Ориентирование по местным предметам
В тайге страны света можно с примерной точностью определить по некоторым природным признакам.
С северной стороны деревья имеют более грубую кору, покрытую лишайниками и мхом у подножия. На северной стороне кора березы и сосны темнее, чем на южной, а стволы деревьев, камни и выступы скал гуще покрыты мхом и лишайниками. На северных склонах возвышенности при оттепелях снег сохраняется дольше. С севера муравейники обычно чем-нибудь защищены (стволом дерева, кустом, камнем), их северная сторона более крутая. С северной стороны дерева обычно растут грибы.
На южной стороне стволов хвойных деревьев выделяется больше смоляных капель, чем на северной. Особенно отчетливо это заметно на отдельно стоящих деревьях. На южных склонах весной трава растет быстрее, а многие цветущие кустарники имеют больше цветов.
СПОСОБЫ ПОИСКА ВОЗДУШНЫХ СУДОВ, ТЕРПЯЩИХ БЕДСТВИЕ
(Выписка из НАПСС-90 Глава V)
ДЕЙСТВИЯ ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНЫХ СИЛ И СРЕДСТВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПСР
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
133. Экипажи самолетов (вертолетов) к выполнению ПСР допускаются приказом по части (предприятию министерства, ведомства, организации) после выполнения программы поисково-спасательной подготовки, изучения настоящего Наставления, Инструкции, указанной в ст. 19 настоящего Наставления, инструкции по производству полетов в районе аэродрома, инструкции экипажу дежурного поисково-спасательного самолета (вертолета) и соответствующих руководящих документов по ПСО полетов авиации.
Командиры экипажей поисково-спасательных самолетов и вертолетов должны иметь при себе удостоверение на право проведения ПСР (приложение 13 к настоящему Наставлению).
134. На каждом аэродроме определяются места стоянок дежурных поисково-спасательных самолетов и вертолетов.
Экипажи дежурных поисково-спасательных самолетов (вертолетов), СПДГ размещаются в непосредственной близости от КДП (КП) части в специально оборудованном помещении. Требования по оборудованию этого помещения приведены в приложении 14 к настоящему Наставлению.
135. Инструктаж дежурного экипажа при заступлении на дежурство по ПСО полетов авиации проводит командир части (начальник предприятия) или его заместитель.
136. Перед заступлением на дежурство экипаж обязан:
изучить требования Инструкции экипажу дежурного поисково-спасательного самолета (вертолета), главы III и V настоящего Наставления, требования инструкции по эксплуатации самолета (вертолета) в части, касающейся использования поисково-спасательного оборудования и соблюдения мер безопасности при проведении ПСР;
уточнить частоты и режим работы средств связи и РТО в районе полетов;
провести предполетную подготовку самолета (вертолета), привести его в соответствующую степень готовности, обратив особое внимание на исправность и работоспособность поисковой радиоаппаратуры и десантного оборудования:
проверить наличие и состояние аварийно-спасательного имущества и снаряжения на борту самолета (вертолета) в соответствии с приложением 5 к настоящему Наставлению;
проверить готовность СПДГ и укомплектованность ее аварийно-спасательным имуществом и снаряжением в соответствии с приложением 6 к настоящему Наставлению;
изучить фактическое состояние и прогноз погоды;
проверить исправность каналов связи для получения команды на вылет;
изучить маршруты полетов, полигоны, площадки и основные задачи полетов;
пройти предполетный медицинский осмотр;
присутствовать на предполетных указаниях летному составу;
доложить о заступлении на дежурство оперативному дежурному КП и руководителю полетов.
137. Контроль готовности дежурных поисково-спасательных экипажей, НПСК, СПДГ к выполнению ПСР осуществляет руководитель полетов (дежурный по приему и выпуску самолетов), о чем делает запись в Журнале РП.
138. Задачу экипажам на проведение ПСР ставит командир части (начальник предприятия), оперативный дежурный КП или руководитель полетов.
ДЕЙСТВИЯ ЭКИПАЖЕЙ ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНЫХ САМОЛЕТОВ (ВЕРТОЛЕТОВ) ПО ПОИСКУ ПОТЕРПЕВШИХ БЕДСТВИЕ
139. Получив команду на вылет и задачу на выполнение ПСР, командир экипажа обязан:
поставить задачу экипажу, СПДГ о порядке проведения поиска;
произвести запуск, выруливание и взлет с разрешения РП;
после взлета и набора заданной высоты включить бортовой комплекс поисковой аппаратуры;
не прекращая радиосвязь с РП, включиться на прослушивание аварийного канала связи;
постоянно докладывать РП о результатах поиска.
140. Выход в район поиска осуществляется с использованием всех средств самолетовождения, а также:
при работе аварийной радиостанции-с помощью радиотехнических средств поиска (АРК-У2, АРК-УД, ЮР-26 и др.);
при наличии радиосвязи с потерпевшими бедствие - по их целеуказанию;
если над местом бедствия находится другое воздушное судно-с помощью АРК, используя командную радиостанцию воздушного судна как привод или используя его целеуказания;
по командам пункта управления.
141. Для увеличения дальности обнаружения радиотехническими средствами выход в район бедствия выполняется в диапазоне высот:
для самолетов -6000-8100 м;
для вертолетов- 600-1200 м.
Поиск потерпевших бедствие с использованием радиотехнической аппаратуры является основным методом поиска. Порядок выполнения радиотехнического поиска потерпевших бедствие приведен в приложении 10 к настоящему Наставлению.
О месте и времени пролета поисково-спасательным самолетом (вертолетом) аварийного радиомаяка (радиобуя) экипаж докладывает на пункт управления полетами и запрашивает разрешение на снижение для визуального обнаружения потерпевших бедствие.
142. Если в результате обследования района поиска с помощью радиотехнических средств потерпевшие бедствие не обнаружены и связь с ними не установлена, с разрешения КП (КДП) производится визуальный поиск с сохранением контроля за работой комплекса бортовой поисковой аппаратуры.
143. Визуальный поиск осуществляется по заданным квадратам, определенным с помощью палетки с сеткой визуального поиска. Палетка должна находиться на борту каждого поисково-спасательного самолета (вертолета). Разбивку района поиска на квадраты проводит КП, непосредственно руководящий ПСР. Очередность обследования района поиска по квадратам указывается экипажу перед вылетом или по радио в полете.
144. В поиске потерпевших бедствие принимает участие весь экипаж, а также находящаяся на борту СПДГ. При полете над горной, пустынной местностью, над тайгой, над водной поверхностью в состав экипажа включаются наблюдатели.
Командир экипажа просматривает местность в секторе 270-360° от продольной оси вертолета (самолета), летчик-штурман (правый летчик) - в секторе 0-90°, остальные члены экипажа (СПДГ спасатели или наблюдатели), как правило, просматривают всю доступную местность через левые и правые блистеры фюзеляжа.
В процессе поиска направление взгляда перемещается периодически от продольной оси самолета (вертолета) в сторону и обратно на удаление, равное предполагаемой дальности обнаружения людей (объектов).
145. При визуальном поиске самолеты выполняют полет на высоте 500-600 м, вертолеты - на высоте 200-300 м над рельефом местности (препятствиями, водной поверхностью). Высота полета может уточняться в зависимости от особенностей района поиска, метеорологических условий, уровня подготовки экипажа и дальности обнаружения объектов на местности.
В табл. 1 указаны дальности визуального обнаружения потерпевших бедствие и объектов на открытой местности в ясную погоду.
Таблица 1
Дальность визуального обнаружения потерпевших бедствие
Объект наблюдения | Время года (суток) | Высота полета, м. | Дальность обнаружения, км. |
Один человек (группа людей) Самолет (вертолет) Костер Мигающий карманный фонарь | Зимой Летом Зимой и летом Ночью Ночью | 1,6-1.8 1,0-1,4 2-4 8-12 2-4 |
146. Выполняя визуальный или радиотехнический поиск, экипаж должен обеспечить сплошной просмотр заданного района поиска с перекрытием 25%. Для этого необходимо выдерживать следующие расстояния между галсами:
над лесом - 1 км;
над густым лесом - 0,5 км;
на открытой местности -2 км;
рекомендуемая длина галсов - 10-20 км
Для выдерживания заданных маршрутов осмотра местности используются дымовые шашки или радиомаяки.
147. Визуальный поиск над густым лесом начинается с полета на большой высоте, обеспечивающей общий просмотр заданного района в целях обнаружения очагов пожара или дымов, а также для прослушивания сигналов аварийных радиостанций или установления связи с. экипажем, потерпевшим бедствие.
Расстояние между маршрутами осмотра местности должно быть не более двух высот полета. На участках местности с густой растительностью выполняется дополнительный осмотр (с виража) или уменьшается расстояние между галсами и снижается высота поиска до минимальной высоты, устанавливаемой командиром (начальником) или пунктом управления, но не ниже минимальной безопасной высоты в данном районе.
148. При выполнении полетов на поиск в горах осуществляется осмотр ущелий, долин, горных рек. Осмотр горных вершин производится со всех сторон.
В целях тщательного просмотра сильнопересеченной местности пролет осуществляется неоднократно с разных направлений.
149. При установлении связи с потерпевшими бедствие экипаж поисково-спасательного самолета (вертолета) запрашивает их о месте и характере бедствия, состоянии здоровья и необходимой помощи, дает команду на включение аварийной радиостанции в режим «Маяк», обозначение себя сигнальными или подручными средствами.
150. При обнаружении места бедствия экипаж поисково-спасательного самолета (вертолета) обязан:
определить координаты бедствия на карте;
обозначить место бедствия с помощью маркера (буя), дымовых шашек, электроламп, работающих в мигающем режиме, радио- или радиолокационных маяков и других средств, имеющихся на борту воздушного судна; при отсутствии маркировочных средств необходимо принять все меры, чтобы обнаруженный объект не был потерян (записать время и курс полета, выполнить стандартный разворот или встать в вираж, набрать 'необходимую высоту и уточнить свое место с помощью наземных РЛС, пеленгаторов, приводных радиостанций и других средств);
сообщить потерпевшим по радио или эволюциями самолета (вертолета), что они обнаружены;
обеспечить наведение других поисково-спасательных средств на место бедствия;
при наличии топлива находиться над районом бедствия до тех пор, пока не поступит замена или указание от органа, управляющего полетом.
Если потерпевшим бедствие требуется срочная помощь, а выполнить посадку на вертолете невозможно, необходимо произвести десантирование СПДГ и аварийно-спасательного имущества и снаряжения.
Командир поисково-спасательного самолета (вертолета) обязан сообщить по радио на КП (КДП):
время обнаружения и координаты потерпевших бедствие;
наблюдаемое состояние и положение воздушного судна, наличие и видимое состояние членов экипажа;
информацию, переданную потерпевшими бедствие по радио или с помощью визуальных сигналов и знаков;
погоду в районе бедствия;
данные о рельефе и состоянии земной (водной) поверхности (волнении моря, ледовой обстановке), на которой находятся воздушное судно и люди, потерпевшие бедствие;
тип и расположение наземных средств передвижения, которые могут быть использованы (железнодорожный, водный, автотранспортный, гужевой и т. д.);
сведения о проходимости местности;
меры, которые уже были предприняты для оказания помощи (десантирование СПДГ, выброска аварийно-спасательного имущества и снаряжения, маркировка места бедствия, направлены к месту бедствия НПСК и т. д.);
данные об ущербе, нанесенном на местности.