Кафедра общей гигиены и экологии

Кафедра общей гигиены и экологии

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ГИГИЕНА»

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА

II часть

(Модули «Гигиена лечебно-профилактических организаций»,

«Гигиена труда», «Гигиена детей и подростков»)

Волгоград 2013

ГБОУ ВПО

«Волгоградский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

Кафедра общей гигиены и экологии

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ГИГИЕНА»

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА

II часть

(Модули «Гигиена лечебно-профилактических организаций»,

«Гигиена труда», «Гигиена детей и подростков»)

Для самостоятельной работы

С теоретическими основами

Студента_______группы_________ курса

____________________факультета

_________________________________

Волгоград 2013

УДК 613 (075)

ББК 51.23я73

Учебное пособие составлено коллективом авторов кафедры общей гигиены и экологии.

Авторский коллектив:

Латышевская Н.И., Герусова Г.П., Давыденко Л.А., Яцышена Т.Л., Крамарь В.О., Бочарова Л.М., Чернова Н.В., Шестопалова Е.Л., Новикова А.Н.

Учебное пособие по дисциплине «Гигиена» для студентов лечебного факультета /Н.И.Латышевская, Г.П.Герусова и др. – Волгоград. 2013, 166 с.

Утверждено: Межфакультетской цикловой методической комиссией медико-профилактических дисциплин ВолгГМУ

Протокол № 4 от 22. 03. 2013 г.

Учебное пособие по дисциплине «Гигиена» (часть II) предназначено для студентов лечебного факультета, содержит теоретические основы дисциплины, алгоритмы самостоятельной работы, протоколы практических занятий по модулям «Гигиена лечебно-профилактических организаций»,

«Гигиена труда», «Гигиена детей и подростков».

СОДЕРЖАНИЕ

№№ п/п Название Страница
Рекомендуемая литература (основная и дополнительная)
Модуль3.Гигиена лечебно-профилактических организаций Тема 3.1. Гигиеническая оценка размещения, планировки, внутренней среды лечебно-профилактических организаций.
Модуль 4. Гигиена труда. Тема 4.1. Факторы производственной среды; прогноз их влияния на состояние здоровья работающих; профилактические мероприятия.
Тема 4.2. Тяжесть и напряженность трудового процесса; влияние на функциональное состояние и здоровье работающих.
Тема 4.3. Медико-санитарное обеспечение работающих промышленных предприятий.
Тема 4.4. Гигиенические аспекты работы операторов на персональных компьютерах. Обеспечение радиационной безопасности медицинского персонала.
Модуль 5. Гигиена детей и подростков. Тема 5.1. Физическое развитие детей и подростков как показатель здоровья; методы исследований и оценки.
Тема 5.2. Комплексная оценка состояния здоровья детей и подростков; критерии и группы здоровья.
Тема 5.3. Школьная зрелость. Определение готовности ребенка к обучению в школе. Гигиена учебных занятий в школе.
Тема 5.4. Формирование здорового образа жизни человека. Гигиенические основы закаливания.
Примерные темы рефератов
Перечень вопросов для текущего контроля знаний
Перечень тестовых заданий по дисциплине «Гигиена»

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

а) Основная литература:

1. Гигиена: [Электронный ресурс] учебник / под ред. Г. И. Румянцева . - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2009. – 608 с. - Режим доступа: http://www. studmedlib.ru

2. Гигиена с основами экологии человека: [Электронный ресурс] учеб. для студ. Вузов./под ред. П.И.Мельниченко.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. 752 с. –

Режим доступа: httр ://www. studmedlib.ru

3. Учебное пособие по дисциплине «Гигиена» для студентов лечебного факультета / Н. И. Латышевская и др.- Волгоград , 2013. 1 часть – 136с., 2 часть- 130 с.

б) Дополнительная литература:

1. Архангельский В.И., Бабенко О.В. Учебное пособие: Руководство к практическим занятиям по военной гигиене.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.- 430.

2. Архангельский В. И. Радиационная гигиена : практикум: учеб. пособие для студ., обучающихся по спец. 060104 65-Мед.-профилакт. дело / Архангельский В. И., Кириллов В. Ф., Коренков И. П. - М. : ГЭОТАР-Медиа , 2009 . - 352 с.

3. Гигиена труда : [Электронный ресурс] учебник /под ред. Н. Ф. Измерова, В. Ф. Кириллова - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.-584с. - Режим доступа: http://www. studmedlib.ru

4. Ильин Л.А. Радиационная гигиена: учебник для вузов/ Ильин Л.А., Кириллов В.Ф., Коренков И.П. –М.; ГЭОТАР-Медиа, 2010.-382 с.

5. Кучма В. Р. Гигиена детей и подростков: [Электронный ресурс] учебник / Кучма В. Р. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. -473 с. - Режим доступа:

http ://www.studmedlib.ru

6. Королёв А. А. Гигиена питания : учебник / Королёв А. А. . - 3-е изд., перераб. . - М. : Академия , 2008 . - 528 с.

7. Кирюшин В.А. Гигиена труда: рук. к практ. занятиям/ Кирюшин В.А., Большаков А.М., Моталова Т.В.. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011.-389 с.

8. Н.И.Латышевская, Л.А.Давыденко, Л.П.Сливина. Гигиенические и социальные аспекты образа жизни школьников крупного промышленного города. Волгоград. 2006.

9. Учебно-методическое пособие «Рациональное питание детей и подростков. Организация питания в образовательных учреждениях» для студентов педиатрических факультетов медицинских вузов, обучающихся по специальности 06010365 –Педиатрия./ Давыденко Л.А., Сливина Л.П., Чернова Н.В. Волгоград. 2011.-77 с.

в) Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

Microsoft. Office Professional Plus 2010, Office Professional Plus 2007,

Office Standard XP, Windows 7 Professional, Windows Vista Business, Windows XP, ABBYY Fine Reader 8.0, 11; Kaspersky Antivirus 6.0; Консультант+, ЭБС «Консультант студента» .

ПЛАНИРОВКИ, ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ

ПРОТОКОЛ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

"_____"_____________20 г.

1. Решение ситуационной задачи (тип 1) № ______

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Решение ситуационной задачи (тип 2) № ______

Ознакомившись с условием ситуационной задачи, ответьте на следующие вопросы:

2.1.Тип больничного строительства____________________________________

2.2.Расположение больницы (по отношению к жилым кварталам, промы-шленным предприятиям, транспортным магистралям) ________________________________________________________________________________________________________________________________

2.3.Планировка больничного участка (форма участка, наличие ограждения, количество въездов и выездов, зонирование территории):_____________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

2.4.Площадь земельного участка, соответствие требованиям СанПиН________________________________________________________

2.5.Площадь озеленения участка, соответствие требованиям СанПиН ________________________________________________________________

2.6.Внутренняя планировка палатных отделений (секций), соответствие требованиям СанПиН:

- набор помещений____________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- площади помещений ______________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.7.Гигиеническая характеристика внутренней среды больничных помещений______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Решение ситуационной задачи (тип 3) № ______

Правила размещения источников УФ-излучения в данном помещении:______________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

Необходимый режим и длительность облучения в зависимости от категории помещения и его функционального назначения: ________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________

Количество бактерицидных ламп, необходимых для санации воздуха в помещении:______________________________________________________

Работу выполнил___________________

Подпись преподавателя______________

СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

Дефиниции темы

ВНУТРИБОЛЬНИЧНЫЕ ИНФЕКЦИИ - любое клинически распознаваемое, вызванное микроорганизмами заболевание, возникающее у больных в результате пребывания в лечебно-профилактической организации или обращения в нее за медицинской помощью, а также возникшее у медицинского персонала в результате его профессиональной деятельности (Всемирная организация здравоохранения).

ПАЛАТНАЯ СЕКЦИЯ – изолированный комплекс помещений, предназначенный для больных с одноименными заболеваниями и состоящий из палат, палатного коридора, лечебно-вспомогательных и хозяйственных помещений, санитарного узла.

Нормативный документ:Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность». СанПиН 2.1.3.2630-10.

Системы строительства больниц:

- децентрализованная;

- централизованная;

- смешанная;

- блочная.

Основные структурные подразделения больницы:

- приемные отделения и помещения выписки больных;

- палатные отделения;

- лечебно-диагностические отделения;

- лаборатории;

- центральное стерилизационное отделение;

- аптека;

- служба приготовления пищи (пищевой блок);

- патологоанатомическое отделение;

- административно-хозяйственная служба;

- прачечная.

Профилактика внутрибольничных инфекций:

1. Специфическая (иммунизация) профилактика.

2. Неспецифическая профилактика.

2.1. Архитектурно-планировочные мероприятия (изоляция палатных секций, операционных блоков; рациональное расположение отделений по этажам; соблюдение потоков больных и персонала; зонирование территории).

2.2. Санитарно-технические мероприятия (эффективная вентиляция).

2.3. Санитарно-противоэпидемические мероприятия (контроль санитарного состояния и режима стационаров; контроль бактериальной обсемененности внутрибольничной среды; выявление и санация бактерионосителей; повышение санитарной культуры персонала; контроль соблюдения персоналом и больными правил личной гигиены).

2.4. Дезинфекционно-стерилизационные мероприятия.

МОДУЛЬ 4. «ГИГИЕНА ТРУДА»

ТЕМА 4.1

ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СРЕДЫ; ПРОГНОЗ ИХ

ВЛИЯНИЯ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ РАБОТАЮЩИХ;

ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

ПРОТОКОЛ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

"___"__________20__г.

1. Решение ситуационной задачи N___

Оценка параметров производственного фактора:_____________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Класс условий труда:_____________________________________________

Отклонения в состоянии здоровья работающих, возможные при действии данного вредного фактора: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Профилактические мероприятия: ________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

2. Оценка условий труда студента в учебной комнате кафедры гигиены.

Таблица 1

СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

Дефиниции темы

БЕЗОПАСНЫЕ УСЛОВИЯ ТРУДА - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и опасных производственных факторов исключено или их уровни не превышают гигиенических нормативов.

ВРЕДНЫЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ФАКТОР - фактор среды и трудового процесса, воздействие которого на работника может вызвать профессиональное заболевание или другое нарушение состояния здоровья, повреждение здоровья потомства.

ГИГИЕНА ТРУДА - профилактическая медицина, изучающая условия и

характер труда, их влияние на здоровье и функциональное состояние человека и разрабатывающая научные основы и практические меры, направленные на профилактику вредного и опасного действия факторов производственной среды и трудового процесса на работающих.

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НОРМАТИВЫ УСЛОВИЙ ТРУДА (ПДК, ПДУ) - уровни вредных производственных факторов, которые при ежедневной (кроме выходных дней) 8 часовой работе, но не более 40 часов в неделю, в течение всего рабочего стажа не должны вызывать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследований, в процессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующих поколений. Соблюдение гигиенических нормативов не исключает нарушение здоровья у лиц с повышенной чувствительностью.

ЗАЩИТА ВРЕМЕНЕМ - уменьшение вредного действия неблагоприятных факторов производственной среды и трудового процесса на работающих за счет снижения времени их действия: введение внутрисменных перерывов, сокращение рабочего дня, увеличение продолжительности отпуска, ограничение стажа работы в данных условиях.

КОМБИНИРОВАННОЕ ДЕЙСТВИЕ ядов - одновременное или последовательное действие на организм нескольких ядов при одном и том же пути поступления.

ОПАСНЫЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ФАКТОР - фактор среды и трудового процесса, который может быть причиной острого заболевания или внезапного резкого ухудшения здоровья, смерти. В зависимости от количественной характеристики и продолжительности действия отдельные вредные производственные факторы могут стать опасными.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РИСК - это величина вероятности нарушения (повреждения) здоровья с учетом тяжести последствий в результате неблагоприятного влияния факторов производственной среды и трудового процесса. Оценка профессионального риска проводится с учетом величины экспозиции последних, показателей состояния здоровья и утраты трудоспособности работников.

СОЧЕТАННОЕ ДЕЙСТВИЕ - одновременное или последовательное действие на организм факторов различной природы (химических, биологических, физических).

УСЛОВИЯ ТРУДА - совокупность факторов трудового процесса и рабочей среды, в которой осуществляется деятельность человека.

ЭКСПОЗИЦИЯ - количественная характеристика интенсивности и продолжительности действия вредного фактора.

КЛАССЫ УСЛОВИЙ ТРУДА

Фактор Класс условий труда
3.1 3.2 3.3 3.4
  превышение ПДК, ПДУ
Вредные вещества 1-4 класса опасности за исключением перечисленных ниже ≤ПДК макс 1,1-3,0 3,1- 10,0 10,1-15,0 15,1-20,0 >20,0
≤ПДК сс 1,1-3,0 3,1-10,0 10,0 -15,0 >15,0 -
Вещества с остронап- равленным механизмом действия. Вещества раздражающего действия ≤ПДК макс   ≤ПДК макс   1,1-2     1,1-2   2,1-4     2,1-4 4,1-6     5,1-10   6,1-10     10,1-50   >10     >50  
Аллергены Высоко опасные ≤ПДК макс 1,1-3 3,1-10 >10 - -
Умеренно опасные
Канцерогены; вещества, опасные для репродуктивного здоровья человека ≤ПДК 1,1-2 2,1-4 4,1-10 >10 -
Аэрозоли преимущественно фиброгенного действия ≤ПДК 1,1-2 2,1-4 4,1-10 >10 -
Противоопухолевые лекарственные средства, гормоны (эстрогены)         +  
Наркотические аналь- гетики     +      
Патогенные микроорганизмы: особо опасные инфекции; возбудители других ин- фекционных заболеваний         +     +       +  
Микроорганизмы-проду- центы; препараты, со- держащие живые клетки и споры микроорганизм   ≤ПДК 1,1-10,0 10,1-100,0 >100 -  
Шум (эквивалентный уровень звука, дБА) ≤ПДУ >35
Вибрация (эквивалент. уровень виброскорости дБА): локальная общая   ≤ПДУ ≤ПДУ           >12 >24

Пояснение к таблице:

1. Степень вредности условий труда устанавливают при сравнении фактических концентраций с соответствующей ПДК – максимальной (ПДК макс) или среднесменной (ПДК сс).

2. При одновременном присутствии в воздухе рабочей зоны нескольких веществ однонаправленного действия с эффектом суммации исходят из расчета суммы отношений фактических концентраций каждого из них к их ПДК, которая не должна превышать единицу, что соответствует допустимым условиям труда.

3.При одновременном содержании в воздухе рабочей зоны двух и более вредных веществ разнонаправленного действия класс условий труда устанавливают следующим образом:

- по веществу, концентрация которого соответствует наиболее высокому классу и степени вредности;

- присутствие любого числа веществ, уровни которых соответствуют классу 3.1, не увеличивает степень вредности условий труда;

- три и более веществ класса 3.2 переводят условия труда в следующую степень вредности - 3.3;

- два и более вредных веществ класса 3.3 переводят условия труда в класс 3.4. Аналогичным образом осуществляется перевод из класса 3.4 в 4 класс - опасные условия труда.

4.Если одно вещество имеет несколько специфических эффектов (канцероген, аллерген и др.), оценка условий труда проводится по более высокой степени вредности.

ОБЩАЯ ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА устанавливается:

- по наиболее высокому классу и степени вредности;

- в случае сочетанного действия 3 и более факторов, относящихся к классу 3.1, общая оценка условий труда соответствует классу 3.2;

- при сочетании двух и более факторов классов 3.2; 3.3; 3.4 - условия труда оцениваются соответственно на одну ступень выше.

ДЛЯ ЗАПИСЕЙ

ТЕМА 4.2.

ПРОТОКОЛ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

"___"___________20 г.

1. Решение ситуационной задачи №___

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

2. Исследование способности студента к умственной работе в вынужденном темпе.

Количество всех зачеркнутых групп численно-буквенных сочетаний___;

количество групп, зачеркнутых неправильно_____;

общее количество групп, которые следовало зачеркнуть____;

количество незачеркнутых (пропущенных) групп___.

Коэффициент успешности:_____

Заключение: высокая, средняя или низкая способность к умственной работе в вынужденном темпе (подчеркнуть).

3. Исследование влияния физического труда на функциональное состояние организма и оценка тяжести трудового процесса.

Масса поднимаемого груза ____ кг;

высота подъема и опускания груза ___м;

число циклов по подъему и опусканию груза____.

Таблица 3

СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

Дефиниции темы

ДОПУСТИМАЯ МАКСИМАЛЬНАЯ ВЕЛИЧИНА НАПРЯЖЕНИЯ (в течение не более 5-10 мин. за смену) устанавливается по частоте сердечных сокращений и составляет для мужчин 160 уд/мин., для женщин - 150 уд/мин. Для лиц старше 30 лет указанные величины следует уменьшить на 10 в 1 мин., для лиц старше 40 лет - на 20 в 1 мин. Отклонения фактических данных физиологических показателей от рекомендуемых величин в сторону превышения служит основанием для проведения мероприятий по снижению трудовой нагрузки путем механизации и автоматизации трудовых операций, улучшения санитарно-гигиенической обстановки, рационализации режимов труда и отдыха.

НАПРЯЖЕННОСТЬ ТРУДА - характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника.

ОПТИМАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ НАГРУЗКА - это такая ее величина, которая у лиц, допущенных к данному виду труда по состоянию здоровья, не приводит в конце смены к выраженному утомлению и обеспечивает оптимальную жизнедеятельность организма на протяжении всего трудового периода жизни.

ПЕРЕУТОМЛЕНИЕ - длительное или необратимое снижение работоспособности (патологическое состояние), наступающее в результате накопления утомления при неблагоприятных условиях труда.

ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМАЯ РАБОЧАЯ НАГРУЗКА - это такая ее величина, которая у лиц, не имеющих медицинских противопоказаний к тяжелому или напряженному труду, не приводит в конце смены к переутомлению и при установленной длительности рабочей недели в течение всего трудового периода жизни не вызывает нарушения работоспособности и отклонения в состоянии здоровья.

РАБОТОСПОСОБНОСТЬ - состояние человека, определяемое возможностью физиологических и психических функций организма, которое характеризует его способность выполнять конкретное количество работы заданного качества за требуемый интервал времени.

Уровень работоспособности зависит от условий труда, возраста, состояния здоровья, степени тренированности человека, его мотивации к труду, моральных и материальных стимулов. В процессе труда можно выделить три фазы работоспособности: врабатывание, фаза высокой и относительно устойчивой работоспособности и фаза снижения работоспособности (утомление).

ТРУДОСПОСОБНОСТЬ - состояние человека, при котором совокупность

физических, умственных и эмоциональных возможностей позволяет трудящемуся выполнять работу определенного объема и качества.

ТЯЖЕСТЬ ТРУДА - характеристика трудового процесса, отражающая преимущественную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность.

УТОМЛЕНИЕ - временное и обратимое снижение функциональных возможностей человека (работоспособности), вызванное работой и условиями труда.

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗМА - в трудовой деятельности совокупность физиологических функций и качеств человека, обеспечивающая эффективное выполнение профессиональной работы при определенном уровне физиологических затрат организма.

Таблица 4

ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ.

МОТИВАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМЫ

В профилактике общих и профессиональных заболеваний большое значение имеет постоянное медицинское наблюдение за состоянием здоровья лиц, подвергающихся воздействию вредных и опасных производственных факторов. Для работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и опасными условиями труда, приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 302н от 12 апреля 2011г. предусмотрены обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, в проведении которых принимают участие врачи различных специальностей.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: ознакомить с работой медико-санитарной части; приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 302н от 12 апреля 2011г. «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИИ

1. Решение ситуационных профессионально ориентированных задач по обязательным предварительным и периодическим медосмотрам, оформление решения в протоколе. При выполнении задания использовать Приказ № 302н. 2. Заслушивание и обсуждение рефератов, подготовленных по индивидуальному заданию преподавателя.

3. Просмотр учебных видеофильмов, участие в регламентированной дискуссии по просмотренному материалу.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. Медико-санитарная часть: понятие, структура, задачи и принципы работы.

2. Обязанности врачей медико-санитарной части.

3. Содержание приказа № 302н.

4. Медицинские осмотры трудящихся: понятие об обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах; цель и задачи.

5. Профессиональные заболевания; понятие, примеры, направления профилактики.

ПРОТОКОЛ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

"_____"_____________20 г.

1. Решение ситуационной профессионально ориентированной задачи по предварительным медицинским осмотрам № ___

Заключение о возможности приема _______________ на работу на предприятие______________________по специальности_______________:

Обоснование:______________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Решение ситуационной задачи по периодическим медицинским осмотрам № ___

2.1. Ознакомившись с выпиской из медицинской карты и руководствуясь Приказом № 302н, укажите для работников, занятых на производ-стве___________________________периодичность медицинских осмотров _____________________________ и состав врачебной комиссии (перечень специалистов, участвующих в проведении медосмотров)______________ ________________________________________________________________2.2. Оцените правильность состава медицинской комиссии и соблюдения сроков проведения периодических медицинских осмотров на данном предприятии: ________________________________________________________________________________________________________________________________

2.3. Дайте краткое клиническое заключение о состоянии здоровья работника, используя токсикологическую характеристику и симптоматику заболевания (отравления), представленные в задаче: ________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.4.Укажите особенности условий труда, способствующие развитию заболевания: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.5.Наметьте лечебно-оздоровительные мероприятия: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Работу выполнил___________________

Подпись преподавателя______________

СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

Дефиниции темы

Медико-санитарная часть (МСЧ) - комплексное больнично-поли-клиническое учреждение, осуществляющее высококвалифицированную специализированную медицинскую помощь рабочим и служащим. В состав МСЧ входят поликлиническое отделение, стационарные отделения различного профиля, а также врачебные и фельдшерские здравпункты, расположенные в цехах предприятий, профилактории, ингалятории, фотарии и др. Основной организационно-структурной единицей МСЧ является цеховой врачебный участок.

Основной задачей МСЧ, обслуживающей промышленных рабочих и служащих, является выявление ранних признаков профессиональной патологии, разработка и проведение лечебно-профилактических и санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на оздоровление условий труда и быта, предупреждение и снижение общей и профессиональной заболеваемости и травматизма, обеспечение высококвалифицированного лечения и диспансерного наблюдения.

В обязанности врачей МСЧ входит:

1) оказание квалифицированной лечебной помощи рабочим и служащим;

2) профилактическое наблюдение за состоянием здоровья работников;

3) надзор за соблюдением профилактических мероприятий и правил техники безопасности на предприятии;

4) санитарно-просветительная работа.

Профессиональная заболеваемость – показатель числа вновь выявленных в течение года больных с профессиональными заболеваниями и отравлениями, рассчитанный на 100, 1000, 10000, 100000 работающих, подвергающихся воздействию вредных факторов производственной среды и трудового процесса.

Профессиональные заболевания - это заболевания, в возникновении которых решающая роль принадлежит воздействию неблагоприятных факторов производственной среды и трудового процесса. Например: вдыхание пыли (аэрозоля), содержащей двуокись кремния, вызывает профессиональное заболевание силикоз; воздействии на работающего общей вибрации может привести к развитию вибрационной болезни.

Различают острые и хронические профессиональные заболевания.

Острое профессиональное заболевание (интоксикация) - это внезапное, резкое ухудшение состояние здоровья (вплоть до летального исхода), возникающее после однократного (в течение не более одной смены) воздействия относительно высоких концентраций химических веществ, содержащихся в воздухе рабочей зоны, а также уровней и доз других неблагоприятных факторов. Диагноз острого профессионального заболевания может быть установлен врачом любого лечебно-профилактического учреждения после обязательной консультации со специалистом по профессиональной патологии и врачом по гигиене труда.

Хроническое профессиональное заболевание (интоксикация) - заболевание, возникающее в результате длительного воздействия вредных производственно профессиональных факторов. Диагноз хронического профессионального заболевания имеют право установить впервые только специализированные лечебно-профилактические учреждения - Центры профпатологии (клиники и отделы профзаболеваний НИИ, кафедры профзаболеваний мединститутов и т.п.).

Производственно обусловленная заболеваемость – заболеваемость (стандартизованная по возрасту) общими[1] заболеваниями различной этиологии (преимущественно полиэтиологических), имеющая тенденцию к повышению по мере увеличения стажа работы в неблагоприятных условиях труда и превышающих таковую в профессиональных группах, не контактирующих с вредными факторами.

Лечебно-профилактические мероприятия для больных с профессио-нальными заболеваниями имеют свою специфику, нашедшую отражение в приказе № 302н. Так, приказ содержит перечни лабораторных и функциональных исследований, а также участие врачей-специалистов для проведения медицинского освидетельствования работников при наличии тех или иных профессиональных вредностей.

В целях профилактики прогрессирования профессиональных заболеваний и развития осложнений все больные с выраженными формами профессиональных заболеваний должны ежегодно получать курсовое лечение в профпатологических стационарах.

Все больные профзаболеваниями, включая лиц с начальными, клинически мало выраженными формами, подлежат диспансерномунаблюдению в течение всей жизни. Особое значение для этих групп диспансерного наблюдения имеет рациональное трудоустройство, являющееся обязательной составной частью реабилитации больных. Результаты периодических медицинских осмотров позволяют перевести больного на работу не связанную с воздействием профессиональной вредности. Кроме того, по результатам периодических медицинских осмотров может быть вынесено решение о назначении больным с профессиональными заболеваниями диетического и/или лечебно-профилактического питания, санаторно-курортного лечения.

СОДЕРЖАНИЕ

Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 302н от 12 апреля 2011г. «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».

1. Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования).

1.1. Наименование вредных и (или) опасных производственных факторов.

1.2. Периодичность осмотров.

1.3. Участие врачей-специалистов.

1.4. Лабораторные и функциональные исследования.

1.5. Дополнительные медицинские противопоказания.

2. Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников.

3. Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

3.1. Общие положения.

3.2. Порядок проведения предварительных осмотров.

3.3. Порядок проведения периодических осмотров.

3.4. Медицинские противопоказания к допуску к работам.

ИЗВЛЕЧЕНИЕ

из «Порядка проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования) при поступлении на работу проводятся с целью определения соответствия состояния здоровья лица, поступающего на работу, поручаемой ему работе, а также с целью раннего выявления и профилактики заболеваний.

Обязательные периодические медицинские осмотры (обследования) проводятся в целях:

динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления заболеваний, начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на состояние здоровья работников, формирования групп риска по развитию профессиональных заболеваний;

1) выявление заболеваний, состояний, являющихся медицинскими противопоказаниями для продолжения работы, связанной с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов, а также работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний;

2) своевременного проведения профилактических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение и восстановление трудоспособности работников;

3) своевременного выявления и предупреждения возникновения и распространения инфекционных и паразитарных заболеваний;

4) предупреждения несчастных случаев на производстве.

Предварительные и периодические осмотры проводятся медицинскими организациями любой формы собственности, имеющими право на проведение предварительных и периодических осмотров, а также на э

Наши рекомендации