СРС: Аденовирусы. Лабораторная диагностика аденовирусных инфекций.
1. Классификация и характеристика семейства Adenoviridae. 2. Морфология и ультраструктура вириона аденовирусов. 3. Культивирование и репродукция аденовирусов. 4. Патогенез и клинические проявления аденовирусных инфекций. 5. Лабораторная диагностика аденовирусных инфекций. Темы рефератов: |
1. Особености репродукции аденовирусов при острой и персистирующей формах инфекции.
2. Онкогенность аденовирусов.
Подпись преподавателя ________________
Дата____________
Занятие 12
Тема: Вирусы парентеральных гепатитов. Лабораторная диагностика гепатитов В, D, С, G
Вопросы для обсуждения:
1. Таксономическое положение вирусов гепатитов с парентеральным (артифициальным) (В, D, С, G) механизмом заражения.
2. Морфология и ультраструктура вириона вируса гепатита В.
3. Особенности репродукции вируса гепатита В и патогенез заболевания.
4. Интегративная форма взаимодействия вируса гепатита В с гепатоцитом и ее последствия.
5. Морфология и ультраструктура вириона вируса гепатита D.
6. Роль вируса гепатита В в репродукции дельта-вируса. Развитие коинфекции или суперинфекции.
7. Характеристика вирусов гепатита С и G.
8. Морфология и ультраструктура вириона вируса гепатита С.
9. Изменчивость вируса гепатита С и способность его к длительному персистированию в организме человека. Онкогеннность вируса.
10. Лабораторная диагностика гепатитов В, D, С и G. Диагностические маркеры.
11. Мероприятия общей профилактики вирусных гепатитов с парентеральным механизмом инфицирования.
12. Специфическая профилактика гепатита В и дельта-инфекции.
Практические задания:
1. Обозначить на рисунках основные структурные элементы вирионов вирусов гепатитов и дописать названия семейств и родов к которым они относятся.
HВV Cемейство____________________ Род_______________________________ | |
HDVDeltavirus, дефектный | |
HСVCемейство____________________ Род_______________________________ | |
HGV Cемейство____________________ Род_______________________________ |
2. Обозначить на рисунке основные структурные элементы вириона гепатита В.
______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ |
1. Изучить схему репродукции вируса гепатита В и написать основные её этапы.
________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ |
4. Ознакомиться с диагностическими тест-системами для постановки ИФА с целью выявления вирусных антигенов или антител к вирусам гепатитовВ, D, С, G:
5. Демонстрация определения НВs-Ag в сыворотке крови больного методом ИФА.
6. Ознакомиться с методом экспресс-диагностики – постановкой ПЦР и обратной ПЦР с использованием пар праймеров к консервативным участкам геномов вирусов гепатита.
7. Дополнить схему лабораторной диагностики гепатитов (В, D, С, G).
Исследуемый материал: | ||
_____________метод | ____________________метод | _________________ |
Выделение маркерных АГ вирусов: ИФА | Выявление маркерныхАТ к АГ вирусов: ИФА | Выявлениевирусных генов: ПЦР |
ГепатитВ: HBeAg; HBsAg | Ig M Анти – HBc Ig G Ig M Анти – HBe Ig G Анти – HBs | |
Гепатит D: HDAg | Ig M Анти – HD Ig G | |
Гепатит Сс: HCAg | Анти – НСс Ig M Ig G Анти – NS3 | |
Гепатит G: HGAg | Ig M Анти – HG Ig G |
8. Изучить препараты для лечения и профилактики вирусных гепатитов (интерфероны, противовирусные химические препараты – ламивудин, рибавирин, иммуноглобулин против гепатита В, генно-инженерная НВs- вакцина).
9. Дать характеристику рекомбинантной HBs-вакцине: _______________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подпись преподавателя ________________
Дата____________
Занятие 13
Тема:Герпесвирусы. Лабораторная диагностика герпетических инфекций.
СРС:Прионы и прионные болезни
Вопросы для обсуждения:
- Классификация семейства Herpesviridae.
- Морфология и ультраструктура вириона герпесвирусов.
- Репродукция герпесвируса.
- Подсемейство альфа-герпесвирусов: характеристика свойств, особенности тропизма, вызываемые ими заболевания.
- Подсемейство бета-герпесвирусов: характеристика свойств и вызываемые ими заболевания.
- Подсемейство гамма-герпесвирусов: характеристика свойств, вызываемые ими заболевания.
- Лимфопролиферативное, онкогенное и эмбриопатическое действие герпесвирусов.
- Формирование иммунитета при герпетических инфекциях и персистенция вирусов.
- Особенности лабораторной диагностики заболеваний, вызываемых альфа-, бета-, гамма- герпесвирусами.
- Диагностика первичной герпетической инфекции.
- Противовирусные химио - и иммунобиологические препараты, применяемые для лечения герпетических заболеваний.
Практические задания:
1. Обозначить на рисунке основные структурные элементы вириона герпесвирусов.
___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ |
2. Изучить схему репродукции герпесвирусов и написать основные её этапы.
___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ |
3. Указать способы культивирования герпесвирусов и методы их индикации.
Подсемейство Alphaherpesvirinae: ________________________________
_____________________________________________________________
Подсемейство Betaherpesvirinae: _________________________________
_____________________________________________________________
Подсемейство Gammaherpesvirinae: ______________________________
_____________________________________________________________
4. Промикроскопировать препарат, приготовленный из содержимого везикул больного с подозрением на генитальный герпес и обработанный специфическим иммуноглобулином, меченным ФИТЦ. Выявить комплексы АГ + АТ по интенсивному желто-зеленому свечению. Препарат зарисовать.
| Рис.1. Прямая РИФ. Желто-зеленое свечение комплексов АГ ВПГ-2 и вирусных АТ, меченных ФИТЦ. |
5. Промикроскопировать препарат, приготовленный из осадка мочи больного цитомегаловирусной инфекцией и окрашенный гематоксилин–эозином. Зарисовать гигантские клетки с внутриядерными включениями («совиные глаза»).
| Рис. 2. Гигантские, пораженные ЦМВ, клетки с внутриядерными включениями («совиный глаз») в осадке мочи. |
6. Учесть РСК с парными сыворотками больного герпетической инфекцией.
1-я сыворотка крови больного | |
2-я сыворотка крови больного | 1:10 1:20 1:40 1:80 1:160 1:320 к/с к/аг |
Вывод: _________________________________________________________
7. Ознакомиться с тест-системами для ИФА, применяемыми при диагностике герпетических инфекций.
8. Ознакомиться с вариантами постановки ПЦР, используемыми для экспресс-диагностики герпетических инфекций.
9. Дополнить схему лабораторной диагностики генитального герпеса.
Исследуемый материал: | | ||||||||||
________метод | ____________метод | ______________метод | _____________метод | ||||||||
1. Выделение и накопление вирусов: к/к: ФЭЧ К/Э | Выявление АТ в парных сыворотках крови: | ||||||||||
Выявление клеток с внут-риядерными включениями | РИФ (выявление ________ вируса) _________метод | 2. Индикация вирусов: методы: ________ _______ | РСК ИФА | ||||||||
ПЦР (выявление …………. вируса) | 3. Идентификация вирусов: ___________________ ___________________ ___________________ |
10. Изучить препараты, применяемые для лечения, профилактики и диагностики герпетических инфекций (вакцины, иммуноглобулины, ацикловир, видарабин, фоскарнет, интерферон и интерфероногены, наборы диагностических сывороток, антигенов).
11. Описать механизм противовирусного действия ацикловира: _______________
______________________________________________________________________
СРС: Прионы и прионные болезни. | |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. | Прионы-белковые инфекционные частицы (proteinaceous infection particles), их свойства. Нормальная изоформа прионного белка клетки Pr Pc (cellular prion protein), его роль в жизнедеятельности организма. Патологичесая изоформа прионого белка - Pr Psc (scrapie prion protein), его свойства. Патогенез прионных конформационных болезней, вызывающих диспротеиноз. Источник инфицирования и клинические проявления Куру. Пути инфицирования и причины развития болезни Крейтцфельдта – Якоба. Лабораторная диагностика прионных болезней. Профилактика прионных заболеваний. |
Темы рефератов:
1. Прионы – возбудители прионных болезней, их свойства.
2. Пути инфицирования, патогенез и клинические проявления болезни Крейтцфельдта – Якоба, её профилактика.
Подпись преподавателя ________________
Дата____________
Занятие 14
Тема: Ретровирусы. Вирусы иммунодефицита человека. Лабораторная диагностика ВИЧ-инфекции и СПИДа.
СРС:Онкогенные вирусы и онкогенные инфекции.
Вопросы для обсуждения:
1. Характеристика семейства Retroviridae.
2. Морфология и ультраструктура вириона ВИЧ.
3. Отличия ВИЧ-1 и ВИЧ-2.
4. Репродукция ВИЧ, его изменчивость.
5. Патогенез ВИЧ-инфекции и клинические проявления СПИДа.
6. Лабораторная диагностика ВИЧ-инфекции и СПИДа.
7. Химиопрепараты, применяемые для лечения ВИЧ – инфекции, и механизм их противовирусного действия.
8. Профилактика ВИЧ – инфекции. Предупреждение инфицирования ВИЧ медицинских работников при выполнении ими служебных обязанностей.
Практические задания:
1. Обозначить на рисунке основные структурные элементы ВИЧ-1 и указать отличия структуры вирионов ВИЧ –1 и ВИЧ – 2.
_________________________________________ _________________________________________ _________________________________________ _________________________________________ _________________________________________ _________________________________________ | |
2. Изучить схему репродукции ВИЧ и написать основные её этапы.
______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ |
3. Ознакомиться с тест-системами для постановки ИФА, ИБ, РИФ, применяемыми для диагностики ВИЧ-инфекции:
а) демонстрация результатов ИФА, поставленного для выявления суммарных антител в сыворотке крови пациента с подозрением на ВИЧ- инфекцию.
Вывод:__________________________________________________________
б) демонстрация учета иммунного блоттинга и определение наличия антител к определенным вирусным антигенам в сыворотке крови обследуемого на ВИЧ – инфекцию пациента.
Вывод:____________________________________________________________
4. Ознакомиться с применением ПЦР и обратной ПЦР в диагностике ВИЧ – инфекции и значением обратной ПЦР в динамике болезни при проведении противовирусной химиотерапии.
5. Дополнить схему лабораторной диагностики ВИЧ – инфекции.
Исследуемый материал: | |
_____________метод | _________________метод |
ИФА твердофазный (суммарные АТ к Аg ВИЧ) | ПЦР прямая (выявление провирусной ДНК в геноме Т-лимфоцитов) |
ИБ (антитела к каждому Аg ВИЧ, кодируемому генами gag, pol, env) | ПЦР обратная (выявление вирусной РНК в сыворотке крови) |
6. Изучить механизм действия противовирусных химиопрепаратов, применяемых для лечения и профилактики ВИЧ-инфекции (азидотимидин (АЗТ), ставудин, диданозин, зальцитабин, делавиридин, саквинавир и др.)
7. Дать характеристику и записать механизм противовирусного действия следующих препаратов:
Азидотимидин_________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Невирапин____________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Саквинавир___________________________________________________________
_____________________________________________________________________
СРС: Онкогенные вирусы и онкогенная инфекция. | |
1. Классификация и характеристика онкогенных ретровирусов. 2. Лимфотропные вирусы Т-лимфоцитов человека (HTLV-I, HTLV-II). Пути передачи вирусов и патогенез лейкоза. 3. Онкогенные вирусы, входящие в семейства ДНК-содержащих вирусов: Papillomaviridae, Polyomaviridae, Adenoviridae, Hepadnaviridae, Herpesviridae, Poxviridae. 4. Семейство Papillomaviridae. Роль определенных типов папиломавирусов в этиологии доброкачественных и злокачественных опухолей человека. Специфическая профилактика рака шейки матки. 5. Онкогены и протоонкогены. Молекулярно-генетические механизмы вирусного онкогенеза. |
Темы рефератов:
1. Вирусы Т-клеточного лейкоза человека: HTLV-1 и НTLV-2.
2. Семейство Papillomaviridae. Роль папилломавирусов в этиологии доброкачественных и злокачественных опухолей человека.
Подпись преподавателя ________________
Дата____________
Занятие 15
Тема:Рабдовирусы. Лабораторная диагностика бешенства.
Арбовирусы. Лабораторная диагностика тога-, флави- и бунья-вирусных инфекций
Вирус краснухи. Лабораторная диагностика краснухи.
Вопросы для обсуждения:
1. Классификация семейства Rhabdoviridae.
2. Морфология и ультраструктура вириона вируса бешенства.
3. Репродукция рабдовирусов.
4. Природный резервуар вируса бешенства и механизм передачи его человеку.
5. Патогенез и основные клинические проявления бешенства.
6. Прижизненная и постмортальная лабораторная диагностика бешенства.
7. Неспецифическая и специфическая профилактика бешенства.
8. Эпидемиологическая характеристика группы арбовирусов: природный резервуар, хозяева,
переносчики.
9. Основные представители группы арбовирусов, входящих в семейства Togaviridae, Flaviviridae, Bunyaviridae.
10. Морфология и строение вириона тогавирусов, их культивирование и репродукция.
11. Вирус краснухи – возбудитель антропонозного заболевания. Морфология и строение вириона, особенности культивирования.
12. Патогенез приобретенной и врождённой краснухи, развитие краснушного панэнцефалита.
13. Эмбриопатическое действие вируса краснухи.
14. Специфическая профилактика краснухи.
15. Морфология и строение вириона флавивирусов, их культивирование и репродукция.
16. Морфология и строение вириона буньявирусов, их культивирование и репродукция.
17. Основные клинические формы проявления арбовирусных инфекций: лихорадки, геморрагические лихорадки, энцефалиты, менингоэнцефалиты.
18. Патогенез и клинические проявления клещевого энцефалита.
19. Принципы лабораторной диагностики арбовирусных инфекций.
20. Общая и специфическая профилактика арбовирусных инфекций.
Практические задания:
1. Обозначить на рисунке основные структурные элементы вириона рабдовирусов.
_______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ |
2. Изучить схему репродукции вируса бешенства и написать основные её этапы.
____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ |
3. Промикроскопировать препараты-отпечатки мозга, обработанные антирабическим иммуноглобулином, меченным флюорохромом.
4. Выявить при микроскопии внутриклеточные включения Бабеша-Негри в препаратах-отпечатках мозга, окрашенных по Туревичу и Муромцеву.
5. Дополнить схему лабораторной диагностики бешенства.
Исследуемый материал: | ||
РИФ | ____________________метод | _________________метод |
1. Выявление АГ вируса | Обнаружение телец Бабеша-Негри (цитоплазматические включения). Окраска по Туревичу, или Манну, или Муромцеву | Заражение мышей-сосунков. Постановка РН вирусов на мышах. |
6. Обозначить на рисунках основные структурные элементы вирионов некоторых семейств, входящих в группу арбовирусов.
Togaviridae _________________________________________ _________________________________________ _________________________________________ _________________________________________ _________________________________________ _________________________________________ |
Flavividae _________________________________________ _________________________________________ _________________________________________ _________________________________________ _________________________________________ _________________________________________ | |
Bunyaviridae _________________________________________ _________________________________________ _________________________________________ _________________________________________ _________________________________________ _________________________________________ |
7. Изучить схему репродукции флавивирусов и написать основные её этапы.
8. Указать способы культивирования некоторых семейств, входящих в группу арбовирусов, и методы их индикации.
Семейство Togaviridae:_________________________________________________
_____________________________________________________________________
Семейство Flaviviridae:_________________________________________________
____________________________________________________________________
Семейство Bunyaviridae:________________________________________________
____________________________________________________________________
9. Обозначить на рисунке основные структурные элементы вириона краснухи.
_________________________________________ _________________________________________ _________________________________________ _________________________________________ _________________________________________ _________________________________________ |
10. Произвести учет результатов РСК с парными сыворотками больного клещевым энцефалитом.
1:10 1:20 1:40 1:80 1:160 1:320 Кс Каг | 1-я сыворотка больного |
2-я сыворотка больного |
Вывод: _______________________________________________________________
______________________________________________________________________
11. Дополнить схему лабораторной диагностики клещевого энцефалита.
Исследуемый материал: | |||||||
________метод | __________________метод | __________метод | ____________метод | ||||
Выявление специфического АГ: РИФ ИФА РНГА Выявление вирусной РНК | 1. Накопление и вирусов первичные и перевиваемые к/к 2.Индикация | выделение к/ э вирусов: | Заражение мышей сосунков или молодых мышей Гибель мышей | Выявление нарастания титра АТ в парных сыворотках крови: РТГА РСК РН Ig M ИФА Ig G | |||
ПЦР | ЦПД, бляшкообразо-вание, РГадс (с гусиными эритроцитами) | РГА с гусиными эритроцитами | РН | ||||
3. Идентификация вирусов: РТГА РСК ИФА РН | |||||||
12. Изучить препараты, применяемые для диагностики, профилактики и лечения энцефалитов и геморрагических лихорадок (иммуноглобулины, вакцины, интерферон, интерфероногены, наборы диагностических иммунных сывороток и антигенов).
13. Дать характеристику некоторым иммунобиологическим препаратам:
антирабический иммуноглобулин ___________________________________________
______________________________________________________________________
антирабическая вакцина __________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
специфический иммуноглобулин против клещевого энцефалита ______________________
______________________________________________________________________
вакцина против клещевого энцефалита______________________________________
______________________________________________________________________
вакцина против желтой лихорадки__________________________________________________
______________________________________________________________________
Вакцина краснушная ____________________________________________________
______________________________________________________________________
Вакцина КПК ________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подпись преподавателя ________________
Дата____________
Занятие 16
Тема: Возбудители некоторых особо опасных вирусных инфекций (натуральная оспа, геморрагические лихорадки Эбола и Марбург). Микроорганизмы как биологическое оружие. Принципы лабораторной диагностики особо опасных инфекций. Противоэпидемические мероприятия.
СРС: Короновирусы. Возбудитель тяжелого острого респираторного синдрома- SARS.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие об особо опасных инфекциях (ООИ).
2. Микроорганизмы как биологические патогенные агенты (БПА), которые могут быть потенциально применены в террористических целях.
3. Критерии при выборе микроорганизмов, используемых в качестве биологического оружия.
4. Вирус натуральной оспы: морфология и ультраструктура вириона, культивирование.
5. Патогенез и клинические проявления натуральной оспы. Ликвидация оспы в мире.
6. Принципы лабораторной диагностики особо опасных инфекций.
7. Филовирусы. Особенности морфологии и ультраструктуры вириона.
8. Патогенез и клинические проявления геморрагических лихорадок Марбург и Эбола.
9. Общие принципы противоэпидемических мероприятий, проводимых в отношении особо опасных инфекций.
10. Международные медико-санитарные правила биологической безопасности (ММСП).
Практические задания:
I. Изучить требования биологической безопасности при работе с микроорганизмами– возбудителями особо опасных инфекций.
II. Изучить правила одевания и снятия защитного костюма, применяемого при работе в очагах особо опасных инфекций.
III. Ознакомиться с этапами лабораторной диагностики ООИ:
- экспресс-индикация:выявление антигенов или генов БПА в исследуемом материале до 3-х часов (РИФ, ИФА, ПЦР); - экспресс-диагностика:ускоренные методы исследования, направленные на обнаружение и идентификацию БПА в течении 3-х часов (специфические тесты для каждого биологического агента); - классические методы диагностики,позволяющие определить вид, подвид БПА: бактериологический, вирусологический, микологический, биологический; - серологический метод (серодиагностика) –выявление антител в сыворотке крови пациентов, пострадавших от БПА. |
3. Обозначить на рисунке основные структурные элементы вируса натуральной оспы.
____________________________________ ____________________________________ ____________________________________ ____________________________________ ____________________________________ ____________________________________ ____________________________________ ____________________________________ |
3. Изучить схему репродукции ортопоксвирусов и написать основные её этапы.
_________________________________ _________________________________ _________________________________ _________________________________ _________________________________ _________________________________ _________________________________ _________________________________ _________________________________ |
5. Указать способы культивирования вируса натуральной оспы и методы его индикации: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Обозначить на рисунке основные структурные элементы филовирусов:
__________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ |
7. Изучить схему репродукции филовирусов и написать основные её этапы:
__________________________________ __________________________________ __________________________________ __________________________________ __________________________________ __________________________________ __________________________________ __________________________________ |
8. Указать способы культивирования вирусов Эбола и Марбург и методы их индикации: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Дополнить схему лабораторной диагностики геморрагической лихорадки Эбола:
Исследуемый материал: | ||
Экспресс-индикация | Серодиагностика | |
РИФ ИФА (выявление специфических АГ вирусов) | Выявление АТ к вирусам: ИФА | |
ПЦР (Выявление РНК вирусов) | ||
В специализированных лабораториях проводится выделение вирусов и их идентификация |
10. Изучить препараты, применяемые для диагностики, лечения и профилактики ООИ (наборы диагностических сывороток, антигенов и диагностикумов, иммуноглобулины, вакцины).
11. Дать характеристику вакцине против натуральной оспы: __________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
СРС: Коронавирусы. Возбудитель тяжелого острого респираторного синдрома – ТОРС/ «SARS». | |
1. Классификация и характеристика семейства Coronaviridae. 2. Морфология и ультраструктура вириона коронавирусов. 3. Характеристика и свойства возбудителя « атипичной пневмонии» (тяжелый острый респираторный синдром – SARS). 4. Патогенез и клинические проявления SARS – особо опасного инфекционного заболевания. 5. Правила взятия исследуемого материала у больного с подозрением на SARS и его доставки в лабораторию. 6. Методы лабораторной диагностики SARS. 7. Организация и проведение противоэпидемических мероприятий при подозрении у больного или выявлении SARS. |
Темы рефератов:
1. Классификация и характеристика семейства Coronaviridae. Виды, патогенные для человека.
2. Этиология и патогенез тяжелого острого респираторного синдрома.
Подпись преподавателя ________________
Дата_____________
Занятие 17
Тема: Клиническая микробиология. Внутрибольничные инфекции. Принципы лабораторной диагностики и профилактики внутрибольничных инфекций.
Оппортунистические микозы. Грибы рода Candida. Лабораторная диагностика кандидоза.
Вопросы для обсуждения:
1. Клиническая микробиология и ее задачи.
2. Понятие о внутрибольничной инфекции.
3. Характеристика условно-патогенных микроорганизмов.
4. Факторы, обусловливающие развитие внутрибольничных инфекций.
5. Особенности оппортунистических инфекций и их клинические проявления.
6. Принципы лабораторной диагностики внутрибольничных инфекций.
7. Критерии этиологической значимости выделенной культуры микроорганизмов.
8. Профилактика внутрибольничных инфекций. Микробиологический контроль в лечебно-профилактических учреждениях.
9. Грибы. Систематика и классификация грибов.
10. Структура и химический состав клеток грибов.
11. Морфология и строение грибов.
12. Размножение грибов. Принципы культивирования.
13. Классификация и общая характеристика микозов.
14. Культуральные и ферментативные свойства грибов.
15. Факторы патогенности грибов.
16. Классификация и общая характеристика микозов.
17. Возбудители оппортунистических микозов.
18. Грибы рода Candida, их свойства.
19. Лабораторная диагностика кандидозов.
20. Химиотерапевтические противогрибковые препараты.
Практические задания:
1. Ознакомиться с типовой (обобщенной) схемой выделения возбудителей оппортунистических инфекций.
1-й этап |
1. Взятие и доставка материала в лабораторию. 2. Обработка материала с целью его гомогенизации и концентрации ( в необходимых случаях). 3. Приготовление мазка из материала, окраска его по Граму и микроскопия. (При необходимости могут быть применены и другие методы окраски). 4. Приготовление разведений патологического материала от 10-1 до 10-6 иболее в теплом 0,5% растворе NaClc 0,01% раствором желатина (для предупреждения осмотического шока бактерий). 5. Посев «газоном» по 0,1 мл разведений материала на чашки Петри с питательной средой (на три чашки из каждого разведения). 6. Стандартный набор питательных сред: кровяной МПА, ЖСА, среда Эндо, среда Сабуро. Если имеются указания на вероятный возбудитель, то должны быть использованы специальные (элективные, селективные) среды для его выделения. 2-й этап 1. Изучение культуральных свойств микроорганизмов. 2. Подсчет количества колоний каждого типа на чашках с посевом разведений и определение КОЕ/мл/г. Микробную обсемененность материала определяют по формуле: Х КОЕ=Тх ПД х СР, где: Т – число колоний; ПД – посевная доза; СР – степень разведения. Критерием этиологической значимости бактерий является их концентрация ≥ 105 КОЕ/мл/г, грибов и простейших - ≥ 103 – 10 4. 3. Приготовление мазков из однотипных колоний, окраска их по Граму (или другими методами), микроскопия. 4. Отсев колоний каждого типа для выделения чистых культур. |
3-й этап 1. Идентификация чистых культур. 2. Определение чувствительности используемых культур к антибиотикам, антисептикам. 3. По показаниям определение эпидемиологических маркеров (фаго-, серо-, колицино-, колициногеновары). |
2. Изучить метод посева мочи по