Лекарственного сырья, плодов, ягод, семян, выращиванию рассады и посадке цветов. Выполняя работы для школы, они могут ухаживать за салом, убирать классные комнаты.
Учащиеся средних (5-7-е классы) и старших (8—11-е) классов соответственно возрасту привлекаются к работам в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания. Ученики 5—7-х классов могут выполнять работы в мастерских школ, УПК, участвовать в сборе урожая, уборке кабинетов и мастерских, ремонтировать учебное оборудование и наглядные пособия.
С 8-го класса разрешается привлекать учащихся к работам на животноводческих фермах, а также в торговле, на предприятиях общественного питания, транспорта, связи. Начиная с 9—10-го класса разрешается возделывание сельскохозяйственных культур с применением машин на полях, а также труд на рабочих местах промышленных предприятий. Запрещается привлекать учащихся, независимо от возраста, к мытью окон, текущей дезинфекции, уборке санитарных узлов.
К общественно полезному труду в полном объеме привлекаются только здоровые дети. Содержание общественно полезного, производительного труда учащихся в период летних каникул определяют органы исполнительной власти на местах. Организационной формой труда подростков во время школьных каникул являются различные трудовые объединения, прежде всего ученические производственные бригады в сельской местности и трудовые отряды, отряды труда и отдыха — в городах. Участие в работе трудовых объединений добровольное, по личному заявлению, начиная с 8-го класса.
Важным моментом при планировании объема работ является правильное, с учетом возраста, нормирование труда. Оно осуществляется исходя из почасовых норм взрослых: чем младше школьники, тем меньше норма выработки. Для учащихся 13—14 лет (7—8-х классов) она составляет не более 50% почасовой нормы взрослых, а для школьников 16-17 лет (10-11-х классов) - 75%.
При организации трудового обучения и воспитания важен учет состояния здоровья детей. К учащимся с отклонениями в состоянии здоровья на уроках труда требуется индивидуальный подход, поскольку для них работа в мастерских более утомительна, чем для здоровых школьников, и может вызывать значительное учащение пульса, повышение артериального давления и температуры тела, обильное потоотделение, жалобы на усталость. Для этих детей должны подбираться более простые задания с меньшим числом трудоемких операций и пов-
Гигиена трудового воспитания, обучения... 209
торяемостью движений. Им разрешаются дополнительные паузы для отдыха. Рекомендации медицинских работников по индивидуальному режиму работы учащихся должны своевременно отражаться в листке здоровья классного журнала и учитываться преподавателем труда
Рациональный режим трудового воспитания и обучения школьников определяется длительностью труда, местом труда в режиме дня и недели, а также построением трудовой деятельности.
Основной формой трудового обучения в школе является урок труда. Число этих уроков определяется учебными планами На трудовое обучение выделяется в 1-7-х классах 2 ч в неделю, в 8-9-х - 3 ч, в 10-11-х классах — 4 ч. Предусматривается также общественно полезный труд: во 2-4-х классах - 1 ч, в 5-7-х - 2 ч, в 8-9-х - 3 ч, в 10-11-х классах - 4 ч в неделю.
Длительность ежегодной трудовой практики для учашихся З-7-ro классов планируется в течение 10 дней по 3 ч в день, в 8-9-х классах - 16 дней по 4 ч в день, в 10-х — 20 дней по 6 ч.
Длительность труда в период летних каникул также регламентируется и не должна для школьников 5-7-х классов превышать 3 ч, 8-9-х - 4 ч и 10-х классов — 6 ч в день. Общая продолжительность пребывания учащихся в составе трудовых объединений не должна превышать 3-4 недель, а для учеников 5-7-х классов, работающих в самостоятельных звеньях ученических производственных бригад, 2 недель.
Место урока труда в режиме учебных занятий 1-7-х классов определяется особенностью его влияния на организм. Обеспечивая смену характера деятельности и повышая функциональное состояние организма, урок труда предупреждает снижение работоспособности учащихся в течение учебного дня. Его эффективность проявляется в большей степени, если он проводится в начальный период развивающегося утомления, т.е. на 3—4-м уроке (1-я смена) и на 1-2-м уроке (2-я смена), а в режиме учебной недели - в среду и четверг. Естественно, эта рекомендация не может быть выполнена в отношении учашихся всех классов из-за ограниченной пропускной способности мастерских. И в этом вопросе оптимальный режим создается для учащихся тех классов, которые по разным причинам поставлены в наиболее сложные условия работы (переход к предметному методу обучения, выпускные экзамены и др.).
Построение урока труда в учебных мастерских основывается на учете анатомо-физиологических особенностей детей шкального возраста. Эти особенности выражаются в преобладании возбудительногоГлава б
процесса нал юрмоишм, что обусловливает стремление работать и ускоренном темпе и приводит к относительно более быстрому раз питию утомления. Известна относительно небольшая мышечная выносливость, которая не по звол нет летим долго выдерживать нагрузки в однообразной или вынужденной рабочей nose, с выполнением однообразных операции или трудовых процессов при ныраженном статическом компоненте Это является основанием дли определения оптимальной длительности непрерывного выполнения отдельных операций, которая не вызывает утомления школьником.
Общая длительность практической работы не должна превышать для учашихся 2-х классов 20-25 мин; 3-4-х классов — 30—35 мин. В ia вис и мости от трудоемкости длительность операций может составлять от 6 до Ю мин Установлено, что непрерывное выполнение любых столярных и слесарных операций учащимися 10 лет более 10 мин и учашимиси 11 лет более 13 мин приводит к выраженному утомлению, поэтому укатанные величины для этого возраста детей принимаются к* предельно допустимые Непрерывная работа с бумагой, картоном, тканью должна занимать для учашихся 1-х классов не более 5 мин,
2- 3-х классов - 5—7 мин; 4-х — 10 мин; 6-х - 12 мин; 7-х — 16 мин. Длительность непрерывной работы по основным трудовым операциям должна составлять для учашихся 5-х классов не более 10 мин; 6-х — 12 мим; 7-х - 16 мин.
Учащиеся не могут без утомления выполнять на протяжении всего урока только одну операцию, поэтому в структуре урока должны предусматриваться их смена и оптимальное количество. Анализ результатов хронометража уроков и реакний поведения детей (по отвлечению от работы) показал, что увеличение числа операций с 1—2 до 3—5 я 2 раза снижает время отвлечений учащихся. По лому выполнение
3- 5 операций принимается за оптимальную величину (рис. 5.1).
Даииьке по оптимальной продолжительности отдельных операций
и их количеству и свою очередь позволяют определить плотность урока.
Плотность урока ~ ъто время, затрачиваешь на выполнение всех трудовых операций, включая легки*' (измерение, разметка и др.). Она должна составлять 60-85%.
При плотности урока менее 60% учащиеся теряют интерес к работе, у них рассеивается внимание, не формируется рабочий стереотип. Объяснения преподавателя не должны занимать более 25% времени урока (10-12 мин), Время на организацию рабочего места, уборку.
Не менее важно и построение урока в плане рационального режи- ма труда и отдыха. Это особенно актуально для сдвоенных уроков В классах начальной школы сдвоенные уроки труда недопустимы Так как работа детей в этих классах связана с относительной неподвижностью (положение сидя), на 15-20-й минуте урока необходима физкультминутка. Физкультминутки при сдвоенных уроках труда целесообразно проводить не в середине каждого урока, а в конце 1-го или начале 2-го урока, что позволит не нарушать рабочий динамический стереотип. При сдвоенных уроках обязательна организованная перемена длительностью не менее 10 мин с выходом в рекреацию и проветриванием помещения.
В построении урока предусматриваются небольшие (l-3-мииут- ные) паузы для дополнительного инструктажа, смены инструментов и других организационных моментов, что также является отдыхом во время работы.Построение уроков труда для девочек имеет свои особенности. В целом обработка ткани и кулинарные работы (в условиях школы) относятся к разряду легкого труда, но все же могут вызвать утомление школьниц. Причиной последнего является прежде всего выполнение однообразных трудовых операций, при которых нагрузка падает на относительно небольшую группу мышц плечевого пояса. Рабочая поза при этом остается такой же, какой она была и на занятиях в классе, поэтому статическое мышечное напряжение не только не снимается. а может даже усилиться. Кроме того, машинная обработка ткани требует большой точности и высокой координированности движений. Поэтому на занятиях кройки и шитья, особенно в начальном периоде, нельзя посвяшать целиком урок освоению какой-либо одной операции, а следует предусматривать их смену и чередование. Для профилактики утомления от статических нагрузок необходимо обязательно проводить короткие физкультминутки (2—3 мин) с выполнением 4—6 упражнении. Характер упражнений должен обеспечивать активизацию функций дыхания и кровообращения, а также давать нагрузку на мышны-антагонисты (живота и ног). Рекомендуется выполнять упражнения стоя.
Кулинарные работы отличаются по характеру и в целом лишены вышеу казанных недостатков. На уроках кулинарии учащиеся свободно перемешаются по помещению, могут произвольно менять рабочую позу, чередовать операции, что является своеобразным отдыхом от утомительных занятий в классе.
Особенности построения трудового обучения в 8—11-х классах касаются структуры учебной недели. В ней для трудового обучения выделяется I день: 6—7 учебных часов, из них 3—4 ч, предусмотренных учебным планом, а 2—3 ч — за счет общественно полезного труда. Такой режим удобен школе, поскольку позволяет избежать дробления учебного дня, освобождает учашихся от лишних переездов в УПК, на базовое предприятие и обратно в школу. Но нередко из-за непродуманности расписания это приводит к увеличению продолжительности учебных занятий в остальные дни недели. Построение занятий в дни трудового обучения аналогично структуре учебного дня в школе: через каждые 45 мин — перемена длительностью не менее К) мин; в середине рабочего дня ■— большая перемена (30 мин) для приема пиши. В расписании предусматриваются 1—2 теоретических урока по специальным предметам и 3—5 уроков практической работ ы, в процессе которой учащиеся овладевают первоначальными профессиональными навыками, а затем переходят к производительному труду.
Положительное влияние труда на организм школьников во многом определяется условиями, в которых проходит трудовая деятельность К. числу факторов, способных повышать оздоровительное влияние труда, относятся рационально организованное естественное и искусственное освещение, правильная расстановка оборудования, организация рабочего места, а также рациональный воздушный и температурный режим.
Гигиенические требования к условиям труда должны соответствовать функциональному состоянию организма детей. Поскольку обработка дерева и металла связана с повышенными энерготратами и теплообразованием, температура воздуха в этих мастерских должна быть ниже, чем в классе: в столярной мастерской оптимальной температурой считается 14—16 °С, в слесарной 16-17 9С, в кабинете труда начальных классов и кабинете по обработке ткани 18 *С.
Характер труда школьников не исключает возможности контакта учащихся с неблагоприятными производственными факторами. В процессе обработки дерева, металла и ткани может выделяться древесная, металлическая и бытовая пыль, концентрации которой невелики, и при выполнении общегигиенических требований ее накопление предотвращается. В слесарных мастерских возможны достаточно высокие уровни шума.
В УПК набор мастерских значительно расширяется, увеличивается обьем выполняемых работ, которые по своему характеру приближаются к производственным процессам. Появляется реальная возможность контакта учащихся с неблагоприятными факторами.
В мастерских по механической обработке металла в воздух помещений могут выделяться мелкодисперсная минерально-металличес- кая пыль, аэрозоли масел и многочисленных примесей (сульфатов, щелочей).
При шлифовке и заточке изделий образуется пыль, содержащая двуокись кремния. В воздух газосварочных мастерских выделяется сварочный аэрозоль, содержащий соединения марганца, фтора, окиси углерода, озона. Все это требует наряду с выполнением общегигиенических мероприятий проведения специальных профилактических мер с учетом профиля мастерских. Прежде всего необходимы эффективная система вентиляции с различными видами местной вытяжной вентиляции, размещение части оборудования в отдельных
специальных помещениях, оснащение станков экранами, щитками предупреждающими разбрызгивание смазочно-охлаждающей жидкости. разбрасывание стружки. Необходим контроль за качеством смазочно-охлаждающей жидкости, концентрацией минерального масла в воздухе помещений, эффективностью работы вентиляции.
В некоторых учебно-производственных мастерских работы связаны с воздействием шума. В токарных, фрезерных и монтажных мастерских уровень шума может достигать 80—95 дБА и выше, поэтому требуется проведение комплекса мероприятий по борьбе с шумом.
Положительное влияние процесса труда на растущий организм и успешность освоения школьниками трудовых навыков во многом определяются рациональным оборудованием помещений для трудового обучения. При этом оборудование должно отвечать ряду гигиенических и педагогических требований, касающихся его набора, размещения, организации рабочего места, инструментария, техники безопасности. Набор оборудования должен обеспечивать реализацию программ трудового обучения. Основное оборудование — верстаки, станки, швейные машины, инструментарий; вспомогательное — шкафы, стеллажи, уборочный инвентарь.
При размещении оборудования предусматривается создание благоприятных условий для зрительной работы, сохранения правильной рабочей позы и профилактики травматизма. При обработке дерева и ткани затенение не возникает, если свет падает слева, поэтому верстаки и швейные машины необходимо расставлять перпендикулярно к окнам с левосторонним освещением. Верстаки можно расставлять под углом 45*.
При обработке металла характер работы позволяет иметь как левостороннее, так и правостороннее освещение при перпендикулярном к окнам размещении верстаков. Любая другая расстановка имеет недостатки. Особенно резко освещенность падает при наличии так называемых спаренных верстаков, за которыми ученики стоят лицом друг к другу, одни спиной к окнам, другие - лицом, а между ними устанавливается защитная сетка.
На уроках труда учащимся приходится пользоваться чертежами, выполненными преподавателями на доске. Если расстояние от доски до последних рабочих мест окажется более 10-11 м, то ученики даже с нормальной остротой зрения смогут различать написанное на доске с большим трудом, поскольку угол зрения в этом случае окажется меньше физиологической нормы (менее Г) В неблагоприятных условиях
окажутсятакже ученики, сидящие за первыми в крайних боковыхрядахрабочими местами, если расстояние между ними и доской оченьмало. В этомслучае угол рассматривания окажется слишком острым,ддяобеспечения нормируемого угла рассматривания (35") 1-е рядырабочих местдолжны быть удалены от доски на расстояние 1,6-2,5м.
Для сохранения правильной рабочей позы и безопасности труданеобходимособлюдать определенные расстояния между рабочимиместами.Их величина зависит от характера рабочей позы, амплитудырабочих движений,необходимости передвижения в процессе работы,размеровинструмента и материала.
Размеры рабочих мест определяются характером технологического процесса и составляют в столярной мастерской 125x45см, в слесарной- 100X50 см.
В столярной мастерской верстаки чаще всего размещаются в 3 ряда, по 6—7 в каждом ряду, и расставляются перпендикулярно светонесу- щей стене или под углом 45° так, чтобы свет падал слева (рис. 5.2).
Вслесарной мастерской верстаки устанавливают так, чтобы обеспечить левостороннее освещение (рис. 5.3).
Если суммировать размеры всех рабочих мест, расстояний и проходов, а такжеместо преподавателя, то окажется, что необходимо иметьмастерскуюдлиной 11 м и шириной 6 м, т.е. общей площадью 66 м?„
Приоборудовании мастерских УПКследует использовать гигиеническиерекомендации для учебных мастерских школ и ПУ,учитыватьнаполняемость групп и существующие нормы площадей наодного учащегосяв зависимости от профиля обучения (табл. 5.1).
Все помещения для трудового обучения оборудуются встроенными или пристенными шкафами, стеллажами закрытого типа, емкостями для сбора стружек, вешалками для спецодежды, раковиной, электрополотенцем. В комплект оборудования входят также носилки я аптечки с медикаментами и перевязочным материалом, необходимые для оказания первой помощи.
При организации рабочего места необходимо предусматривать правильную рабочую позу, экономную трату энергии, четкую организацию труда, безопасность работы. Выбор позы учащегося определяется характером труда, в частности величиной мышечных усилий и амплитудой движений. Рабочая поза считается правильной, если при ней сохраняются устойчивое равновесие, нормальная деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, зрительного и слухового анализаторов, отсутствует дополнительное статическое напряжение мыши (ряс. 5.4).
равильная рабочая поза обеспечивается в первую очередь соответствием размеров оборудования и инструментов размерам частей тела работающего, в частности, соответствием высоты рабочего места росту учеников (рис. 5.5).
Для определен и я соответствия высоты рабочего места росту ученик Должен встать боком к торцевой части верстака и свободно положить руку на его поверхность. Если высота рабочего места соответствует росту учащегося, его плечо и предплечье образуют прямую линию, а между предплечьем и кистью образуется прямой угол.
(13-14 лет) должны предусматриваться подставки для ног 3 размеров - высотой 5, 10 и 15 см.
В мастерских, где проводятся работы, связанные с длительной неподвижной рабочей позой (радиомонтажные, сборка часов, полупроводниковых и интегральных схем), особое внимание уделяется правильной организации рабочего места. Конструкция стола должна быть такой, чтобы можно было положить предплечья на его поверхности. Для этого в крышке стола делается полукруглый вырез. Высота сиденья стула должна регулироваться в пределах 40-60 см. Стул обязательно должен иметь спинку для опоры поясничной области. Обязательна также подставка для ног.
Важную роль в процессе трудового обучения играет инструментарий. По размерам и массе он также должен соответствовать возрастным антропометрическим особенностям и физическим возможностямучашихся. Гигиенистами установлены оптимальные размеры, масса и соотношение отдельных частей наиболее часто употребляемыхстолярных и слесарных инструментов для учашихся 11-14 лет (табл. 5.2).
С 15 летучащиеся могут применять инструменты для взрослых,так как кэтому возрасту заканчиваются рост костей верхних конечностейи формирование кисти. Глава 5
Важным элементом охраны здоровья детей в процессе трудового обучения является контроль за его содержанием, осуществляемый санитарным врачом. При этом врач должен:
• своевременно согласовать характер трудовой деятельности учащихся (профили подготовки, конкретные профессии, виды общественно полезного, производительного труда);
• согласовать рабочие места для прохождения производственной практики учащимися старших классов, а также трудовых объединений школьников; • ознакомиться с документами, отражающими соответствие характера труда состоянию здоровья; оценка этих документов с учетом полноты охвата углубленными медицинскими осмотрами, результатов врачебно-профессиональных консультаций и заключений о профпригодности к избранному профилю обучения или профессии, наличие рекомендаций в отношении детей с отклонениями в состоянии здоровья в листках здоровья; • контролировать фактическое содержание трудового обучения и воспитания в плане их соответствия утвержденным учебным программам.
Врачебный контроль включает детальное изучение документов, отражающих организацию и режим трудового обучения и воспитания учашихся обследуемых школ. К ним относятся расписание уроков, годовой график учебных занятий и практики учащихся 5—10-х классов. график работы по самообслуживанию и другим видам общественно полезного производительного труда, утвержденный режим дня трудовых объединений школьников в период летних каникул, трудовой договор между дирекцией школы (УПК) и базовым предприятием. Контроль за условиями труда планируется с учетом профиля мастерских, кабинетов, лабораторий не реже 2 раз в год. Первое обследование проводится до начала учебного года с целью проверки готовности этих помещений и оформляется актом-разрешением на проведение занятий. Второе обследование проводится в середине или конце года с целью выявления недостатков, которые должны быть устранены в дальнейшем, и оформляется планом-заданием. В течение года медицинский персонал контролирует работу или занятия в мастерских по всем параметрам, отвечающим гигиеническим требованиям и исключающим возможность контакта учащихся с неблагоприятными факторами, правильность эксплуатации осветительных установок, санитарное состояние помещений, соблюдение правил техники безопасности. В помещениях, где возможен контакт с неблагоприятными факторами, планируются лабораторные и инструментальные исследования освещенности, микроклиматических параметров, шума, концентрации пыли и химических веществ, эффективности вентиляции. 5.3. ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО- ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКОВ
Профессионально-техническое образование является важным звеном хозяйственного комплекса страны. Переход подростка из общеобразовательной школы в ПУ ведет к резкой смене его социальной позиции: происходит ломка сложившегося «школьного» стереотипа. Одновременно вследствие сочетания учебной и трудовой деятельности увеличивается суммарная нагрузка, происходит первый контакт подростков с факторами производственной среды. Все это, особенно на начальном этапе обучения, создает определенные трудности для роста, развития и сохранения здоровья подростков. К этому добавляются кардинальные проблемы подросткового возраста. Сам по себе подростковый возраст в онтогенезе считается фактором риска, что обусловливает необходимость пристального внимания к профессиональному обучению подростков.
В процессе обучения подростки могут контактировать с подавляющим большинством неблагоприятных физических факторов и со многими химическими агентами, поэтому необходимо знать специфику реакции организма подростка на профессионально-производственные факторы: неблагоприятные метеорологические условия, производственный шум, промышленную пыль, химические вещества, физические нагрузки.
Метеорологические условия производственной среды могут характеризоваться как повышенной, так и пониженной температурой воздуха. С повышенной температурой воздуха подростки могут контактировать в «горячих» цехах металлургического производства, металлообрабатывающей промышленности, в текстильном, кондитерском, кулинарном производствах, фарфоро-фаянсовой промышленности.
Терморегуляция подростков имеет специфические особенности реакции их сердечно-сосудистой системы при работе в горячих цехах:
• гипер- и неадекватная реакции, указывающие на нарушение процессов терморегуляции и гемодинамики;
• затягивание процессов восстановления функционального состояния организма подростков.
ЧСС у обучающихся профессии сталевара у мартеновской печи достигает 120—140 ударов в минуту, а с увеличением тяжести производственной операции и интенсивности обучения может достигать в отдельных случаях 170—200 ударов в минуту. Систолическое артериальное давление тотчас после выполнения производственных операций у печи повышается, затем довольно быстро опускается ниже исходного уровня; падает и диастол и ческое давление (иногда до 20-30- мм рт.ст.). Восстановление частоты пульса, артериального давления у подростков после производственных операций затягивается до 1 ч и более. Температура тела во время и после работы у печи значительно повышается: до 37,6—38,3 °С, а иногда до 39,4 °С, что свидетельствует о выраженных нарушениях у юношей процессов терморегуляции во время работы в «горячих» цехах. Все эти нарушения держатся довольно длительное время и после прекращения работы. К концу рабочего дня пульс, температура тела и частота дыхания превышают исходные (дорабочие) величины, а уровень давления ниже. Эти показатели, как правило, не восстанавливаются в течение 0,5— 1-часового отдыха после работы.
У подростков, работающих в одних и тех же цехах со взрослыми рабочими и выполняющих даже меньший объем физических нагрузок, чем взрослые, температура кожи и тела повышается быстрее и в большей степени, сдвиги гемодинамики более выражены, восстановление более медленное. Регуляторные механизмы у подростков менее совершенны, у них меньшие функциональные возможности. Диапазон колебаний температуры окружающей среды, с которыми «справляется» терморегуляция подростка, меньший, вследствие чего напряжение и нарушение процессов терморегуляции появляются в юношеском возрасте при менее высокой температуре воздуха.
Хроническое действие нагревающего микроклимата, несмотря на менее длительный по сравнению со взрослыми контакт, вызывает ряд изменений в состоянии здоровья подростков. У них чаще развиваются неврологические расстройства в виде вегетативной дисфункции, астеновегетапгивного синдрома, изменения функционального состояния сердечно-сосудистой системы с тенденцией к артериальной гипотензии, нарушению ритма и процессов метаболизма в миокарде. Чаше развиваются нарушения желудочно-кишечного тракта, явления гиповитаминоза.
Показатели заболеваемости с временной утратой трудоспособности у подростков «горячих» цехов выше, чем у их сверстников других профессий: чаше возникают производственный травматизм, простудные заболевания, желудочно-кишечные и гнойничковые болезни кожи.
С пониженной температурой воздуха подростки могут контактировать при обучении профессиям строительного профиля, судостроительным работам, на лесозаготовках, рыбных промыслах, в сырьевых цехах мясоперерабатывающей промышленности. При действии холода хорошее самочувствие сохраняется у подростков при темпе- I ратуре тела на 3—5 "С выше, чем у взрослых. Следовательно, при воз- I действии одних и тех же температур окружающей среды состояние дискомфорта наступает у подростков раньше. Все физиологические сдвиги при воздействии холода у них более выражены: значительно повышаются температура кожи, порог тактильной чувствительности, снижается мышечная выносливость. Увеличение теплопродукции при работе в условиях низких температур наступает у подростков по сравнению со взрослыми при менее низких показателях температуры и меньшей скорости движения воздуха. Таким образом, охлаждение у подростков наступает быстрее и при менее низких температурах окружающей среды.
Местное переохлаждение кистей рук вызывает у подростков, обучающихся в сырьевых цехах мясоперерабатывающей промышленности, довольно быстрое (через 1—2 года) развитие заболеваний периферической нервной системы конечностей в виде начальных форм холодо- вых вегетативных полиневритов верхних конечностей, вегетативных невралгий. Эти заболевания развиваются у подростков чаще и быстрее, чем у взрослых рабочих, занятых в аналогичных профессиях. Организм девушек значительно более чувствителен к переохлаждению, чем юношей.
Подростки подвергаются воздействию производственного шума при освоении профессий в судостроении, ткацком и кузнечно-прес- совом производстве, многих станочных профессий.
Установлена повышенная чувствительность организма подростков к воздействию шума всех параметров. Слуховой анализатор в юношеском и подростковом возрасте более чувствителен к шуму, чем в зрелом. Величина смещения порогов и время их восстановления находятся в прямой зависимости от интенсивности шума. Восстановление слуховой чувствительности после действия шума у подростков идет более длительное время, чем у взрослых.
Данные биоэлектрической активности мозга подростков и функциональное состояние их слухового анализатора указывают на выраженные неблагоприятные изменения: замедляются темпы возрастного развития ЦНС и снижается уровень ее функциональногосостояния (в корковом представительстве слухового анализатора), снижается слуховая чувствительность. Воздействие на организм подростков 15—17 лет шума с уровнем 96—105 дБ повышает чувствительность особенно после 3 ч работы (наибольшее повышение порога слуховой чувствительности на частотах 4000 и 7000 Гц). При действии шума ПС-75, 80. 85, 90 у 16-летних подростков по сравнению с 17-летними наблюдаются более выраженные изменения функционального состояния организма подростков — слухового анализатора, ЦНС и сердечно-сосудистой системы.
При ежедневном воздействии интенсивного шума в течение рабочего дня у подростков могут произойти необратимые процессы в кохлеарном органе уже через 1—2 года. Таким образом, уровни шума, являющиеся нормативными для взрослых, вредны для подростков. Подростки менее устойчивы к действию шума, чем взрослые.
Многие производства характеризуются значительным содержанием пыли в воздушной среде. Работа подростков в «пылевых» цехах должна быть ограничена. а в силикозоопасн ых профессиях — лицам моложе 20 лет запрещена. Установлена прямая зависимость между частотой «пылевой» патологии и возрастом начала работы с пылью. При одинаковых концентрациях пыли в воздухе рабочих помещений пнев- мокониоз в молодом возрасте развивается быстрее и протекает более неблагоприятно, чем у лиц зрелого возраста. Наиболее устойчивы к воздействию пыли липа 21—25 лет. Экспериментальные данные также свидетельствуют. что склеротические реакции в легочной ткани у молодых животных появляются быстрее, чем у взрослых.
Оценка внешнего дыхания у девушек-прядильщиц 15—17 лет показала, что уже через 3 ч после начала работы в цехе у них заметно снижаются ЖЕЛ, мощность воздушной струи на вдохе и, особенно, на выдохе, время произвольной задержки дыхания — проба Штанге. К концу рабочего дня снижение показателей становится еше более выраженным. Эти преходя!ш#е функциональные сдвиги, кумулируясь, способствуют развитию более стой к их изменений органов дыхания. У девушек-пря- дильшип за сравнительно короткий срок работы (до 3 лет) развиваются изменения слизистой оболочки верхних дыхательных путей субатро- фического. реже атрофического характера. Частота заболеваний верхних дыхательных путей у них выше, чем у сверстниц, обучающихся станочным, радиотехническим и даже строительным специальностям. Значительно чаше у подростков-прядильщиц отмечаются бронхиты, иногда сопровождающиеся астмоиднм м компонентом.
Гигиена трудового воспитания, обучения.
Подростки обладают повышенной чувствительностью, в частности меньшей устойчивостью слизистой оболочки верхних дыхательных путей к воздействию пыли.
Лицам, не достигшим 18-летнего возраста, работа в химической промышленности законодательством запрещена. Однако обучение в ПУ некоторым профессиям химического производства разрешено при условии, чтобы к началу производственной практики в основных цехах учащимся было не менее 18 лет. К таким относятся ряд категорий работ в нефтехимической промышленности, производстве полимеров, минеральных удобрений, различных химических веществ.
Со многими химическими вредными веществами подростки могут контактировать при обучении и работе в других отраслях промышленности: строительстве (возможен контакте органическими растворителями, нитросоединениями), судостроении (окислы азота, соединения марганца, фтора, свинец), машиностроении (пары цветных металлов, смазочно-охлаждающая жидкость), радиотехнической промышленности (пайка свинецсодержащими сплавами), текстильной промышленности, резино-техническом производстве, полиграфии и др.
Многочисленными исследованиями установлено, что работа подростков в условиях воздействия химических агентов, даже в допустимых концентрациях, небезразлична для их организма и может приводить к возникновению отклонений в состоянии здоровья, которые у взрослых, работающих в тех же условиях, отсутствуют.
Наблюдения показали, что у подростков, работающих в контакте с небольшими концентрациями свинца, отмечается повышенная чувствительность к этому яду. При сравнительно недлительном контакте (через 1—2 года) у многих развиваются характерные изменения крови (анемия, ретикулоцитоз, базофильная зернистость), выделение гема- топорфирина с мочой. Выявлено депонирование свинца в организме.
У подростков, обучающихся на производствах по выработке минеральных удобрений, контактирующих с аммиаком и окислами азота, довольно быстро развиваются субатрофические катары верхних дыхательных путей, и их частота нарастает по мере увеличения времени работы в цехах. Частота патологии ЛОР-органов среди подростков этого производства крайне велика (59%), что связано со специфическим раздражающим действием аммиака и окислов азота на органы дыхания.
Установлена повышенная чувствительность (более чем в 3 раза) молодого организма к сероуглероду. У подростков, работающих в цехах искусственного и синтетического волокна, в которых концентрации сероуглерода в 6 раз ниже ПДК, в период 2-летнего наблюдения отсутствовали неблагоприятные сдвиги в состоянии здоровья. Это свидетельствует о допустимости работы подростков только в таких условиях — при низких концентрациях сероуглерода в цехах.
На нефтеперерабатывающих заводах доминирующим фактором является воздействие на подростков предельных, непредельных и ароматических углеводородов в сочетании с сернистыми соединениями в концентрациях, как правило, не превышающих ПДК. Однако при этом были выявлены изменение реактивности организма, замедление физического развития, повышение показателей патологической поражен ности и заболеваемости с временной утратой трудоспособности.
У девушек* контактирующих с бензином в цехах, где концентрации его не превышают предельно допустимые (клейщицы-сборщицы резиновой обувн)т уже к концу годичной работы в цехе развиваются отчетливые неблагоприятные изменения в состоянии здоровья: дис- менорея ("у наблюдаемых) и гипотензия, частота которой увеличивается за год в 10 раз. Низкие показатели артериального давления выявляются к концу годичной работы в цехе у 20% подростков. Почти у Уз девушек, работающих в таком цехе, появляются функциональные изменения нервной системы (вегетативная дисфункция), носовые кровотечения. Заболеваемость с временной утратой трудоспособности у контактирующих с бензином выше, чем в других профессиональных группах девушек того же ПУ.
Экспериментальными исследованиями возрастной чувствительности к химическим веществам установлена пониженная устойчивость молодого организма ко многим промышленным ядам: четырех- хлористому углероду бензину, дихлорэтану, сернистому газу, нитриту натрия. Причины и механизмы повышенной чувствительности подро