Психологические причины отвержения холизма в медицине

Не стоит забывать о том, что все без исключения сановные кормчие официальной медицины все-таки являются живыми людьми с присущими им слабостями, недостатками и комплексами неполноценности; не следует сводить проблему непринятия холистических идей столпами академической науки к конфликту исключительно концептуальному, связанному как с экспериментальными вопросами, так и с мировоззренческими проблемами. В значительной степени отвержение концепций и техник альтернативной медицины новоявленными жрецами современной медицинской науки является следствием нравственно-психологических сопротивлений, укорененных в глубинах невротизированной психики внешне многознающих ученых, находящихся не в ладах со своим организмом и собственной совестью.

Все это вовсе не препятствует столпам официального здравоохранения усердно настаивать на собственных заблуждениях и проповедовать мнения, о принципиальной ошибочности которых нередко догадываются и они сами. Так, к примеру, один из профессоров от психиатрии без устали рекламирует изобретенный им аппарат, предназначенный для электротерапии больных алкоголизмом, забывая при этом упомянуть в рекламных сообщениях о том, что проведенные 20 лет назад тщательнейшие исследования его старших коллег из Москвы достоверно доказали полнейшую терапевтическую непригодность вышеупомянутого устройства.

Нередко отрицатели холистического подхода апеллируют к недостаточности биохимических аргументов в пользу доказательства эффективности исследуемой техники, лукаво забывая о качественном несовершенстве лабораторных методик, используемых для неполучения результатов. Дело в том, что ниспровергатели холистической медицины в свое время были воспитаны и обучены в особым образом структурированной семантической среде, от влияния которой избавиться очень и очень нелегко, а порой в силу конституциональных особенностей психики и характерологических искривлений и вовсе невозможно.

Для преодоления собственной интеллектуальной инерции, для освобождения от привычного следования знакомому и концептуально комфортному необходимо обладать не только достаточной силой разума, но и реальным интеллектуальным мужеством, подразумевающим развитое чувство собственного достоинства и высокую чувствительность совести. Те, кто с порога отвергают действенность нетрадиционных методов, фактически отказываются брать на себя элементарную профессиональную ответственность, проявляя тем самым банальную лень, выражающуюся в упорном нежелании знакомиться с новым. У большинства представителей академического истэблишмента отсутствует реальное исследовательское любопытство, являющееся первейшим качеством всякого результативного исследователя. Оно и понятно, ведь наука для них — не высокое художество, но рутинное ремесло, а потому все беспокояще новое вызывает в них парадигмальную идиосинкразию.

Многие свидетельства альтернативных свидетелей для них действительно неочевидны в силу неразвитости их собственной чувствительности. Они продолжают мыслить физикалистски, оставаясь в тенетах ограничений постулатов физики позапрошлого века. Характерная для альтернативных врачевателей апелляция к интрапсихическому нередко и вовсе попросту пугает их, так как все их страхи, амбиции и непонимания порой укоренены в банальных неврозах, заработанных ими в процессе самоподавления, подразумеваемого жестоким конкурентным восхождением по лестнице академической иерархии.

Конечно, многое в поведении и образе жизни холистических медиков действительно затрудняет адекватное восприятие типичными представителями официоза исповедуемых ими доктрин. Чаще всего сторонники холистического подхода к здравосозиданию действительно не отягощены академическими регалиями, а то и вовсе не имеют ученой степени и основательных, заслуживающих интереса коллег научных публикаций. Ввиду сложности описываемых явлений используемый целителями язык порой излишне метафоричен, а то и вовсе откровенно поэтичен. Наконец, предполагаемая ими необходимость смены фундаментальной картины мира действительно носит революционный характер, так как в корне не соответствует исходным установкам классического галилеевского эксперимента. Однако все это не может считаться действительным препятствием к рассмотрению новых подходов в лечении и профилактике заболеваний. Чаще всего академические оппоненты холистических целителей сами стоят на своем собственном пути к познанию, бессознательно руководствуясь глубинными иррациональными конфликтами преимущественно нравственно-психологического характера.

Наши рекомендации