Тематическая вставка 5: «Красная», «белая» и «черная» реакция.
Многие исследователи и клиницисты описывали некоторый набор реакций в форме «линий» разного цвета, от красного до белого и даже сине-черного, после применения местной кожной тяги, выполненной пальцем, или зондом.
Этот феномен использовался уже на заре развития остеопатии, в XIX столетии.
Вот что пишет Карл Мак-Коннелл (Carl McConnell, 1899):
Я начинаю прежде всего со спины и обследую позвоночный столб в направлении крестца, наложив средние пальцы на остистые отростки и стоя точно позади пациента. Я веду плоские поверхности подушечек этих двух пальцев от верха спины к крестцу так, чтобы пальцы проходили в плотном контакте с гребнями позвонков; там, где кожные сосуды плотно прижимаются к позвоночным отросткам, остаются красные полосы. После такого движения эта красная линия позволяет с большой точностью определить легкие латеральные смещения позвонков. Если позвонок, или область позвоночника, слишком сдвинуты назад, то цвет линии становится интенсивнее, а если вперед – линия будет бледнее.
В гораздо более близкие к нам времена Маршалл Хоуг (Marshall Hoag. 1969) пишет об использовании кожного трения при осмотре позвоночной области следующее:
Выполняется твердое, но умеренное (по силе) надавливание подушечками пальцев с движением их вниз по поверхности кожи, длинными движениями по ходу околопозвоночной области. Для этого может также использоваться затупленный конец инструмента, или ручки, поскольку целью здесь является получение измененного цвета кожи. Однако следует соблюдать осторожность, чтобы не поцарапать пациента. Возникновение в определенных областях менее интенсивной и быстро исчезающей цветовой реакции говорит о повышенной вазоконстрикции в данном месте и указывает на нарушение вегетативной нервной деятельности. Значимость этой «красной реакции» и других признаков измененной рефлекторной деятельности в соотношении с (остеопатическими) повреждениями было проверено исследованиями. Другие исследователи придают большее значение степени эритемы или продолжительности «красной реакции».
Вот что пишет об этом явлении Джон Апледжер (Upledger & Vredevoogd, 1983):
Сегменты с повышенной чувствительность (локализованные области чрезмерной возбудимости в мягких тканях с участием нервной сенсибилизации вследствие длительного стресса) выявляются пальпацией, если легонько провести пальцами вдоль околопозвоночной области спины. Я обычно провожу оценку при помощи кожной тяги, одним непрерывным движением от верхней части шеи до крестцовой области. В месте, где кончики пальцев начинают тянуть кожу, вы, вероятнее всего, и найдете гиперчувствительный сегмент. после нескольких повторений с увеличением силы, затронутые области будут краснее, чем соседние. Мышцы и соединительные ткани на этом уровне будут:
Давать чувство «зернистости» (под кожей - как будто шарики).
Более чувствительными при пальпации.
Более жесткими и ограничивать движение позвонков.
Более чувствительными при легком постукивании по остистым отросткам кончиками пальцев, или резиновым молоточком.
Роджер Ньюман Тернер (Roger Newman Turner, 1984) приводит результаты исследований еще одного остеопата/натуропата, Кейта Ламонта (Keith Lamont), впервые описавшего феномен «черной полосы»:
Обычным наблюдением остеопатов, использующих «позвоночный измеритель» для обнаружения наиболее активных повреждений, является следующее: при надавливании и проведении с обеих сторон позвоночника зондом с полукруглым кончиком примерно 0,5 см. в диаметре, у некоторых пациентов возникает полоса темно-синего и даже черного цвета. Надавливание зондом обычно является очень легким, поскольку используется он преимущественно для регистрации изменений кожного сопротивления, но оно, тем не менее, оказывает эффект «разжатия» на артериолы и венулы подкожной капиллярной сети. Местное расширение капиллярного русла с лишенной кислорода венозной кровью и вызывает появление такой полосы, которая, по мере восстановления циркуляции, исчезает.
Такой симптом рассматривается у пациентов, его выказавших, как дефицит питания.
Кейт Ламонт, который первым привлек внимание к феномену «черной полосы», обнаружил также, что прием витамина Е, биофлавоноидного комплекса и гомеопатического фосфата железа, обычно такой дефицит излечивает.
Бертран Деджарнетт (Bertrand DeJarnette), создатель сакро-краниальной техники, подробно описывает симптом «красной реакции» с некоторыми комплексными интерпретациями, приводимыми в его классическом труде «Рефлекторная боль» (DeJarnette, 1934).
Деджарнетт в начале проводит оценку пациентов (частично основанную на данных кровяного давления) с разбиением их на несколько категорий, при этом проводится лечение с целью изменить относительную степень оксигенации крови, которая была установлена на основе той самой разбивки по категориям. Ни один из этих методов не имеет отношения к кожным реакциям, однако они являются необходимой преамбулой для дальнейших приводимых им описаний, которые, в ее отсутствие, могли бы привести читателя в замешательство. Для пациентов «Типа 1», которым уделялось соответствующее предварительное внимание (т.е. «техника выведения углекислого газа»):
Сидите или стойте непосредственно за спиной пациента, смотрите на его спину. попросите пациента слегка наклониться вперед. Свет должен ровно падать на спину пациента, не оставляя теней. Наложите указательный и средний пальцы правой руки на уровне 7-го шейного позвонка, пальцы расположены по сторонам от него, на расстоянии около 2,5 см. По мере движения вниз по позвоночнику пальцы следует держать на одном и том же расстоянии, чтобы каждая из образующихся полос была по возможности прямой. Для пациентов «Типа 1» (нормальное давление после использования соответствующих техник), применяйте легкое касание. Чтобы давление обоих пальцев было ровным, можно их закрепить, наложив на них пальцы левой руки. При движении вниз вдоль позвоночника давление должно быть достаточным, чтобы пальцами проминать кожу.
Теперь очень быстро проведите пальцами вниз вдоль позвоночника, до копчика. Сделайте шаг назад и посмотрите на реакцию. Обычно красная полоса возникает по всему пути. Затем она начинает исчезать, и то, на что вы должны смотреть максимально внимательно – как именно она исчезает. Область, которая будет самой красной в начале исчезновения, является зоной основного повреждения у пациента, и ее следует обвести маркером для кожи. Часто вы будете замечать, что ширина этой области больше, чем всей остальной полосы. Это вызвано тканевой инфильтрацией.
У пациентов категории «Тип 2» после предварительного лечения наблюдается слегка повышенное давление. После принятия того же исходного положения:
Осуществляя твердое давление, проведите пальцами вниз вдоль позвоночника, движение должно быть достаточно медленным. При движении от 7-го шейного позвонка до копчика вы должны ровно досчитать до 15 (примерно раз в секунду). При хорошем освещении спины будет видна полоса, которая становится красной, некоторые участки ее будут более светлыми, некоторые – окрашены ярче. Теперь смотрим, как полоса исчезает. Та область, которая будет самой белой, и будет зоной основного повреждения, так как указывает на наиболее анемичные места в околопозвоночных мышцах. Более того, она будет бледнее любой области кожи на теле пациента.
Переходя к следующей категории, которая интересует нас в данном исследовании (пациенты с высоким давлением), Деджарнетт рекомендует вам занять то же исходное положение и затем:
Сильно надавливая, продвигайтесь вниз вдоль позвоночника, от 7-го шейного позвонка к копчику, считая до 20 (см. выше). Наблюдаем за реакцией. Самая белая полоса будет зоной главного повреждения. У пациентов этого типа систолическое давление может быть свыше 180, а белая полоса характеризуется восковым, бледным оттенком и может удерживаться в течение нескольких минут.
Профессор Ирвин Корр (Irvin Korr, 1970), описывая годы своих остеопатических исследований, говорит, что феномен «красного рефлекса» тесно связан с зонами сниженного электрического сопротивления, которые, в свою очередь, точно соответствуют регионам сниженного болевого порога и зонам кожной и более глубокой чувствительности.
Он предупреждает:
Не следует искать совершенного соответствия между кожным сопротивлением (или «красным рефлексом») и распределением более глубоких патологических нарушений, поскольку зона, сегментарно связанная с определенными мышцами, не обязательно находится точно над ними. Например, в случаях с широчайшей мышцей спины, мышечно-фасциальные нарушения могут располагаться над бедром, но рефлекторные проявления могут фиксироваться в гораздо выше расположенных дерматомах, поскольку мышца иннервируется от шейной части спинного мозга.
Используя механическое устройство, которое качественно уравнивало давление и скорость прохождения, за которым проводилось измерение длительности покраснения, возникшего при воздействии стимулятора на кожу, Корр смог выявить зоны интенсивной вазоконстрикции, которые хорошо соответствовали нарушениям функций, распознанным при помощи ручного клинического обследования. Можно говорить, что здесь игнорировалась возможность «чувствовать» ткани, которая обычно присутствует при тяге пальцами вниз по околопозвоночным мышцам.
Это соображение не было упущено Маршем Моррисоном (Marsh Morrison, 1969), который излагает свою точку зрения следующим образом:
Пробегите пальцами вниз вдоль спинных и поясничных позвонков (на расстоянии примерно 5 см. от остистых отростков), останавливаясь на любом месте, которое кажется «тверже» или отличается от нормальной ткани. Такие утолщенные области, натянутые связки, пучки мышечных волокон, представляют собой затвердевшие ткани; обычно это – показатель защитной реакции, указывающий на раздражение и нарушение функций. При обнаружении таких отвердевших участков надавите вниз, и они почти всегда окажутся чувствительными, что уже является показанием для лечения.
Моррисон применял для расслабления таких контрактурных участков технику, схожую с той, которая была позже описана Джонсом и получила название системы «стрэйн/контрсрэйн» (Jones, 1981).
Остеопаты-исследователи Докторс, Кокс, Горбис, Дик и Роджерс (Cox et al. 1983), описывая результаты своих работ по идентификации пальпируемых скелетно-мышечных изменений при заболеваниях коронарных артерий (см. замечания по сегментам с повышенной чувствительностью в Гл. 4), говорят об использовании ими «красного рефлекса» как части процедур обследования (другими методами являлись тестирование диапазона движения позвоночных сегментов и ребер, оценка локальных болевых ощущений при пальпации и изменения фактуры мягких тканей). Ими показано, что наиболее чувствительными параметрами, оказавшимися достоверными показателями коронарного стеноза, оказались ограничение диапазона движения и изменение фактуры мягких тканей:
Кожную пальцевую стимуляцию «красного рефлекса» применяли на обеих околопозвоночных областях (Т4 и Т9-11) одновременно, оживленно надавливая на кожу и двигаясь в направлении крестца. Пациентов произвольно разделили на три группы
§ Уровень 1 – эритема тканей в области позвонков после стимуляции кожи длится менее 15 секунд.
§ Уровень 2 – эритема сохраняется от 15 до 30 секунд.
§ Уровень 3 – эритема сохраняется более 30 секунд.
В данном контексте «уровень 3» - сохраняющаяся эритема – представляет собой реакцию, более всего связанную с нарушением функций.
Смысл «красной реакции»
Ясно, что из простой процедуры воздействия на околопозвоночные мышцы, можно многое узнать как о самой процедуре, так и об ее результатах. Независимо от проверки достоверности предварительных методик Деджарнетта, мудрость его последующих наблюдений, использующих, различные варианты давления и проявилась в сосредоточении на наблюдении в большей степени за исчезновением покраснения, чем за самой начальной реакцией покраснения, и именно то, как реакция исчезает, и оценивалось как изменение функции.
Аналогичным образом нуждаются в подтверждении и связанные с особенностями обменных процессов наблюдения Ламонта. Но и это утверждение не отрицает того, что у некоторых пациентов наблюдаются столь необычные «черные полосы». В пальпации вообще редко задаются вопросы на предмет того, что «нечто» ощущалось, или наблюдалось. Дебаты возникают по поводу того, что это самое «нечто» означает, и как его интерпретировать.
Более простые наблюдения Апледжера, Хоуга, Моррисона и Мак-Коннелла легко применимы на практике, и их следует проверять на уже известных нарушениях функций, чтобы оценить, насколько эти методы будут полезными при диагностике.
Исследование Кокса и его коллег указывает на то, что использование только одного метода скелетно-мышечной оценки может оказаться недостаточно надежным для постановки правильного диагноза; однако при совместном использовании, например, обследований фактуры ткани, изменений диапазона движений, тестов на боль и «красную реакцию», то обнаружение нескольких сочетанных симптомов оказывается хорошим показателем лежащего в основе нарушения функций, которое может вовлекать также и процесс повышения чувствительности.