Основные источники аутогенной тренировки

Общепризнанным создателем метода аутогенной тренировки является Иоганнес Генрих Шульц. Ему же принадлежит и сам термин «аутогенная тренировка», который, однако, не все специалисты считают удачным.

Творческая биография и жизнь Шульца небогата яркими событиями. После нескольких лет учебы Шульц некоторое время занимался исследовательской и преподавательской деятельностью в Институте пси­хологии им. Пауля Эрлиха во Франкфурте, где он, бу­дучи еще дерматологом, читал курс лекций по гипно­зу. Увлекшись психотерапией, Шульц через некоторое время получает диплом невропатолога и занимает ме­сто главного врача одного из санаториев под Дрезде­ном. В 1924 г. он переезжает в Берлин, где им были созданы практически все его многочисленные труды, общее число которых составило более 400 публикаций, в том числе несколько монографических работ, выдер­жавших десятки переизданий.

Существует ошибочное представление, что аутоген­ная тренировка является совершенно новым и само­стоятельным методом психотерапии. Такой отрыв действительно оригинального метода от многолетне­го, если не сказать — многовекового, опыта психотера­певтической практики нельзя признать правомерным. Аутогенная тренировка, предложенная Шульцем как самостоятельный метод в 1932 г., по своему характеру является синтетическим методом, объединившим в се­бе ряд эмпирических и научно обоснованных откры­тий, сделанных в самых различных областях психоте­рапии.

Благодаря работам Шульца, его многочисленных учеников и последователей, аутогенная тренировка по­лучила широкое распространение и обоснованное при­знание во всем мире. С 1961 г. работает «Интернациональный координационный комитет для клинического применения и обучения аутогенной терапии» (ICAT), куда входит и представитель СССР. При медицинском факультете Университета Киуши (Фукуока, Япония) в составе Исследовательского института им. Оскара Фогта (который был другом и соратником Шульца) с 1959 г. действует «Интернациональная исследова­тельская организация по применению и обучению ау­тогенной терапии».

В предисловии к 7-му изданию своей монографии Шульц писал, что аутогенная тренировка стала свое­образной модой. И сегодня еще иногда говорят о мо­де на аутотренинг, забывая, что мода, как справедли­во подчеркивает известный энтузиаст метода доктор медицины из ФРГ Н. Lindemann (1980), возникает и удерживается лишь только тогда, когда она удовле­творяет актуальную потребность общества. Н. Klein­sorge и G. Klumbies, сообщая о популярности метода, приводят перечень 39 нозологических форм, при ко­торых аутогенная тренировка, по мнению авторов, имеет абсолютные показания. Особенно большое рас­пространение аутогенная тренировка получила в США и Канаде. W. Luthe, соавтор Шульца по 6-томному ру­ководству по аутогенной тренировке, изданному в Нью-Йорке и Лондоне, отмечает, что среди приме­няющих этот метод много представителей техниче­ской интеллигенции и администраторов, видящих в ней средство сохранения здоровья и повышения ра­ботоспособности. Несмотря на то, что аутогенная тре­нировка получила всеобщее признание прежде всего как метод лечения и профилактики неврозов, а также коррекции некоторых синдромов функционального происхождения, в зарубежной практике она находит широкое применение в терапии алкоголизма, в акушерско-гинекологической практике (L. Chertok, Н. Prill), в лечении последствий закрытых черепно-мозговых травм (Н. Binder) и ряде других областей медицинской науки и практики.

Первое упоминание о «технике Шульца» в отече­ственной литературе принадлежит П. М. Зиновьеву (1934). Однако содержательное изложение методики аутогенной тренировки в нашей печати появилось лишь 20 лет спустя и было связано с работами учени­ка и последователя Шульца — Д. Мюллера-Хегеманна. Пионерами применения аутогенной тренировки у нас в стране стали А. М. Свядощ и Г. С. Беляев, которые активно разрабатывали и внедряли метод в клиниче­скую практику. Начало освещения аутогенной трени­ровки в отечественных обзорах и монографиях отно­сится к концу 50-х годов (Н. В. Иванов, М. С. Лебе­динский, А. М. Свядощ). Результаты собственных исследований по аутогенной тренировке были впервые опубликованы А. М. Свядощем и его сотрудниками. Затем метод чрезвычайно быстро завоевывает широ­кую популярность у специалистов. Как отмечает К. К. Платонов: «Если на Всесоюзной конференции, посвященной вопросам психотерапии, в 1956 г. об ау­тогенной тренировке еще никто не говорил ни с три­буны, ни в кулуарах, то на Всесоюзном совещании по психотерапии в 1966 г. ей было уделено особое внима­ние и посвящено шесть докладов». Представляет инте­рес широкий круг проблем и аспектов применения ау­тогенной тренировки, затронутый в этих научных сообщениях: Г. С. Беляев в Ленинграде, А. М. Свя­дощ и А. С. Ромен в Караганде применяли метод для терапии неврозов и с профилактическими целями у здоровых лиц; М. С. Лебединский и Т. Л. Бортник в Москве у больных с кардиологической патологией; И. М. Виш в Тамбове с помощью аутогенной трени­ровки исследовал особенности нервной деятельности; И. М. Перекрестов в Харькове начал применять метод у больных с органическими заболеваниями нервной системы.

Рассматривая аутогенную тренировку как синтети­ческий метод, по нашему мнению, можно выделить пять основных источников, с которыми в той или иной степени она связана и на основе которых сфор­мировалась в ее современном виде: это практика ис­пользования самовнушения так называемой малой нансийской школой (Ch. Baudouin, E. Coue), эмпириче­ские находки древнеиндийской системы йогов и иссле­дования ощущений людей при гипнотическом внуше­нии (работы I. Schultz), психофизиологические иссле­дования нервно-мышечного компонента эмоций (Е. Jacobson), а также разъясняющая (рациональная) пси­хотерапия. Рассмотрим каждый из этих источников более подробно.

САМОВНУШЕНИЕ

Терапевтическое применение приемов самовнуше­ния, известных еще в глубокой древности, обычно связывают с лансийской школой и опубликованными в 20-х годах нашего века работами уже упомянутых авторов — Куэ и Бодуэна. Однако следует указать, что сходные приёмы предлагались еще И. Р. Тархановым, в 1884 г. опубликовавшим одно из первых научно об­основанных наблюдений о влиянии самовнушения на некоторые непроизвольные функции организма чело­века. В 1890 г. использование самовнушения при тера­пии навязчивых состояний было предложено В. М. Бехтеревым, а немного позднее при лечении невралгии тройничного нерва применено Я. А. Бот­киным (1897), который отмечал, что «особенно хоро­шо проводить самовнушение перед засыпанием и про­буждением, причем формулы самовнушения должны быть индивидуализированными, произноситься в утвердительной форме и в настоящем, а не в буду­щем времени». В качестве родственных методик мож­но также назвать «рациональное воспитание воли», ис­пользовавшееся в нансийской школе P. Levy.

Наибольшее распространение среди методик само­внушения в начале века получила система французско­го аптекаря Эмиля Куэ, названная им «школой само­обладания путём сознательного самовнушения». Из­вестный французский психотерапевт J. Cottraux (1978) называет Куэ одним из предшественников создания поведенческой терапии, отмечая, что он был «первым, кто предложил методы контроля мысли и подчерки­вал роль позитивной мысли в изменении поведения». В 20-х годах «система Куэ» получила чрезвычайно ши­рокое распространение, что нашло свое отражение в художественной литературе того времени. В частно­сти, Дж. Голсуорси, описывая состояние потрясенного невзгодами Форсайта, отмечает, что он для лечения применяет «метод Куэ».

В то же время необходимо отметить, что Куэ ис­пользовались упрощенные и несколько примитивные представления о природе заболеваний человека. По его убеждению, которое он настойчиво пропагандиро­вал среди коллег и пациентов, главной причиной бо­лезней является воображение человека. Исходя из этих представлений, больным предлагалось ежедневно, сидя или лежа в удобной позе, мысленно или шепотом 20 — 30 раз повторять формулы самовнушений вроде: «Мне становится лучше и лучше... Мое зрение (или слух) улучшается» и т. п. Такие сеансы, по несколько минут каждый, рекомендовалось проводить 3 — 4 раза в день, особенно перед сном в состоянии покоя и рас­слабления. Общий курс лечения составлял от 2 — 3 мес до года.

Метод Е. Coue развил и аргументировал Ch. Baudouin, исходивший (по-видимому, не без влияния на­чавших распространяться идей S. Freud) из предполо­жения о том, что поведением человека управляют воображение и подсознательные влечения. По его мне­нию, многократное мысленное повторение одних и тех же фраз создает внутреннее сосредоточение, «уверенно действующее на бессознательное». Исходя из идеали­стических представлений, Куэ и Бодуэн непомерно преувеличивали роль самовнушения в индивидуальной и общественной жизни. В частности, они предполага­ли, что самовнушение может изменить мировоззрение людей, и даже пытались создать утопическую по своей сути систему совершенствования современного обще­ства.

В основных правилах своей «системы» Куэ неодно­кратно подчеркивал, что самовнушение должно осу­ществляться без каких-либо волевых усилий. «Если вы сознательно внушаете себе что-либо, делайте это со­всем естественно, совсем просто, с убеждением и осо­бенно без всякого усилия. Если бессознательное само­внушение, часто дурного характера, бывает столь­успешным, то это оттого, что оно осуществляется без усилий», — писал Куэ. И далее: «Если некоторые не добиваются удовлетворительного результата с по­мощью самовнушения, это или потому, что не дове­ряют себе, или, чаще, потому, что совершают усилия. Чтобы добиться результата, совершенно необходимо отсутствие усилий. Ибо они предполагают участие во­ли, в то время как именно она должна остаться в сто­роне. Должно прибегать лишь к воображению» (Е. Coue). Позднее мы увидим, как эти представления Куэ были использованы I. Schultz.

Популярность самовнушения по Куэ — Бодуэну бы­ла широкой, но кратковременной. В нашей стране «куэизм» подвергался обоснованной критике со сто­роны ведущих психотерапевтов, прежде всего в связис тем, что им игнорировались нозологические особен­ности заболевания и личность больного, что создава­ло условия для обычного шарлатанства и компроме­тировало метод. Об этом, подчеркивая и положи­тельные стороны метода, писали В. М. Бехтерев, П. М. Зиновьев, Ю. В. Каннабих, И. С. Хазацкий и др. В качестве позитивных аспектов работ Куэ и его последователей следует отметить поиски и пропагандирование активных методов психотерапии и корриги­рующего самовнушения. Куэ также была впервые по­казана целесообразность положительного взамен нега­тивного содержания формул самовнушения (например, «Я здоров» вместо «Я не болен»). Метод самовнуше­ния, в общем, был положительно оценен В. М. Бехте­ревым, развивавшим принципы тренировки и обучения в психотерапии. В наши дни самовнушение, освобо­жденное от методологических недостатков «куэизма», многими авторами успешно применяется в качестве самостоятельного лечебного приема, в том числе вхо­дит во все современные модификации аутогенной тре­нировки. Говоря о терапии самовнушением, необходимо подчеркнуть особую роль второсигнальных раздражи­телей в регуляции функций организма человека, которая была убедительно показана выдающимися представи­телями отечественной физиологии и неврологии — И. М. Сеченовым, И. П. Павловым, А. А. Ухтом­ским, В. М. Бехтеревым, К. И. Платоновым. К их работам мы еще вернемся при изложении физиологи­ческих и психологических основ и механизмов ауто­генной тренировки.

Наши рекомендации