Аутогенная тренировка и биологическая обратная связь
Особенно широкое распространение аутогенная тренировка и биологическая обратная связь получили в так называемой «поведенческой медицине», которая в настоящее время определяется как «междисциплинарная область, возникшая в результате интеграции медицинских, психологических и технических наук, занимающихся проблемами здоровья и болезни» [Surwit R., Williams R., Shapiro D., 1982]. По нашему мнению, выделение поведенческой терапии в самостоятельную область медицины является необоснованным, а интеграция и междисциплинарный подход отражают современные тенденции практически во всех областях науки и техники.
Понятие «биологическая обратная связь» («biofeed-back») применяется только в отношении тех случаев, когда обеспечивается предъявление информации о состоянии физиологических функций для того же субъекта, который генерирует данную физиологическую информацию, является ее источником [Brown В., 1977]. Получив вначале распространение в практике «детекции лжи» (в США) и исследованиях классических (павловских) и инструментальных рефлексов в физиологии, наиболее важное применение обратная связь нашла в клинике. Использование обратной связи (выработка способности контролировать собственные физиологические процессы) стало реальной медицинской проблемой со времени изобретения первых полиграфов, позволяющих проводить динамическую индикацию различных реакций автономной нервной системы и предъявлять эти показатели пациентам, тем самым обеспечивая возможность обучения управлению вегетативными функциями. Этот принцип является естественным и простым. «Представьте себе, — пишет J. Hassett (1978),— как можно было бы учиться играть на фортепиано, очень надежно заткнув уши». В обычных условиях мы не получаем точной количественной информации о внутреннем состоянии физиологических функций, скажем, частоте пульса или величине артериального давления. Однако, используя обратную связь, которая позволяет регистрировать тончайшие изменения этих физиологических процессов, можно научиться сознательно управлять ими. С учетом современного уровня развития медицинской техники применение обратной связи получило наиболее широкое распространение при лечении артериальной гипертонии, нарушениях частоты и ритма сердечных сокращений, восстановлении нервно-мышечных функций, в целях «адаптивного регулирования при неврозах» [Черниговская Н. В., 1978], а также для повышения эффективности обучающего курса аутогенной тренировки [Решетников М. М., 1981; Levee J., Cohen M., Rickles W., 1976]. Количество работ, посвященных проблеме обратной связи и сочетанного применения аутогенной тренировки и обратной связи в последние годы неуклонно растет [Авсаркисян А. Н. и др., 1983; Кратин Ю. Г., 1983; Мовсисянц С. А., 1983; Kimmel Н., 1981; Choi M. et al., 1982; Burgess Т., Wagner H., 1982; Wolak К., 1982; Lacroix J. et al., 1983], что позволяет сделать вывод о перспективности данного научного направления.
Н. Benson, J. Beary и М. Carol (1974) провели интересное исследование сравнительной эффективности медикаментозного лечения (преимущественно диуретиками), аутогенной тренировки и терапии обратной связью при гипертонической болезни. Результаты исследований показали, что при коротких сроках лечения (2-8 нед) применение обратной связи является более эффективным, чем техника релаксации, но в ряде случаев не таким успешным, как медикаментозное воздействие. Анализируя эти данные, R. Surwit R. Williams и D. Shapiro (1982) отмечают, что, хотя медикаментозное лечение и является часто достаточно эффективным, аутогенная тренировка с обратной связью может быть также полезной в целях снижения артериального давления «у некоторых, если не у всех, пациентов (без медикаментов)». На основании 'собственных исследований авторы делают заключение, что «обратная связь и техника релаксации приводят в большинстве случаев к эквивалентному снижению давления крови, а меньшая стоимость и простота ре-лаксирующих процедур делают их методом выбора».
G. Schwartz в работе «Клиническое применение обратной связи» приводит данные об эффективности метода (самовнушение повышения температуры рук и ног) при болезни Рейно, основным клиническим синдромом при которой является нарушение периферического кровообращения. Т. Weiss и В. Engle показали^ что обучение регуляции сердечной деятельности с помощью обратной связи оказывает позитивное действие при некоторых видах аритмий. В целом, по-видимому, следует сделать вывод, что сочетанное применение аутогенной тренировки и обратной связи является одним из перспективных направлений как в психоневрологии, так и в клинике соматических заболеваний. Современные данные о практическом применении аутогенной тренировки и обратной связи еще раз подтверждают верность обоснованной нами концепции опроизволивания, сущность которой состоит в том, что нет функций, не подвластных сознательному контролю; есть функции, задача целенаправленного опроизволивания которых не ставилась или с учетом современных технических достижений пока не может быть решена.
Следует признать, что результаты применения биологической обратной связи (БОС) в мировой практике пока чрезвычайно противоречивы. В. Brown (1977) объясняет это тем, что «БОС пока не является наукой, а только лишь началом науки». Успехи и неудачи при-менения этого метода как в качестве самостоятельного, так и в сочетании с аутогенной тренировкой во многом зависят от опытности, энтузиазма и установки экспериментатора, поскольку БОС требует совершенно новых навыков и знаний при ее применении [Sipos К., 1980]. При этом основную трудность составляет как объяснить больному, что именно он должен делать, чтобы достичь желаемых эффектов? (Вспомним уже приведенный нами случай из практики D. Shapiro). Наша внутренняя физиологическая деятельность, пока описываемая в категориях внешней деятельности, чрезвычайно трудно вербализуется и коммуницируется даже самими исследователями. Развитие методики и техники БОС потребует образования новых или физиологической экстраполяции существующих понятий.
Несмотря на существенные различия в понимании тонких механизмов, участвующих в реализации терапевтического самовоздействия с помощью БОС и аутогенной тренировки, следует подчеркнуть тренирующий и обучающий характер обоих методов, их связь с целенаправленной активацией и стимуляцией резервных возможностей нервной системы. Применение биологической обратной связи в сочетании с аутогенной тренировкой нами рекомендуется осуществлять в 4 этапа.
На первом этапе проводится обучение базисным упражнениям аутогенной тренировки с использованием специальной аппаратуры, для получения информации о динамике физиологических показателей в процессе сеансов. С этой целью могут использоваться электромиограф, чувствительный контактный электротермометр, пульсотахометр, пневмотахометр, а также аппараты для регистрации артериального давления, ЭКГ, ЭЭГ, КГР, плетизмограммы и др. Естественно, что в тех случаях, когда не решаются комплексные исследовательские задачи, нет нужды использовать все перечисленные приборы (и, соответственно, физиологические показатели) одновременно, а лишь те из них, которые позволяют опосредовать значимую для данного конкретного случая физиологическую информацию.
На втором этапе под контролем приборной информации осуществляется постепенный переход к замене сигналов обратной связи собственными ощущениями обучаемых.
На третьем этапе проводится контроль усвоения приемов саморегуляции, которые выполняются самостоятельно. В этом случае применение приборов ограничивается контрольным замером физиологических показателей до и после сеанса саморегуляции, абсолютные значения которых могут сообщаться или не сообщаться обучаемым.
На четвертом этапе использование лечебных приемов саморегуляции проводится только под контролем собственных ощущений больного.
В заключение данного раздела следует отметить, что применение технических средств, позволяющих предъявлять информацию о физиологических функциях, не является единственным направлением инструментальных способов обучения приемам саморегуляции. Так, Л. Н. Мельниковым (1979) предложен прибор «Релаксатор», реализация терапевтического воздействия которого основана на принципах «навязывания» ритма. Принцип работы прибора достаточно прост. На экране перед испытуемым создается ритмическое сужение и расширение светового пятна, имитирующее экскурсии грудной клетки при дыхании. Одновременно через наушники с помощью электронной схемы синхронно имитируется шум прибоя. Программа действия прибора является динамической и позволяет постепенно замедлять скорость подачи раздражителей до ритма дыхания глубокоспящего человека (от 20 до 4 циклов в минуту). Экспериментальная апробация прибора на больных и здоровых людях позволяет сделать вывод о позитивном релаксирующем эффекте, сопровождающемся снижением артериального давления и замедлением частоты сердечных сокращений.
В целом, можно сделать заключение, что проблема использования технических средств в целях психопрофилактики и психотерапии еще очень молода, но, бесспорно, представляет собой одно из перспективных направлений современной клинической медицины.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема лечебной саморегуляции физиологических и высших психических функций чрезвычайно сложна и не может быть решена без дальнейших сие- -темных исследований как в клиническом, так и в экспериментальном плане. За свое полувековое существование аутогенная тренировка вышла далеко за рамки первоначальной схемы, предложенной И. Шульцем. Тем не менее, заслуга Шульца, столетие со дня рождения которого совпало с завершением подготовки рукописи этой книги к изданию, не может быть ни приуменьшена, ни оспорена: именно он впервые создал систему упражнений, которая позволила существенно расширить показания и области применения психотерапевтического воздействия на основе активного вовлечения больного в процесс лечения. Эти же принципы лежат в основе и всех современных модификаций аутогенной тренировки.
Все аспекты проблемы саморегуляции тесным образом связаны между собой, так как направлены на решение одной главной задачи: познать законы функционирования саморегулирующейся системы, каковой является человек, и научиться управлять этой системой. Е. К. Краснушкин в свое время писал: «Роль врача любой специальности — всегда в известной степени и роль психотерапевта, так как в любой соматической болезни человеческий организм участвует как целое, участвует и своей психической функцией... Как бы теперь ни казалась ясной эта простая мысль, однако научная разработка методов психического лечения или психотерапия — завоевание недавнего времени».
За свою тысячелетнюю историю медицина превратилась в самостоятельную науку, ряд достижений которой ошеломляет и достоин восхищения. Только за последнее столетие побеждены многие заболевания, ранее уносившие тысячи жизней, сделаны сотни фундаментальных открытий, получено множество новых препаратов. Но в области психотерапии по-прежнему еще остается много неизвестного, гипотетичного и эмпирического. И в этой области более, чем в любой другой, медицина еще остается искусством. И, как в любом искусстве, настойчивость, выдержка, увлеченность, глубокие знания и интуиция составляют непременное условие успеха.
[1] Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2, т. 3, с. 448.
[2] В споре о приоритете на аутогенную тренировку Е. Jacobson утверждал, что метод фактически был создан им на 10 лет раньше Шульца.
[3] Понятие «лидер» получило распространение в психологии в ЗО-е годы (работы К. Levin). Иногда наблюдаемая синонимизация понятий «лидер» и «руководитель» неправомерна. Далеко не каждый руководитель групп занятий, скажем, по аутогенной тренировке, может быть лидером в той же группе при проведении иной формы коллективно-групповой терапии.
[4] Один из распространенных на западе методов «поведенческой терапии» — «терапия обусловливания» —своим наименованием обязан неверному переводу павловского термина «условный рефлекс», ошибочно истолкованного как «обусловленный рефлекс» [Touimin S., 1978].
[5] Шерток Л.Непознанное в психике человека.— М., 1982, с. 33
[6] Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. — М., 1961,с. 70
[7] Сеченов И. М.Избранные философские и психологические произведения. — М., 1974, с. 291.
[8] Павлов И. П. Поли. собр. соч.—М.; Л., 1951, т. III, кн. 2, с. 229.
[9] Павлов И. П. Поли. собр. соч.-М.; Л., 1951, т. VIII, кн. 2, с. 316.
[10] Павлов. И. П. Лекции по физиологии. — М.; Л., 1951, с. 550-551.
[11] Павлов И. П.Павловские среды.- М.; Л., 1949, т. 2, с. 337
[12] Павлов И. П. Поли. собр. соч.-М.; Л., 1951, т. IV, с. 429.
[13] Павлов И. П. Поли. собр. соч. — М.; Л., 1951, т. III, кн. 2, с. 212.
[14] Выготский Л/ С. Развитие высших психических функций.- М., 1960, с. 197.
[15] Conceptual Nervous Sistem (англ.) — концептуальная (знаковая) нервная система; CNS — ЦНС.
[16] Павлов И. П.Избранные произведения.—М., 1949, с. 521.
[17] Там же, с. 385.
[18] Анохин^ П. К.Узловые вопросы теории функциональной системы.- М., 1980, с. 121.
[19] В значительной степени претенциозными являются и представления о бесспорном принятии психоаналитических теорий на Западе. Так, американский исследователь Я. Конн в журнале Американской медицинской ассоциации (1974) писал: «Фрейдовское представление о том, что за привязанностью ребенка к матери скрыто инцестуозное (кровесмесительное) влечение, следует рассматривать как проекцию на психику ребенка лишь переживаний взрослых психопатов».
[20] Сам создатель теории об общем адаптационном синдроме, президент Международного института стресса Г. Селье в последних работах признает: «...Дать его {стресса — прим. авт.— В. Л., М. Р.) определение очень трудно, хотя оно и вошло в нашу обыденную речь». — В кн.: Селье. Г.Стресс без дистресса. — М.: Мир, 1982, с. 25.
[21] В этом плане интересно проследить трансформацию взглядов самого Г. Селье. Если в своих ранних работах он отмечал, что полное освобождение от стресса может быть только после смерти, то в последних работах эта мысль звучит несколько по-иному: «Полная свобода от стресса означает смерть» (1982). Второй существенной особенностью изменения взглядов Г. Селье является весьма неожиданный переход к проблемам, имеющим прямое отноше ние к психотерапии. Речь идет о сформулированном им «принципе альтруистического эгоизма», изложению которого Г. Селье посвящает всю вторую часть книги «Стресс без дистресса» (1982). Этому принципу, а вернее — кодексу, представляющему собой систему этических ценностей, Г. Селье придает настолько большое значение, что, будучи создателем одной из самых плодотворных теорий XX в., он заявляет: «Я считал бы главным достижением своей жизни, если бы мне удалось рассказать об альтруистическом эгоизме так ясно и убедительно, чтобы сделать его девизом общечеловеческой этики».
Основные принципы, на которых основывается кодекс «альтруистического эгоизма», можно свести к двум пунктам: 1) перенос на систему межличностных, межнациональных и межгосударственных отношений тех законов, которые имеют биологическое обоснование (что совершенно неправомерно), и 2) всеобщее принятие тезиса: «Поступай так, чтобы завоевать любовь других людей».
При обосновании этих принципов Г. Селье использует много хорошо известных психотерапевтических понятий, часто подаваемых как откровение («Нельзя рассчитывать, что эмоция всегда подскажет правильный выбор», с. 107; «бороться с угнетающей мыслью о неудаче лучше всего с помощью воспоминания о былых успехах», с. 110; «переключение с одной деятельности на другую — лучший отдых, чем полный покой», с. 106, и т. д.). К сожалению, следует признать, что принцип «альтруистического эгоизма» — это лишь еще одна утопическая попытка решать социальные проблемы на основе биологических методов.
[22] Громова Е. А. Эмоциональная память и ее механизмы.-М.: Наука, 1980, с. 179.
[23] Бехтерева Н. П.Предисловие к монографии Н. В. Черниговской «Адаптивное биоуправление в неврологии». — Л: Наука, 1978.
[24] Книга X. Клейнзорге и Г. Клюмбиес «Техника релаксации» в 1965 г. была издана у нас в стране (перевод К. И. Мировского и И. М. Кальмана, предисловие А. Н. Шогама). К 1983 г. эта книга трижды переиздавалась в ГДР, а также была издана в английском переводе в Бристоле и на японском языке в Токио.
[25] Говоря о разработке и применении аутогенной тренировки в отечественной практике, было бы несправедливо не упомянуть о системе К. С. Станиславского, в которой задолго до I. Schultz были сформулированы и использовались многие аналогичные приемы. Позднее в книге «Работа актера над собой» К. С. Станиславский писал: «...Нужно освободиться от всякого мышечного напряжения. Такое состояние дает лучший отдых телу. При таком отдыхе можно в полчаса или в час освежиться так, как при других условиях не удается этого добиться в течение ночи». «Оказывается, что мышечное ослабление при одновременном суживании круга внимания является хорошим средством от бессонницы». Хотя описанные приемы и не имеют прямого отношения к лечебной практике, их разработку, бесспорно, можно отнести к достижениям отечественной науки. Вспомним, что Э. Куэ, удостоенный звания профессора медицины honoris causa («ради почета»), также не был врачом.
[26] Методика ассоциативного эксперимента, применяющаяся с конца прошлого столетия, имеет длинную историю. Эту проблему, в том числе ее психологический смысл, активно исследовали еще Декарт, Гоббс, Спиноза, Лейбниц, Локк, а затем Юнг и мн. др. С учетом рассматриваемых проблем весьма интересным представляется сформулированный Б. Спинозой закон ассоциации: «Если человеческое тело подверглось однажды действию одновременно со стороны двух или нескольких тел, то душа, воображая впоследствии одно из них, тотчас будет вспоминать и о других». «Всякий переходит от одной мысли к другой, смотря по тому, как привычка расположила в его теле образы вещей». — В кн: Б. Спиноза. Избранные произведения.— М., 1957, т. 1, с. 423 — 424.
[27] Аутогенное состояние — см. гл. 6.
[28] W. Luthe классифицирует формулы-намерения на 5 типов: 1) нейтрализующие, использующие вариант самовнушений «все равно» : «Глотание все равно» — при эзофагоспазме; «Цветочная пыльца все равно» — при аллергиях и т. п.; 2) усиливающие: например, «Я знаю, что я проснусь, когда мой мочевой пузырь даст знать о себе» — при энурезе; «Мой мозг говорит автоматически» — при заикании; 3) абстинентно-направленные: например, «Я знаю, что я не приму ни одной капли алкоголя, ни в какой форме, ни в какое время, ни при каких обстоятельствах»; 4) парадоксальные: например, «Я хочу писать как можно хуже» — используется при писчем спазме; 5) поддерживающие: например, «Я знаю, что я не завишу от лекарств» — используется при астме; «Имена интересны» — при плохом запоминании имен. По нашему мнению, данная классификация является весьма условной и не вносит каких-либо существенно новых элементов.
[29] Это мнение было высказано Лутэ в письме к авторам книги «Autogenes Training» W. Konig, G. di Pol, G. Schaeffer и приводится во втором издании этой книги (Jena, 1983, S. 131).
[30] Наш опыт применения метода аутогенной терапии памяти, который, как уже отмечалось, в значительной степени подобен приемам, используемым Лутэ, позволяет сказать, что более точной для сравнения формой музыкального произведения является не симфония, а канон, когда все голоса исполняют одну и ту же мелодию, но не одновременно, а по очереди с некоторыми вариациями, причем каждый новый голос вступает раньше, чем закончилась мелодия предыдущего голоса.
[31] Отмечая роль этих двух процессов, автор (с. 82) пишет, чтоименно они являются «главными механизмами в большинстве существующих методов психической саморегуляции — от йоги и аутогенной тренировки до ПМТ», по-видимому, выделяя последнюю в самостоятельный метод, что, конечно, необоснованно.
[32] «Возникает чувство легкого озноба. Состояние, как после прохладного душа. Из всех мышц уходит чувство тяжести и расслабленности. В мышцах начинается легкая дрожь. Озноб усиливается. Холодеют голова и затылок. По телу побежали «мурашки». Кожа становится «гусиной». Холодеют ладони и стопы. Дыхание глубокое, учащенное. Сердце бьется сильно, энергично, учащенно...» и т. д.— всего 21 словесная формула, из которой мы привели 11
[33] Сущность таких эмоционально-нравственных нарушений в системе саморегуляции личности очень верно характеризует отрывок из Ницше («По ту сторону добра и зла», цит. по К. Leon-hard, 1981): «Я сделал это — говорит мне память. Я не мог этого сделать — говорит мне гордость, остающаяся в этом споре неумолимой. И вот приходит момент, когда память, наконец, отступает». К сожалению, клиническая практика показывает, что память отступает далеко не всегда, даже по истечении десятилетий.
[34] При социально-психологической реабилитации с помощью аутогенной тренировки больных в ожоговой клинике это правило может быть нарушено.
[35] В настоящее время в литературе по аутотренингу с равной частотой, а иногда и в одинаковом смысле употребляются термины «формулы самовнушения» и «психическое самовоздействие». Мы считаем, что второе понятие гораздо шире, так как включает все варианты психического самовоздействия — вербальное самовнушение, сенсорную репродукцию, методы саморазубеждения и др. Во избежание смешения понятий, применительно к вербальному Вамовоздействию, мы предпочитаем использование термина «формулы самовнушения»
[36] Объяснения см. в тексте.
[37] Личное сообщение.
[38] Заметим, что рекомендуемые А. В. Алексеевым (1978) вслед за Джейкобсоном релаксирующие упражнения, в основе которых лежит последовательное напряжение и расслабление мышц, утомительны для больных и, как показывает наш опыт, не всегда встречают положительный прием в группах здоровых лиц, поэтому указанный вариант, по-видимому, наиболее адекватен лишь применительно к спортивной практике.
[39] Около 3 — 5 % обучаемых стараются шепотом произносить задающие формулы или невольно сопровождают мысленные самовнушения бессловесной артикуляцией. Целесообразность «коррекции» такого варианта самовнушения сомнительна, так как отмеченные эффекты, по-видимому, являются проявлением индивидуальных особенностей, которые можно было бы определить как «оральный» способ мышления.
[40] Это упражнение, бесспорно, не всем, в том числе и здоровым лицам, показано. В ряде случаев оно вызывает осложнения, в частности: головную боль, обморок, иногда на фоне выполнения комплекса «Тепло» самовнушение «Мой лоб слегка прохладен» провоцирует неприятные ощущения в области сердца.
[41] В целом, имея достаточный опыт психологического и клинико-психологического тестирования, мы считаем, что тесты, хотя I и являются в ряде случаев довольно удобным и необходимым инструментом, но не привносят принципиально нового, по сравнению I с тем, что можно получить в процессе обычного наблюдения и беседы.
[42] Позднее A. Jus и К. Jus (1977) было предложено компромиссное решение. Оно заключалось в том, что во время упражнений «Тяжесть» и «Тепло» уровень бодрствования значительно снижается и только во время упражнений «Дыхание» и «Сердце» возникает аутогенное состояние. С этим трудно согласиться, так как, по нашему мнению, комплексы «Дыхание» и «Сердце», хотя и входят в состав базисных упражнений, но лишь условно и не являются основой аутогенного состояния.
[43] К. Sipos (1980) было также показано отличие ЭЭГ при прове,4 дении гетерогенных и самостоятельных (собственно аутотренинг) тренировок.
[44] Сходные явления (хотя и прямо противоположной направленности с точки зрения активности сознания) наблюдались нами У высокогипнабельных субъектов, обнаруживающих явления сомнамбулизма без характерных переходных фаз.
[45] Маркс К. и Энгельс Ф.Соч., изд. 2, т. 23, с. 62.
[46] Такого рода методы были предложены J. Volpe, а также А. М. Свядощем (1982), которые, как правило, использовали безусловнорефлекторное подкрепление.
[47] Психотерапевтическое отвлечение было предложено В. М. Бехтеревым (1921).
[48] Подобные методы рекомендуются А. М. Свядощем (1982) с использованием гипнотического или наркотического сна.
[49] «Мелькание» длите* около 2 мин (в тексте опущено).
[50] Вспомним уже приведенное нами сравнение с музыкальной формой канона (см. с. 135).
[51] Этот вывод сделан В. Л. Райковым на основании опытов с внушением состояний, в том числе состояния неонатального («предсознательного») периода новорожденных.
[52] См. Карвасарский Б.Д. Неврозы.-М., 1980, 448 с: Свядо Ш. А. М. Неврозы.- М., 1982, 366 с. Айрапетянц М. Г., Вейн А. М. Неврозы в эксперименте иклинике.—М., 1982, 272 с.
[53] См. раздел «Аутогенная тренировка и биологическая обратная связь».