Психоэмоциональный статус пациента и его родственников
Каждый человек испытывает радостные, яркие минуты внутренней окрылённости и восторга - минуты комфортного мажорного мироощущения. Это точки опоры в жизни любой личности. Но в современном обществе жизнь человека сопряжена с трудностями, которые приводят к стрессам, истощению нервной системы и даже более тяжёлым последствиям. Особенно тяжёлым состояние человека бывает, когда его самого или близких настигает болезнь, и чем сложнее и тяжелее болезнь, тем с большими трудностями сталкиваются они его родные.
Когда процесс лечения, реабилитации и профилактики построен гуманно и правильно, в нем, помимо медицинского персонала, участвует сам пациент. В некоторых случаях медицинский персонал общается не только с пациентом, но и с близкими пациенту людьми (например, когда пациент - ребёнок или когда он не отвечает за свои действия). В интересах всех сторон, задействованных в
лечении (врач, пациент, родственники), построить общение и взаимодействие таким образом, чтобы все активно участвовали в лечебном процессе, и добиться максимально возможного результата. Прежде всего необходимо стабилизировать психоэмоциональное состояние как пациента, так и его близких (помочь справиться со стрессом, активизировать волевые качества, внушить веру, оптимизм, волю к победе и жажду жизни). Пациент должен потратить немало душевных, умственных и физических сил, чтобы восстановить собственное здоровье. Многие врачи отмечают, что некоторым пациентам, особенно пожилого и преклонного возраста, бывает нелегко помочь вновь обрести смысл жизни.
Состояние здоровья любого государства и семьи можно определить по отношению к детям, инвалидам и старикам. К сожалению, в России эти группы населения - самые незащищённые. Пациентам, относящимся к этим группам, помимо помощи врачейспециалистов, очень нужна поддержка психологов и психотерапевтов, помогающих справиться с трудными состояниями (рис. 12-11) или облегчить их. В школе пациента предусмотрено обязательное систематическое участие психолога и психотерапевта.
Самое опасное трудное состояние - социальная смерть, - когда человек осознаёт свою полную социальную невостребованность. Особенно остро это состояние переживают люди творческих профессий.
Жизнь человека наряду с радостными моментами полна горечи и драм. Но даже в самых сложных ситуациях необходимо её продолжать и продолжать достойно, сохраняя своё «Я». Это трудно, но возможно.
Психологи утверждают, что успешное разрешение «трудных состояний» возможно только при сознательной и продуманной корректировке человеком жизненных целей и задач в рамках новых сложившихся условий, осознании ограниченности времени, которым располагает каждый человек. Для этого ему необходимо иметь терпение, довольствоваться тем что есть (смиряться с жизненной ситуацией) и меньше думать о том, чего никогда не удастся достичь (быть адекватным). Психология активности (формальная наука) доказывает: общение с собой и понимание собственных трудностей помогут человеку найти новый смысл жизни.
Рис. 12-11.Древовидная диаграмма «трудные
состояния» (Л.П. Гримак)
Общение с собой
Жизнь - это путешествие в пространстве и времени, в котором меняются наше положение и наши возможности, наше здоровье и здоровье наших близких, ситуации внешние и внутренние. Мы радуемся, побеждаем, огорчаемся, тревожимся, скорбим. Палитра наших переживаний имеет массу различных тонов и оттенков. Почти каждый проходит тернистый путь, связанный с болезнью. Болеем мы, болеют наши близкие и друзья. Жизнь многолика. Болезнь, которая вписывается в реестр школ пациентов, как правило, достаточно проблематична и требует от пациента и его близких мобилизации душевных и жизненных сил. Врач общей практики, психолог, психотерапевт и другие медицинские работники, безусловно, будут помогать пациенту справиться с ней. Однако его активное участие, осознание своих реальных возможностей, адекватная оценка ситуации и правильная ориентация - необходимые условия для достижения цели и обретения того уровня здоровья, на которое пациент реально может рассчитывать.
Большинство несчастий, от которых человек страдает, происходит либо от отчаяния, либо от иллюзий, которые он питает относительно своего состояния, собственных способностей, сложившихся обстоятельств и целей, которые он может достичь. Люди часто совершают при оценивании самих себя серьёзные ошибки, которые вызывают неудовлетворённость, уныние, раздражение, угрюмость. Такие состояния не способствуют выздоровлению больного, в таком состоянии здоровые люди не могут ему помочь. Чтобы избежать отчаяния, нужно заставить себя поверить в собственные возможности и надеяться на лучшее.
Вместе с тем каждому человеку необходимо критически относиться к себе. Это избавит его от опасных иллюзий. Имеется в виду не заниженная самооценка, приводящая к ослаблению активной жизненной позиции, а ясное осознание человеком своих реальных возможностей и устремлений. Это касается каждого из нас, особенно в сложных и критических ситуациях. Успех выздоровления и последующей жизни во многом зависит от душевного состояния самого пациента и его родственников.
Понять своё душевное состояние человек может только посредством общения с собой. Психофизиолог Л.П. Гримак пишет: «...Общение с собой - это, бесспорно, то, чему нас никто и нигде не учит. Нам по мере возможности прививают навыки общения с
другими людьми, манеры поведения в семье, обществе. Но мы и понятия не имеем о правилах общения с самим собой даже в самых элементарных ситуациях. Более того, многие и не подозревают, что такой вид общения существует и в том или ином виде является обязательным условием нормальной психической деятельности человека, во многом определяет нашу работоспособность, настроение, самочувствие, а нередко и состояние здоровья» [27].
Человек, по мнению медицинских специалистов, представляет собой совершеннейшее саморегулирующееся уникальное по своим возможностям творение природы. Так же уникальна и нервная система человека. Медицинские работники в один голос утверждают, что процесс лечения надо начинать с восстановления внутреннего покоя и равновесия пациента. Невротические нарушения появляются тогда, когда у человека нарушается высший уровень саморегуляции, который характеризуется как самоконтроль, самообладание, самоуправление. И часто это происходит потому, что человек не обладает элементарными знаниями и навыками общения с собой.
Именно поэтому в школе пациента должны быть предусмотрены специальные программы, направленные на психологическую реабилитацию пациента (а в ряде случаев и родственников) и обучение навыкам психологии активности - общению с собой [27]. Нужно научить пациента самоконтролю, самообладанию, самоуправлению настолько, насколько это возможно в каждом конкретном случае, с учётом стартового состояния здоровья, менталитета, интеллекта и возраста человека. Задачи медицинской психологии в институте школ пациента значительно расширятся и приобретут более глубокий терапевтический и просветительский характер [28].
П.В. Коломейцев утверждает: «...Если мы хотим выжить сами, сохранить наше общество и государство, мы обязаны ясно осознать и чётко сформулировать свои собственные ценности и цели и неизменно следовать им...» [29].
Здоровье населения представляет собой важнейший фактор национальной безопасности. Именно поэтому в большинстве цивилизованных стран ответственность за укрепление здоровья и профилактику заболеваний несут федеральные министерства здравоохранения. В последние годы наблюдаются негативные тенденции показателей здоровья населения России. Именно поэтому у населения России всё отчётливее формируется социальный заказ на здоровье, культуру и качество медицинской помощи, здоровый образ жизни, воспитание общей культуры соматического и духовного
здоровья как важнейшей составляющей существования человека в современном мире.
Самодостаточно и устойчиво только то общество, в котором есть понятная и признанная абсолютным большинством идеология, изложенная на языке естественных биологических, материальных, интеллектуальных, духовных, психологических, социальных потребностей и практических нужд человека, общества и государства. Основой такой идеологии является чётко и однозначно сформулированная система ценностей (целей) общества. П.В. Коломейцев предлагает систему ценностей человека и общества для современной России, в которой собраны накопленные народами России представления о том, что нужно человеку, какими должны быть общество и государство [29]. Он пишет: «...Формирование системы ценностей и целей нельзя доверять политикам, находящимся у власти, потому что в силу своего положения и некоторых особенностей психики они не могут не исказить её в пользу своих личных и корпоративных интересов. Только сами граждане России в процессе широкого обсуждения и согласования могут правильно поставить задачи перед собой и перед властью, которую они содержат своим трудом...»
Предлагаемая система ценностей основана на нашем отечественном опыте, менталитете, традициях и собственной, национальной общероссийской системе ценностей. Она содержит 72 пункта, где поставлена актуальная и важная цель, реализация которой необходима для достижения благосостояния людей, безопасности и независимости России.
Мы приведем только первые 7 пунктов данной системы ценностей:
• Повышение уровня личной безопасности человека. Защита от действия частных и должностных лиц, государственных и общественных организаций, создающих угрозу жизни, физическому и психическому здоровью людей.
• Улучшение физического, психического и духовного здоровья людей, их адаптируемости к окружающей среде.
• Увеличение продолжительности жизни и активного долголетия.
• Повышение уровня медицинского обслуживания всего населения.
• Независимость медицинского обслуживания от материальной обеспеченности людей.
• Создание экономических, социальных, экологических, моральных, духовных, психологических, эстетических, оптимальных адаптационных и прочих условий, обеспечивающих здоровый образ жизни людей.
• Ликвидация всех видов социальной патологии (пьянство, наркомания и пр.).
Хочется надеяться, что данная концепция здоровья будет реализована в России в недалёком будущем. Школы пациентов будут способствовать этому.
Сегодня главная задача медицинской и научной общественности и всех думающих людей - объединить усилия, чтобы срочно приостановить деструктивные тенденции в организации системы отечественного здравоохранения, создать реальные предпосылки реализации TQM при сохранении громадного исторически сложившегося уникального потенциала отечественной медицины. Другого пути у нас нет [30, 31].
ПРИЛОЖЕНИЯ
7-1. ЛИСТ СЕСТРИНСКОЙ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ ПАЦИЕНТА
Отделение: Палата:
Врачебный диагноз: ФИО пациента: Домашний адрес: Дата и время приема: Дата и время приема: Рост: Возраст:
Индекс массы тела:
Состояние при поступлении (при наличии или отсутствии у пациента той или иной проблемы отметить «Да» или «Нет)
1. Аллергия | |
На лекарства Замечания: | Да Нет |
На пищу Замечания: | Да Нет |
Другие аллергены Замечания: | Да Нет |
Замечания Замечания: | Да Нет |
2. Дыхание | |
Имеются ли проблемы с органами дыхания? Замечания: | Да Нет |
Одышка Замечания: | Да Нет |
Число дыханий в минуту: |
Является ли курильщиком? Замечания: | Да Нет |
Кашель Замечания: | Да Нет |
Требуется ли специальное положение в постели? Замечания: | Да Нет |
Требуется ли кислород? Замечания: | Да Нет |
3. Кровообращение | |
Частота пульса в минуту | |
Пульс: ритмичный, неритмичный Артериальное давление, мм рт.ст. | |
4. Питание и питьё | |
Хороший ли аппетит? Замечания: | Да Нет |
Может ли есть самостоятельно? Замечания: | Да Нет |
Требуется ли специальный совет по поводу диеты? Замечания: | Да Нет |
Является ли диабетиком? Замечания: | Да Нет |
Как регулируется заболевание Замечания: | Диета Инсулин Сахороснижающие препараты |
Достаточно ли пьёт жидкости? Замечания: | Да Нет |
Может ли пить жидкость самостоятельно? Замечания: | Да Нет |
Водный баланс положительный Замечания: | Да Нет |
Употребление алкоголя Замечания: | Да Нет |
Имеются ли зубы: верхние нижние верхние и нижние Замечания: | Да Нет |
Имеются ли съёмные зубные протезы: на верхней челюсти на нижней челюсти на обеих челюстях Замечания: | Да Нет |
5. Физиологические отправления | |
Функционирование мочевого пузыря (частота в ночное время) Замечания: | |
Функционирование кишечника (регулярность) Используются ли лёгкие слабительные средства?Замечания: | |
Искусственное отверстие: колостома цистостома Замечания: | Да Нет |
Постоянный катетер Замечания: | Да Нет |
Недержание мочи Замечания: | Да Нет |
Недержание кала Замечания: (дать комментарии по любому случаю отступления от обычных условий) | Да Нет |
6. Двигательная активность | |
Зависимость в активности от окружающих: полностью частично независим Замечания: | Да Нет |
Применяются ли приспособления при ходьбе? Замечания: | Да Нет |
Существуют ли сложности при ходьбе Замечания: | Да Нет |
Далеко ли может ходить по отделению (квартире, улице)? Замечания: | Да Нет |
Передвижение: с помощью 2 человек с помощью 1 человека без посторонней помощи Замечания: |
Ходьба пешком: с помощью 2 человек с помощью 1 человека без посторонней помощи Замечания: | Да Нет |
7. Сон, отдых | |
Обычная картина сна (часы, время, снотворное, алкоголь) Спит: в кровати в кресле Замечания: | |
Число подушек Замечания: | |
Нуждается ли в дневном отдыхе в кровати? как часто как долго | Да Нет |
Трудности со сном (плохо засыпает, часто просыпается, продолжительность сна короткая)Замечания: | Да Нет |
8. Способность к самообслуживанию | |
Способен одеваться и раздеваться самостоятельно Замечания: | Да Нет |
Имеются ли трудности при одевании и раздевании? Замечания: | Да Нет |
Зависимость при одевании и раздевании Замечания: | Да Нет |
Пользуется ли помощью в обычных условиях Замечания: | Да Нет |
Имеет ли выбор одежды? Замечания: | Да Нет |
Заботится ли о своей внешности в обычных условиях? Замечания: | Да Нет |
Способен ли самостоятельно: мыться в ванне принять душ подмыться Замечания: |
Способен ли самостоятельно (подчеркнуть) ухаживать за полостью рта, чистить зубы Замечания: | |
Состояние кожи: пролежни язвы сухость влажность Замечания: | Да Нет |
Произвести оценку риска развития пролежней (в баллах) Замечания: | |
9. Способность поддерживать нормальную температуру тела | |
Температура тела: повышенная пониженная в момент обследования Замечания: | |
10. Способность поддерживать безопасную окружающую среду | |
Может ли поддерживать самостоятельно свою безопасность Замечания: | Да Нет |
Имеются ли двигательные или сенсорные отклонения? Замечания: | Да Нет |
Имеются ли трудности в понимании? Замечания: | Да Нет |
Ориентирован ли во времени и пространстве? Замечания: | Да Нет |
При необходимости проведите оценку риска падения Замечания: | |
11. Труд и отдых | |
Сохранена ли трудоспособность? Замечания: | Да Нет |
Есть ли потребность в работе? Замечания: | Да Нет |
Приносит ли работа удовлетворение? Замечания: | Да Нет |
Увлечения, предпочтительный вид отдыха Замечания: | |
Есть ли возможность отдыхать? Замечания: | Да Нет |
12. Возможность общения | |
Разговорный язык Замечания: | |
Имеются ли трудности при общении Замечания: | Да Нет |
Имеются ли трудности со слухом Замечания: | Да Нет |
Нужен ли слуховой аппарат На какое ухо Замечания: | Да Нет |
Есть ли нарушения зрения Использует для коррекции: очки контактные линзы Замечания: | Да Нет |
ПРИЛОЖЕНИЕ К ГЛАВЕ 8
Задача
Больной В.А., 70 лет, поступил 20.10.01 в 13.00 в неврологическое отделение с диагнозом: острое нарушение мозгового кровообращения по ишемическому типу, правосторонняя гемиплегия, моторная афазия; сахарный диабет II типа; аденома простаты I степени.
Со слов жены, они живут вдвоём на 2-м этаже 5-этажного дома. Аллергии на какие-нибудь препараты и продукты не было. Регулярно принимает только сахароснижающие препараты. Инсульт случился на даче, где они обычно живут с апреля по октябрь. В день госпитализации больной, проснувшись, не смог встать с постели из-за того, что правая нога и рука его «не слушались». При попытке позвать жену он обнаружил, что не может ничего сказать, язык «не слушается».
Больной не может говорить, но понимает вопросы, на которые отвечает мимикой и жестами. В глазах слёзы.
Кожа сухая. Правые рука и нога без движения. Активные движения левыми конечностями в полном объёме, мелкие предметы (чашка, ложка и др.) удерживает с трудом.
Больной может с трудом поворачиваться на правый бок, придерживаясь левой рукой за поручни. Он выглядит грузным: рост приблизительно
165 см, масса тела 84 кг. ИМТ 30,9. Жена больного понимает, что муж должен похудеть, но она не знает, как это «организовать».
У пациента съёмные зубные протезы на верхней и нижней челюсти, которые остались дома. Он не может снять пижаму, но может снять носок с левой ноги. Надеть самостоятельно не может ничего. Готов принимать помощь при надевании пижамы, носков. Стул обычно ежедневно утром. Жена больного опасается, что не сможет поднять мужа и подать судно. Она боится, что муж никогда не встанет на ноги.
Обычно у больного мочеиспускание замедленное, в том числе и ночью. Спит он на двух подушках, укрывается двумя одеялами, так как всегда мёрзнет. Привык засыпать в темноте и тишине в 22-23 ч. Снотворные средства не принимает. Больной бреется обычно 1 раз в 2 дня безопасной бритвой. Бритвы с собой нет. Привык принимать душ и мыть голову в воскресенье.
Со слов жены, он читает в очках (очки с собой).
Больной в сознании, адекватен, ориентируется во времени и пространстве, но выглядит растерянным.
ЧДД 18 в минуту, ЧСС 76 в минуту, АД 180/100 мм рт.ст., температура тела 36,7 °С.
Задания.
1. Проведите первичную сестринскую оценку состояния В.А.
2. Определите проблемы.
3. Составьте план сестринского ухода.
При заполнении листа сестринской оценки следует отметить знаком + ответ «Да» или «Нет». Соответственно если проблемы у пациента нет, то не будет и замечаний.
При заполнении графы «Замечания» листа сестринской оценки следует помнить, что замечание не является проблемой. Так, в рамках различных потребностей могут возникать различные замечания. Однако при их анализе может выясниться, что они в конечном счете характеризуют одну проблему (например, незнание пациентом факторов риска).