Режим работы операционного блока (отделения)
Операционный блок отделяют от остальных помещений тамбуром, который оборудуют бактерицидным ультрафиолетовым излучателем. Двери держат постоянно закрытыми. На дверях должна быть надпись «Операционная» и «Вход только в специальной одежде», поскольку основным источником инфицирования воздуха в операционной является человек, и чем меньше людей посещает данный блок, тем меньше шансов для загрязнения помещений.
Особый режим посещения операционной включает ограничение лиц, присутствующих на операции. В зоне стерильного режима могут быть те, кто лечит больного, и обучающиеся. Прочие посетители, например хирурги из других лечебных учреждений, посещают операционную с разрешения оперирующего хирурга или заведующего отделением. В соответствии с требованиями их переодевают и в сопровождении медперсонала проводят в саму операционную.
Проблема соблюдения санитарно-эпидемиологического режима при проведении практических занятий в операционной со студентами лучше всего решается там, где обучающиеся располагаются вне помещения и наблюдают за ходом операции через специальное отверстие в потолке, прикрытое стеклянным колпаком. В ряде случаев в бестеневую лампу монтируют видеокамеру, с помощью которой изображение передают в учебную комнату, где студенты следят за операцией по телевизору. Если же таких возможностей нет, то студенты при посещении операционной соблюдают все основные требования, включая надевание специальной одежды, маски, бахил.
В операционной максимально ограничивают движение присутствующих, запрещают разговоры, хождение между операционным и инструментальным столами, пребывание около операционного стола ближе, чем на полметра. Не допускают посещение операционной лицами, которые страдают острыми респираторными заболеваниями.
Из операционной нельзя выносить инструменты, аппаратуру, мебель, оборудование для использования их, например, в перевязочной. Если же это произошло, то возвращению подлежат только уникальные предметы после соответствующей их обработки.
С целью поддержания должной чистоты в операционном блоке регулярно проводят уборку. Начинают её с операционной и заканчивают помещениями, расположенными на выходе. Для этого используют средства и принадлежности, которые хранят в отдельном шкафу или кладовке. За пределами блока ими не пользуются.
Выделяют пять видов уборки помещений стерильной зоны операционного отделения. Ежедневно утром перед началом работы проводят предварительную уборку. Главной её целью является удаление осевшей за ночь пыли на горизонтальных поверхностях предметов и самой операционной. При этом сначала протирают чистой сухой ветошью полированные и никелированные поверхности мебели и оборудования. Затем влажной ветошью протирают операционные столы и завершают уборку подтиранием пола.
Текущую уборку выполняют во время операции. Несмотря на то, что около операционного стола ставят тазик для использованного материала, на пол могут упасть салфетки, инструменты и использованное операционное бельё, их тотчас убирают в специальные ёмкости. При выполнении операции на органах живота на пол попадает содержимое брюшной полости, которое убирают чистой ветошью. После этого пол протирают дезинфицирующим раствором.
По завершении оперативного вмешательства проводят послеоперационную уборку. Она состоит в удалении из операционной всего, что использовали во время операции и не потребуется в дальнейшей работе. Меняют бельё на операционном столе, приводят в порядок состояние не стерильных столов, пополняют запасы растворов. В заключение протирают пол влажной ветошью, подготавливая таким образом помещение к следующей операции.
Ежедневно в конце рабочего дня выполняют заключительную уборку, во время которой помимо удаления использованного материала, белья, инструментов проверяют готовность аппаратуры и различных устройств, протирают их влажной или сухой чистой ветошью. Рамы, стёкла и подоконники, светильники, мебель и калориферы центрального отопления протирают влажной ветошью. Подставки под ноги, пол и прилежащие части стен моют шваброй или щётками. По окончании уборки операционный стол, наркозный аппарат и другую аппаратуру покрывают чистой простынёй.
Последовательность действий во время уборки сводится к тому, что вначале обрабатывают потолок и стены, затем окна, подоконники, калориферы и завершают уборку мытьём пола методом двух вёдер. При этом сначала сдвигают всю аппаратуру в одну сторону помещения, моют пол на освободившейся части и вытирают его насухо, затем то же самое делают со второй половиной пола. Уходя из помещения, включают бактерицидную лампу и так же убирают другие помещения зоны стерильного режима.
В соответствии с приказом МЗ N 720 – 78 для влажной уборки пользуются 0,75% раствором хлорамина Б или 3% раствором перекиси водорода, которые изготавливают на 0,5% растворе синтетических моющих средств, а также раствором первомура или другими средствами, оставшимися после обработки рук участников операции.
В конце рабочей недели в операционной и в конце месяца во всём операционном блоке выполняют плановую дезинфекцию (генеральную уборку). На время уборки из помещения всё, что можно выносят, стены и потолок опрыскивают дезинфицирующим раствором с помощью гидропульта и сразу же их протирают насухо, чтобы не образовались подтёки. Затем моют пол, используя те же дезинфицирующие средства (0,75% раствор хлорамина Б или 6% раствор перекиси водорода, которые изготовлены на 0,5% растворе синтетических моющих средств, а также 2,4-4,8% раствор первомура или 3% раствор лизола).
При загрязнении операционной кишечным содержимым, гноем и после операций у больных с анаэробной инфекцией тотчас по завершении оперативного вмешательства по той же методике выполняют внеплановую дезинфекцию.
Вторым этапом дезинфекции является мытьё дезинфицирующими средствами окон, подоконников оборудования и аппаратуры, которая была не вынесена из операционной, и обработка пола двухвёдерным методом. Затем в предоперационной обрабатывают всё, что было вынесено, насухо протирают аппаратуру и вносят её в операционную, размещая на своём месте.
Уборку выполняют в клеёнчатом фартуке, в рабочих резиновых перчатках и резиновой обуви. По окончании уборки и дезинфекции все использованные для этого предметы замачивают на 1 час в дезинфицирующем растворе (1% хлорамин Б), прополаскивают, высушивают и хранят в специальном помещении только в чистом виде.
В помещениях операционного блока обеззараживание воздуха осуществляют с помощью бактерицидных ламп и передвижных рециркуляционных воздухоочистителей. Более эффективным способом снижения бактериальной обсеменённости воздушной среды является использование ламинарных вертикальных (сверху вниз) потоков очищенного через фильтры воздуха.
Личная гигиена персонала
При поступлении на работу каждый сотрудник операционного блока проходит медицинское обследование и в соответствии с приказом МЗ N 720 – 78 в дальнейшем состоит на диспансерном наблюдении. Не рекомендуется работать в операционном отделении тем, кто страдает бронхиальной астмой и хроническими заболеваниями верхних дыхательных путей (бронхит, фарингит), поскольку пары антисептиков, используемых для обработки помещения, раздражают органы дыхания и способствуют обострению процесса.
Персонал может стать опасным источником инфицирования больных. Поэтому при плановом обследовании 1 раз в месяц и контрольном обследовании после воспалительных заболеваний дыхательных путей, у сотрудника проводят микробиологическое исследование на предмет бактерионосительства. Для этого берут мазки со слизистой носа и зева. В случае выделения патогенных микроорганизмов сотрудник отстраняется от работы и проходит санацию. Остальным работникам проводят профилактические санационные мероприятия.
Весь персонал должен соблюдать общепринятые нормы личной гигиены, по возможности пользоваться душем, желательно до и после работы. Не допускают ношение украшений и наручных часов.
Важное место отводится поддержанию надлежащего внешнего вида медперсонала, в том числе одежды, обуви. Работая в оперблоке, надевают специальный халат или костюм так, чтобы из-под рукавов не было видно нижней одежды. Колпаком покрывают все волосы без исключения. На ноги надевают тапочки или туфли, а поверх них – бахилы. Работают в маске, которой закрывают рот, нос, бороду и усы. Одноразовая маска с влагонепроницаемым слоем защищает воздушную среду операционной от поступления микробов из дыхательных путей на 99,8% в течение 4 часов. Эффективность марлевой маски составляет 60% в первые 20 минут. Не разрешается периодически снимать маску и затем снова её надевать. Строго запрещено выходить в спецодежде за пределы операционного блока.
Материал, запачканный гноем и содержимым кишечника, собирают специально выделенными для этих целей длинными зажимами. Загрязнённый халат и шапочку меняют немедленно, подошвенную поверхность обуви обрабатывают лизолом и другим антисептиком. Фартуки моют горячей водой с мылом.
Особое внимание обращают на состояние рук. Хорошо вымыть можно только здоровые руки, поэтому их берегут от травм. Дома, выполняя уборку или очистку овощей, пользуются перчатками. Без перчаток нельзя работать в саду или на огороде, так как в удобряемой земле обитают микробы, в том числе столбнячная палочка, и повышается риск переноса этих возбудителей на перевязочный материал и инструментарий в операционной. В операционной работают, надев на руки перчатки, их хранят в чистом виде в специальной коробке.
Не разрешается иметь длинные ногти, покрывать их лаком и делать маникюр в парикмахерской, поскольку там нередко происходит инфицирование ногтевого ложа. Рекомендуют ногти коротко подстригать маникюрными ножницами после тщательного мытья рук 0,5% раствором нашатырного спирта или первомура. Заусеницы обрезают или удаляют специальными стерильными пинцетами и щипчиками. При частом мытье рук вследствие постоянного их контакта с дезинфицирующими средствами кожа шелушится, становится сухой и шершавой. В этом случае рекомендуют смазывать руки различными кремами или раствором, состоящим из равных частей глицерина, этилового спирта, нашатырного спирта и дистиллированной воды.