Тяжесть и напряженность трудового процесса; влияние на функциональное состояние и здоровье работающих
МОТИВАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМЫ
Трудовая деятельность человека протекает в определенных производственных условиях (микроклимат, запыленность, загазованность, шум, вибрация, освещенность и др.), которые в одних случаях способствуют выполнению работы, в других - могут отрицательно влиять на работоспособность и состояние здоровья. Кроме условий труда существенное влияние на функциональное состояние работающих, их работоспособность и здоровье оказывают факторы трудового процесса, характеризующие тяжесть (физическая динамическая нагрузка, масса поднимаемого и перемещаемого груза, общее число стереотипных рабочих движений, величина статической нагрузки, рабочая поза, степень наклона корпуса, перемещения в пространстве) и напряженность (интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, степень монотонности нагрузок, режим работы) труда. При нерациональной организации труда, в том числе медицинских работников, отклонении параметров трудового процесса от гигиенических
нормативов (вынужденное положение тела, высокое эмоциональное напряжение, чрезмерная интенсивность и продолжительность труда и др.) развиваются перенапряжение ряда функций и систем организма, переутомление, производственно обусловленные и профессиональные заболевания. Знания, полученные при изучении данной темы, помогут врачу оценивать причинно-следственные связи между профессиональной деятельностью и заболеваниями пациентов, а также оптимизировать организацию труда в лечебно-профилактических организациях.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: научить оценивать влияние характера труда (тяжести и напряженности трудового процесса) на функциональное состояние и здоровье человека; ознакомить с некоторыми физиологическими методами
изучения работоспособности и утомления, мероприятиями по оптимизации
трудового процесса.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИИ
1. Решение ситуационной профессионально ориентированной задачи, оформление решения в протоколе.
2. Исследование способности студента к умственной работе в вынужденном темпе (методика изложена в справочном материале по теме), оформление протокола.
3. Исследование влияния физического труда (модель профессиональной ситуации) на функциональное состояние организма и оценка тяжести трудового процесса по гигиенической классификации.
3.1. Методика проведения эксперимента:
Испытуемый выполняет дозированную работу, заключающуюся в поднятии и опускании 3-килограммового груза (высота 1 метр) в течение 3 минут.
Необходимо подсчитать, сколько раз за время работы испытуемый поднял и опустил груз.
Студенты осуществляют исследование функционального состояния испытуемого в два этапа: исходное состояние до работы и сразу по окончании работы. На каждом этапе определяются показатели, изложенные в таблице 56.
3.2. Записать результаты эксперимента в таблицу протокола и составить заключение по оценке сдвигов в функциональных показателях организма испытуемого.
3.3. Рассчитать физическую динамическую нагрузку, выраженную в единицах внешней работы (кгм) по формуле:
Р х Н1 Р х L
А = /(Р х Н + --------- + --------- ) х 6/ х n, где
2 9,8
А - количество работы, кгм;
Р - масса груза, кг (3 кг);
Н - высота подъема груза, м (1 м);
Н1- расстояние опускания груза, м (1 м);
L - расстояние перемещения груза по горизонтали, м (0 м);
n - число циклов по подъему и опусканию груза.
3.4. Оценить тяжесть трудового процесса по гигиенической классификации, возможное влияние подобного труда на здоровье, предложить меры его оптимизации.
4. Заслушивание и обсуждение рефератов, подготовленных по индивидуальному заданию преподавателя.
5. Просмотр учебного видеофильма, участие в регламентированной дискуссии по материалу видеофильма.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
1. Тяжесть и напряженность труда, понятия.
2. Показатели тяжести и напряженности труда.
3. Утомление и переутомление, понятия; субъективные и объективные
признаки.
ПРОТОКОЛ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
"___"___________20 г.
1. Решение ситуационной задачи №___
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
2. Исследование способности студента к умственной работе в вынужденном темпе.
Количество всех зачеркнутых групп численно-буквенных сочетаний___;
количество групп, зачеркнутых неправильно_____;
общее количество групп, которые следовало зачеркнуть____;
количество незачеркнутых (пропущенных) групп___.
Коэффициент успешности:_____
Заключение: высокая, средняя или низкая способность к умственной работе в вынужденном темпе (подчеркнуть).
3. Исследование влияния физического труда на функциональное состояние организма и оценка тяжести трудового процесса.
Масса поднимаемого груза ____ кг;
высота подъема и опускания груза ___м;
число циклов по подъему и опусканию груза____.
Таблица 3