Организации деятельности детской поликлиники
(Приложение №1 к Приказу Министерства здравоохранения
и социального развития Российской Федерации от 23 января 2007 г. № 56)
1. Примерный порядок организации деятельности детской поликлиники (далее - Порядок) регулирует организацию деятельности, управления, формирования структуры детской поликлиники.
2. Детская поликлиника создается органом местного самоуправления (или руководителем лечебно-профилактического учреждения муниципального района (городского округа) как самостоятельное лечебно-профилактическое учреждение муниципального района (городского округа) или как структурное подразделение лечебно-профилактического учреждения муниципального района (городского округа) для оказания по территориальному принципу первичной медико-санитарной помощи детскому населению.
3. Детская поликлиника обеспечивает оказание детскому населению первичной медико-санитарной и медицинской помощи врачами-педиатрами участковыми лечебно-профилактического отделения, врачами-специалистами консультативно-диагностического отделения, врачами отделений неотложной медицинской помощи, восстановительного лечения, медико-социальной помощи, а также организацию медицинской помощи детям в образовательных учреждениях.
4. Детская поликлиника осуществляет взаимодействие с территориальными учреждениями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, учреждениями родовспоможения (родильный дом и женская консультация), учреждениями образования и другими учреждениями по вопросу охраны здоровья детей.
5. Деятельность детской поликлиники осуществляется в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также Порядком.
6. Руководство детской поликлиникой, созданной как самостоятельное лечебно-профилактическое учреждение, осуществляет главный врач, который назначается на должность и освобождается от должности органом местного самоуправления.
Руководство детской поликлиникой, созданной в структуре лечебно-профилактического учреждения, осуществляет заместитель главного врача (заведующий отделением), который назначается на должность и освобождается от должности руководителем лечебно-профилактического учреждения.
7. Структура и штатная численность медицинского и иного персонала детской поликлиники утверждается руководителем лечебно-профилактического учреждения в зависимости от объема проводимой лечебно-профилактической работы.
8. Финансирование деятельности детской поликлиники осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
9. Учет и отчетность осуществляется детской поликлиникой в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
10. Детская поликлиника может использоваться для учебных целей высшими (средними) медицинскими образовательными учреждениями (факультетами), образовательными учреждениями системы послевузовского профессионального образования или научно-исследовательскими институтами.
11. Детская поликлиника осуществляет:
- диагностику и лечение различных заболеваний и состояний;
- антенатальную охрану плода (патронаж беременных педиатром);
- первичный патронаж новорожденных и детей раннего возраста в установленные сроки;
- оказание первой (доврачебной, врачебной) и неотложной медицинской помощи детям при острых заболеваниях, травмах, отравлениях и других неотложных состояниях, оказание медицинской помощи детям врачами-специалистами, своевременное направление их на госпитализацию;
- установление медицинских показаний и направление детей в лечебно-профилактические учреждения государственной системы здравоохранения для получения специализированных видов медицинской помощи;
- динамическое медицинское наблюдение за ростом и развитием ребенка, в том числе физическим и нервно-психическим, за детьми с хронической патологией, детьми-инвалидами, состоящими на диспансерном учете, их своевременное оздоровление, в том числе детей, имеющих право на получение набора социальных услуг;
- профилактические мероприятия по предупреждению и снижению заболеваемости, выявлению ранних и скрытых форм заболеваний, социально значимых заболеваний, в том числе гепатитов B и C, ВИЧ-инфекции, выявлению факторов риска заболеваний, инвалидности, смертности;
- проведение профилактических осмотров детей раннего возраста, а также детей в декретированные возрастные сроки, в том числе работающих подростков;
- диспансерное наблюдение детей с наследственными заболеваниями, выявленными в результате неонатального скрининга, и патронаж семей, имеющих детей указанной категории;
- оказание консультативной, диагностической, лечебной, медико-социальной помощи детям с острыми и хроническими заболеваниями, детям-инвалидам;
- оказание дополнительной медицинской помощи детям, имеющим право на получение набора социальных услуг;
- организацию медицинской помощи по восстановительной медицине;
- экспертизу временной нетрудоспособности;
- направление детей на медико-социальную экспертизу;
- работу по охране репродуктивного здоровья подростков;
- врачебное консультирование и медицинскую профессиональную ориентацию с учетом состояния здоровья детей;
- медико-социальную подготовку детей к поступлению в образовательные учреждения и контроль за течением адаптации;
- медицинское обеспечение подготовки юношей к военной службе;
- выполнение профилактической и лечебно-оздоровительной работы в образовательных учреждениях;
- контроль за организацией рационального питания детей раннего возраста, а также детей, воспитывающихся и обучающихся в образовательных учреждениях;
- санитарно-гигиеническое воспитание и образование, проведение работы по формированию здорового образа жизни среди детей, в том числе в образовательных учреждениях и семьях;
- врачебный контроль за детьми, занимающимися физической культурой и спортом;
- медицинское обеспечение детей в учреждениях отдыха и оздоровления;
- передачу детей по достижении соответствующего возраста на медицинское обслуживание в городскую (районную) поликлинику;
- проведение медицинских осмотров учащихся образовательных учреждений перед началом и в период прохождения практики в организациях, работники которых подлежат предварительным и периодическим медицинским осмотрам;
- выполнение индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов (медицинские аспекты);
- диагностическую и лечебную работу на дому и в амбулаторных условиях;
- обеспечение работы стационара на дому, дневного стационара;
- проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, вакцинопрофилактики в установленном порядке;
- оказание медико-социальной и психологической помощи детям и семьям, имеющим детей;
- работу по сохранению и пропаганде грудного вскармливания;
- контроль за выполнением режима, своевременным проведением мероприятий по профилактике алиментарных расстройств, рахита, анемии и разработку комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий;
- установление медицинских показаний и направление детей на санаторно-курортное лечение, в том числе детей, имеющих право на получение набора социальных услуг;
- внедрение новых профилактических, диагностических и лечебных технологий;
- организационно-методическую работу и планирование деятельности поликлиники;
- анализ работы поликлиники, в том числе анализ эффективности диспансерного наблюдения.
Примерная структура детской поликлиники
(Приложение № 2 к Приказу Министерства здравоохранения
и социального развития Российской Федерации от 23 января 2007 г. № 56)
Руководство поликлиники, в том числе
- административно-хозяйственная часть.
Информационно-аналитическое отделение:
- регистратура;
- оргметодкабинет (кабинет статистики).
Лечебно-профилактическое отделение (педиатрическое):
- кабинеты педиатров участковых;
- кабинет здорового ребенка;
- прививочный кабинет;
- процедурный кабинет.
Консультативно-диагностическое отделение:
- кабинеты врачей-специалистов;
- кабинеты функциональной диагностики;
- кабинеты лучевой диагностики.
Лаборатория.
Отделение неотложной медицинской помощи.
Отделение восстановительной медицины.
Отделение медико-социальной помощи.
Отделение организации медицинской помощи детям в образовательных учреждениях:
- медицинские кабинеты образовательных учреждений.
Дневной стационар.
Стационар на дому.
Врачебный здравпункт.
Фельдшерский здравпункт.
Приложение 3
ПОЛОЖЕНИЕ
о главном враче центральной районной больницы (главном враче района)
(Приложение 4 к приказу Министерства
здравоохранения СCCP № 185 от 26 февраля 1982 г.)
1. Главный врач несет непосредственную ответственность за организацию и уровень здравоохранения района, работу всех учреждений здравоохранения, качество оказания медицинской и лекарственной помощи населению района.
2. Главный врач осуществляет руководство деятельностью центральной районной больницы, отвечает за всю профилактическую, лечебно-диагностическую, административно-хозяйственную и финансовую деятельность больницы.
3. Главный врач назначается из числа квалифицированных врачей, имеющих опыт лечебной и организационной работы; утверждается и увольняется соответствующим исполкомом Совета народных депутатов по согласованию с областным (краевым) отделом (управлением) здравоохранения, министерством здравоохранения автономной и союзной (не имеющей областного деления) республики.
4. Главный врач находится в непосредственном подчинении соответствующего исполкома Совета народных депутатов н вышестоящих органов здравоохранения.
5. Главный врач руководит здравоохранением района в соответствии с Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении, утвержденных Законом СССР от 19 декабря 1969 года, постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР по вопросам народного здравоохранения, приказами, указаниями и инструкциями Министерства здравоохранения СССР, а также распоряжениями и указаниями вышестоящих органов здравоохранения и исполкома Совета народных депутатов, действующим законодательством.
6. В соответствии с основными задачами, главный врач разрабатывает и осуществляет:
6.1. Проведение мероприятий, направленных на профилактику, снижение и ликвидацию инфекционных заболеваний, а также снижение общей заболеваемости и заболеваемости с временной утратой трудоспособности, инвалидности, детской и общей смертности;
6.2. Руководство и контроль за деятельностью учреждений здравоохранения района;
6.3. Планирование развития сети лечебно-профилактических учреждений района, укомплектование врачебными, средними медицинскими и другими кадрами, оснащение учреждений здравоохранения медицинской техникой, обеспечение санитарным автотранспортом;
6.4. Общее наблюдение и контроль за деятельностью учреждений здравоохранения, других министерств и ведомств (железнодорожного транспорта, МГА и др.), находящихся на территории района.
7. Для усиления оперативного руководства здравоохранением района при главном враче и под его руководством создается медицинский совет по вопросам здравоохранения района, на котором рассматриваются вопросы, связанные с развитием и совершенствованием здравоохранения, охраной здоровья и оказанием медицинской помощи населению района.
7.1. В состав медицинского совета по вопросам здравоохранения района должны входить следующие ответственные работники и специалисты: заместители главного врача больницы - врачи, главный врач районной санитарно-эпидемиологической станции, заведующий поликлиникой (амбулаторией) центральной районной больницы, заведующий центральной районной аптекой, председатель райкома профсоюза медицинских работников, председатель райкома общества Красного Креста и Красного Полумесяца, ведущие специалисты района (терапевт, хирург, педиатр, акушер-гинеколог и др.).
7.2. Персональный состав медицинского совета по вопросам здравоохранения района утверждается исполкомом Совета народных депутатов по представлению главного врача района.
8. Для организационно-методического руководства учреждениями здравоохранения района, разработкой и осуществлением основных мероприятий в области профилактики заболеваний, санитарно-гигиенического воспитания и проведения лечебно-оздоровительных мероприятий среди населения района, анализа и оценки состояния здравоохранения района и работы лечебно-профилактических учреждений главный врач использует организационно-методический кабинет и врачей-специалистов центральной районной больницы.
9. Главный врач организует и обеспечивает:
9.1. Анализ общей заболеваемости и смертности населения, заболеваемости с временной утратой трудоспособности и инвалидности среди работников сельского хозяйства (колхозников и рабочих совхозов), а также рабочих и служащих промышленных предприятий, расположенных на территории района. На основе анализа полученных данных обеспечивает разработку и осуществление комплекса санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на снижение уровня заболеваемости, инвалидности и смертности населения района.
9.2. Систематическое изучение причин заболеваемости и смертности детей с последующей разработкой мер по их устранению, улучшению работы по оказанию лечебно-профилактической помощи детям и матерям, повышению эффективности профилактических мероприятий, патронажа детей и беременных, их диспансерного наблюдения.
9.3. Преимущественное медицинское обеспечение ведущих групп сельского населения, занятых в важнейших отраслях сельского хозяйства (механизаторы, животноводы, работники полевых бригад и др.), а также подростков, занятых в сельскохозяйственном производстве и системе профессионально-технического образования, в соответствии с существующими положениями.
9.4. Квалифицированную и доступную для населения района амбулаторно-поликлиническую и стационарную медицинскую помощь. При необходимости, использует передвижные виды врачебной помощи (амбулатории, стоматологические кабинеты, клинико-диагностические лаборатории, флюорографические установки и др.).
9.5. Систематическую организационно-методическую консультативную и практическую помощь врачам и средним медицинским работникам лечебно-профилактических учреждений района.
9.6. Повышение профессиональной квалификации врачей, среднего медицинского и другого персонала с использованием существующей системы специализации и усовершенствования.
9.7. Своевременное внедрение и широкое применение в практике лечебно-профилактических учреждений района современных методов и средств профилактики, диагностики и лечения больных; в том числе восстановительного лечения, а также передовых методов работы учреждений здравоохранения.
9.8. Расширение объема и повышение эффективности диспансеризации населения, в соответствии с действующими положениями и инструкциями.
9.9. Проведение плановых (ежемесячных и ежеквартальных) совещаний и практических конференций медицинских работников района по наиболее актуальным вопросам медицинского обслуживания населения.
10. Главный врач несет ответственность:
10.1. За развитие материально-технической базы здравоохранения, выполнение планов развития сети, строительство и капитальный ремонт учреждений здравоохранения, рациональное и эффективное использование медицинских и других кадров, медицинской техники, лекарственных средств, бюджетных ассигнований.
10.2. За качество и культуру работы учреждений здравоохранения района, их надлежащее санитарно-гигиеническое состояние.
10.3. За своевременное и качественное обследование и лечение больных в соответствии с современными достижениями медицинской науки и техники, образцовый уход, чуткое и внимательное отношение к больным в лечебно-профилактических учреждениях района.
10.4. За постановку и уровень врачебной экспертизы в лечебно-профилактических учреждениях района, за порядок и обоснованность выдачи больничных листков, за хранение и учет бланков больничных листков в соответствии с действующим положением;
10.5. За привлечение общественности к разработке и проведению мероприятий по лечебно-профилактическому обслуживанию населения, района и работы учреждений здравоохранения.
10.6. За готовность учреждений здравоохранения района в соответствии с требованиями гражданской обороны и других специальных указаний.
10.7. За своевременность и достоверность статистического учета и отчетности в учреждениях здравоохранения района.
11. Главный врач имеет право:
11.1. Издавать приказы и отдавать распоряжения, обязательные для исполнения всеми работниками здравоохранения района.
11.2. Осуществлять подбор и расстановку руководящих кадров (главных врачей районных и участковых больниц, диспансеров, родильных домов, амбулаторий и других учреждений здравоохранения района) и работников ЦРБ, производить их назначение и увольнение в установленном порядке.
11.3. Распределять по учреждениям здравоохранения района: медицинские и др. кадры, прирост (и перераспределение) коечного фонда, ассигнования, капиталовложения, средства на капитальный ремонт учреждений, медицинское оборудование и аппаратуру, санитарный транспорт и другие материальные ресурсы.
11.4. Увеличивать и уменьшать, а также перепрофилировать коечный фонд больниц и других учреждений района в пределах плана и бюджета здравоохранения района.
11.5. Поощрять, накладывать взыскания на медицинских и других работников учреждений здравоохранения района.
11.6. Представлять здравоохранение района в государственных органах, судебных и арбитражных инстанциях, общественных и других организациях.
11.7. Вносить на рассмотрение и обсуждение соответствующего исполкома Совета народных депутатов вопросы и мероприятия, направленные на улучшение медицинского обслуживания и усиление охраны здоровья населения района.
11.8. Систематически анализировать и контролировать работу лечебно-профилактических учреждений района путем: проверок состояния работы отдельных учреждений, заслушивания отчетов о деятельности главных врачей больниц, поликлиник (амбулаторий), диспансеров и др.
12. Главный врач обязан:
12.1. Периодически (не реже двух раз в год) отчитываться о работе центральной районной больницы и здравоохранении района перед населением.
12.2. Своевременно представлять установленную статистическую отчетность о деятельности центральной районной больницы и здравоохранении района, обеспечивая достоверность отчетных данных.
12.3. Регулярно принимать участие в работе общественного совета и создавать необходимые условия для его работы.
Раздел 4
Медицинская статистика
Статистика
Статистика - самостоятельная общественная наука, изучающая количественную сторону массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной с целью выявления закономерностей. Отличие статистики, как науки, от математики заключается в том, что предметом изучения статистики являются количественные закономерности
* Существует еще и межгосударственный уровень управления здравоохранением, который осуществляет Всемирная Организация Здравоохранения – ВОЗ. Этот уровень находится за пределами рассмотрения проблематики настоящего раздела.