Целительство как суггестологическая практика

Современная суггестология, как и холистическая медицина, рассматривает в качестве основной причины возникновения заболеваний патогенную систему верований, дополняя таким образом энергетическую метафору холизма акцентированием стагнирующей роли приводящих к развитию заболеваний убеждений. Психофизиологические механизмы патогенеза идентичны механизмам ответственным за оздоровление, то есть оказываются все теми же контурами нейропептидной и гормональной психохимической регуляции.

Лишь в последние десятилетия благодаря пионерским разработкам таких корифеев недирективной психотерапии как Милтон Эриксон и Роберт Дилтс, стало возможным оценить действительную силу оздоровительного эффекта конструктивного перепрограммирования системы убеждений, организующих весь психический процесс. Если известный онкопсихолог Карл Саймонтон, разрабатывавший техники психологической реабилитации пациентов, страдавших различными бластомами, использовал в основном психоаналитические техники, то новейшие разработки суггестологов позволяют направленно и достаточно полно включать в процесс оздоровления все имеющиеся у исцеляемого психологические ресурсы. А их мощность в большинстве случаев оказывается практически неисчерпаемой.

Особенно большой интерес специалисты в области целевого перепрограммирования психики в последнее время проявляют к так называемому эффекту плацебо. Разумеется, известного оздоровительного эффекта можно достичь при профессионально грамотном применении любой психотерапевтической техники, такой, как, к примеру, гештальт-терапия или морита-терапия. Однако плацебо-эффект выгодно отличается от известных лечебных психотехнологий тем, что при всей ненасильственности воздействия сам пациент проявляет заметную активность, руководствуясь при этом малоосознаваемыми, а потому вполне для него естественными тяготеньями и склонностями.

Фактически при плацебо-терапии клиент лечит себя сам, при этом строго индивидуализируя характер самовоздействия и специфику достигаемого результата. На сегодняшний день, в результате многочисленных клинических экспериментов и статистических исследований достоверно доказана фактическая всеприменимость плацебо-терапии. Можно утверждать, что нет таких недугов, избавлению от которых в большей или меньшей степени не способствовало бы умелое профессиональное использование эффекта плацебо. Вопрос заключается лишь в том, как реализовывать возможности этого эффекта наиболее эффективным образом.

Приведем отрывок из книги Яна Мак-Дермотта и Джозефа О. Коннора «НЛП и здоровье», названный авторами «Некоторые мифы о плацебо»:

«Только лекарства могут играть роль плацебо. Нет, все, что мобилизует ожидания и убеждения человека о здоровье, может действовать как плацебо, в том числе и хирургическая операция.

Плацебо действует только на физиологические симптомы. Нет, оно действует на самые разные заболевания, включая артрит, астму, кровотечения и ожирения. Оно производят вполне определенное физиологическое действие на тело. Когда плацебо ослабляет боль, врачи иногда делают заключения, что боль была воображаемая, но не существует воображаемой боли. Для пациента, испытывающего боль, она всегда достаточна реальна.

Плацебо — это инертное вещество. Нет. Относительно активных лекарств у людей складываются определенные ожидания, которые могут усилить и ли ослабить естественное действие лекарств.

Действие плацебо вызывается тем, что людей обманывают, утверждая, что им дают эффективное лекарство, которое на самом деле не работает. Нет. Любой метод лечения, который укрепляет ожидания больного и чувство самообладания, может вызвать реакцию плацебо.

Реакция на плацебо очень слаба. Нет. Плацебо стимулирует эндорфины. Эти природные обезболивающие в сто раз сильнее морфия. Кроме того, плацебо может нейтрализовать действие многих сильнодействующих лекарств.

Действие плацебо всегда полезно. Нет. Действие плацебо всегда зависит от ожиданий и убеждений. Когда пациенты верят, что им дают лекарство с вредным побочным эффектом, они могут получить эти побочные эффекты вместе с лекарством. Например, при исследовании мефенезина плацебо вызвало практически те же самые побочные действия: сонливость, тошноту и головокружение.

Только истеричные, легковерные и чувствительные люди реагируют на плацебо. Нет. Не существует никаких доказательств того, что одни люди реагируют сильнее, чем другие. Плацебо действует на всех людей.

В плацебо всегда есть обман. Нет. Эффект плацебо может проявляться даже тогда, когда пациенты знают, что им дали сахарную таблетку. В исследовании, проведенном в Медицинской школе Джона Гопкинса, 15 пациентов, проходивших амбулаторное лечение патологического, тревожного состояния, получали по одной сахарной таблетке в неделю. Им открыто заявили, что это сахарные пилюли и что они помогли многим людям. 14 из 15 пациентов сообщили, что их тревожность значительно снизилась, 9 из них напрямую связывали полученные результаты с приемом таблеток. 6 подозревали, что в таблетках содержались активные составляющие, 3 пожаловались, на побочные эффекты: стали хуже видеть, появилась сухость во рту» [Мак-Дермотт Я., О'Коннор Дж. НЛП и здоровье. — Челябинск, 1998, с. 95-97.].

Современные психотехнологии, объединенные в группу приемов так называемого нейро-лингвистического программирования позволяют вполне направленно и произвольно приводить в действие механизмы психохимической регуляции и управлять ими с целью достижения оздоровительного эффекта. На сегодняшний день, клинические врачи получили возможность планово обучаться в группах последипломной психотерапевтической практики суггестивным технологиям избавления пациентов от таких заболеваний, как всевозможные аллергозы, нейродермиты и псориаз, прежде считавшиеся сугубо соматическими заболеваниями и, казалось бы, имевшие весьма далекое отношение к психическому состоянию человека.

Все это позволяет рассматривать любой соматический недуг, исключая разве что резаные раны и отравления солями тяжелых металлов, как своего рода высокоустойчивую невротическую привычку. При этом симптом рассматривается как компенсация некоего индивидуального комплекса взаимосвязанных внутренних ошибок, представляющих собой спектр заблуждений относительно самого себя и окружающей действительности. Бессознательная верность этим привычным заблуждениям не позволяет человеку адекватно воспринимать самого себя, эффективно соотноситься с другими людьми и продуктивно действовать.

Так нарушаются законные связи индивидуума с окружением, результатом чего в конечном итоге оказывается разлад с самим собой, который и является сутью всякого заболевания. Лишь целенаправленно выявляя и технологически точно ликвидируя все эти внутренние просчеты, недопонимания и оплошности, можно расковать застопорившиеся внутренние энергии и восстановить целостность отношений человека с окружающим миром, что необходимым образом влечет за собой гармонизацию телесного организма.

Сегодняшние суггестологи, избавляющие пациентов от соматических недугов, все более склоняются к работе с семьями, понимая ограниченность терапевтической фиксации на самом пациенте. Используя отсроченные взаимовнушения и косвенно управляя системными кооперативными перестройками смысловых пространств своих подопечных, они различными путями предотвращают нарастание интрапсихической репрессии и предоставляют освобожденному от внутренних оков индивидууму поле для эффективной и удовлетворяющей работы и интенсивного развития.

Для того, чтобы закрепить успех и надежно профилактировать возможные в будущем нарушения и рецидивы, психотерапевты стремятся избавить психику пациента от присущей ей регуляционной детренированности. Поэтому после этапа избавления от блокирующих энергопотоки комплексов неполноценности и патогенных убеждений, закономерно наступает этап освоения навыков психической саморегуляции и психогигиенических мер профилактического характера. Нередко для интенсификации процесса обучения приемам произвольного управления собственным организмом используются различные компьютерные технические комплексы, начиная от простейших систем интенсификации биобратной связи и заканчивая применением суггестогенерирующих аудио- и видеокассет, буквально нашпигованных встроенными программативными сигналами.

Для приобретения навыков психической саморегуляции, совершенно необходимых для поддержания и укрепления приемлемого потенциала здоровья в дальнейшем, используются все известные приемы освоения и развития алертного (спокойно-бдительного) состояния и активизации имагинационного потенциала мозга. Опытные суггестологи знают, сколь велика роль деструктивных взаимовнушений в процессе возникновения и развития всевозможных заболеваний. Поэтому они всеми силами ратуют за то, чтобы ими обученные пациенты передавали приобретенные навыки и опыт членам своих семей, родственникам, друзьям и знакомым, тем самым расширяя собственное психоэнергетическое жизненное пространство, благополучие которого в дальнейшем явится залогом поддержания высокой напряженности иммунитета.

Наши рекомендации