Модернизация структуры управления отраслью
Модернизация структуры управления отраслью
В результате структурной перестройки отрасли в здравоохранении должны сформироваться государственные, муниципальные и частные сектора. В системе первичной медико-санитарной помощи основная роль будет отведена врачам общей практики (семейным врачам). Предусматриваемые в условиях нового хозяйствования территориальные медицинские объединения (ТМО) себя не оправдали в связи с тем, что их территории обслуживания не всегда совпадали с границами административных единиц региона; Советы трудового коллектива (СТК), создаваемые для демократизации управления, обычно теряли свое значение с организацией новых форм труда.
Совершенствование структуры управления отраслью в условиях реформирования предусматривает четкое дифференцирование проводимых мероприятий как внутри отрасли, так и на межотраслевом уровне. Основные направления развития системы здравоохранения, совершенствования организации медицинской помощи изложены в "Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации", которая одобрена постановлением правительства Российской Федерации. (Основные положения "Концепции..." приводятся в приложении).
Клинико-статистические группы (или диагностически связанные группы)
№ п.п. | Шифр МКБ | Наимено-вание забо-леваний | Задачи | Объем Обследо- вания | Кон-суль- тации | Объем лечения | Крите- рии качества | Срок лечения | Категория сложности кура ции | Катего- рия слож- ности опера- ции |
535,0 | Острый гастрит | Диагностика, лечение, госпитализация - по показаниям исключая острый живот | Анамнез, осмотр | Спазмолитики, антациды, дезинтоксика-ционная терапия | Снятие болевого синдрома, интоксика- ция | |||||
535,1 535,3 535,4 535,5 | Хр. гастрит - впервые выявленый | Диагностика, госпитализа-ция - по показаниям | Ан.крови, мочи | Противо восп. антациды, обез-боливающие заместительная терапия | Снятие или уменьшение болевого и диспепти- ческого синдромов | |||||
Городская поликлиника, поликлиника центральной районной больницы | ||||||||||
535,0 | Острый гастрит | Диагностика выявление этиологичес-кого фактора, лечение | Общий анализ крови, мочи, печеночные пробы -по показаниям, полный анализ кала | Спазмолитики, противовспа-лительные, антациды | Снятиеболевого синдрома, диспептического синдрома | |||||
535,1 535,3 535,4 535,5 | Хр. гастрит впервые выявлен ный | Диагностика лечение | Общий анализ крови, печеночные пробы-по показаниям, анализ желу-дочного сока, рен-тгеноскопия желудка, ФГДС с биопсией по показаниям, копрограмма | Спазмолитики,противовоспалительные, антациды | Снятие болевого диспептического синдрома | |||||
Язвенная болезнь желудка и 12- перстной кишки | Диагностика и лечение | Общий анализ крови, мочи, кал на скрытую кровь, фиброгастроско-пия. По показани-ям: рентгеноско-пия желудка и 12- перстной кишки | Диета, антациды, ингибиторы желудочной секреции, цитопротектив-ные средства, физиолечение, репаранты | Отсутствие бо-левого и дис-пептического синдромов, улучшение эндоскопической картины |
Медико-экономический стандарт з а б о л е в а н и я л е г к и х
Стационар центральной районной больницы, городской больницы, медико-санитароной части
Группа трудозатратЦена МЭС | ||||||||||||||||
NN п.п. | Шифр МКБ | Наиме-нова-ние заболе-ваний | Задачи | Объем обследова-ний | Кон-суль-тация | Объем лече- ния | Критерии качества | Сро- ки лече-ния | Кате-гория сложн. кура-ции | Кате- гория слож-опе-рации | кура- ции | опера-ции (кроме реан. | как сопут-ствую-щая забо-лева-нию | |||
491,2 | Хр. бронхит | Диаг- Ности-ка Лече-ние | Анализ крови, мочи, анализ мокроты на БК и флору, пневмотахометрия, фибрино-ген рентгенография органов грудной клетки, ЭКГ по показаниям | Антиби-отики сульфани-ламиды, десенси-билизи-рующие, отхарки-вающие, противо-кашлевые, физиоле-чение, банки, горчич-ники | Купиро-вание обострения, норма-лизация те--пературы, показателей крови, уменьше-ние или ис-чезновение кашля, одышки, уменьше-ние или исчезнове-ние хрипов | - | 21084.24 | 5162.30 | ||||||||
Приложение 3
Шкала оценки набора диагностических мероприятий
- диагностическое обследование не проводилось 0%
- выполнены отдельные малоинформативные обследования 25%
- обследование проведено наполовину 50%
- обследование проведено почти полностью, имеются
некоторые упущения 75%
- обследование проведено полностью 100%
Шкала оценки диагноза
- несоответствие поставленного диагноза клинико- статистическим данным | 0% |
- отсутствие развернутого клинического диагноза с отражением стадии, фазы. локализации, нарушения функций, наличие осложнений | 50% |
- поставлен развернутый клинический диагноз по основному и сопутствующему заболеванию |
Шкала оценки лечебно-оздоровительных,
реабилитационно – профилактических и других мероприятий
- лечебно-оздоровительные, реабилитационно – профилактические и др.
мероприятия практически не проводились 0%
- выполнены отдельные малоэффективные процедуры, манипуляции,
мероприятия 25%
- лечебно-оздоровительные, реабилитационно – профилактические и др.
меро-приятия выполнены наполовину 50%
- лечебно-оздоровительные, реабилитационно – профилактические и др.
мероприятия выполнены почти полностью, имеются упущения 75%
- набор лечебно-оздоровительных, реабилитационно -профилактических и
др. мероприятий, предусмотренных стандартом, выполнен полностью 100%
Шкала оценки состояния здоровья пациентов по окончанию
лечения, реабилитации и диспансеризации
- неудовлетворительное 0%
- удовлетворительное 50%
- хорошее 75%
- отличное 100%
0,5 х 100% + 0,2 х 75% + 0,3 х 100% + 75%
УКЛ= ————————————————————— = 0,85
200%
Если ОК =100%, то ОНЛМ можно не оценивать и формула примет следующий вид:
0,8 ОНДМ + 0,2 ОД + ОК
УКЛ= —————————————
200%
Задачи
Задача 1
Требуется разработать условную модель конечного результата деятельности для реабилитационного центра.
Методика разработки моделей конечного результата деятельности.
Содержание модели конечных результатов:
- набор показателей, характеризующих результаты деятельности;
- нормативные значения основных показателей;
- шкала для численной оценки результатов деятельности.
Различают два вида показателей деятельности:
1. Показатели результативности, характеризующие уровень достижения целей той или иной службой, учреждением, подразделением.
2. Показатели дефектов деятельности.
При формировании набора показателей результативности отбираются основные показатели, в максимальной степени, оценивающие конечный результат - состояние здоровья, сохранность и восстановление трудоспособности, инвалидизацию и т.п. Не следует включать в набор “объемные показатели”, характеризующие количественные аспекты деятельности служб и учреждений, типа оборота койки, функцию койки, числа пролеченных больных, количества обследований, манипуляций.
Показатели дефектов учитывают наиболее грубые нарушения в деятельности учреждений и подразделений.
Нормативные значения устанавливают только для показателей результативности, так как показатели дефектов в норме должны быть равны нулю.
Нормативы устанавливаются с учетом:
- многолетней динамики показателя в области;
- среднереспубликанского уровня;
- темпов предполагаемого изменения данного показателя в результате планируемых организационных и лечебно-профилактических мероприятий.
Нормативное значение должно быть таково, чтобы его достижение потребовало от любого учреждения (подразделения), оцениваемого с помощью данной модели конечных результатов, ощутимого улучшения качества медицинской помощи. Желательно, чтобы норматив не менее чем на 5% превышал наилучший уровень, достигнутый к настоящему моменту.
В дальнейшем, когда в процессе использования модели, конечный результат улучшится, и нормативное значение будет достигнуто, оно должно быть пересмотрено в сторону повышения.
Оценочные шкалы оформлены следующим образом (здесь в качестве примера приведены несколько условных показателей и значения этих показателей).
Оценочная шкала
Оценка в баллах | |||||
отклонения | |||||
Показатели | Единица измерения | Норма-тив | Норма-тива | Знак | За ед. откл. |
Показатели результативности | |||||
1. Смертность | Случаев на 1000 населения | 8,0 | - | ||
2. Реабилитация инвалидов | % к имеющим инвалидность | + | |||
Показатели дефектов | |||||
1. Обоснованные жалобы | Жалоб на10000 населения | - | - | 0,3 |
Задача 2
С использованием материалов условной модели конечных результатов деятельности (таблица 1) требуется определить коэффициент достижения результатов (КДР), если смертность составила 8,7 на 1000 населения, реабилитация инвалидов - 13,1%. За отчетный период поступило 3 обоснованных жалобы.
Решение. Коэффициент достижения результата КДР определяется отношением реально достигнутой суммы баллов (за вычетом баллов по показателям дефектов) к сумме оценки нормативных значений показателей.
(ОПР1+ОПР2+ОПР3+...ОПРп)-(ОПД1+ОПД2+ОПД3+...ОПДп)
КДР= ———————————————————————------------- ,
ОНЗ1 + ОНЗ2 + ОНЗ3 + ... ОНЗп
где ОПР - оценка показателей результативности;
ОПД - оценка показателей дефектов;
ОНЗ - оценка нормативных значений показателей результативности.
ОПР = ОНБ - (ФП - НП) х БОЕ ,
где ОНБ - оценка норматива в баллах;
ФП - фактический показатель по концу отчетного периода;
НП - нормативный показатель;
БОЕ - бальная оценка единицы измерения.
Показатель результативности для смертности составит:
5 - (8,7 - 8,0) х 2 = 3,6
по реабилитации инвалидов:
3 + (13,1 - 12,0) х 1 = 4,1
При наличии трех обоснованных жалоб оценка показателя “дефектов” будет равна: -0,3 х 3 = -0,9
3,6 + 4,1 - 0,9
КДР = ——————— = 0,85
Контрольные вопросы
1. Перечислите основные предпосылки реформирования здравоохранения РФ.
2. Двухэтапность проведения реформы в системе здравоохранения.
3. Цели и задачи перестройки управления отраслью.
4. Что предусматривает экономический метод управления в здравоохранении?
5. Какие изменения произошли в финансировании и оплате труда?
6. Какие новые формы организации и оплаты труда?
7. Какие формы определения КТУ и оплаты труда?
8. Как контролируется деятельность ЛПУ по набору показателей?
9. Как определяется качество медицинской помощи?
10. Значение КСГ И МЭС.
Приложение 1
Раздел 3
Управление здравоохранением
Модернизация структуры управления отраслью
В результате структурной перестройки отрасли в здравоохранении должны сформироваться государственные, муниципальные и частные сектора. В системе первичной медико-санитарной помощи основная роль будет отведена врачам общей практики (семейным врачам). Предусматриваемые в условиях нового хозяйствования территориальные медицинские объединения (ТМО) себя не оправдали в связи с тем, что их территории обслуживания не всегда совпадали с границами административных единиц региона; Советы трудового коллектива (СТК), создаваемые для демократизации управления, обычно теряли свое значение с организацией новых форм труда.
Совершенствование структуры управления отраслью в условиях реформирования предусматривает четкое дифференцирование проводимых мероприятий как внутри отрасли, так и на межотраслевом уровне. Основные направления развития системы здравоохранения, совершенствования организации медицинской помощи изложены в "Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации", которая одобрена постановлением правительства Российской Федерации. (Основные положения "Концепции..." приводятся в приложении).