весьма знамена­тельным явлением подвижничества, охватившим русское обще­ство во второй половине XIX в. В этом движении выразилась борьба женщин за социальное равноправие.

Общины сестер милосердия были своеобразными трудовыми коммунами. При них функционировали детские приюты и шко­лы, больницы и амбулатории, ремесленные и художественные мастерские и обязательно — постоянно действующие курсы ме­дицинских сестер. Уставы общин мало отличались друг от друга. Их неизменными условиями были целомудрие и строгость пове­дения, любовь и милосердие к ближнему, трудолюбие и само­отверженность, дисциплинированность и беспрекословное под­чинение начальству. Уставы общин, хотя и были строгими, но в отличие от монастырских ,сохраняли за членами общины некото­рые элементы свободы. Сестры имели право владеть наследствен­ным и собственным имуществом, при желании могли вернуться к родителям, требующим ухода, или вступить в брак. Среди сестер милосердия было много женщин и девушек знатного происхож­дения. Однако устав не позволял делать никаких скидок, да никто и не стремился к привилегиям. Все с одинаковой самоотвержен­ностью переносили тяготы трудовых будней мирного времени, лишения и опасности фронтовой жизни.

В 1844 г. в Санкт-Петербурге по инициативе и на средства Ве­ликой княгини Александры Николаевны и принцессы Терезии Ольденбургской была основана первая в России община сестер милосердия (с 1873 г. — Свято-Троицкая община сестер милосер­дия, названная так в честь существующей при общине церкви святой Троицы). Согласно уставу общины, который был утверж­ден в 1848 г., ее целью было попечение о бедных больных, утеше­ние скорбящих, приведение на путь истинный лиц, предававших­ся порокам, воспитание бесприютных детей и исправление детей с дурными наклонностями. Община включала отделение сестер милосердия, женскую больницу, богадельню для неизлечимых больных, исправительную школу, пансион, приют для приходя­щих детей, отделение «кающихся Магдалин», аптеку.

В общину принимались вдовы и девицы всех сословий в возрасте от 20 до 40 лет. Сестры не были связаны монашескими обетами, хотя религиозной направленности в их воспитании придавалось важное значение. Если сестра милосердия выходила замуж, то она исключалась из общины. Прежде чем получить звание сестры милосердия, женщины должны были отработать в общине в тече­ние года. По истечении испытательного срока женщина должна была решить, может ли она принять на себя обязанности сестры милосердия. Комитет общины также высказывал о ней свое мне­ние, которое было решающим. Процедура посвящения в сестры милосердия проходила в торжественной обстановке, так же как при посвящении в «сердобольные вдовы». Звание сестер мило­сердия в течение года получали 3 — 4 чел. Следует отметить, что суровый, ограничивающий инициативу и лишающий свободы в личной жизни режим общины большинство сестер выносило не более 5—10 лет. Лишь отдельные сестры служили в общине по­жизненно.

Профессиональная подготовка сестер милосердия была узко практической и включала обучение основным гигиеническим пра­вилам ухода за больными, некоторым лечебным процедурам. Впо­следствии сестры милосердия стали осуществлять уход за больны­ми в малоимущих и бедных семьях. К деятельности Свято-Троиц­кой общины проявил большой интерес великий русский хирург Н. И. Пирогов. Он часто посещал ее, присутствовал на совещани­ях комитета общины, давал советы, проводил сложные операции.

Деятельность Свято-Троицкой общины сестер милосердия с момента основания и до ликвидации в 1917 г. осуществлялась на благотворительные средства, в том числе средства царской семьи. Также община имела доход от оплаты ухода за больными в част­ных домах. Принц Александр Петрович Ольденбургский, являясь почетным опекуном общины, в 1886 г. создал при ней Пастеров­скую прививочную станцию для лечения больных бешенством. А в 1890 г. на ее базе был создан Императорский институт экспе­риментальной медицины (первое в России научно-исследователь­ское учреждение в области медицины и биологии).

В 1844 г. в Санкт-Петербурге княгиня М.Ф. Барятинская осно­вала общину сестер милосердия Литейной части. Целью общины было оказание помощи нуждающимся и страждущим, прожива­ющим на территории данного района. Согласно уставу она состо­яла из следующих отделений: сестер милосердия, призреваемых бедных старушек и детских ясель. В сестры милосердия принима­лись совершеннолетние девушки или вдовы после шестимесячно­го испытательного срока. Сестры осуществляли уход за больными, преимущественно бедными, в их жилищах. Кроме того, в 1854 г. при общине была открыта больница для раненых офицеров Балтий­ского флота, реорганизованная в 1856 г. во временный дом при­зрения для вдов и сирот офицеров, убитых в Севастополе. А с 1863 г. при общине стала работать детская больница на 10 коек.

В Санкт-Петербурге в 1859 г. Великой княгиней Александрой Петровной была учреждена Покровская община сестер милосер­дия. Целью общины являлось попечение о приходящих больных, подготовка опытных сестер милосердия и воспитание бедных и бесприютных детей. Данная община включала отделение для сес­тер милосердия, больницу, лечебницу для амбулаторных больных, аптеку, отделение для грудных детей, отделение для детей млад­шего возраста (сюда принимались дети-сироты, калеки, слепые, дети из бедных семей), школу для мальчиков (которые оставались в общине до 12 лет), училище для подготовки фельдшериц. В об­щину принимались девушки и вдовы в возрасте от 17 до 40 лет. Испытательный срок составлял 3 года. По его истечении в торжест­венной обстановке после принесения клятвы сестры получали золотой крест на ленте синего цвета с надписью «Любовь и мило­сердие». Сестры милосердия и воспитанницы училища дежурили в больнице, лечебнице для амбулаторных больных, аптеке и обя­заны были выполнять распоряжения врачей. Обучение фельдше­риц включало два этапа: подготовительный (гимназический) и специальный (медицинский). Учебная программа предусматри­вала изучение анатомии, физиологии, физики, фармакологии, клинических дисциплин, малой хирургии, десмургии, методов ухода за больными. Курс обучения составлял 4 года. Окончившие училище сестры милосердия получали аттестат, дающий право работать в качестве помощника лекаря.

В 1861 г. княгиня М. М. Дондукова-Корсакова создала в Псков­ской губернии общину сельских сестер милосердия.

В Москве в 1863 г. княгиня А.В.Голицына организовала приют для иного­родних монахинь, а при нем больницу и общину сестер милосер­дия.

А в 1866 г. появилась община сестер милосердия под назва­нием «Утоли моя печали» (по названию иконы Божьей Матери), в создании которой принимала активное участие княгиня Н. Б. Ша­ховская. Данная община была создана при тюремной больнице, позднее при ней были открыты сиротский приют для девочек, больница и амбулатория. С течением времени община стала са­мой крупной в России.

В 1853—1856 гг. в результате столкновения политических и экономических интересов России и коалиции Турции, Англии, Франции и Сардинии на Ближнем Востоке началась Крымская война. Боевые действия преимущественно велись в Крыму и на Черном море, а также на Кавказе, Балтике и даже Камчатке. Первы­ми отправились оказывать помощь раненым на поле боя сестры милосердия Крестовоздвиженской общины (Община воздвиже­ния животворящего креста сестер попечения о раненых и боль­ных). Данная община была учреждена в 1854 г. в Санкт-Петербур­ге Великой княгиней Еленой Павловной Романовой и Н.И.Пироговым. Изначально общине хотели придать исключительно рели­гиозный характер, но Н. И. Пирогов по-другому понимал назна­чение сестер милосердия. Он подчеркивал, что сестра милосер­дия не должна быть православной монахиней. Она должна быть простой богопочтительной женщиной с практическим рассудком и хорошим техническим образованием, но непременно должна со­хранить чувствительное сердце.

Крестовоздвиженская община стала первой готовить медицин­ских сестер не только для работы в госпиталях, но и для обслужи­вания раненых на поле боя. Ее устав был написан Н.И.Пироговым. Он считал: «...главная начальница общины и начальницы отделений сестер не должны пользоваться особыми привилегия­ми в общине. Так как, это только увеличило бы расстояние между ними и сестрами, и роль начальниц в этом случае сводилась бы к общему наблюдению за сестрами, а не к конкретному руковод­ству практической работой сестер по уходу за больными» (Пиро­гов Н.И. Севастопольские письма и воспоминания / Н. И. Пиро­гов. — М., 1950. — С. 247).

Так как формирование Крестовоздвиженской общины проис­ходило в годы Крымской войны, комитет общины обратился с призывом к женщинам русского подданства о вступлении в ряды общины сестер милосердия. Женщины и девушки, принятые в общину, давали присягу. Около 3 мес. они работали в 1-м сухопут­ном госпитале в Петербурге, а затем направлялись на театр воен­ных действий в Крым или на север России (в связи с появлением неприятельского флота у берегов Финляндии). Часть сестер, ко­торые были назначены старшими, в конце своей специальной подготовки проходили испытания в клиническом госпитале Пе­тербургской медико-хирургической академии.

Великая княжна Елена Павловна настояла перед Николаем I на разрешении действительному статскому советнику Н. И. Пирогову отправиться в Крым и взять на себя руководство деятельно­стью сестер милосердия. Н.И. Пирогов с первым отрядом сестер милосердия численностью 28 чел. 12 ноября 1854 г. приехал в Севастополь. К приезду сестер милосердия госпитали Крыма уже были заполнены ранеными и больными. Женщины усердно сле­дили за чистотой и порядком в палатах, своевременной сменой белья, заботились о питании больных, контролировали вкус и качество пищи. В тех случаях, когда врачи назначали индивиду­альное питание больному, сестры сами варили порционные блюда.

Круг обязанностей сестер был очень обширен, и чем глубже они вникали в госпитальную жизнь, тем все больше находили применение своим силам. В декабре 1854 г. многие из сестер ми­лосердия заболели сыпным тифом, и к ним на помощь из Санкт-Петербурга и Москвы прибыли «сердобольные вдовы», подготов­ленные к уходу за ранеными и больными. К 1855 г. в Севастополе и других городах Крыма оказывали помощь раненым и больным уже несколько отделений сестер Крестовоздвиженской общины. По распоряжению Н.И.Пирогова сестры милосердия были раз­делены на перевязывающих, аптекарш и сестер-хозяек.

Широкую известность получила Е.П.Карцева, приехавшая в Крым в 1855 г. и ставшая впоследствии одной из самых известных сестер милосердия. В последующем Е.П.Карцева возглавила в Симферополе отряд из 28 «дежурных» сестер, осуществляющих медицинский надзор за самыми тяжелыми ранеными и «ампу­тированными». Легендарную славу завоевала себе дочь матроса Даша Севастопольская (Д.Л.Михайлова). Сведения о жизни и судьбе этой русской воительницы сохранились в воспоминаниях Н.И.Пирогова. Солдаты и матросы называли Дашу сестричкой. Николай I приказал пожаловать ей золотую медаль на Владимир­ской ленте с подписью «За усердие» и 500 р. серебром, а также велел объявить, что по выходу ее в замужество пожалует ей еще 1 000 р. серебром на обзаведение.

Е.А.Хитрово, одна из первых российских сестер милосердия, соратница Н.И.Пирогова, получив домашнее образование, сна­чала работала воспитательницей, а в 1852 г. поступила в Одес­скую богадельню сердобольных сестер, где в конце того же года приняла должность надзирательницы. Во время Крымской войны Е.А.Хитрово подготовила и направила на театр военных действий сестер милосердия из Одессы. Весной 1855 г. она отправилась в Николаев, в июне в Херсон, а в августе в Крым «ревизовать» ра­ботающие там отделения Крестовоздвиженской общины.

Особое место среди сестер милосердия заняла Е.М.Бакунина, истинная аристократка, глубоко верующая женщина. Она одной из первых отправилась в составе Крестовоздвиженской общины в Крым для оказания помощи раненым и больным воинам, вначале работая обычной сестрой, а затем по настоянию Великой княги­ни Елены Павловны во главе общины. На этом посту Е.М.Баку­нина проявила большие организаторские способности, неустанно объезжая самые отдаленные госпитали, вникая в проблемы снаб­жения медикаментами, продовольствием, теплой одеждой. По ее ходатайству раненым регулярно выдавалось теплое белье. Часто она сопровождала обозы с ранеными, разделяя с ними все невзгоды тяжелого пути и оберегая от равнодушия и разгильдяйства неради­вых работников. По окончании войны Е. М.Бакунина продолжи­ла возглавлять Крестовоздвиженскую общину сестер милосердия.

Героическое участие сестер милосердия в Крымской войне привело к рождению, по словам известного ученого-хирурга И. А. Вельяминова, медицинской сестры. В 1863 г. был издан при­каз военного министра Д. А. Милютина о введении по договорен­ности с общиной постоянного сестринского ухода за больными в госпиталях. Эту дату следует считать годом рождения профессии медицинской сестры в России, что, несомненно, стало важным событием в борьбе за женское равноправие. Сестрам, прослужив­шим в госпиталях не менее 25 лет, назначали из государственной казны пенсию в размере 100 р.

Параллельно Крестовоздвиженской общине по другую линию фронта в располо­жении английских войск начала свою благородную деятельность английская сестра милосердия Ф. Найтингейл (1820—1910), кото­рая во всём мире считается основоположницей сестринского дела.

Своё предназначение уже в юности Ф. Найтингейл видела в из­бавлении людей от болезней, которые можно предупредить. Она решила стать медицинской сестрой в 20 лет. Однако её мечте не суждено было сбыться, поскольку общество имело якобы неопро­вержимые доказательства распутного поведения медицинских сес­тёр. В связи с этим женщины её круга (семья принадлежала к выс­шему обществу) не могли думать о профессии медицинской сест­ры. Ф. Найтингейл обратилась к религии. Чтение книг по медици­не и уходу за больными, посещение больниц, уход за детьми, живущими в трущобах, приближали её мечту, которая осуществи­лась только в 33 года после её стажировки в больнице, принад­лежавшей католической организации «Сестры милосердия». В 1853 г. Ф. Найтингейл становится надзирательницей в заведении для больных женщин благородного происхождения в Лондоне. Её обязанности: наблюдение за работой медицинских сестёр, состоя­нием медицинского оборудования, контроль за приготовлением лекарств. Заведение было образцовым, но Ф. Найтингейл обосно­вывала необходимость создания специальной школы для медицин­ских сестёр.

В 1854 г. английские войска высадились в Крыму, чтобы помочь Турции в войне с Россией. После битвы под Севастополем в английской газете «Тайм» появилась заметка о том, что больных и ра­неных английских солдат оставляют умирать без всякой помощи в английском военном госпитале в Скута<

Наши рекомендации