Действия при вынужденной посадке на воду или приводнении с парашютом

97. Решение о вынужденной посадке на воду или покидании воздушного судна с парашютами над водной поверхностью принимает командир экипажа с учетом следующих факторов:

развития аварийной ситуации на борту воздушного судна и предполагаемого ее исхода;

типа и оснащения воздушного судна;

состояния водной поверхности и скорости ветра;

специальной подготовки и экипировки членов экипажа воздушного судна.

98. Перед вынужденной посадкой командир экипажа воздушного судна подает следующие команды:

приготовить для использования индивидуальные и групповые плавсредства, носимые и бортовые аварийные запасы, аварийные средства радиосвязи и другое необходимое оборудование и снаряжение;

надеть каждому пассажиру и члену экипажа спасательный жилет (пояс), но не наполнять его внутри воздушного судна;

пристегнуть привязные ремни.

Командир экипажа указывает порядок открытия основных и запасных люков (выходов).

Члены экипажа обязаны действовать в соответствии с требованиями РЛЭ (инструкции экипажу).

99. Покидание воздушного судна, совершившего вынужденную посадку на воду, осуществляется по команде командира экипажа после окончания глиссирования.

При покидании воздушного судна на воде экипаж обязан:

открыть двери и люки, опустить на воду групповые спасательные плавсредства;

переправить на плавсредства в первую очередь раненых, детей и пассажиров;

погрузить на плавсредства запасы воды, продовольствия и снаряжения;

проверить наличие всех членов экипажа и переправить их на плавсредства:

отплыть на безопасное расстояние от воздушного судна (не менее 100 м);

собрать плоты и лодки ближе друг к другу и связать их (по три плота, лодки) фалами длиной 12-15 м.

100. При нахождении на плавсредствах командир экипажа воздушного судна обязан:

обеспечить оказание первой медицинской помощи пострадавшим;

привести в действие аварийные радиостанции и радиобуи, а также подготовить к использованию средства визуальной сигнализации;

определить свое местонахождение и отметить на карте место погружения воздушного судна;

учесть запасы питьевой воды и пищи и установить при необходимости суточную норму их расходования;

организовать дежурство по наблюдению за морем, воздухом и плавсредствами;

при появлении воздушных судов, кораблей и других морских судов принять меры к установлению с ними радиосвязи, обозначить себя, используя имеющиеся пиротехнические и светотехнические средства.

101. При покидании воздушного судна с парашютами на этапе спуска необходимо приготовить плавсредства к использованию, а в момент приводнения во избежание протаскивания освободиться от подвесной системы (купола со стропами) и забраться в лодку (плотик). Затем следует подобрать парашют, удалить из лодки (плотика) воду, закрепить все имеющиеся в лодке предметы и включить аварийную радиостанцию.

При появлении в районе бедствия воздушных судов, кораблей или других судов обозначить себя, используя пиротехнические и другие сигнальные средства, а также вещества для окраски воды и сигнальное зеркало.

102. После вынужденной посадки (приводнения на парашюте) в море членам экипажа для сохранения своей жизни и работоспособности, а также жизни пассажиров руководствоваться рекомендациями специальных памяток, находящихся в НАЗах.

САМОПОМОЩЬ И ВЗАИМОПОМОЩЬ

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ТРАВМАХ И НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЯХ ЗАКЛЮЧАЮТСЯ В СЛЕДУЮЩЕМ:

- прекратить и предотвратить дальнейшее воздействие на пострадавшего повреждающего фактора, обеспечив при этом безопасность спасателя;

- как можно быстрее и полноценнее принять меры для поддержания жизненно важных функций организма пострадавшего. Важно при этом соблюдать постулат Гиппократа - «не навреди». Поэтому необходимо четко усвоить не только правильную последовательность действий, но и что категорически нельзя делать при том или ином состоянии.

После оказания первой медицинской помощи следует быстро доставить пострадавшего в лечебное учреждение или вызвать бригаду скорой помощи на место происшествия. Чем раньше будет оказана врачебная помощь, тем больше шансов спасти пострадавшего.

Рассмотрим в первую очередь основные методы оказания первой помощи при происшествиях, приведших, например, к авиационным авариям.

Прежде всего, необходимо извлечь пострадавшего из самолета. Поскольку чаще всего в этом случае из-за множественных повреждений человек находится в состоянии болевого шока, извлечение необходимо производить с крайней осторожностью.

Для определения объема и характера первой помощи необходимо оценить состояние пострадавшего. Внимательно осмотрите его и определите - жив он или мертв. Затем постарайтесь уточнить локализацию травмы, наличие и отсутствие наружного или внутреннего кровотечения. Если у пострадавшего отсутствуют дыхание и сердечная деятельность, необходимо немедленно произвести действия по оживлению организма (см. ниже - программа АВС). Если вы обнаружили наружное кровотечение, следует как можно быстрее остановить его, а при наличии переломов - обеспечить обездвиживание или иммобилизацию поврежденной конечности.

При авиационной травме часто бывают невидимые глазом повреждения, разрывы внутренних органов, сопровождающиеся внутренним кровотечением. Эти повреждения смертельно опасны и скорейшая доставка таких пострадавших в лечебный стационар особенно необходима.

Наши рекомендации