В каком направлении идет сухожилие?
В каком направлении идет связка?
Запишите в журнал, или на магнитофон характеристики и свои ощущения при пальпации.
Просмотрите соответствующее пособие по анатомии/физиологии, это поможет оценить точность того, что, как вам казалось, вы чувствовали.
Упражнение 2.27.
Рекомендуемое время – 7 минут.
Сдвиньте кисть выше, к локтю, средний палец находится на локтевой ямке, большой – на вентральной стороне локтя. Пальпируйте головку лучевой кости.
Почувствуйте ее форму и фактуру.
Насколько она твердая?
Сдвигается ли она при легком надавливании?
Что вы чувствуете, если сдвигаете средний и указательный пальцы чуть выше по локтю, за суставное пространство?
Вы не сможете почувствовать суставную сумку за исключением одного случая - крупной патологии сустава. Контакт – чуть выше сустава. Пускай ваш партнер медленно поворачивает в разные стороны предплечье (активная пронация и супинация), постарайтесь определить, как вы чувствуете происходящее между средним и большим пальцами.
Как варьирует конечная точка диапазона движения при пронации и при супинации?
Является ли оно (движение) симметричным?
Опишите конечные ощущения (см. Тематическую вставку «Конечные ощущения на стр. …).
Какое конечное положение ощущается как более твердое/жесткое (где конечное ощущение является более твердым) – супинация, или пронация?
Запишите результаты.
Упражнение 2.28.
Рекомендуемое время – 5 минут.
Теперь левой рукой возьмитесь за ладонь или запястье той руки, которую вы пальпируете правой.
Во время пальпации сустава выполните пассивную пронацию и супинацию руки партнера. Оцените общий диапазон движения при медленном выполнении движений.
На этой стадии вы получаете два комплекта проприорецептивной информации, от той руки, которая проводит пальпацию и от той, которая осуществляет движение.
Опишите диапазон и конечное ощущение как при пронации, так и при супинации, выполняемых пассивно, затем сравните эти результаты с полученными при активном движении (предыдущее упражнение).
Является конечное ощущение при пронации или супинации более твердым, или более мягким, и какое из движений имеет больший диапазон?
Ощущаете ли вы при подходе к конечной точке диапазона возникновение напряжения в тканях («зажатость»)?
Ощущаете ли вы такое же чувство тканевой свободы («легкость») при отходе от этой границы?
Постарайтесь осознать изменения, известные как «легкость» и «зажатость» при движении сустава в разных направлениях.
Можете ли вы найти точку равновесия где-то между конечными моментами диапазона движений при пронации и супинации, в которой ткани были бы наиболее свободными?
Если да, то вы обнаружили то, что называется физиологической нейтральной точкой, или точкой равновесия, которая является основной особенностью функционального остеопатического лечения. Мы еще вернемся к этому понятию и будем выполнять упражнения, в которых задействована нейтральная точка, позже (в частности – Глава 7).
Обсуждение упражнений 2.7. – 2.28.
Гринмэн предупреждает, что наиболее распространенными ошибками при выполнении этих упражнений на пальпацию (и при пальпации вообще) являются следующие:
· недостаточная концентрация;
· использование слишком сильного давления;
· чрезмерность в движениях.
Иными словами, если вы хотите проводить пальпацию эффективно, действуйте легко и неторопливо и, прежде всего, концентрируйтесь на том, что вы чувствуете.
Состояние навыков пальпации
Эти первые упражнения помогли вам приобрести (или увеличить) способность к дифференциации (и описаниям) формы, величины, фактуры, подвижности и температуры неорганических материалов разной толщины и в различных сочетаниях; способность отличать органические материалы от неорганических, различать живые и мертвые материалы и ткани, определять различное состояние здоровья живых тканей, а также пройти первые стадии оценки пульсации и ритмов тела, произвольно отделяя одни от других, а это и есть ключ к пальпаторной грамотности.
Теперь вы, возможно, способны чувствовать и силы, связанные с «тканевой памятью». Более детально мы будем их исследовать в последующих главах.
Эти упражнения можно варьировать и видоизменять в соответствии с отдельными потребностями. Они представляют собой идеи некоторых ведущих специалистов в данной области и являются не более, чем стартовой точкой в обследовании внутреннего пространства, которое за ними последует.
Теперь сосредоточимся на пальпации кожи.
Литература
Ford C 1989 Where healing waters meet. Station Hill Press, New York.
Frymann V 1963 Palpation – its study in the workshop. Yearbook of the American Academy of Osteopathy, pp. 16-30.
Greenman P 1989 Principles of manual medicine. Williams & Wilkins, Baltimore.
Korr I 1970 Physiological basis of osteopathic medicine. Postgraduate Institute of Osteopathic Medicine and Surgery, New York.
Mitchell F 1976 Journal of the American Osteopathic Association, June.
Mitchell F, Morgan P, Pruzzo N 1979 An evaluation of osteopathic muscle energy procedure. Pruzzo, Valley Park, Missouri.
Mitchell F 1976 Training and measuring sensory literacy. Yearbook of the American Aca demy of Osteopathy, pp. 120-127.
Sutton S 1977 An osteopathic method of history taking and physical examination. Journal of the American Osteopathic Association 77 (7):845-58.
Upledger J, Vredevoogd W 1983 Craniosacral therapy. Eastland Press, Seattle.
Van Allen P 1964 Improving our skills. Academy of Applied Osteopathy Yarbook, pp 147-152.
Walton W 1971 Palpatory diagnosis of the osteopathic lesion. Journal of the American Osteopathic Association August vol. 71 pp 117-131.