Технология ведения детей разных групп здоровья

Дети 1 группы здоровья должны наблюдаться в обычные сроки, установленные для профилактических осмотров здоровых детей (календарная диспансеризация). Врачебные назначения детям этой группы включают в себя профилактические, воспитательные и общеоздоровительные мероприятия.

Дети II группы здоровья с наличием риска возникновения патологии заслуживают более пристального внимания врача, так как профилактические и лечебно-оздоровительные мероприятия, проведенные своевременно и целенаправленно, обладают наибольшей эффективностью по предупреждению формирования у них хронической патологии. Сроки наблюдения за данной группой детей устанавливаются врачом индивидуально для каждого ребенка в соответствии со степенью риска в отношении формирования хронической патологии, выраженности функциональных отклонений и степени резистентности.

Врачебные назначения часто болеющим детям включают с себя не только профилактические, воспитательные и общеоздоровительные, но и специальные лечебно-оздоровительные мероприятия индивидуально для каждого ребенка, которые назначаются как педиатром, так и врачами-специалистами.

Дети III, IV, V групп здоровья находятся на диспансерном наблюдении у врачей (педиатра и узких специалистов), и должны получать необходимое лечение в зависимости от наличия той или иной патологии.

АЛГОРИТМ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

1.Режим.

Разработаны режимы для детей разного возраста, включающие продолжительность бодрствования, сна и числа кормлений в течение суток.

Например для детей 3-5 лет: количество кормлений – 4, интервалы между кормлениями – 3,5-4,5 часа, бодрствование – макс. 6,5-7 часов, дневной сон – 1 раз длительностью 1-1,5 часа, ночной сон – 10 часов.

2.Питание – вопрос подробно изучается на соответствующих практических занятиях.

Таблица 15

Показания для ревизии питания на основании

комплексной оценки состояния здоровья

Критерий Характеристика критерия в норме Показания к ревизии питания
1. Особенности онтогенеза Отсутствуют факторы риска Факторы риска в анамнезе: ожирение у родственников, наличие обменных заболеваний, ЖКТ, почек и др., перенесенные инфекции, неблагополучный социальный анамнез.
2.Физическое развитие Темп и развитие в норме Дефицит и избыток массы тела, отрицательная динамика массы и темпа физического развития, низкий рост.
3. Нервно-психическое развитие Соответствует возрасту или опережает Выраженные степени отставания. Замедление темпа, особенно моторных и статических функций.
4. Резистент-ность Высокая резистентность Частая заболеваемость – свидетельство дисбаланса белка (дефицит – частые ОРВИ, переизбыток – заболевания ЖКТ), ферментопатия.
5. Уровень основных функций организма и по- ведение Самочувствие, состояние и поведение без отклонений   Кожа и слизистые чистые     Уровень основных функций организма по возрасту, в том числе: - анализ крови без отклонений;   - анализ мочи без отклонений.   - копрологическое исследование без отклонений Неадекватное эмоцио- нальное состояние (голод- ный крик, гипорексия, срыгивание, диспепсические явления). Бледность, мраморный от- тенок, очаговые изменения кожи, фолликулит, заеды, снижение тургора и др.     Анемия, лейкопения, эо-зинофилия, низкая СОЭ – как возможные показатели аллергии. Все отклонения в анализе мочи – свидетельство вы-сокой степени нагрузки на выделительную систему (например, протеинурия). Высокий удельный вес – большое количество плот-ных веществ (сахар, азот, соли). Мутная – соли, белая – фосфатурия, интенсивная окраска – снижение функции печени. Скудный, темно-коричне- вый со слизью и детритом – голодный стул. Замазкообразный стул – избыток белка. Жирно-мыльный стул – избыток жиров. Пенистый, разжиженный, зловонный стул – избыток углеводов. Непереваренная клетчатка, нейтральный жир –несоответствие питания функциональным возможностям ЖКТ.
6. Хронические заболевания Отсутствуют Любые признаки декомпенсации основного заболевания – показания к ревизии питания.

3.Физическое воспитание – вопрос изучается на соответствующем практическом занятии.

4. Воспитательные воздействия

Назначения по нервно-психическому развитию ребенка врач делает исходя из его уровня по каждому показателю и задач, обозначенных в показателях развития следующего возрастного периода. Рекомендации по коррекции отклонений в поведении врач назначает на основе жалоб матери ребенка и наблюдений за ним.

Таблица 16

Примерные рекомендации по коррекции отклонений в нервно-психическом развитии и поведении детей 4-6 лет

Психические функции и социальное поведение Факторы, обуславливающие отклонения Рекомендации
Мышление и речь 1) остаточная органическая недостаточность мозга (как правило, в анамнезе диаг-ноз энцефалопатий из-за осложнений беременности и родов у матери, инфекци- онных заболеваний на 1-ом году жизни). 2) Соматическая ослаблен- ность из-за частых и дли-тельных, тяжело протекаю-щих, а также хронических заболеваний в первые 3 года жизни и на момент об-следования. 3)Неблагоприятные усло-вия воспитания – отсутст-вие или ограничение разви-вающего общения со взрос-лыми (из-за безразличного отношения родителей к ре-бенку, низкого культурного или интеллектуального их уровня, алкоголизма или социального поведения ро-дителей). 4)Сочетание 2 или 3 указа-нных факторов. 1 – 1+2, 1+3, 2+3 (см. вторую графу) – направление на кон- сультацию к психоневрологу 2–общеукрепляющие назна-чения
3 – разъяснительная работа с родителями с целью оздоровления семейной атмосферы Во всех случаях рекомендации родителям: занятия с ребенком по общему психическому раз-витию – чтение соответствую-щих книг, ознакомление с яв-лениями природы и окружаю-щей среды. Специальные заня-тия по пересказу сюжетов не-больших рассказов, бытовых событий с обсуждением при-чинно-следственных связей между событиями и поступка-ми героев.  
Моторика 1)Остаточная органическая недостаточность мозга. 2)Отклонения в функцио-нальном состоянии ЦНС – невротические реакции. 3) Неблагоприятные усло-вия воспитания (ограни-чение двигательного опыта ребенка) 4) Сочетание 2 или 3 ука-занных факторов Разъяснительная работа с родителями, рекомендации по общей моторике: упражнение со скалкой, игра в классики, с мячом, катание на велосипеде, коньках, лыжах, по возмож-ности занятия на министадио-не, максимальное использова-ние оборудования детских площадок по месту жительства, занятия в детских спортивных секциях (плавание, теннис, хореография). Ручная моторика: занятия леп-кой, аппликация, рисованием, ручным трудом, вязание, вышивание. Форсирование навыков самообслуживания, помощи по дому.
Внимание и память 1)Остаточная органическая недостаточность мозга. 2)Отклонения в функцио-нальном состоянии ЦНС – невротические реакции. 3) Неблагоприятные усло-вия воспитания (ограни-чение двигательного опыта ребенка). 4)Отсутствие занятий в семье с ребенком по раз-витию внимания и памяти.   1 – 2, 1+ 3, 1+3, 2+3 – направление на консультацию к психоневрологу. Рекомендации родителям во всех случаях: развитие внима-ния и памяти (заучивание со-ответсвующих возрасту стихов с предварительным их разбо-ром по смысловому содержа-нию с одновременным рисова-нием этого сюжета. Пересказ по памяти прочитанных ранее рассказов, знакомых сюжетов. Игры: кто больше запомнит предметов, разложенных на столе, и их признаков и др.
Социальные контакты 1)Остаточная органическая недостаточность мозга. 2)Отклонения в функцио-нальном состоянии ЦНС – невротические реакции. 3) Неблагоприятные усло-вия воспитания (ограни-чение двигательного опыта ребенка). 4)Сочетание 2 или 3 ука-занных факторов.   Рекомендации родителям во всех случаях: обеспечить ре-бенку возможность общаться с детьми его возраста. Органи-зовать наблюдение и контроль взрослых за игрой, учить ребенка играть с другими детьми, распределяя роли и обязанности, соблюдая правила игры. При повышенной раздражитель-ности, драчливости учить
  5)Ребенок общается в основном со взрослыми, с детьми значительно старше или младше себя (на 2 года и более). ребенка сдерживать себя, под-черкивая положительные сто-рон сверстников, не принижая при этом его самого.
Поведение 1)Остаточная органическая недостаточность мозга. 2) Соматическая ослаблен-ность. 3)Неблагоприятные усло-вия воспитания: длительная психотравмирующая ситу-ация (пьянство родителей, конфликтные отношения в семье, безнадзорность или излишняя опека, воспита-ние по типу “кумира семьи”. 4) Сочетание 2 или 3 ука-занных факторов. Независимо от факторов и воз-раста при наличии отклонений

5.Профилактические прививки – вопрос изучается на педиатрических кафедрах.

6. Профилактика пограничных состояний.

Разработаны принципы контроля за состоянием здоровья и профилактики его отклонений у детей с риском на повышенную заболеваемость ОРВИ и нарушений в состоянии здоровья в период социальной адаптации (группа риска 1); у детей, имеющих риск на заболевание ЦНС (группа риска П); у детей с риском на заболевания анемией, рахитом, дистрофией (группа риска Ш); у детей с риском гнойно-септической инфекции (группа риска 1У); у детей с риском развития врожденных пороков органов и систем (группа риска У); у детей с риском аллергических заболеваний (группа риска У1); у детей из социально-неблагополучных семей (группа риска УП). Эти вопросы также изучаются на кафедрах педиатрии.

7. Диспансеризация календарная и для больных детей в соответствии с нозологической формой заболевания.

ДЛЯ ЗАПИСЕЙ

ТЕМА 5.3.

Наши рекомендации