Какие знания по анатомии необходимы преподавателю по физической культуре?
Какие знания по анатомии необходимы преподавателю по физической культуре?
Специальные знания, необходимые для осуществления учителем физической культуры своей физкультурно-педагогической деятельности, можно разделить на психолого-педагогические, медико-биологические и физкультурные.
Все знания одинаково важны, и пренебрежение основами анатомии, физиологии, психологии, педагогики может привести к серьёзным педагогическим ошибкам. Опрос опытных учителей физической культуры показал, что наиболее значимыми для их профессиональной деятельности наряду с теорией и методикой физического воспитания являются психология и физиология. Слабая же эрудированность в обществоведческих, искусствоведческих и других вопросах может привести к потере учителем авторитета в глазах учащихся. Этим, кстати, часто пользуются ученики, которые не любят физкультуру или конфликтуют с учителем физкультуры. Чрезвычайно важны знания, приобретаемые учителем физической культуры в процессе изучения своих учеников: их характера, способностей, склонностей, уровня физического развития. К. Д. Ушинский говорил, что, для того чтобы формировать человека во всех отношениях, надо знать его во всех отношениях. Важны и знания, которые учитель физической культуры приобретает в процессе своей физкультурно-педагогической деятельности, при анализе своей работы, при обобщении получаемых сведений. Это придаёт всей деятельности учителя творческий характер.
Как действует в человеке различная группа мышц?
Физические упражнения на разные группы мышц доступные всем
Дадим общие представления о работе основных мышц в наиболее характерных движениях, с помощью которых на них можно воздействовать. Силовые упражнения могут быть как общего воздействия, так и локальные, направленные на отдельные мышечные группы.
I. Мускулатура шеи.
Наклон головы вперед, в стороны. Повороты влево и вправо. Характерные упражнения: наклон головы вперед, в стороны, повороты головы, круговые движения головой, стоя или в ходьбе.
II. Основные мышечные группы верхних конечностей.
Движение верхних конечностей производят мышцы:
вперед - грудная (большая и малая), передняя зубчатая;
назад - трапециевидная, ромбовидная (большая и малая), широчайшая мышца спины;
вверх - верхние пучки трапециевидной мышцы, ромбовидной мышцы, поднимающей лопатку, грудино-ключично-сосцевидная мышца;
вниз - малая грудная, подключичная.
Мускулы, приводящие в движение плечевой сустав:
отведение плеча - дельтовидная и надостная;
приведение плеча - подостная, малая круглая, подлопаточная;
сгибание плеча - дельтовидная, большая грудная, двуглавая мышца плеча.
III. Мускулатура туловища.
Мышцы, производящие движения позвоночного столба:
разгибание - трапециевидная, задние зубчатые мышцы (верхняя и нижняя), ременная мышца шеи и головы;
сгибание - прямая и косые мышцы живота, подвздошно-поясничная, грудино-ключично-сосцевидная, длинная мышца головы и шеи.
Упражнения для мускулатуры плечевого пояса:
Исходное положение - на месте или в ходьбе вращения руками: одновременные, поочередные, попеременные и последовательные в плечевых, локтевых и лучезапястных суставах.
Сгибание/разгибание рук в упоре, передвижение на руках при помощью партнера.
Исходная позиция - лежа на спине, сведение и разведение рук в разных плоскостях.
Исходное положение - стоя на месте, доставание одной рукой другую за спиной в разных плоскостях.
Подтягивание на перекладине.
Упражнения для туловища (группы живота и спины):
Исходное положение – стоя вертикально, расставив ноги на ширине плеч, осуществляем наклоны туловища вперед, назад и в стороны.
Первоначальное положение - то же, повороты и вращения туловища.
Исходное положение - лежа на полу, руки или ноги закреплены - подъем туловища или ног.
Упражнения на гимнастической стенке.
Применение тренажеров
Выполнение силовых упражнений на тренажерных устройствах и тренажерах имеет ряд преимуществ перед традиционными средствами (штанга и другие отягощения):
значительно повышается интенсивность и эмоциональность учебного процесса;
по сравнению с упражнениями со штангой, большее количество упражнений выполняется в положении лежа, при этом положении исключается нагрузка на позвоночник;
тренажеры локально воздействуют на различные мышечные групп, включая и те, которые в процессе тренировки имеют меньшую возможность для своего совершенствования;
способствуют четкому программированию структуры движений, а также характеру и величине специфической нагрузки;
позволяют осуществлять движения в различных проекциях и режимах работы мускулатуры;
позволяют учитывать индивидуальные особенности силовой подготовки каждого спортсмена.
Рассмотренные нами в данной статье упражнения на разные группы мышц подходят и показаны практически всем людям. Они незамысловаты, доступны и просты в применении. Могут быть использованы спортсменами различных возрастов, а также школьниками и студентами для укрепления их физической формы. А применение тренажеров значительно повышает интенсивность учебно-тренировочного процесса спортсменов различного уровня подготовки и направленности.
Особенности кровотока
· Венозный отток от непарных органов брюшной полости осуществляется не напрямую в нижнюю полую вену, а через воротную вену (сформированную верхней, нижней брыжеечными и селезёночной венами). Воротная вена, войдя в ворота печени (отсюда и название) вместе с печёночной артерией, делится в печёночных балках на капиллярную сеть, где кровь очищается и только после этого по печёночным венам поступает в нижнюю полую вену.
· Гипофиз также обладает воротной или «чудесной сетью»: передняя доля гипофиза (аденогипофиз) получает питание из верхней гипофизарной артерии, которая распадается на первичную капиллярную сеть, контактирующую с аксовазальными синапсами нейросекреторных нейронов медиобазального гипоталамуса, вырабатывающих рилизинг-гормоны. Капилляры первичной капиллярной сети и аксовазальные синапсы образуют первый нейрогемальный орган гипофиза. Капилляры собираются в портальные вены, которые идут в переднюю долю гипофиза и там повторно разветвляются, образуя вторичную капиллярную сеть, по которой рилизинг-гормоны достигают аденоцитов. В эту же сеть секретируются тропные гормоны аденогипофиза, после чего капилляры сливаются в передние гипофизарные вены, несущие кровь с гормонами аденогипофиза к органам-мишеням. Поскольку капилляры аденогипофиза лежат между двумя венами (портальной и гипофизарной), они относятся к «чудесной» капиллярной сети. Задняя доля гипофиза (нейрогипофиз) получает питание из нижней гипофизарной артерии, на капиллярах которой образуются аксовазальные синапсы нейросекреторных нейронов — второй нейрогемальный орган гипофиза. Капилляры собираются в задние гипофизарные вены. Таким образом, задняя доля гипофиза (нейрогипофиз), в отличие от передней (аденогипофиз), не производит собственных гормонов, а депонирует и секретирует в кровь гормоны, вырабатывающиеся в ядрах гипоталамуса.
· В почках также существуют две капиллярные сети — артерии разделяются на приносящие артериолы капсулы Шумлянского-Боумена, каждая из которых распадается на капилляры и собирается в выносящую артериолу. Выносящая артериола доходит до извитого канальца нефрона и повторно распадается на капиллярную сеть.
· Лёгкие также имеют двойную капиллярную сеть — одна принадлежит большому кругу кровообращения и питает лёгкие кислородом и энергией, забирая продукты метаболизма, а другая — малому кругу и служит для оксигенации (вытеснения из венозной крови углекислого газа и насыщения её кислородом).
· Сердце также имеет собственную сосудистую сеть: Кровоснабжение всех органов организма человека, в том числе лёгких.
Структура
Начинается в правом желудочке, выбрасывающем венозную кровь в лёгочный ствол. Лёгочный ствол делится на правую и левую лёгочные артерии. Лёгочные артерии ветвятся на долевые, сегментарные и субсегментарные артерии. Субсегментарные артерии делятся на артериолы, распадающиеся на капилляры. Отток крови идет по венам, которые собираются в обратном порядке и в количестве четырёх штук впадают в левое предсердие, где заканчивается малый круг кровообращения. Кругооборот крови в малом круге кровообращения происходит за 4—5 секунд.
Малый круг кровообращения впервые был описан Мигелем Серветом в XVI веке в книге «Восстановление христианства»[2].
Функции
Основная задача малого круга — газообмен в лёгочных альвеолах и теплоотдача.
«Дополнительные» круги кровообращения
В зависимости от физиологического состояния организма, а также практической целесообразности иногда выделяют дополнительные круги кровообращения:
· плацентарный
· сердечный
· виллизиев
Этапы обучения
Процесс обучения движениям состоит из следующих этапов: 1) первоначальное разучивание, 2) углубленное разучивание, 3) закрепление навыка и совершенствование техники.
Первоначальное разучивание. На первом этапе ставится задача создать целостное представление о движении и сформировать умение выполнять его в общих чертах (освоить основу техники). При этом наблюдаются излишнее мышечное напряжение, неточность в выполнении движения, отсутствие слитности между его элементами.
Углубленное разучивание. Задача второго этапа — создать правильное представление о каждом элементе техники движения, выработать умение четко и слитно выполнять их.
Закрепление навыка и совершенствование техники. Задача третьего этапа — закрепление приобретенного умения в навык, а также выработка умения применять его в различных условиях, изменяющихся ситуациях (в соревновательной, игровой форме). На данном этапе продолжается совершенствование техники движений.
Закономерности формирования двигательных навыков
Быстрота и прочность формирования двигательных навыков зависят от многих причин.
Приобретенные ранее навыки могут облегчать или затруднять формирование нового навыка. Положительное взаимодействие навыков («положительный перенос») происходит в тех случаях, когда в технике движения есть сходство (например, приземление в прыжках с высоты, в высоту с места и с разбега). «Отрицательный перенос» может возникнуть при одновременном разучивании движений, имеющих различные конечные фазы. Поэтому нельзя, например, обучать на одном занятии приземлению после прыжков в длину и в высоту с разбега. По мере упрочения двигательных навыков появляется возможность преодолеть их отрицательное взаимодействие.
Формирование двигательных навыков происходит в единстве с развитием физических качеств. Например, с развитием силы, быстроты в прыжках, метании улучшается техника их выполнения и повышаются количественные показатели.
Продолжительность формирования двигательного навыка зависит от сложности упражнения, например скоростно-силовые ациклические движения (прыжки, метание), связанные с точностью распределения мышечных усилий в пространстве и во времени, требуют длительного срока. Формирование двигательного навыка зависит от правильного подбора методов и приемов обучения. На скорость образования двигательных навыков влияет психологическая установка (осознание поставленных задач, мотивов деятельности), а также положительные эмоции на занятиях.
Функциональные резервы силы
У каждого человека имеются определенные резервы мышечной силы, которые могут быть включены лишь при экстремальных ситуациях (чрезвычайная опасность для жизни, чрезмерное психоэмоциональное напряжение и т.п.).
В условиях электрического раздражения мышцы или под гипнозом можно выявить максимальную мышечную силу, : которая окажется больше той силы, которую человек проявляет при ; предельном произвольном усилии — так называемой максимальной произвольной силы. Разница между максимальной мышечной силой и максимальной произвольной силой называется деф ицитом мышечной силы. Эта величина уменьшается в ходе силовой тренировки, так как происходит перестройка морфофунк-циональных возможностей мышечных волокон и механизмов их произвольной регуляции.
У систематически тренирующихся спортсменов наряду с экономизацией функций происходит относительное увеличение общих и специальных физиологических резервов. При этом первые реализуются через общие для различных упражнений проявления физических качеств, а вторые — в виде специальных для каждого вида спорта навыков и особенностей силы, быстроты и выносливости.
К числу общих функциональных резервов мышечной силы отнесен ы следующие факторы:
включение дополнительных ДЕ в мышце;
синхронизация возбуждения ДЕ в мышце;
своевременное торможение мышц-антагонистов;
координация (синхронизация) сокращений мышц-антогонистов;
повышение энергетических ресурсов мышечных волокон;
переход от одиночных сокращений мышечных волокон к тетаническим;
усиление сокращения после оптимального растяжения мышцы;
адаптивная перестройка структуры и биохимии мышечных волокон (рабочая гипертрофия, изменение соотношения объемов медленных и быстрых волокон и др.).
Формы проявления, механизмы и резервы развития быстроты
Значительная часть спортивных упражнений не только требует максимально возможного развития скорости движений, но и происходит в условиях дефицита времени. Достижение успеха в подобных упражнениях возможно лишь при хорошем развитии физического качества быстроты.
Формы проявления быстроты
Быстрота— это способность совершать движения в минимальный для данных условий отрезок времени. Различают комплексные и элементарные формы проявления быстроты.
В естественных условиях спортивной деятельности быстрота проявляется обычно в комплексных формах, включающих скорость двигательных действий и кратковременность умственных операций., и в сочетании с другими качествами.
К элементарным формам проявления быстроты относятся следующие.
Общая скорость однократных движений (или время одиночныхдействий) — например, прыжков, метаний.
Время двигательной реакции — латентный (скрытый) период простой (без выбора) и сложной (с выбором) сенсомоторной реакции, реакции надвижущийся объект (имеющее особенное значение в ситуационных упражнениях и спринте).
Максимальный темп движений, характерный, например, для спринтерского бега.
Оценка времени двигательной реакции (ВДР) производится от момента подачи сигнала до ответного действия. Она является одним из наиболее распространенных показателей при тестировании быстроты. Это время чрезвычайно мало для передачи возбуждения от рецепторов в нервные центры и от них к мышцам. В основном оно затрачивается на проведение и обработку информации в высших отделах мозга и поэтому служит показателем функционального состояния центральной нервной системы.
У нетренированных лиц величина ВДР при движении пальцем в ответ на световой сигнал укорачивается с возрастом от 500 -800 мс у детей 2 -3-хлетдо 190 мс у взрослых людей. Для спортсменов характерны более короткие величины этой реакции: в среднем, 120 мс у спортсменов и 140 мс — у спортсменок. У высококвалифицированных представителей ситуационных видов спорта и бегунов на короткие дистанции эти величины еще меньше — порядка 110 мс, в отличие от бегунов-стайеров, показывающих 200-300 мс и более.
При выполнении специализированных упражнений ВДР у высококвалифицированных спортсменов также очень невелико. Так, стартовое время (от выстрела стартового пистолета до ухода со старта) у бегунов-спринтеров, участников Олимпийских игр и чемпионатов мира, составляет, в среднем, при беге на 50-60 м 139 мс у мужчини 159 Уженщин, при беге на 100 м, соответственно, 150-160 мс и 190 мс. Знаменитый спринтер БенДжонсон мог уходить со старта через 99,7 мс. По теоретическим расчетам ВДР, равное 80-90 мс, вообще составляет для человека предел его функциональных возможностей.
Факторами, влияющими на ВДР, являются врожденные особенности человека, его текущее функциональное состояние, мотивации и эмоции, спортивная специализация, уровень спортивного мастерства, количество воспринимаемой спортсменом информации.
Другим простым показателем быстроты является максимальный темп постукиваний пальцем за короткий интервал времени — 10 с, так называемый теппинг- тест. Взрослые лица производят 50-60 движений за 10 с, спортсмены ситуационных видов спорта и спринтеры — порядка 60-80 движений и более.
Особым проявлением быстроты является скорость специализированных умственных операций: при решении тактических задач высококвалифицированные спортсмены затрачивают всего 0,5-1,0 с, а время принятия решения составляет у них половину этого периода.
Основные понятия о гигиене жизнедеятельности человека
В наше время гигиену все чаще называют ≪экологией человека и окружающей среды≫, а в некоторых странах используют близкое по смыслу название — ≪наука об общественном здоровье≫. Гигиена состоит из ряда самостоятельных разделов: гигиена питания, коммунальная гигиена, гигиена труда, гигиена детей и подростков, радиационная гигиена, эпидемиология и др. Специалисты каждого из разделов разрабатывают комплекс санитарных правил и норм в своей области. ормирование гигиены как самостоятельной науки началось в Европе и в России во второй половине XIX в. Основой для развития гигиенической науки и гигиены питания стали, накопленные знания и научные открытия в области химии, микробиологии, эпидемиологии, физиологии человека и др. В дальнейшем гигиена как наука не только изучает воздействие на человека различных факторов среды, но и вырабатывает научно обоснованные нормы, правила, рекомендации, направленные на охрану здоровья человека.
Основоположником гигиены считается немецкий ученый-гигиенист М. Петтенкофер (1818-1901), который ввел в гигиену экспериментальные методы исследования и основал первый в Европе гигиенический институт. Совместно с ним К. Фойт изучал процессы обмена веществ в организме человека в разных условиях среды и впервые обосновал нормы потребления пищевых веществ в зависимости от тяжести труда. М. Рубиер сконструировал первый калориметр и применил законы термодинамики для человека.
Гигиена (от греч. «целебный») — это область науки, в частности медицины, изучающая влияние условий жизни, труда на человека и разрабатывающая профилактики различных заболеваний; обеспечивающая оптимальные условия для существования; сохраняющая здоровье и продлевающая жизнь.
В формировании и эффективном обеспечении здорового образа жизни всевозрастающее значение в современных условиях приобретает личная гигиена каждого человека.
Личная гигиена — один из важнейших разделов медицины, изучающий и разрабатывающий принципы сохранения и укрепления здоровья путем соблюдения гигиенических требований в повседневной жизни и деятельности. Личная гигиена— основа здорового образа жизни, условие эффективной первичной и вторичной профилактики различных заболеваний.
В эпоху научно-технического прогресса, которому сопутствуют химическое и физическое загрязнение окружающей среды, негативные последствия процессов урбанизации, личная гигиена становится мощным фактором предупреждения сердечнососудистых и других наиболее распространенных заболеваний; она позволяет эффективно бороться с гипокинезией, нервно-психическим перенапряжением, существенно ослабляет неблагоприятные воздействия различных профессиональных вредностей и других повреждающих факторов окружающей среды, способствует повышению работоспособности.
Общественное значение личной гигиены определяется тем, что несоблюдение ее требований в повседневной жизни может оказывать неблагоприятное влияние и на здоровье окружающих (пассивное курение, распространение инфекционных заболеваний и гельминтозов, ухудшение качества воздушной среды обитаемых помещений и др.).
По мнению многих исследователей, здоровый образ жизни, постоянное соблюдение рационального режима дня,
питания, отказ от вредных привычек значительно увеличивают продолжительность жизни человека.
Не случайно выдающийся физиолог И. П. Павлов указывал, что длительность жизни современного человека должна быть не менее 100 лет, и если этого не наблюдается, то в значительной мере вследствие нашего безобразного отношения к собственному организму.
Для того чтобы быть здоровым, сильным, выносливым, высокоработоспособным, нужно быть внимательным к своему здоровью. Под этим следует понимать не склонность постоянно прислушиваться к тем или иным симптомам, не излишнюю мнительность, а активную самопрофилактику, которая заключается в соблюдении требований личной гигиены.
Комплекс элементов личной гигиены весьма обширен, В него входят: гигиена тела и полости рта, физическая культура, закаливание, предупреждение вредных привычек, гигиена умственного труда, половой жизни, одежды и обуви, отдыха и сна, индивидуального питания и др.
Уход за кожей заключается в выполнении следующих правил:
— мойтесь каждый день теплой водой с туалетным или детским мылом;
— по возможности чаще меняйте белье, носки, чулки, колготки или гольфы;
— если кожа сухая или чешется, смажьте ее кремом или мазью;
— не выдавливайте прыщи, не пытайтесь вскрыть гнойники: на их месте может начаться воспаление;
— заметив на своем теле сыпь, немедленно обратитесь к родителям или в медицинское учреждение;
— употребляйте в пищу больше свежих овощей и фруктов, молока; если вы будете получать с пищей достаточно витаминов и минеральных веществ, то кожа будет чистой и гладкой;
— избегайте продуктов питания, вызывающих у вас аллергическую реакцию;
— в холодную погоду защищайте кожу от обморожения;
— в лесу или в поле не трогайте незнакомые растения, так как среди них могут быть ядовитые, вызывающие раздражение кожи;
— если вы случайно пролили на себя кислоту или другое химическое вещество, немедленно смойте их проточной водой с мылом;
— если одежда из синтетических тканей или каких-либо других материалов вызывает у вас раздражение кожи, не носите ее.
Уход за зубами и полостью рта включает в себя выполнение следующих основных правил:
— обезопасьте себя от травм, получаемых чаще всего во время спортивных занятий и в результате автомобильных аварий: если вы занимаетесь контактными видами спорта, пользуйтесь такими защитными приспособлениями, как шлем, маска для лица и вкладыш, защищающий челюсть; в автомобиле пристегивайтесь ремнем безопасности, который может спасти не только вашу жизнь, но и ваш внешний вид, в частности сохранит вам зубы;
— ешьте больше такой пищи, которая укрепляет зубы и десны, и меньше той, которая ведет к их ослаблению (здоровью зубов способствуют овощи, богатые клетчаткой и кальцием; яблоки, морковь и сельдерей, которые надо тщательно пережевывать, не только дают работу мышцам челюстей, улучшают поступление крови к зубам и деснам, но и очищают поверхность зубов; арахис и другие орехи, чай, семечки подсолнуха, сыр, оливки, если их употреблять после еды, могут препятствовать разрушению зубов, предотвращая формирование во рту кислой среды);
— избегайте жирной, вязкой и образующей кислоту пищи: она может изменять среду в ротовой полости и воздействовать на состав слюны таким образом, что возрастает вероятность разрушения зубов и эрозии эмали;
— регулярно чистите межзубные промежутки специальной нитью или зубочисткой, пользуйтесь зубной пастой на натуральной основе;
— посещайте зубного врача 2—3 раза в год: в этом случае он своевременно обнаружит заболевания зубов и десен
Волосы нужно мыть не по расписанию, а по необходимости. При этом хорошо ополаскивать их водой с уксусом, отваром ромашки или крапивы. Очень полезен массаж головы. Можно делать его перед каждым мытьем. Не ленитесь расчесывать волосы утром и вечером.
Одежда должна соответствовать климатическим условиям среды обитания человека, характеру его работы, иметь покрой, не затрудняющий кровообращение и дыхание (т. е. должна быть достаточно свободной), легко очищаться от пыли и грязи.
Головные уборы также должны отвечать гигиеническим требованиям: быть легкими и не быть тесными, чтобы не нарушать кровообращения головы. Для холодного времени оптимальны головные уборы из натурального меха, а для летнего периода — из легких, светлых и малотеплопроводных материалов.
Обувь предпочтительнее иметь из натуральной кожи: она не боится влаги, хорошо удерживает тепло и обеспечивает хорошую вентиляцию стопы. Покрой обуви должен полностью учитывать анатомо-физиологические особенности стопы.
Соблюдение этих правил и требований способствует сохранению и укреплению здоровья человека.
Гигиена детей и подростков
Гигиена детей и подростков – совокупность гигиенических правил, направленных на сохранение и укрепление здоровья. Основы гигиены детей и подростков включают нормы надлежащего содержания тела, полости рта, половых органов, а также правильное использование средств личной гигиены, одежды и обуви. Как важные компоненты понятия гигиены рассматриваются вопросы труда и отдыха, режима дня и питания. Соблюдение правил личной гигиены – одно из условий нормальной и здоровой жизнедеятельности.
Интимная гигиена подростков
В подростковом возрасте большое значение приобретает интимная гигиена и правильное половое воспитание. С подростком следует проводить беседы о тех физиологических изменениях, которые сопровождают наступление половой зрелости. Важно, чтобы подросток получил максимум необходимой информации в стенах дома, а не от старших товарищей. Таким образом, подросток, будет знать, что с любой проблемой он может обратиться к родителям.
Гигиена девочки подростка
Девочкам нужно рассказать о начале менструации, и тех изменениях, которые связаны с этим процессом. Подростковый возраст – хорошее время для визита к гинекологу, который возьмет мазок, расскажет о менструальном цикле. Научите девочку поддерживать наружные половые органы в чистоте, пользоваться средствами личной гигиены. Также у девочек в области подмышек и бикини начинают активно расти волосы, которые следует аккуратно сбривать.
Гигиена питания подростков
Питание имеет большое значение для развития растущего организма. В связи с перестройкой всего организма и интенсивными процессами роста подросток нуждается в правильно построенном режиме питания. Рацион подростка должен содержать все пищевые вещества в сбалансированном соотношении. Белки являются главным строительным материалом. Именно белок необходим для роста и формирования иммунной системы, развития мышечных тканей. Жиры и углеводы - источник энергии, «топливо» для организма. Особая роль возлагается на минеральные соли, которые предотвращают возникновение нарушений функции щитовидной железы. Витамины делают организм более выносливым и устойчивым к различным заболеваниям. Недостаток любого из питательных веществ может привести к замедлению роста и ослаблению организма.
Правила гигиены подростков
Ваш ребенок подросток, который знаком с правилами гигиены детей. Теперь осталось научить его правилам гигиены подростков – этот процесс более сложный. Подготовьте его морально, что в подростковый период его организм кардинально изменится, поскольку свое новое тело его может изрядно удивить!
Ваш ребенок-подросток должен знать, что у него может появиться угревая сыпь, которая, впоследствии, доставит ему немало хлопот. Обычно, подростки очень сильно переживают из-за прыщей – сводите ребенка к косметологу, чтобы он подсказал, чем можно пользоваться при угревой сыпи. Ни в коем случае не позволяйте чаду «давить» прыщи. Последствия этого – ямки-шрамы на коже или заражение, которое может быть внесено грязными руками.
Уровень гигиены подростков должен быть гораздо более сильным, чем в доподростковом возрасте. Расскажите ребенку, что его потовые железы начинают активно работать, поэтому личная гигиена подростка должна быть усилена: пришло время пользоваться специальными дезодорирующими средствами.
Гигиена подростков-мальчиков
У мальчиков, в подростковый период, начинают расти волосы на лице. Научите сына пользоваться бритвой. Контролируйте этот процесс сначала, потому что неверные и резкие движения могут оставить порезы на лице.
Также, не будет лишним предупредить сына, что в этом возрасте начинают появляться первые поллюции - непроизвольное выбрасывание спермы во сне. Объясните ребенку, что это обычный процесс, свойственный каждому молодому человеку.
Гигиена подростков-девочек
Мама обязательно должна рассказать дочери о будущей менструации, чтобы девочка была морально готова к тому, что скоро станет девушкой. Когда это произойдет, посетите вместе с дочерью гинеколога, пусть врач расскажет о менструальном цикле, возьмет мазок, расскажет, какими гигиеническими средствами (прокладками или тампонами) лучше пользоваться, а также проверит здоровье ребенка.
ОСНОВЫ ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. ГИГИЕНА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ
Задачи гигиены детей и подростков
Гигиена детей и подростков как отрасль гигиенической науки и самостоятельная дисциплина изучает вопросы охраны и укрепления здоровья этого контингента, насчитывающего около 39 млн. человек, что составляет в настоящее время почти четверть населения России.
Эта научная дисциплина состоит из следующих разделов: дошкольная гигиена, школьная гигиена и гигиена молодежи.
Дошкольная гигиена— гигиена детей младших возрастных групп, предшествующих поступлению в школу.
Школьная гигиена— гигиена учащихся образовательных школ, гимназий, лицеев и т.д.
Гигиена молодежи— гигиена учащихся высшей школы (студентов) и вечерних школ рабочей молодежи.
Главные задачигигиены детей и подростков:
· изучение влияния естественных (природных) и искусственных факторов, обусловленных деятельностью человека, а также условий труда и быта на развитие и здоровье растущего организма;
· разработка мероприятий и норм, направленных на охрану и укрепление здоровья детей и подростков.
Вопросы охраны здоровья подрастающего поколения всегда занимали особо важное место в трудах виднейших отечественных медиков и педагогов: Н.И. Пирогова, А.Н. Доброславина, Ф.Ф. Эрисмана, П.Ф. Лесгафта, К.Д. Ушинского, а также таких известных общественных деятелей и ученых, как Н.А. Семашко, А.В. Мольков, М.В. Антропова, АА. Минх, Г.Н. Сердюковская и др.
Однако и в настоящее время в вопросах гигиены детского населения существуют серьезные проблемы. Так, данные статистики свидетельствуют о том, что в среднем только 20 % детей школьного возраста практически здоровы, примерно 45 % школьников имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, 30—35 % учащихся страдают хроническими заболеваниями, 58 % выпускников школ по состоянию здоровья лишены возможности выбрать для себя профессию по склонности.
По мнению ученых, одной из причин этого в ряде случаев оказывается влияние неблагоприятной экологической ситуации. Известно, что в так называемых биогеохимических провинциях, образовавшихся в некоторых промышленных регионах, отмечаются задержка и дисгармония в физическом развитии, а также существенные нарушения в состоянии здоровья у 21—23 % детей, родившихся и проживших не менее 5 лет в таких экологически неблагополучных районах.
Другая причина состоит в неудовлетворительном материальном и санитарно-техническом состоянии детских и подростковых учреждений, что отрицательно сказывается на показателях микроклимата, питьевой воды и санитарном состоянии объекта.
Нередко в детских учреждениях регистрируют недостаточные уровни освещенности, используют учебную мебель, не отвечающую необходимым гигиеническим требованиям, что ведет к нарушениям состояния зрения и осанки детей. Поэтому не случайно в принятом в 1999 г. Законе РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" статья 28 посвящена санитарно-эпидемиологическим требованиям и условиям воспитания и обучения. В нем, в частности, говорится: "В дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства", и далее: "Программы, методики и режимы воспитания и обучения, технические, аудиовизуальные и иные средства обучения и воспитания, учебная мебель, а также учебники и иная издательская продукция допускаются к использованию при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии их санитарным правилам".
Очень важно отметить, что в Законе предусматривается и ответственность (дисциплинарная, административная и уголовная) за нарушение санитарного законодательства.
Для достижения санитарно-эпидемиологического благополучия детей и подростков врачи должны
▲знать методы изучения и анализа результатов исследований факторов окружающей среды, влияющих на состояние здоровья;
· уметь оперировать медико-демографическими показателями, данными физического развития, заболеваемости, распределять детей по группам здоровья;
· знать особенности питания детей, их режима дня, организации учебного и трудового процессов, физического воспитания в детских учреждениях.
Известно, что рост и развитие организма происходит неравномерно, вследствие чего выделяют основные возрастные периоды жизни детей и подростков, характеризующиеся различными морфофункциональными особенностями:
· до 10дней - период новорожденности;
· до 1 года — грудной период;
· 1 год — 6 лет — период дошкольного возраста;
· 7—10 лет — младший школьный возраст;
· 11 — 13 лет — средний школьный возраст;
· 14—18 лет — старший школьный возраст.
Спортивная медицина.
Спортивная медицина – отрасль медицины, изучающая все изменения, происходящие в организме человека, занимающегося спортом, и направленная на предотвращение травм во время занятий. Посетив кабинет спортивной медицины, вы сможете определить уровень вашей подготовки, выявить резервы вашего организма, чтобы сделать тренировки максимально полезными и приятными. В современном мире наблюдается устойчивая тенденция повышения социальной роли физкультуры и спорта. Она проявляется в:- повышении роли государства в развитии физкультуры и спорта;- широком использовании физкультуры и спорта в профилактике заболеваний и укреплении здоровья населения;- продлении активного творческого долголетия людей;- организации досуговой деятельности и в профилактике асоциального поведения молодежи;- вовлечении в занятия физ. культурой и спортом трудоспособного населения;- использовании физкультуры и спорта в социальной и физ адаптации инвалидов, детей-сирот;- резком увеличении роста дохода от спортивных зрелищ и спортивной индустрии; - возрастающем объеме спортивного теле-, радиовещания и роли телевидения в развитии физкультуры и спорта и формировании ЗОЖа;- развитии физкультурно-оздоровительной и спортивной инфраструктуры с учетом интересов и потребностей населения;- в многообразии форм, методов и средств, предлагаемых на рынке физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг. Физкультура, являясь одной из граней общей культуры, во многом опр