Тест Керна-Ирасека (ориентировочный тест “школьной зрелости”)
Ребенку дается чистый лист нелинованной бумаги. В правом верхнем углу листа исследователь указывает имя, фамилию, возраст ребенка, № детского сада и дату исследования. Под рабочий лист подкладывается лист плотной бумаги. Карандаш кладется перед ребенком так, чтобы ему было одинаково удобно взять его правой и левой рукой.
Тест состоит из трех заданий:
1) рисунок человека;
2) срисовывание короткой фразы из трех слов (“Он ел суп”);
3) срисовывание группы точек.
Лицевая сторона листа отводится для выполнения первого задания.
К первому заданию дается следующая инструкция: “Здесь (каждому показывается где) нарисуй какого-нибудь мужчину (дядю) так, как умеешь”.
Дальнейшее объяснение, помощь или предупреждение по поводу недостатков рисунка и ошибок запрещается. На любой встречный вопрос ребенка нужно отвечать: “Рисуй так, как ты умеешь”. Разрешается ребенка подбодрить, если он не может начать работу следующим образом: “Видишь как хорошо ты начал. Рисуй дальше”.
На вопрос, можно ли рисовать “тётю”, необходимо объяснить, что все дети рисуют “дядю”, поэтому и он (она) должен рисовать “дядю”. Если же ребенок начал рисовать женскую фигуру, можно разрешить ему её дорисовать, а затем попросить, чтобы он рядом нарисовал мужскую фигуру
После того, как ребенок закончит рисунок, рабочий лист переворачивается. Обратная сторона его делится горизонтальной линией примерно пополам (это можно сделать заранее).
Для выполнения второго задания необходимо приготовить 5-10 карточек размером примерно 7-8 см на 13-14 см (рис.1), на которых пишется рукописная фраза “Он ел суп” (вертикальный размер букв – 1 см, заглавной – 1,5см).
Карточка с фразой кладется перед ребенком, чуть выше рабочего листа.
Второе задание формулируется следующим образом: “Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, поэтому попробуй это нарисовать. Хорошенько посмотри, как это написано и в верхней части листа (показать где) напиши так же”. Если кто-нибудь из детей не рассчитает длину строки и третье слово у него не будет помещаться на строке, нужно подсказать, что его можно написать ниже или выше.
Для выполнения третьего задания следует приготовить карточки указанного выше размера, на которых изображается группа точек (всего 10 точек, по три в каждом ряду и одна в центре четвертого нижнего ряда, расстояние между точками по вертикали и горизонтали – 1 см, диаметр точек – 2мм).
После выполнения ребенком второго задания первая карточка у него отбирается и на ее место кладется вторая (с точками), таким образом, что бы острый угол пятиугольника, образованного точками, был направлен вниз.
К третьему заданию дается следующая инструкция: “Здесь нарисованы точки. Попробуй сам (сама) нарисовать такие же в нижней части листа” (показать где).
Оценка результатов
Каждое задание оценивается баллами от 1 (наилучшая оценка) до 5 (наихудшая оценка).
Задание первое (рисунок человека):
1 балл – у нарисованной фигуры должны быть голова, туловище, конечности. Голову с туловищем соединяет шея, она должна быть не больше, чем туловище. На голове должны быть волосы (возможна шапка или шляпа), уши; на лице – глаза, нос, рот. Верхние конечности заканчиваются рукой с пятью пальцами. Признаки мужской одежды.
2 балла – выполнение всех требований, как при оценке в 1 балл. Возможны три отсутствующие части: шея, волосы, один палец руки, но не должна отсутствовать какая-нибудь часть лица.
3 балла – у фигуры на рисунке должны быть голова, туловище, конечности. Руки, ноги должны быть нарисованы двумя линиями. Отсутствует шея, уши, одежда, пальцы на руках.
4 балла – примитивный рисунок головы с конечностями. Конечности (достаточно лишь одной пары) изображены одной линией.
5 баллов – отсутствует ясное изображение туловища и конечностей. Каракули.
Задание второе (срисовывание написанного текста):
1 балл – срисованную ребенком фразу можно прочитать. Буквы не более чем в 2 раза больше образца. Буквы образуют три слова. Строка отклонена от прямой линии не более чем на 30 градусов.
2 балла – предложение можно прочитать. Буквы по величине близки к образцу, их стройность – необязательна.
3 балла – буквы должны быть разделены не менее чем на 2 группы. Можно прочитать хотя бы 4 буквы.
4 балла – с образцом схожи хотя бы 2 буквы. Вся группа имеет еще видимость письма.
5 баллов – каракули.
Задание третье (срисовывание группы точек).
1 балл – точное воспроизведение образца. Нарисованы точки, а не кружки. Соблюдена симметрия фигуры по горизонтали и вертикали. Может быть любое уменьшение фигуры, увеличение же возможно не более чем в половину.
2 балла – возможно незначительное нарушение симметрии: 1 точка может выходить за рамки столбца или строчки. Допустимо изображение кружков вместо точек.
3 балла – группа точек грубо похожа на образец. Возможно нарушение симметрии всей фигуры. Сохраняется подобие пятиугольника, повернутого вверх или вниз вершиной. Возможно меньшее или большее количество точек (не менее 7, но не более 20).
4 балла – точки расположены кучно, их группа может напоминать любую геометрическую фигуру. Величина и количество точек не существенно. Другие изображения, например, линии, - не допустимы.
5 баллов – каракули.
Сумма выполнения отдельных заданий представляет общий результат исследования.
Ребенок может быть призван готовым к школе при получении 3-8 баллов по тесту Керна-Ирасека (3-5 баллов – “зрелый” ребенок; 6-8 баллов – “средне зрелый”; 9 и более баллов – “незрелый”).