Применение функциональной техники на позвоночнике
Чтобы практиковать функциональную диагностику и лечение позвоночника или сустава, требуется идентификация того, что зона (в позвоночнике, например) имеет нарушения функции, отличается или аномальна при сравнении ее с остальной частью позвоночника. Для этого используют одну из многих уже описанных форм оценки.
Идентификация зон припухлости мышц во время тестов со сгибанием позвоночника в положениях сидя или стоя (гл. 8) или «плоских» зон позвоночника (рассматривалось в диагностической последовательности для жестких мышц, все они должны подводить вас к зоне «отличной от других» и требующей дальнейшего изучения или нормализации.
Хартман говорит еще об одной возможности, после того как возникли начальные подозрения:
Диагноз аномалии фактуры в тканях проводится обычным способом, при помощи пальпации. В отдельной зоне следует почувствовать градиент аномалии, и центр этой зоны становится одновременно и центром внимания врача.
Хартман рекомендует делать легкое постукивание по остистым отросткам и околопозвоночным мышцам, чтобы выделить и локализовать зону различий. Там будут отмечены варианты резонанса, которые, говорит он, будут субъективно ощущаться пациентом и которые выведут вас на самые центральные точки тканей с нарушенными функциями (см. Тематическую вставку, стр. …).
Упражнение 7.4.
Рекомендуемое время выполнения - 10-15 минут.
Проведите оценку позвоночника вашего пациента (партнера), рассматривая области уплощения или припухлости при осмотре позвоночника сбоку или спереди.
Пальпируйте область и старайтесь отыскать центральную зону тканевой дисфункции, наибольшего повышения тонуса или чувствительности.
Кончиками согнутых пальцев одной руки легонько постукивайте по тем тканям, которые были идентифицированы, а также по тканям соседних областей (см. Тематическую вставку, рис. 9А, стр. …).
Способны ли вы идентифицировать различия в звуке, который издают наиболее затронутые ткани?
Как только такая идентификация проведена, одна рука (слушающая) располагается на этих тканях. Пациент может сидеть, лежать или стоять. Другая рука используется для создания двигательного стимула в регионе, пассивно, или с небольшим активным участием, но только при условии вашего контроля.
Проводится серия нормальных физиологических движений в регионе, и в каждом случае (и при любом из направлений) пальпирующая рука, находящаяся на напряженных тканях с нарушенными функциями, ощущает либо наибольшую свободу, либо максимальную зажатость. При этом она старается найти точку, в которой сочетание точек наибольшей свободы (при оценке во всех направлениях движения) суммируется, и именно здесь происходит наибольшее расслабление тканей.
Это, говорит Хартман, является формой ингибирования, поскольку напряженные ткани «в той области возбуждения успокаиваются, а врач постоянно стремится к состоянию свободы и облегчения».
Движения для оценки свободы и зажатости (последовательность значения не имеет) таковы:
· Сгибание и разгибание.
· Наклон вбок в обе стороны.
· Скручивание в обоих направлениях
· Смещение вперед и назад.
· Латеральное смещение, в обе стороны.
· Смещение к голове и к копчику (тяга и сжатие).
За чем следует:
· Дыхание, вдохи и выдохи.
Гринман характеризует процесс достижения как последовательный приход первыми шестью движениями, причем они как бы «накладываются» одно на другое (порядок, в котором их применяют, не имеет значения, их просто следует применять последовательно и не забывать ни одно). Вместе с тем, за ними должны последовать финальные респираторные маневры, цель которых – выяснить, в какой из фаз дыхательного цикла наступает максимальное облегчение.
После того как положение свободы было установлено, используйте одно из направлений движения, причем это положение свободы является стартовой точкой для движения в следующем направлении. Состояние максимальной свободы теперь оценивается уже там. Когда его обнаруживают, можно говорить, что вы нашли комбинированную позицию свободы для первых двух направлений движения (скажем, наклона вбок и скручивания).
Вы «накладываете» второе на первое, а затем из этой комбинированной позиции легкости можете ввести третье направление оценки, скажем, смещение вправо и влево… и так далее, пока не будут проанализированы все направления, а положения свободы – не наложены одно на другое (рис. 7.1).
Затем вводится респираторная диагностика, и конечная позиция свободы удерживается около минуты до полной повторной оценки выявленных ранее ограничений.
Врач должен ощущать чувство увеличения диапазона нормы (большую свободу), это значит, что облегчение наступило.
Рис. 7.1. Стрелки указывают направление движения при оценке «свободы» и «зажатости» «слушающей» рукой на тканях позвоночника во время функциональной диагностики позвоночных сегментов. Движения следующие:
Сгибание-разгибание
Скручивание влево и вправо
Наклон в правую и левую сторону
Смещение вбок (вправо и влево)
Смещение вперед и назад
Смещение вверх и вниз (тяга и сдавливание)
Упражнение 7.5.
Рекомендуемое время выполнения – 15-20 минут.
Гринман приводит последовательность упражнений, направленных на достижение «функциональной грамотности». То, что мы приводим ниже, является модифицированным кратким изложением его серии.
Упражнение 7.5а
Встаньте позади и чуть сбоку сидящего пациента/партнера. Его руки скрещены таким образом, что кисти лежат на противоположных плечах (правая – на левом, и наоборот). Положите «слушающую» руку в любое место на верхней части грудного отдела позвоночника, где была идентифицирована натянутость или припухлость тканей. Рука должна быть очень спокойна. Дождитесь, пока она не будет ничего чувствовать (отсутствие движения).
Другую руку («движущую») следует положить на голову пациента. Эта рука будет направлять и проводить голову через отдельные движения, такие как сгибание и разгибание (выполняются они очень медленно, без рывков).
Пальпирующая рука старается распознать изменения, происходящие в тканях: увеличение свободы, либо увеличение зажатости.
Повторно выполните сгибание и возврат в исходное положение несколько раз, отмечая, где обнаруживается точка максимальной свободы. Затем проведите такие же повторные отклонения головы назад. Задача – та же самая.