Действия при вынужденной посадке на воду или приводнении с парашютом
97. Решение о вынужденной посадке на воду или покидании воздушного судна с парашютами над водной поверхностью принимает командир экипажа с учетом следующих факторов:
развития аварийной ситуации на борту воздушного судна и предполагаемого ее исхода;
типа и оснащения воздушного судна;
состояния водной поверхности и скорости ветра;
специальной подготовки и экипировки членов экипажа воздушного судна.
98. Перед вынужденной посадкой командир экипажа воздушного судна подает следующие команды:
приготовить для использования индивидуальные и групповые плавсредства, носимые и бортовые аварийные запасы, аварийные средства радиосвязи и другое необходимое оборудование и снаряжение;
надеть каждому пассажиру и члену экипажа спасательный жилет (пояс), но не наполнять его внутри воздушного судна;
пристегнуть привязные ремни.
Командир экипажа указывает порядок открытия основных и запасных люков (выходов).
Члены экипажа обязаны действовать в соответствии с требованиями РЛЭ (инструкции экипажу).
99. Покидание воздушного судна, совершившего вынужденную посадку на воду, осуществляется по команде командира экипажа после окончания глиссирования.
При покидании воздушного судна на воде экипаж обязан:
открыть двери и люки, опустить на воду групповые спасательные плавсредства;
переправить на плавсредства в первую очередь раненых, детей и пассажиров;
погрузить на плавсредства запасы воды, продовольствия и снаряжения;
проверить наличие всех членов экипажа и переправить их на плавсредства:
отплыть на безопасное расстояние от воздушного судна (не менее 100 м);
собрать плоты и лодки ближе друг к другу и связать их (по три плота, лодки) фалами длиной 12-15 м.
100. При нахождении на плавсредствах командир экипажа воздушного судна обязан:
обеспечить оказание первой медицинской помощи пострадавшим;
привести в действие аварийные радиостанции и радиобуи, а также подготовить к использованию средства визуальной сигнализации;
определить свое местонахождение и отметить на карте место погружения воздушного судна;
учесть запасы питьевой воды и пищи и установить при необходимости суточную норму их расходования;
организовать дежурство по наблюдению за морем, воздухом и плавсредствами;
при появлении воздушных судов, кораблей и других морских судов принять меры к установлению с ними радиосвязи, обозначить себя, используя имеющиеся пиротехнические и светотехнические средства.
101. При покидании воздушного судна с парашютами на этапе спуска необходимо приготовить плавсредства к использованию, а в момент приводнения во избежание протаскивания освободиться от подвесной системы (купола со стропами) и забраться в лодку (плотик). Затем следует подобрать парашют, удалить из лодки (плотика) воду, закрепить все имеющиеся в лодке предметы и включить аварийную радиостанцию.
При появлении в районе бедствия воздушных судов, кораблей или других судов обозначить себя, используя пиротехнические и другие сигнальные средства, а также вещества для окраски воды и сигнальное зеркало.
102. После вынужденной посадки (приводнения на парашюте) в море членам экипажа для сохранения своей жизни и работоспособности, а также жизни пассажиров руководствоваться рекомендациями специальных памяток, находящихся в НАЗах.
САМОПОМОЩЬ И ВЗАИМОПОМОЩЬ
ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ТРАВМАХ И НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЯХ ЗАКЛЮЧАЮТСЯ В СЛЕДУЮЩЕМ:
- прекратить и предотвратить дальнейшее воздействие на пострадавшего повреждающего фактора, обеспечив при этом безопасность спасателя;
- как можно быстрее и полноценнее принять меры для поддержания жизненно важных функций организма пострадавшего. Важно при этом соблюдать постулат Гиппократа - «не навреди». Поэтому необходимо четко усвоить не только правильную последовательность действий, но и что категорически нельзя делать при том или ином состоянии.
После оказания первой медицинской помощи следует быстро доставить пострадавшего в лечебное учреждение или вызвать бригаду скорой помощи на место происшествия. Чем раньше будет оказана врачебная помощь, тем больше шансов спасти пострадавшего.
Рассмотрим в первую очередь основные методы оказания первой помощи при происшествиях, приведших, например, к авиационным авариям.
Прежде всего, необходимо извлечь пострадавшего из самолета. Поскольку чаще всего в этом случае из-за множественных повреждений человек находится в состоянии болевого шока, извлечение необходимо производить с крайней осторожностью.
Для определения объема и характера первой помощи необходимо оценить состояние пострадавшего. Внимательно осмотрите его и определите - жив он или мертв. Затем постарайтесь уточнить локализацию травмы, наличие и отсутствие наружного или внутреннего кровотечения. Если у пострадавшего отсутствуют дыхание и сердечная деятельность, необходимо немедленно произвести действия по оживлению организма (см. ниже - программа АВС). Если вы обнаружили наружное кровотечение, следует как можно быстрее остановить его, а при наличии переломов - обеспечить обездвиживание или иммобилизацию поврежденной конечности.
При авиационной травме часто бывают невидимые глазом повреждения, разрывы внутренних органов, сопровождающиеся внутренним кровотечением. Эти повреждения смертельно опасны и скорейшая доставка таких пострадавших в лечебный стационар особенно необходима.