Обязанности и права медицинской сестры терапевтического отделения

- Уход за пациентом и наблюдение за санитарным содержанием палат.

- Запись и точное выполнение лечебных и гигиенических назначений лечащего врача.

- Присутствие при обходе пациентов врачом, сообщение ему сведений о состоянии здоровья пациентов и получение от него дальнейших указаний по уходу.

- Измерение температуры тела у пациента утром и вечером, а по распоряжению врача и в другое время дня, запись полученных результатов в температурный лист, подсчет пульса и дыхания, измерение по указанию врача с помощью санитарки суточного количества мочи, мокроты, аккуратная запись этих данных в историю болезни.

- Наблюдение за чистотой, тишиной и порядком в палатах, за личной гигиеной пациентов (уход за кожей, полостью рта и др.), забота о своевременном снабжении всем необходимым для ухода и лечения. Наблюдение за своевременным приемом гигиенических ванн и своевременной сменой нательного и постельного белья. Проведение санитарно-просветительной работы.

- Тщательный осмотр ослабленных пациентов, оказание им помощи при умывании, приеме пищи.

- Оказание доврачебной помощи при неотложных состояниях, проведение сердечной и легочной реанимации.

- Подготовка пациентов и сбор (по назначению врача) материалов для анализов (мочи, кала, мокроты и др.), передача их в лабораторию и своевременное получение из лаборатории результатов исследования и подклеивание их в истории болезни.

- Наблюдение за точным выполнением пациентами, младшим медицинским и обслуживающим персоналом, посетителями внутреннего распорядка больницы.

- Ознакомление вновь поступивших с правилами внутреннего распорядка, режимом дня и правилами личной гигиены, правильная транспортировка пациентов внутри отделения и больницы.

- Наблюдение за тем, чтобы пациенты в точности получали назначенное лечебное питание (лечебный стол), за соответствием продуктов, приносимых пациенту.

- Обеспечение исправного содержания медицинского и хозяйственного инвентаря, палаты и шкафов для медикаментов.

- Составление требований на лекарства, перевязочный материал и предметы ухода.

- Подготовка (по назначению врача) пациентов к исследованиям (фиброэзофагогастродуоденоскопия, колоноскопия, исследование желудочного сока, рентгенография и др.).

- Составление порционных требований, руководствуясь назначениями врача.

- Прием и регистрация вновь поступивших пациентов, контроль качества проведенной в санпропускнике санитарной обработки, помещение пациента в соответствующую палату.

- Ведение и оформление медицинской документации.

Пост медицинской сестры должен располагаться недалеко от обслуживаемых ею палат. Необходимое оборудование:

1. Стол для хранения историй болезни и медицинской документации с выдвижными и запирающимися ящиками.

2. Шкаф для медикаментов и медицинского инструментария, где лекарства для инъекций, внутривенного и наружного применения хранятся на отдельных полках с надписями на этикетках: «для инъекций», «глазные капли», «ушные капли», «внутреннее», «наружное» и т.д. Отдельно хранятся инструменты, перевязочный материал, легковоспламеняющиеся вещества (спирт, эфир). Быстропортящиеся лекарства (настои, отвары, антибиотики, вакцины, сыворотки и др.) хранятся в холодильнике.

3. Сейф для хранения лекарственных препаратов списка А (ядовитые) и Б (сильнодействующие).

4. Пост медицинской сестры оснащают щитом сигнализации из палат, телефоном, настольной лампой, раковиной с краном для мытья рук и зеркалом.

5. Если в отделении не выделен отдельный процедурный кабинет для инъекций, то на посту должны быть столик для подготовки к инъекциям, биксы со стерильным материалом и набором инструментов для выполнения инъекций.

Рабочее место медицинской сестры должно содержаться в образцовом порядке.

Документация постовой медицинской сестры: рабочая тетрадь, тетрадь приема и сдачи дежурств, истории болезни, листы врачебных назначений, порционное требование, тетрадь получений и учета лекарственных средств, инструкции, памятки, рекомендации по работе сестринского поста.

Документация процедурного кабинета: должностная инструкция процедурной медицинской сестры, график проведения генеральной уборки, график работы процедурного кабинета, журнал назначений, журнал учета переливания крови, ее компонентов и кровезаменителей, методические рекомендации по мытью и антисептической обработке рук медперсонала, памятка для оказания помощи при анафилактическом шоке, таблица режимов дезинфекции, журналы регистрации крови на стерильность, гемокультуру, РПГА, регистрации крови на РВ, НВVS-АГ, НСV-АГ, СПИД идр.

Прием и сдача дежурств

Прием и сдача дежурств является одним из важнейших моментов преемственности в лечении больных. Дежурная медсестра не имеет права покинуть пост, пока ее не сменят. К этому времени она должна выполнить все назначения лечащего врача.

Заступающая на дежурство медсестра должна придти в отделение как минимум на 15 минут раньше.

При передаче дежурства медсестра, сдающая смену, и медсестра, принимающая смену, обязаны:

1. Обойти палаты, осмотреть тяжелобольных.

2. Оценить санитарно-гигиеническое состояние отделения.

3. Отметить в рабочей тетради невыполненные назначения.

4. Проверить наличие медикаментов, подлежащих количественному учету, передать ключи от сейфа, где хранятся наркотические и ядовитые лекарственные средства, и поставить подпись в журнале учета.

5. Проверить наличие предметов ухода и мединструментария.

6. Проверить наличие и исправность оборудования, закрепленного за постом.

7. Медсестра, принимающая смену, после получения достаточной информации отражает факт приема дежурств в «Тетради приема и сдачи дежурств», где указывает дату и время заступления на дежурство, записывает свою фамилию и фамилию медсестры, сдающей смену, и приступает к работе.

8. На утренней пятиминутке дежурные медицинские сестры информируют заведующего отделением и старшую медицинскую сестру о состоянии пациентов, выполнении назначений, подготовке к исследованиям и т.д.

Наши рекомендации