Компьютерные технологии учрежденческого уровня.
В современных условиях применение медицинских информационных технологий для управления ЛПУ приобретает исключительно важную роль. С одной стороны, программный комплекс управления ЛПУ исключает рутинные методы обработки информации и повышает производительность труда. С другой стороны, формирование на уровне ЛПУ первичной медицинской информации становится основным источником медицинской статистики для решения региональных задач.
В настоящее время в ЛПУ Удмуртской Республики эксплуатируются следующие программные средства (см. таб. 1):
Программа «Поликлиника»
Программный комплекс «Поликлиника» предназначен для ЛПУ любого уровня от центральных районных больниц до консультативных поликлиник и обеспечивает учет контингентов обслуживаемого населения поликлиники, автоматизацию сбора, обработку входной информации.
Входная информация:
- «Амбулаторная карта больного» (форма №25/У);
- «Талон на прием к врачу» (форма №329/84/3 утвержденная МЗ СССР и МЗ УР взамен формы №25-6/У).
Технические средства для процессов обработки введенной информации - персональный компьютер типа PENTIUM, емкостью жесткого диска не менее 800Мб, с операционной системой WINDOWS 95 и выше.
Выходная информация делится на 3 группы:
1. Статистические документы:
- форма №7 «Сведения о заболеваниях злокачественными новообразованиями;
- форма №8 «Сведения о заболеваниях активным туберкулезом»;
- форма №9 «Сведения о заболеваниях, передаваемых половым путем;
Таблица 1
Наименование программного средства | Кол-во учр. на 11.2007г. | |
«Автоматизированная система ортопедического отделения стоматологической поликлиники» | ||
«Антирабическая помощь» | ||
«АРМ бухгалтера по учету труда и заработной платы» | ||
«АРМ врача-лаборанта» | ||
«АРМ врача-реаниматолога» | ||
«АРМ медицинской сестры прививочного кабинета детской поликлиники» | ||
«АРМ медсестры по диетпитанию» | ||
«АРМ регистратора поликлиники» | ||
«АРМ статистика стоматологической поликлиники» | ||
«Ведение регистра лучевая диагностика» | ||
«Внутрилабораторный контроль качества» | ||
«Диспансеризация населения» | ||
«Диспансеризация детского населения» | ||
«Кадры ЛПУ» | ||
«Комплексная оценка руководителя» | ||
«Контроль исполнения документов» | ||
«Лекарственное обеспечение по бесплатным и льготным рецептам» | ||
«Персонифицированный учет медикаментов в ЛПУ» | ||
«Поликлиника» | ||
«Приемное отделение» | ||
«Расчет калорийности питания больных в стационаре» | ||
«Рейтинговая оценка учебной успешности студентов» | ||
«Стационар» | ||
«Социологический мониторинг по здоровому образу жизни» | ||
«Травматологическая поликлиника» | ||
«Учет и анализ выдачи листков нетрудоспособности» | ||
«Учет и анализ деятельности службы скорой медицинской помощи» | ||
«Учет и анализ платных медицинских услуг» | ||
«Учет и анализ санаторно-курортного лечения» | ||
«Учет и планирование профилактических прививок взрослого населения» | ||
«Флюорография» | ||
«Формализованная история болезни» | ||
«Формализованная история развития новорожденного» | ||
«Формализованная история родов» | ||
«Формирование и анализ исполнения сметы ЛПУ» | ||
«Формирование тарифов на платные медицинские услуги» | ||
«Штатное расписание и тарификационные списки» |
- форма №10 «Сведения о заболеваниях психическими расстройствами;
- форма №11 «Сведения о заболеваниях наркологическими расстройствами;
- форма №12 «Отчет о числе заболеваний»;
- форма №30 «Профосмотры, проведенные в ЛПУ» (т. 2510,2511,2512,2514);
- форма №30 «Диспансерное наблюдение за инвалидами ВОВ…(т.2600);
- форма №30 «Хирургическая работа в поликлинике» (т.2800, 2801);
- форма №30 «Состоит инвалидов на учете ЛПУ» (т.2601);
- форма №31 «Профосмотры детей и подростков и их результаты» (т.2500);
- форма №31 «Заболеваемость детей первого года жизни» (т.2300);
- форма №39 «Учет посещений в поликлинике, на дому»;
- форма №16-ВН «Сведения о причинах временной нетрудоспособности»;
- форма №57 «Сведения о травмах и отравления» и др.
2. Аналитические документы:
- «План посещений по врачам»;
- «Учет ежедневной посещаемости»;
- «Показатели работы врачей в поликлинике, на дому»;
- «Учет и анализ посещений диспансерных больных по врачам»;
- «Показатели работы поликлиники (врача)»;
- «Учет работы врачей в поликлинике, на дому по участкам(районам)»;
- «Учет и анализ посещений диспансерных больных по участкам(районам)»;
- «Заболеваемость по обращаемости по классам»;
- «Инфекционная заболеваемость детского населения»;
- «Заболеваемость гриппом и ОРЗ»;
- «Анализ заболеваемости по участкам, диагнозам»;
- «Показатели заболеваемости по детским учреждениям»;
- «Движение диспансерных больных по диагнозам, врачам, участкам»;
- «Анализ проведенных операций»;
- «Анализ травматизма в детских учреждениях»;
- «Показатели диспансеризации больных»;
- «Показатели инвалидности»;
- «Критерии для оценки работы врача – терапевта участкового»;
- «Критерии для оценки работы врача – педиатра участкового»;
- «Информация о льготном обеспечении лекарственными средствами»;
- «Сводная потребность в лекарственных средствах по ДЛО» и др
3. Экономические документы:
- «Реестр числа обращений и количество посещений для ТФОМС»;
- «Счет – отчет объемов амбулаторно-поликлинической помощи, оказанной по ОМС»;
- Счет – отчет объемов хирургических операций».
Формируемые в программном комплексе данные служат основой для формирования входной информации регионального уровня управления поликлинической службой, а также территориальной и региональной базы данных на обслуживаемое население. Сбор информации на региональный уровень может осуществляться на дискетах, по модемной связи, в зависимости от технической оснащенности ЛПУ средствами вычислительной техники.
Разработанное программное обеспечение согласовывается на уровне информационных файлов и справочной информации с функционированием следующих программ:
- «База данных на обслуживаемое население»;
- «Травматологическая поликлиника»;
- «Поликлиника (региональный уровень)»;
- «Флюорография»;
- «АРМ регистратора поликлиники»;
- «Учет и анализ профилактических прививок взрослого населения»»;
- «АРМ врача-лаборанта».
Программный комплекс «Поликлиника» по функциональному назначению можно разделить на следующие задачи:
· Пациент
· Статистика поликлиники
· Экономика поликлиники
· Управление поликлиникой
· Диспансеризация населения
· Льготное лекарственное обеспечение
Решение задачи «Пациент» обеспечивает учет контингентов населения, закрепленного для медицинского обслуживания, накопления сведений об анамнезе,
Решение задачи «Статистика поликлиники» представляет из себя систему учета и анализа работы амбулаторно-поликлинической службы ЛПУ.
Решение задачи «Экономика поликлиники» предназначено для автоматизации учета и отработки механизма взаимодействия ЛПУ и страховой организации при расчетах за выполненные услуги в объемах гарантированной медицинской помощи застрахованному контингенту.
Решение задачи «Управление поликлиникой» организационно и информационно связано с задачами «Пациент», «Статистика поликлиники», «Экономика поликлиники». Из информационных баз вышеописанных задач можно получить значительный объем оперативной и аналитической информации. Анализ показателей данного комплекса позволяет оценить качество и интенсивность работы врача, заболеваемость обслуживаемого населения по обращаемости.
Решение задачи «Диспансеризация населения» позволяет ввести данные о проведенных диспансерных осмотрах и получить сведения о дополнительной диспансеризации работников бюджетной сферы в возрасте 35-55 лет (ДДБ), других категорий работающих (ДДР), и дополнительных медицинских осмотрах работников, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами (ДМО);
Решение задачи «Льготное лекарственное обеспечение» позволяет автоматизировать выписку рецептов на бесплатные и льготные рецепты по программе «Дополнительное лекарственное обеспечение» в соответствии с нормативными документами РФ.
Функционирование программного комплекса «Поликлиника» возможно как при наличии одного персонального компьютера в ЛПУ, так и при наличии локальной вычислительной сети. В сетевом варианте этот пакет вписывается информационно и логически в работу врача. Каждый врач, ведущий прием, имеет доступ к регистру лиц с информацией на каждого пациента, обслуживаемого в данной поликлинике.
Программа «Стационар»
Данная разработка является частью автоматизированной системы управления стационаром и предусматривает использование персонального компьютера для получения сведений с целью проведения анализа деятельности стационара, его служб, отделений, качества диагностики и лечения. Программное средство может быть использовано в больнице любого уровня - от участковой до республиканской клинической больницы. Информация, получаемая при решении задачи, может выдаваться на уровень главного врача, его заместителей по лечебным вопросам, заведующим отделениями, статистикам, экономистам с периодичностью, необходимой для пользователей.
Входная информация:
- «Карта выбывшего из стационара» (форма №066/У);
- Листок учета движения больных и коечного фонда стационара» (форма №007/у).
Технические средства для процессов обработки введенной информации - персональный компьютер типа PENTIUM, емкостью жесткого диска не менее 800Мб, с операционной системой WINDOWS 95 и выше.
Выходная информация делится на 3 группы:
1. Статистические документы:
- форма №13 «Сведения о прерывании беременности»;
- форма №14 «Состав больных в стационаре» (3/2000);
- форма №14 «Хирургическая работы учреждения» (3/4000,4100,4200);
- форма №14дс «Состав больных в дневном стационаре, сроки и исходы их лечения»;
- форма №16-ВН «Сведения о причинах временной нетрудоспособности»;
- форма №30 «Обследовано серологически» (3/3101);
- форма №30 «Переливание крови и кровезамещающих жидкостей» (3/3200);
- форма №30 «Экстренная хирургическая помощь» (3/3600);
- форма № 32 «Принято родов» (3/2210);
- форма № 32 «Заболевания, осложнившие роды» (3/2211);
- форма № 36 «Отчет о контингентах с психическими заболеваниями»;
- форма № 37 «Отчет о больных алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями»;
2. Аналитические документы:
- «Анализ работы стационара»;
- Характеристика уровня качества лечения больных»;
- «Распределение больных по диагнозам»;
- «Распределение больных по направившим ЛПУ»;
- «Показатели хирургической работы по отделению»;
- «Оценка качества лечения больных»;
- «Характеристика операционной работы хирурга»;
- Характеристика проеденных операций»;
- «Список умерших больных»;
- «Список переведенных в другие стационары»;
- «Учет расхода медикаментов по отделениям выписки больных»;
- «Список внебюджетных больных» и др.
3. Экономические документы:
- «Реестр пролеченных больных для ТФОМС»;
- «Счет – отчет объемов стационарной помощи, оказанной по ОМС»;
- «Счет – отчет объемов хирургических операций».
Программный комплекс «Стационар» по функциональному назначению состоит из двух программ:
· «Учет и отчетность в стационаре»;
· «Отчетность по ОМС».
Программа «Учет и отчетность в стационаре» обеспечивает ввод и актуализацию данных на всех пролеченных в стационаре больных на основе формы №066/у и формы №007/у, формирование статистических отчетных документов, аналитических документов и подготовку информации на дискетах для программы «Отчетность по ОМС».
Программа «Отчетность по ОМС» обеспечивает формирование документов, требуемых для отчета в Территориальный фонд ОМС и его филиалы, контроль достоверности передаваемых данных, защиту данных от несанкционированного просмотра (кодирование и декодирование паспортных данных). Программа «Отчетность по ОМС» имеет в качестве входного параметра код ЛПУ для использования ее в Территориальном фонде ОМС.