Продукты с повышенной пищевой ценностью
Продукты с повышенной пищевой ценностью производятся на основе как традиционных, так и новых пищевых рецептур. Отличительной особенностью данной группы продуктов является наличие в их составе отдельных нутриентов (или их комплексов) в количестве, составляющем значимую долю от нормы физиологической суточной потребности (или рекомендуемого ежесуточного употребления) и обеспечивающим алиментарное обогащение рациона, а в ряде случаев и заданную диетическую эффективность.
Обогащенные продукты
Обогащение продуктов — это технологический процесс внесения различных незаменимых нутриентов (изолированно или в комплексе) в пищевую композицию на этапах производственного цикла. Процесс обогащения относится к научно обоснованным приемам повышения пищевой ценности продуктов за счет увеличения их «плотности». В число наиболее часто вносимых нутриентов входят такие дефицитные в питании микронутриенты, как витамины, минеральные вещества и микроэлементы.
Целями обогащения пищевых продуктов микронутриентами могут быть:
• восстановление потерь, произошедших в результате техноло
гической обработки (витамин С в соки и нектары, витамины груп
пы В и железо в муку);
• достижение стандартного уровня содержания нутриентов в
продукте с сезонными или сортовыми количественными колеба
ниями (витамин С в соки, р-каротин в сливочное масло);
• обеспечение необходимого количественного уровня нутриентов
в продуктах одной товарной группы, полученных различными спо
собами (витамины А и D в обезжиренное молоко или маргарины);
• увеличение количества дефицитных в питании нутриентов в
составе их традиционных источников или других подходящих для
этого продуктов (витамин D в сливочное масло, витамины А и D,
кальций в молочные продукты, йод в соль).
Обогащение пищевых продуктов может быть также достигнуто с использованием приемов современной биотехнологии: получение продовольственного сырья с повышенным содержанием целевых нутриентов за счет произведенной генетической модификации (например, рис с повышенным содержанием р-каротина и железа).
Обогащенные продукты, широко присутствуя на продовольственном рынке, позволяют значительно повысить качество питания за счет возможности ликвидировать наиболее распространенные алиментарные дефициты. Например, при невозможности расширить ассортимент традиционных продуктов (для удовлетворения физиологической и тем более повышенной потребности в определенных нутриентах) именно использование их обогащенных аналогов позволяет достичь требуемые цели. При этом, что очень важно, не увеличивается калорийность рациона.
Все обогащенные продукты требуют проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы на этапе постановки их на производство, государственной регистрации в установленном порядке и обязательного подтверждения соответствия при выпуске в оборот.
По современным представлениям все нутриенты, используемые для обогащения, принято делить на три группы в зависимости от рекомендуемых (научно обоснованных) количеств их возможного (безопасного) внесения из расчета на одну порцию или 100 ккал:
1) 100 % и более (по сравнению с физиологической потребно
стью) — витамины С, В12, Е, В2, Вь РР и пантотеновая кислота;
2) 50... 100 % — витамины D, В6, фолат, биотин, а также медь,
йод, селен;
3) 10...40% — железо, цинк, кальций, фосфор, магний.
Допустимый уровень обогащения устанавливается для каждого
нутриента и зависит от максимально безопасного количсстна ею
суточного поступления, естественного содержания данного нут-риента в среднем пищевом рационе, доли обогащенного продукта (или группы продуктов) в структуре рациона.
В настоящее время практика обогащения пищевых продуктов в различных странах имеет достаточно широкое применение.
Производитель вправе разработать любую обогащенную рецептуру в соответствии с обоснованными представлениями о существующих алиментарных дефицитах и дисбалансах, получить в установленном порядке санитарно-эпидемиологическое заключение на выпуск и оборот обогащенного продукта. При этом существующие во многих странах, в том числе и в Российской Федерации, утвержденные стандарты на ряд пищевых продуктов предполагают их обязательное обогащение определенными нутриен-тами. К таким продуктам относятся: молоко (витамины A, D, С), мука и сухие зерновые завтраки (витамины В,, В2 и РР, железо и кальций), маргарины (витамины А и D) и поваренная соль (йод).
Все обогащенные продукты должны содержать полную информацию о количестве и составе дополнительно введенных нутри-ентов, желательно с приведением сравнения с физиологической суточной потребностью. Учитывая, что обогащенные продукты реализуются в общей продовольственной сети, целесообразно четко указывать на их этикетках, какой процент от суточной потребности в том или ином нутриенте человек получит, съев обычную порцию (или 100 г) данного продукта. Наличие подобной информации является обязательным требованием для эффективного практического использования образовательных программ в рамках государственной политики в области здорового питания. Подробная информация на этикетках предоставляет возможность человеку, получившему знания в области рационального питания, реализовать их при осознанном выборе пищевых продуктов.