Школьная зрелость. определение готовности ребенка к обучению в школе. гигиена учебных занятий в школе
МОТИВАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМЫ
Для успешного обучения ребенка в школе и выполнения школьных обязанностей необходимо достижение им определенного уровня физического и психического развития (“школьной зрелости”). Готовность детей к школе определяется, прежде всего, степенью функционального развития отдельных органов и систем детского организма, готовностью ребенка выполнять требования школы. Это, прежде всего, относится к развитию психики и моторики ребенка, к его умению сосредотачиваться, тормозить на определенное время свою двигательную активность, без лишнего напряжения сохранять рабочую позу. Для письма и рисования необходимо определенное развитие мелких мышц кисти, согласованность движения пальцев. В целом развитие психики, моторики и речи определяют уровень функциональной готовности ребенка к школе.
В связи с неравномерным темпом развития различных систем детского организма и особенностями условий жизни дети одного хронологического возраста могут иметь значительные различия в уровне функциональной готовности. Особенно беспокоят врачей и педагогов функционально неготовые к школе дети, поскольку именно из них, как правило, формируются плохо успевающие школьники.
Причиной школьной незрелости ребенка является комплекс неблагоприятных биологических и социальных факторов.
Число детей среди шестилетних функционально неготовых к школе колеблется от 5% до 90%, а среди семилетних – от 10% до 20%. В первом классе хорошо учатся 93% “школьно зрелых” детей и только 27% “средне зрелых”. Как правило, успешное обучение у “школьно не зрелых” детей является причиной функциональных нарушений их организма, снижения уровня здоровья.
Это свидетельствует о необходимости активного выявления перед поступлением в школу детей с недостаточной степенью “школьной зрелости” и своевременного проведения медико-педагогической коррекции. Определение готовности детей к обучению в школе проводится врачом детского дошкольного учреждения или детской поликлиники (если ребенок не посещает детский сад).
Обучение в школе – напряженная и сложная умственная работа, в процессе выполнения которой развивается утомление, приводящее к снижению качества усвоения учебного материала. Гигиена учебных занятий в школе включает медицинский контроль за условиями обучения (воздухообмен, микроклимат, освещение классов), школьной мебелью, величиной учебной нагрузки, режимом занятий и др.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: научить определению функциональной готовности ребенка к обучению в школе, оценке степени утомления ЦНС детей в процессе учебных занятий, правилам подбора мебели и рассаживанию учащихся в классе.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИИ
1. Решение ситуационной профессионально ориентированной задачи по оценке результатов выполнения ребенком теста Керна-Ирасека; оформление решения в протоколе.
2. Решение ситуационной профессионально ориентированной задачи по заключению о готовности детей к поступлению в школу, оформление решения в протоколе.
3. Оценка динамики умственной работоспособности учащегося с помощью корректурных проб.
1.1. Работа проводится поэтапно:
исследование исходного уровня умственной работоспособности (в начале занятия);
повторная оценка уровня умственной работоспособности (через 2,5 часа от начала работы).
На каждом этапе студенты выполняют дозированное задание
(продолжительность работы 2 минуты).
3.2. Обработка индивидуальных корректурных проб, сравнение
поэтапно полученных результатов, составление заключения по оценке
сдвигов в функциональном состоянии организма исследуемого; офор-
мление протокола.
4. Просмотр учебных видеофильмов, участие в регламентированной дискуссии.
5. Заслушивание и обсуждение рефератов, подготовленных студентами по индивидуальному заданию преподавателя.
ЗАДАНИЕ ПО САМОПОДГОТОВКЕ
1. Цель определения функциональную готовность ребенка к поступлению в школу.
2. Внешние признаки школьной зрелости ребенка.
3. Школьно-необходимые функции ребенка.
4. Ведущие факторы риска школьной незрелости.
5. Медицинские и психофизиологические критерии определения школьной зрелости.
6. Содержание и сроки 1 и 2 этапов обследования детей перед поступлением в школу.
7. Оценка результатов обследования (медицинские и психофизиологические критерии временной отсрочки от поступления в школу) и дальнейшая медико-педагогическая тактика.
8. Гигиенические требования к условиям и режимам обучения в школе.
9. Гигиенические требования к школьной мебели; правила рассаживания учеников в классе.
ПРОТОКОЛ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
«____» ___________200__г.
1. Решение ситуационной задачи №_______
Количество баллов, набранных в результате выполнения теста Керна-Ирасека _________________________________
Заключение ____________________________________________________________
2. Решение ситуационной задачи № _______
Заключение ______________________________________________________
Рекомендации: ____________________________________________________
3. Исследование функционального состояния организма посред-
ством изучения умственной работоспособности методом коррек-
турных проб:
3.1. Результаты исследования умственной работоспособности на 1 этапе:
количество всех просмотренных букв______; количество допущенных ошибок_____; величина стандартизованной ошибки на 500 знаков_____
3.2. Результаты исследования умственной работоспособности па II этапе:
количество всех просмотренных букв _____; количество допущенных ошибок____; величина стандартизованной ошибки на 500 знаков_____
3.3. Комплексная оценка выполненной работы:
Изменение количества прослеженных знаков: «+» «-» «0»
(необходимое подчеркнуть);
Изменение количества ошибок на 500 знаков: «+» «-» «0»
(необходимое подчеркнуть);
№ индивидуального сдвига ____
Заключение по оценке функционального состояния:______________________________________________________________________________________________
Работу выполнил ___________________________
Подпись преподавателя _____________________
СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
Дефиниции темы
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ – уровень развития у ребенка аналитических и синтетических функций коры головного мозга, моторики и речи (школьно-необходимых функций).
ШКОЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ – достижение ребенком такого уровня физического, психического и социального развития, при котором он становится восприимчивым к систематическому обучению и воспитанию в школе.
ВНЕШНИЕ ПРИЗНАКИ “ШКОЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ” РЕБЕНКА
1.Достижение уровня психо-эмоционального развития, позволяющего реагировать на события в школе (отметку, замечания учителя).
2.Способность регулировать свое поведение в соответствии с предъявляемыми требованиями.
3.Способность к сосредоточенной работе, напряжению внимания.
4.Появление интереса к школе, связанными с ней предметами и явлениями.
ШКОЛЬНО-НЕОБХОДИМЫЕ ФУНКЦИИ
(играют главную роль на начальном этапе обучения)
1.Развитие замыкательной функции коры головного мозга (образование условных рефлексов, дифференцировочное торможение).
2.Развитие второй сигнальной системы (речи).
3.Состояние двигательной функции, обеспечивающей координацию движений мелких мышц кисти и позных мышц туловища; статическая выносливость.
4.Развитие психомоторных функций, подвижностинервных процессов.
ВЕДУЩИЕ ФАКТОРЫ РИСКА НЕГОТОВНОСТИ
К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
1.Отставание уровня биологического развития ребенка от хронологического возраста.
2.Функциональные отклонения в состоянии здоровья (невротические реакции, логоневроз, гипертрофия миндалин, аномалии рефракции до + 3,0 Д, патологическая осанка, вегето-сосудистая дистония, анемизация, сниженная резистентность организма).
3.Хронические заболевания.