Гигиенические критерии рациональной организации урока

№ п/п Факторы урока Уровни рациональности урока
рациональный недостаточно рациональный нерациональный
1. Плотность урока (%) Не менее 60 и не более 75—80 85-90 Более 90
2. Количество видов учебной деятельности 4-7 2-3 1-2
3. Продолжительность различных видов учебной деятельности (мин) Не более 10 11-15 Более 15
4. Частота чередования различных Видов учебной деятельности (мин) Смена не позже чем через 7-10 Смена через 11—15 Смена через 15—20
5. Количество видов преподавания Не менее 3
6. Чередование видов преподавания (мин) Не позже чем через 10—15 Через 15—20 Не чередуются
7. Количество эмоциональных раз­рядок 2-3 Нет
8. Место и длительность применения ТСО В соответствии с гигиеническими нормами С частичным соблюдением гигиенических норм В произвольной форме
9. Чередование позы В соответствии с видом работ, учитель наблюдает за посадкой учащегося Имеются случаи несоответствия позы виду работ, учитель иногда контролирует позу учащегося Частые несоответствия позы виду работ, поза не контролируется учителем
10. Наличие, место, содержание и длительность физкультурных пауз По 1 мин из 3 легких упражнений с 3—4 повторениями каждого Одна физкультурная пауза с неправильным содержанием или продолжительностью Отсутствуют
11. Психологический климат Преобладают положитель­ные эмоции Имеются случаи отрицательных эмоций, урок эмоционально индифферентен Преобладают отрицательные эмоции
12. Момент наступления утомления и снижения учебной активности учащегося (мин) Не ранее 40 Не ранее 35—37 До 30

В образовательных учреждениях, работающих в две смены, учащиеся 1-х, 5-х и выпускных классов должны обучаться в первую смену. Только в первую смену должно быть организовано обучение в образовательных учреждениях с расширенным и углубленным содержанием учебных программ.

Для учащихся начальной школы рекомендуется продолжительность уроков 30—35 мин, в остальных классах — 45 мин.

Малые перемены длятся 5—10 мин, большие 20—30 мин.

Пятиминутные перемены могут быть только после 30—35-минутных уроков. Оптимально иметь две большие перемены по 20 мин после 2-го и 3-го уроков для приема пищи. Малые перемены необходимо проводить при максимальном использовании свежего воздуха в подвижных играх средней интенсивности.

Более трудные предметы (с условной оценкой в баллах) должны ставиться на уроки с более высокой работоспособностью детей, которая у младших школьников отмечается на 1—3-м уроках, а оптимальная — на 2-м, у старшеклассников на 2—3-м уроках. Эти же предметы должны приходиться и на дни наибо­лее высокой работоспособности: у младших школьников — во вторник и среду (100 %), в понедельник и четверг она ниже (90—95 %), самая низкая в пятницу (75—80 %), в субботу она несколько выше (80—85 %), чем в пятницу.

У школьников наблюдаются аудиовизуальные, речевые, локомоторные, счетно-решающие, аналитико-синтетические виды учебной деятельности. Близкие по характеру выполнения виды учебных действий не желательно располагать на смежных уроках. Например, сходными предметами для 1—4-х классов являются: русская литература — национальная литература — история; русский язык — национальный язык; труд за станком — физкультура; ручной труд — рисование.

В младших классах недопустимы сдвоенные уроки по изучению одного предмета, так как это приводит к быстрому утом­лению ребенка. Для учащихся 5—9-х классов сдвоенные уроки допускаются при проведении лабораторных, контрольных ра­бот, уроков труда, физкультуры целевого назначения (лыжи, плавание). В 10—11-х классах допускаются сдвоенные уроки по основным и профильным предметам при условии проведения ежедневной динамической паузы в середине школьных занятий продолжительностью не менее 30 мин.

Физкультуру и уроки физического труда для снятия умственного утомления школьников и поддержания их работоспособ­ности на стабильном уровне следует ставить 3—4-м уроками в четверг, пятницу, когда начинается падение работоспособности. Облегченный день необходим для поддержания не­дельной динамики работоспособности. Таким днем является четверг. Облегченный день создается путем либо уменьшения числа и длительности уроков, либо планирования на этот день двух-трех уроков по изучению легких предметов (физкультура, труд, музыка, рисование).

Для облегчения адаптации первоклассников необходимо уменьшить количество уроков на первой неделе и в течение первого года обучения, для этого используется "ступенчатый" режим:

1-я четверть — 3 урока в день по 30 мин,

2-я четверть — 4 урока по 30 мин,

3—4-я четверти — 4 урока по 45 мин.

Урок является основной структурной единицей учебной работы в школе, от уровня его гигиенической рациональности зависит функциональное состояние школьников в процессе обучения, так как она помогает поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.

Гигиенические требования к основным видам школьной мебели

Рациональная мебель в воспитательно-образовательных уч­реждениях должна служить охране здоровья учащихся, а также повышению эффективности воспитательного и педагогического процессов.

Детская мебель,отвечающая гигиеническим требованиям, способствует гармоничному физическому развитию детей, выработке у них правильной осанки, длительному сохранению работоспособности, профилактике нарушений зрения и отклонений со стороны опорно-двигательного аппарата.

К основным видам школьной мебели относятся столы, стулья, парты, классные доски, лабораторные столы, верстаки, станки и т.д. Мебель и предметы школьного оборудования должны быть легко доступными очистке, иметь гладкую поверхность с закругленными ребрами, их конструкция должна исключать возможность травматизма детей в процессе обучения и отдыха. Внешнее оформление мебели должно быть привлекательным, конструкция мебели — прочной, устойчивой, простой, надежной.

Ведущим гигиеническим требованием для возможного поддержания физиологически рациональной позы является соответствие размеров мебели росту и пропорциям тела ребенка, т.е. антропометрическим данным физически нормально развитых детей. В случае нарушения этого требования увеличивается наклон туловища при посадке, развивается его асимметрия, растет напряжение мышц, обеспечивающих поддержание вынужденной неудобной позы.

Учебный процесс связан с большими умственными и физическими нагрузками. Занятие за партой, чертежной доской, стояние за верстаком связаны с определенным, преимущественно статическим, положением тела, вызывающим напряжение мышц спины, шеи, живота, верхних и нижних конечностей.

Позы с небольшим наклоном головы более выгодны с точки зрения статики и биомеханики за счет меньшего колебания центра тяжести. При больших наклонах в работу вовлекаются дополнительные мышцы, учащается пульс, снижается амплитуда дыхания, возможны нарушения зрения, возникают застойные явления в кровеносном русле ног и малого таза, происходит сдавливание межпозвоночных дисков.

Установлено, что степень наклона корпуса увеличивается с возрастом школьников: в начальных классах угол между наклоном головы и горизонтальной плоскостью составляет 45°, у школьников средних и старших классов — соответственно 39-33°.

Возрастные особенности сидячего положения связаны с анатомо-физиологическими параметрами организма. Менее совершенное устройство нервно-мышечного аппарата в младшем школьном возрасте объясняет трудности преодоления статических нагрузок, даже, несмотря на более вертикальное положение тела.

Посадка учащегося за партой считается рациональной, если расстояние от глаз ученика до стола составляет в среднем 31 см.

Рассматриваемые предметы должны находиться на расстоянии длины предплечья и кисти с вытянутыми пальцами.

Основные размеры парты (стола) — дистанция и дифференция.

Дистанция— расстояние по горизонтали между передним краем стола и задним краем сиденья.

Дифференция— расстояние по вертикали от заднего края стола до сиденья. Она равна разности высоты сиденья и локтя свободно опущенной руки ребенка с добавлением 5—6 см, что дает благоприятное соотношение угла наклона корпуса.

Оптимальная дистанция парты — отрицательная, т.е. сиденье заходит за край стола на 4—8 см. Существуют и другие виды дистанции — нулевая и положительная.

Если нулевая дистанция считается допустимой, то положительная нежелательна, так как в этом случае ученик вынужден тянуться вперед и сгибать корпус, что приводит к искривлению позвоночника (кифоз). Положительная дистанция не дает возможности использовать спинку стула в качестве опоры, а это ведет к более быстрому развитию утомления.

Кроме рациональной, могут быть большая и малая дифференции. При большой дифференции (высокий стол и низкое сиденье), чтобы положить руки на стол, ученик вынужден поднимать правое плечо, что неизбежно вызывает искривление позвоночника в виде правостороннего сколиоза. При малой дифференции (низкий стол и высокое сиденье), чтобы расположить предплечье на рабочей поверхности стола, ребенок должен сильно наклоняться, что способствует появлению сутулости или искривлению позвоночника назад (кифоз), особенно если имеется положительная дистанция.

Для правильной посадки важны и другие размеры рабочей мебели:

• ширина рабочего места за столом должна быть равна сум­ме длины двух предплечий с кистями плюс 3—4 см на свободу посадки;

• высота стула должна быть равна высоте большеберцовой кости от пола с прибавкой 2 см на высоту каблука;

  • глубина стула должна быть не менее 2/3и не более 3/4 длины бедра, а ширина сиденья — не менее расстояния bitrochanterica с прибавлением 3—4 см на свободу посадки.

Рациональная конструкция двухместной школьной парты, позволяющая облегчать правильную посадку учащегося на уроке, бы­ла предложена еще Ф.Ф. Эрисманом. Она успешно применялась в России в течение многих десятилетий. К сожалению, стремление к удешевлению процесса образования привело к ее замене с 70-х годов прошлого века на обычные канцелярские столы и стулья, что, как показала практика, способствовало ухудшению показателей здоровья школьников, в первую очередь их осанки.

В последние годы отечественными учеными Северного государственного медицинского университета и Института гигиены и медицинской экологии были проведены соответствующие исследования, которые привели к появлению модернизированной одноместной парты Эрисмана.

Результаты пользования такой партой показали, что у школьников на 2/3 снизились вновь появляющиеся нарушения осанки, а признаки утомления либо вообще не возникали, либо от­мечались значительно позже [Дегтева Г.А., 2003].

Парты, столы и стулья следует расставлять в классе по группам: меньших размеров — ближе к классной доске, больших — дальше; для детей с пониженной остротой зрения и слуха парты (столы) независимо от их размера ставят впереди. При скорригированном зрении дети могут сидеть в любом ряду.

Школьников с ревматическими заболеваниями и часто болеющих острыми воспалительными заболеваниями (ангина, ОРВИ и т.п.) необходимо рассаживать дальше от окон.

Не менее 2 раз за учебный год учеников, сидящих в 1-м и 3— 4-м рядах, меняют местами, не нарушая соответствия мебели их росту.

В классах продольной конфигурации парты или столы устанавливаются в 3 ряда вдоль светонесущей наружной стены. Расстояние между наружной стеной помещения и первым ря­дом парт (столов) должно составлять 0,6—0,7 м, ширина про­ходов между рядами — 0,6—0,7 м, расстояние между внутрен­ней стеной и третьим рядом парт — 0,5 м, а от задней стены до парт — 0,4—0,5 м.

Расстояние от доски до первых парт — 2,4—2,8 м и не более 8 м до последней парты; самая большая удаленность места учащегося от окон не должна превышать 6 м.

В помещениях классов и кабинетов квадратной и поперечной конфигурации мебель расставляют в 4 ряда. При такой расстановке расстояние от классной доски до первых парт должно быть не менее 3,0 м; от окон до первого ряда парт 0,8—1,0 м; ширина прохода между рядами — 0,6 м, от последних парт (столов) до шкафов, расположенных вдоль задней стены, — 0,9—1,0 м.

Спортивная медицина.

Спортивная медицина – отрасль медицины, изучающая все изменения, происходящие в организме человека, занимающегося спортом, и направленная на предотвращение травм во время занятий. Посетив кабинет спортивной медицины, вы сможете определить уровень вашей подготовки, выявить резервы вашего организма, чтобы сделать тренировки максимально полезными и приятными. В современном мире наблюдается устойчивая тенденция повышения социальной роли физкультуры и спорта. Она проявляется в:- повышении роли государства в развитии физкультуры и спорта;- широком использовании физкультуры и спорта в профилактике заболеваний и укреплении здоровья населения;- продлении активного творческого долголетия людей;- организации досуговой деятельности и в профилактике асоциального поведения молодежи;- вовлечении в занятия физ. культурой и спортом трудоспособного населения;- использовании физкультуры и спорта в социальной и физ адаптации инвалидов, детей-сирот;- резком увеличении роста дохода от спортивных зрелищ и спортивной индустрии; - возрастающем объеме спортивного теле-, радиовещания и роли телевидения в развитии физкультуры и спорта и формировании ЗОЖа;- развитии физкультурно-оздоровительной и спортивной инфраструктуры с учетом интересов и потребностей населения;- в многообразии форм, методов и средств, предлагаемых на рынке физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг. Физкультура, являясь одной из граней общей культуры, во многом определяет поведение человека в учебе, на производстве, в быту, в общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач. В государственном образовательном стандарте высшего профильного образования по специальности 022300 "Физкультура и спорт" указывается, что специалист должен быть подготовлен для работы в области физ. воспитания, спортивной тренировки и физкультурно-оздоровительной работы с различными слоями населения. Все большая роль отводится физ. культуре не только в деле профилактики заболеваний и укрепления здоровья, но и как совокупности эффективных психорегулирующих и воспитывающих средств и методов. "Физкультура личности влияет на формирование ее мировоззрения, общей культуры и характера общественных отношений, является фундаментальным базовым слоем всякой культуры, сквозным фактором, важнейшим условием, определяющим самодостаточность личности". Оптимальная двигательная активность человека- необходимое условие нормального функционирования всех систем организма, включая интеллектуальную и эмоциональную сферы.

29. СПОРТИВНАЯ МЕДИЦИНА - является разделом клинической медицины и медицинской науки, изучающим положительное и отрицательное влияние различных по характеру и объему физических нагрузок на организм здорового и больного человека с целью определения оптимальных физических и психо-эмоциональных нагрузок для укрепления и восстановления здоровья, повышения уровня функционального состояния, роста спортивных достижений, а также профилактики и лечения различных заболеваний. Основные направления деятельности:

· Медицинское обследование высококвалифицированных спортсменов, экспертиза спортивной трудоспособности, временной нетрудоспособности, решение вопросов допуска к занятиям по видам спорта

· Комплексная диагностика, лечение восстановление и реабилитация спортсменов

· Медицинское обеспечение спортивных соревнований, спортивно-массовых мероприятий

· Консультации для специалистов по вопросам регулирования деятельности в области спортивной медицины и реабилитации

· Организация научно-практических конференций, семинаров для специалистов по медицинскому обеспечению лиц, занимающихся физической культурой, спортом и реабилитации

Городской врачебно-физкультурный диспансер является основной клинической базой подготовки специалистов по спортивной медицине и ЛФК, принимает участие в профессиональной подготовке по программам постдипломного образования (клиническая ординатура) и базового образования

Наши рекомендации