Классификация сальмонелл по антигенной структуре

Серогруппа, серовар   О-антиген Н-антиген
фаза -1 фаза -2
Серогруппа А      
S. Рaratyphi A 1,2,12 a -
Серогруппа В      
S. Рaratyphi B (schottmuelleri) 1,4,5,12 b 1,2
S. Тyphimurium 1,4,5,12 i 1,2
Серогруппа С      
S. Сholeraesuis 6,7 c 1,5
Серогруппа D      
S.Тtyphi 9,12,Vi* d -
S. Еnteritidis 1,9,12 g,m -
S. Dublin 1,9,12 g,p -
S. Мoscow 9,12 b,g -

*разновидность К- антигена

Заключение: выделенная гемокультура относится к cеровару Salmonella____________________________

II. Серологическое исследование:

1. Произвести учет реакции агглютинации Видаля с О-сальмонеллезным диагностикумом. Полученные результаты внести в схему реакции.

Классификация сальмонелл по антигенной структуре - student2.ru Классификация сальмонелл по антигенной структуре - student2.ru Классификация сальмонелл по антигенной структуре - student2.ru Классификация сальмонелл по антигенной структуре - student2.ru Классификация сальмонелл по антигенной структуре - student2.ru Классификация сальмонелл по антигенной структуре - student2.ru Классификация сальмонелл по антигенной структуре - student2.ru Классификация сальмонелл по антигенной структуре - student2.ru Классификация сальмонелл по антигенной структуре - student2.ru
1:50 1:100 1:200 1:400 1:800 1:1600 1:3200 Каг. Ксыв.
Классификация сальмонелл по антигенной структуре - student2.ru Классификация сальмонелл по антигенной структуре - student2.ru Классификация сальмонелл по антигенной структуре - student2.ru Классификация сальмонелл по антигенной структуре - student2.ru Классификация сальмонелл по антигенной структуре - student2.ru Классификация сальмонелл по антигенной структуре - student2.ru Классификация сальмонелл по антигенной структуре - student2.ru Классификация сальмонелл по антигенной структуре - student2.ru Классификация сальмонелл по антигенной структуре - student2.ru

Титр антител сыворотки крови 1 _________________________

Титр антител сыворотки крови 2 ______________________

Вывод: ___________________________________________________________

___________________________________________________________________

2. Нарисовать схему постановки и учёта реакции непрямой Vi-гемагглютинации.

 
  Классификация сальмонелл по антигенной структуре - student2.ru


Vi-Ag
 
  Классификация сальмонелл по антигенной структуре - student2.ru

  + …………………………     Положительный результат
Классификация сальмонелл по антигенной структуре - student2.ru Классификация сальмонелл по антигенной структуре - student2.ru   Эритроцитарный Vi-диагностикум   + …………………………….. Классификация сальмонелл по антигенной структуре - student2.ru         Отрицательный результат

III. Бактериологическое исследование испражнений больного.

1. Изучить результат культивирования посева испражнений на среде Плоскирева, отметить лактозоотрицательные колонии.

 
  Классификация сальмонелл по антигенной структуре - student2.ru


2. Определить ферментативные свойства выделенной копрокультуры в среде Олькеницкого и сравнить полученные результаты с данными, представленными в таблице 1, дать предварительное заключение.

Классификация сальмонелл по антигенной структуре - student2.ru   Глюкоза _______________ Лактоза _______________ Н2S ______________   _______________ _______________ _______________            

3. Изучить антигенные свойства выделенной копрокультуры в реакции агглютинации с адсорбированными монорецепторными О-, Vi-, Н-сальмонеллезными сыворотками. Сравнить полученные результаты с табл. 2.

Заключение: выделенная копрокультура относится к серовару Salmonella____________________________

IV. Лабораторная диагностика сальмонеллезных гастроэнтеритов.

Бактериологическое исследование испражнений, рвотных масс и остатков пищевых продуктов.

1. Изучить результаты посева материала на чашке со средой Плоскирева и в среде обогащения (селенитовый бульон). Отметить на среде Плоскирева наличие бесцветных (лактозоотрицательных) полупрозрачных колоний.

2. Дальнейший ход исследования см. III 1-3

V. Дорисовать схему лабораторной диагностики брюшного тифа.

Схема лабораторной диагностики брюшного тифа

Исследуемый материал: 1 неделя болезни_________ ________________________   Со 2 недели болезни _______________________ ________________________   Серодиагностика  
I этап Классификация сальмонелл по антигенной структуре - student2.ru   Классификация сальмонелл по антигенной структуре - student2.ru Классификация сальмонелл по антигенной структуре - student2.ru     Классификация сальмонелл по антигенной структуре - student2.ru Классификация сальмонелл по антигенной структуре - student2.ru Классификация сальмонелл по антигенной структуре - student2.ru Классификация сальмонелл по антигенной структуре - student2.ru Классификация сальмонелл по антигенной структуре - student2.ru Классификация сальмонелл по антигенной структуре - student2.ru  
II этап. Классификация сальмонелл по антигенной структуре - student2.ru Классификация сальмонелл по антигенной структуре - student2.ru Классификация сальмонелл по антигенной структуре - student2.ru Классификация сальмонелл по антигенной структуре - student2.ru Классификация сальмонелл по антигенной структуре - student2.ru Классификация сальмонелл по антигенной структуре - student2.ru Классификация сальмонелл по антигенной структуре - student2.ru Классификация сальмонелл по антигенной структуре - student2.ru Классификация сальмонелл по антигенной структуре - student2.ru Классификация сальмонелл по антигенной структуре - student2.ru  
III этап. Классификация сальмонелл по антигенной структуре - student2.ru Классификация сальмонелл по антигенной структуре - student2.ru Классификация сальмонелл по антигенной структуре - student2.ru Классификация сальмонелл по антигенной структуре - student2.ru Классификация сальмонелл по антигенной структуре - student2.ru Классификация сальмонелл по антигенной структуре - student2.ru Классификация сальмонелл по антигенной структуре - student2.ru     Vi -РНГА  
Перечислить свойства, необходимые для определения серовара сальмонелл: ______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________    

1. Перечислить факторы патогенности Salmonella typhi :_____________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

2. Перечислить факторы патогенности сальмонелл-возбудителей гастроэнтерита___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Изучить профилактические и диагностические препараты (вакцины, диагностические сыворотки, диагностикумы).

Дать характеристику биологическим препаратам:

TABte вакцина ____________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Эритроцитарный сальмонеллёзный Vi-диагностикум _________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Агглютинирующая монорецепторная сальмонеллёзная О-сыворотка, рец.5 ___________ ________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

СРС: Легионеллы – возбудитель болезни легионеров. Лабораторная диагностика. Профилактика болезни легионеров.
1. Морфология и структура легионелл. Особеннности экологии легионелл.  
2. Методы культивирования легионелл.  

3. Факторы патогенности Legionella pneumophila и клинические формы легионеллёза.

4. Лабораторная диагностика легионеллеза. Профилактика легионеллеза.

   
 
Темы рефератов:   1. История открытия возбудителя болезни легионеров. 2. Экология Legionella pneumophila, факторы патогенности, патогенез и клинические формы легионеллёза.  

Подпись преподавателя ______________________

Дата_______________

Занятие 5

Тема: Возбудители некоторых особо опасных бактериальных инфекций (чума, холера, сибирская язва).

СРС: Франциселлы. Возбудитель туляремии. Патогенез заболевания. Лабораторная диагностика. Профилактика.

Бруцеллы. Характеристика их свойств. Патогенез бруцеллеза. Лабораторная диагностика. Профилактика.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие об особо опасных инфекциях (ООИ).

2. Микроорганизмы как биологически патогенные агенты, которые могут быть потенциально применены в террористических целях.

3. Морфология, культуральные и биохимические свойства, антигенная структура Y. pestis.

4. Факторы патогенности Y. рestis.

5. Патогенез и клинические формы чумы. Особенности эпидемиологии чумы.

6. Лабораторная диагностика чумы.

7. Мероприятия, проводимые при неспецифической профилактике чумы. Специфическая профилактика чумы.

8. Классификация вибрионов.

9. Характеристика свойств Vibrio cholerae O1 и Vibrio cholerae O139.

10. Факторы патогенности холерного вибриона и патогенез холеры.

11. Ключевые признаки в идентификации вида, биовара, серовара холерного вибриона.

12. Патогенетическая и этиотропная терапия холеры.

13. Профилактика холеры.

14. Морфология возбудителя сибирской язвы.

15. Культуральные, ферментативные и антигенные свойства Bacillus anthracis.

16. Факторы патогенности возбудителя сибирской язвы и патогенез заболевания.

17. Лабораторная диагностика сибирской язвы. Использование реакции преципитации по Асколи.

18. Специфическая терапия и профилактика сибирской язвы.

Практические задания:

1. Изучить требования биологической безопасности при работе с микроорганизмами I-II групп патогенности – возбудителями особо опасных инфекций, правила одевания и снятия защитного костюма, применяемого при работе в очагах особо опасных инфекций.

2. Ознакомиться с правилами взятия, доставки и проведения исследований материала, подозрительного на содержание возбудителей особо опасных инфекций.

3. Изучить методы и этапы проведения исследования материала, подозрительного на содержание возбудителя чумы, и дополнить схему лабораторной диагностики чумы

Исследуемый материал: Экспресс-методы обнаружения AГ: РИФ, ИФА и _____________________ метод генов ПЦР     Биопроба
    1 этап     Классификация сальмонелл по антигенной структуре - student2.ru     Классификация сальмонелл по антигенной структуре - student2.ru
 
  Классификация сальмонелл по антигенной структуре - student2.ru

Вскрытие

 
  Классификация сальмонелл по антигенной структуре - student2.ru

Мазки-отпечатки

2 этап Классификация сальмонелл по антигенной структуре - student2.ru Классификация сальмонелл по антигенной структуре - student2.ru   Классификация сальмонелл по антигенной структуре - student2.ru     РА
3 этап Классификация сальмонелл по антигенной структуре - student2.ru Классификация сальмонелл по антигенной структуре - student2.ru Классификация сальмонелл по антигенной структуре - student2.ru Классификация сальмонелл по антигенной структуре - student2.ru Классификация сальмонелл по антигенной структуре - student2.ru         Чувствительность к фагу Биопроба

4. Промикроскопировать и зарисовать демонстрационные препараты, приготовленные из чистой культуры Y. рestis, выделенной из пунктата бубона, и окрашенные:

а) по Граму;

Классификация сальмонелл по антигенной структуре - student2.ru б) метиленовым синим по Леффлеру.

      Рис.1. Y. рestis в пунктате бубона, окраска по Граму  
Классификация сальмонелл по антигенной структуре - student2.ru     Рис.2. Y. рestis в пунктате бубона, окраска по Леффлеру  

5. Перечиcлить факторы патогенности возбудителя чумы: ____________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Изучить препараты, используемые в диагностике, лечении и профилактике чумы (диагностические иммунные сыворотки и иммуноглобулин, чумной фаг, противочумный иммуноглобулин, вакцина ЕV, стрептомицин и другие антибиотики).

7. Дать характеристику чумной вакцине.

Вакцина EV _____________________________________________________

______________________________________________________________________

8. Изучить методы экспресс-индикации холерных вибрионов (РИФ, реакция иммобилизации вибрионов, РНГА, ПЦР) и экспресс-диагностики холеры (реакция агглютинации с пленкой на поверхности пептонной воды), проба с диагностическими фагами).

9. Изучить методы и этапы бактериологического исследования материала от больного c подозрением на холеру.

1) Учесть результаты посева испражнений и рвотных масс больного в 1% пептонной воде; описать и зарисовать характер роста вибрионов.

Классификация сальмонелл по антигенной структуре - student2.ru    

2) Изучить культуральные свойства вибрионов на щелочном питательном агаре, ТСВS-агаре.

3) Произвести учет ферментативных свойств выделенной культуры на лактозо-сахарозной среде.

Классификация сальмонелл по антигенной структуре - student2.ru  

4) Поставить реакцию агглютинации на стекле выделенной культуры с О1, О139, RO-холерными сыворотками, записать и зарисовать результат.

 
  Классификация сальмонелл по антигенной структуре - student2.ru

Классификация сальмонелл по антигенной структуре - student2.ru   Классификация сальмонелл по антигенной структуре - student2.ru

5) Сравнить биохимические свойства холерных вибрионов в средах «пестрого ряда», сопоставить с данными, указанными в таблице.

Таблица

Наши рекомендации