Семейная медицинская психология.
Структура и функции семьи.
Психология семейных отношений изучает особенности формирования семьи, мотивы выбора супругов и в целом социальную сущность семьи и влияние семейных отношений на общество и гармонию отдельного человека.
Структура семьи включает численный и персональный состав ее членов, а также совокупность семейных ролей и различных взаимоотношений между ними. В семейной системе выделяют подсистемы. Подсистемы различают по полу, возрасту, поколению, предпочтительности. Один человек может быть участником сразу нескольких подсистем.
1. Подсистема пары или супругов образуется с заключением брака и определяет дальнейшее функционирование семьи.
2. Подсистема родителей появляется с трансформацией супружеской пары после рождения ребенка. Главная ее функция – воспитательная.
3. Подсистема детей предоставляет ребенку возможность быть лишь ребенком, позволяет изучать отношения сверстников, воспитывать способность к согласию и приспособлению.
Границы регулируют отношения между подсистемами, а вместе с тем и внутри них. Термин граница используется в описании взаимоотношений между семьей и социальным окружением, а также между различными подсистемами внутри семьи.
Внешние границы – это границы между семьей и социальным окружением. Они проявляются в том, что члены семьи ведут себя по-разному друг к другу и внешним окружением. Внутренние границы создаются посредством разницы в поведении членов различных подсистем. Межличностные границы – ограничивают личное психологическое пространство каждого индивида.
Выделяют три типа границ:
- четкие
- ригидные (изолируют членов семьи друг от друга)
- диффузные (неясны функции подсистемы; утрачивается автономия; супружеская подсистема перестает существовать; растворяясь в родительской подсистеме).
К нарушенным семейным структурам относят следующие семьи:
1. Семейные структуры, включающие в себя аутсайдеров.
2. Межпоколенные коалиции:
- объединение одного из родителей с ребенком против другого родителя;
- объединение бабушки (дедушки) с ребенком против родителей;
- объединение родителя с любимым ребенком;
- объединение одного из супругов со своими родителями против другого супруга.
3. Скрытая коалиция – наличие коалиции не признается членами семьи; обычно возникает на основе совместного секрета двух членов семьи.
4. Перевернутая иерархия – статус ребенка в семье становится выше, чем статус одного или обоих родителей.
5. Отсутствие разницы в статусе среди детей – несбалансированность иерархии в детской подсистеме.
Любая семья создается с целью удовлетворения каких-то значимых для ее членов потребностей, которые по мере развития семейных отношений дополняется общесемейными, групповыми и общественными. Отражение системы взаимодействия личности и семьи, семьи и общества, тех сфер жизнедеятельности, которые связаны с удовлетворением определенных потребностей ее членов, называется функцией семьи.
Все многообразие семейных функций можно разделить на супружеские и родительские.
I.Супружеские функции
1) функции духовного общения – удовлетворение потребностей в общении, взаимном духовном обогащении
2) хозяйственно-бытовая – удовлетворение материальных потребностей, содействие сохранению физической силы и здоровья членов семьи.
3) функция первичного социального контроля – обеспечение выполнения социальных норм членами семьи.
4) представительская функция – установление отношений и поддержание связей с государственными учреждениями, общественными организациями, другими семьями.
5) эмоциональная функция – удовлетворение потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.
6) сексуально-эротическая функция – удовлетворение сексуальных потребностей.
II. Родительские функции
7) репродуктивная функция – функция деторождения, биологическое воспроизводство населения.
8) воспитательная функции – обеспечение первичной социализации ребенка и становление его психических черт и личностных качеств.
Семья, которая в полной мере выполняет свои функции, называется функциональной. Если выполнение семейных функций нарушено, то такая семья считается дисфункциональной.
Показателями функционального здоровья семьи служат:
1. Хорошее, честное и открытое общение в семье.
2. В семье приняты правила и определенный стиль поведения, гибкие в применении. Члены семьи знают, что хорошо и что плохо.
3. Родители и дети с удовольствием и уважительно общаются друг с другом, уважают личность другого, каждый имеет свою уникальную ценность, поощряются свободы.
4. Родители и дети помогают друг другу.
5. Все принимают заботливое и бескорыстное участие в создании семейного благополучия.
6. Родители и дети слушают друг друга и желают помочь друг другу.
7. Члены семьи не только слушают, но и слышат, что говорит другой, и принимают это близко к сердцу.
8. Большинство проблем решается совместно. Делится ответственность.
9. Все обладают «чувством семьи», вместе проводят время.
Семья и здоровье.
В сфере отношения к здоровью семья способна формировать определенные паттерны (образцы поведения), которые будут направлять человека, способствовать появлению у него саногенного или патогенного мышления.
Саногенное мышление – это мышление, которое уменьшает внутренний конфликт, напряженность, позволяет человеку контролировать эмоции, потребности и желания и, соответственно, предотвращать заболевания.
Патогенное мышление действует, исходя из противоположных принципов – привычных автоматизмов и традиций.
Оба типа мышления включают достаточно большое количество паттернов поведения, среди которых особо выделяется антипационный паттерн – шаблоны поведения, сформированные в семье в процессе социализации, позволяющие вероятностно прогнозировать события, т.е. предвосхищать будущее на основе вероятностной структуры прошлого опыта и информации о ситуации. Патогенные антипационные паттерны формируются в процессе семейного воспитания и передаются детям в виде стереотипов поведения, взаимоотношений с людьми, сохранения эмоциональной стабильности.
Наряду с антипационным паттерном, семья способна вырабатывать у своих членов иные паттерны поведения: нозогнозические (тревожный, депрессивный, истерический, ипохондрический) и анозогнозический.
Наиболее патогенное влияние на членов семьи может оказать семья, которую обозначают как способствующую психической травматизации. В подобном случае психическая травматизация обусловлена не только прямыми конфликтами семьи с одним из ее членов, но и самой психотравмирующей средой, косвенным воздействием традиций внутрисемейных отношений на личность человека. Выделяют три вида так называемых неблагополучных семей.
1. Конфликтные семьи. Между супругами имеются сферы, где их интересы, потребности, намерения и желания постоянно приходят в столкновение, порождая особо длительные отрицательные эмоции.
2. Кризисные семьи. Противостояние интересов и потребностей супругов носит особо резкий характер и захватывает важные сферы жизнедеятельности семьи.
3. Проблемные семьи. Перед супругами возникли особо трудные жизненные ситуации, способные нанести ощутимый удар по стабильности брака.
Выделяют несколько способов формирования у члена семьи психологического напряжения, в которых участвует вся семья:
- оказание на индивида постоянного психологического давления, создание трудного или даже безвыходного положения;
- возведение препятствий для удовлетворения членами семьи определенных, чрезвычайно важных потребностей;
- создание или поддержание у индивида внутренних конфликтов;
- создание косвенного воздействия с помощью давления на других членов семьи или супруга.
Стрессоры семейной жизни.
Стрессор–это событие, которое влияет на семейный гомеостаз, изменяя его временно или постоянно, возникающие пред семьей и угрожающие ее жизнедеятельности.
По силе и длительности | По степени подготовленности членов семьи | |||
Острые | Хронические | Ожидаемые«стрессоры развития» | Ситуационные | Неожиданные |
Смерть одного из членов семьи, внезапные перемены в судьбе, измена, болезнь и т.п. | Бесплодие, жилищные проблемы, длительный конфликт, воспитание ребенка-инвалида и т.п. | Связаны с прохождением фазы жизненного цикла, например – рождение ребенка и т.п. | Вызваны финансовыми проблемами, поведением детей, перегрузкой и т.п. | Физические и психические травмы, неудачи, беременность, несчастный случай, ДТП и т.п. |
Нормальная семья выступает в качестве фактора защиты ее членов от психологических травм, что происходит по следующим направлениям:
1. через формирование способности противостоять психической травме;
2. воздействие на психическую сопротивляемость;
3. формирование представления о вероятности возникновения патогенной ситуации.
Семейное воспитание
Одна из основных функций семьи – воспитательная. Существует множество способов и приемов, которые применяют родители в воспитании своих детей. Не всегда эти способы идут на пользу ребенку, то есть воспитание не всегда является гармоничным. Выделяют несколько видов дисгармоничного семейного воспитания.
1. Воспитание по типу гипоопеки. Безнадзорность. Встречается чаще в неполных и деформированных семьях, где имеет место алкоголизм, аморальное поведение, но иногда и в формально благополучных. Дети склонны к вредным привычкам, асоциальному поведению, правонарушениям, агрессивному поведению.
2. Воспитание по типу гиперопеки. Ребенок в изнеживающих, «оранжерейных условиях», окружен чрезмерной заботой и тревогой за его здоровье. Он полностью лишен самостоятельности, привык повиноваться и во всем следовать советам взрослых. Такой тип воспитания приводит к пассивности, безволию, инфантильности и формированию тревожно-мнительных черт характера.
3. Воспитание по типу «кумир семьи». Ребенок в семье является центром внимания, когда постоянно восхищают его качества. Чаще это бывает в семье с одним ребенком, который окружен вниманием многих взрослых. Допускается вседозволенность, излишняя свобода, выполняются все требования и капризы. У ребенка формируются такие качества, как эгоизм, завышенная самооценка, демонстративность и т.п.
4. Воспитание по типу «золушки». Родители проявляют излишнюю жестокость, чрезмерную требовательность к ребенку, требуют беспрекословного послушания, унижая и оскорбляя ребенка, нередко публично. У ребенка формируется неуверенности в себе, нерешительности, неумение отстаивать свои интересы, пугливость, робость. В некоторых случаях – вспыльчивость, возбудимость, агрессивность, жестокость.
5. Воспитание по типу повышенной моральной ответственности. На плечи ребенка родителями возлагается огромная ответственность, обычно непосильная для возраста ребенка. Ребенок должен оправдать тщеславие родителей, став самым умным и талантливым. Иногда на ребенка возлагают ответственность за младших детей или за пожилого члена семьи. Такие дети чаще всего страдают от неврозов.
6. Воспитание в «культе болезни». Встречается в семьях, где ребенок болен хроническим заболеванием или родился поздно и довольно слабым ребенком. Родители постоянно тревожатся за ребенка, замечая у него малейшие симптомы заболевания и превращая его болезнь в своеобразную привилегию. Такие дети в будущем не способны приспособиться к действительности, слабовольны, склонны к ипохондрии, тревожны, требуют постоянной заботы и внимания от окружающих.