Обязанности и права медицинской сестры терапевтического отделения
- Уход за пациентом и наблюдение за санитарным содержанием палат.
- Запись и точное выполнение лечебных и гигиенических назначений лечащего врача.
- Присутствие при обходе пациентов врачом, сообщение ему сведений о состоянии здоровья пациентов и получение от него дальнейших указаний по уходу.
- Измерение температуры тела у пациента утром и вечером, а по распоряжению врача и в другое время дня, запись полученных результатов в температурный лист, подсчет пульса и дыхания, измерение по указанию врача с помощью санитарки суточного количества мочи, мокроты, аккуратная запись этих данных в историю болезни.
- Наблюдение за чистотой, тишиной и порядком в палатах, за личной гигиеной пациентов (уход за кожей, полостью рта и др.), забота о своевременном снабжении всем необходимым для ухода и лечения. Наблюдение за своевременным приемом гигиенических ванн и своевременной сменой нательного и постельного белья. Проведение санитарно-просветительной работы.
- Тщательный осмотр ослабленных пациентов, оказание им помощи при умывании, приеме пищи.
- Оказание доврачебной помощи при неотложных состояниях, проведение сердечной и легочной реанимации.
- Подготовка пациентов и сбор (по назначению врача) материалов для анализов (мочи, кала, мокроты и др.), передача их в лабораторию и своевременное получение из лаборатории результатов исследования и подклеивание их в истории болезни.
- Наблюдение за точным выполнением пациентами, младшим медицинским и обслуживающим персоналом, посетителями внутреннего распорядка больницы.
- Ознакомление вновь поступивших с правилами внутреннего распорядка, режимом дня и правилами личной гигиены, правильная транспортировка пациентов внутри отделения и больницы.
- Наблюдение за тем, чтобы пациенты в точности получали назначенное лечебное питание (лечебный стол), за соответствием продуктов, приносимых пациенту.
- Обеспечение исправного содержания медицинского и хозяйственного инвентаря, палаты и шкафов для медикаментов.
- Составление требований на лекарства, перевязочный материал и предметы ухода.
- Подготовка (по назначению врача) пациентов к исследованиям (фиброэзофагогастродуоденоскопия, колоноскопия, исследование желудочного сока, рентгенография и др.).
- Составление порционных требований, руководствуясь назначениями врача.
- Прием и регистрация вновь поступивших пациентов, контроль качества проведенной в санпропускнике санитарной обработки, помещение пациента в соответствующую палату.
- Ведение и оформление медицинской документации.
Пост медицинской сестры должен располагаться недалеко от обслуживаемых ею палат. Необходимое оборудование:
1. Стол для хранения историй болезни и медицинской документации с выдвижными и запирающимися ящиками.
2. Шкаф для медикаментов и медицинского инструментария, где лекарства для инъекций, внутривенного и наружного применения хранятся на отдельных полках с надписями на этикетках: «для инъекций», «глазные капли», «ушные капли», «внутреннее», «наружное» и т.д. Отдельно хранятся инструменты, перевязочный материал, легковоспламеняющиеся вещества (спирт, эфир). Быстропортящиеся лекарства (настои, отвары, антибиотики, вакцины, сыворотки и др.) хранятся в холодильнике.
3. Сейф для хранения лекарственных препаратов списка А (ядовитые) и Б (сильнодействующие).
4. Пост медицинской сестры оснащают щитом сигнализации из палат, телефоном, настольной лампой, раковиной с краном для мытья рук и зеркалом.
5. Если в отделении не выделен отдельный процедурный кабинет для инъекций, то на посту должны быть столик для подготовки к инъекциям, биксы со стерильным материалом и набором инструментов для выполнения инъекций.
Рабочее место медицинской сестры должно содержаться в образцовом порядке.
Документация постовой медицинской сестры: рабочая тетрадь, тетрадь приема и сдачи дежурств, истории болезни, листы врачебных назначений, порционное требование, тетрадь получений и учета лекарственных средств, инструкции, памятки, рекомендации по работе сестринского поста.
Документация процедурного кабинета: должностная инструкция процедурной медицинской сестры, график проведения генеральной уборки, график работы процедурного кабинета, журнал назначений, журнал учета переливания крови, ее компонентов и кровезаменителей, методические рекомендации по мытью и антисептической обработке рук медперсонала, памятка для оказания помощи при анафилактическом шоке, таблица режимов дезинфекции, журналы регистрации крови на стерильность, гемокультуру, РПГА, регистрации крови на РВ, НВVS-АГ, НСV-АГ, СПИД идр.
Прием и сдача дежурств
Прием и сдача дежурств является одним из важнейших моментов преемственности в лечении больных. Дежурная медсестра не имеет права покинуть пост, пока ее не сменят. К этому времени она должна выполнить все назначения лечащего врача.
Заступающая на дежурство медсестра должна придти в отделение как минимум на 15 минут раньше.
При передаче дежурства медсестра, сдающая смену, и медсестра, принимающая смену, обязаны:
1. Обойти палаты, осмотреть тяжелобольных.
2. Оценить санитарно-гигиеническое состояние отделения.
3. Отметить в рабочей тетради невыполненные назначения.
4. Проверить наличие медикаментов, подлежащих количественному учету, передать ключи от сейфа, где хранятся наркотические и ядовитые лекарственные средства, и поставить подпись в журнале учета.
5. Проверить наличие предметов ухода и мединструментария.
6. Проверить наличие и исправность оборудования, закрепленного за постом.
7. Медсестра, принимающая смену, после получения достаточной информации отражает факт приема дежурств в «Тетради приема и сдачи дежурств», где указывает дату и время заступления на дежурство, записывает свою фамилию и фамилию медсестры, сдающей смену, и приступает к работе.
8. На утренней пятиминутке дежурные медицинские сестры информируют заведующего отделением и старшую медицинскую сестру о состоянии пациентов, выполнении назначений, подготовке к исследованиям и т.д.