Нормальная и аномальная личность. Акцентуация характера.
Патопсихология как раздел медицинской психологии изучает структуру нарушений психической деятельности, закономерности распада психики в их сопоставлении с нормой. Исследования в области патопсихологии имеют большое значение для практической медицины, их данные используются при решении вопросов дифференциального диагноза, вопросов экспертизы, восстановления трудового, социального статуса больного, коррекции невротических состояний и т.д.
Один из важнейших вопросов патопсихологии – это вопрос о патологии личности и характеров.
Первый вопрос, на котором стоит остановиться в этой теме, касается различной степени выраженности характеров.
Практически все авторы подчеркивают, что характер может быть более или менее выражен. На оси характеров обозначаются следующие три зоны: зоны «нормальных» характеров, зона выраженных характеров (акцентуаций) и зона сильных отклонений характеров (психопатий.)
I – средние характеры; II – акцентуиро-ванные характеры; а- скрытые; б – явные; III – психопатии.
Нормальная (гармоничная) личность.
Общепринятой систематики нормальных личностей не существует, что объясняется чрезвычайным многообразием индивидуальных психологических качеств человека и их сочетанием. Выделение гармоничной личности предполагает наличие оптимально сбалансированных личностных качеств.
Собственно психологическая гармония связана с психическими, личностными и духовными аспектами жизни человека и проявляется как в его переживаниях, так и во внешнем поведении в различных жизненных ситуациях. В понятие гармоничной личности включается такое понятие, как синтонность. Синтонной называется личность, находящаяся в гармонии с окружающей реальностью, легко к ней адаптируется.
Таким образом, гармоничная личность способна к высокой степени адаптации к многообразным условиям социальной действительности и адекватному поведению в них.
На основании отдельных полярных характеристик говорят об экстравертированных и интровертированных личностях, а также о художественном и мыслительном типе.
Термины «экстраверт» и «интроверт» ввел швейцарский психолог К. Юнг. Экстравертами называют общительных, ориентированных вовне людей, психическая жизнь которых питается внешними впечатлениями. Интровертами называют людей, живущих своим внутренним миром, своими размышлениями, часто длительными и напряженными; они малообщительны, склонны к одиночеству.
Представление о художественном и мыслительном типах ввел И.П. Павлов. Он подразделял людей на индивидуумов с преобладанием 2-й сигнальной системы (мыслительно-речевой деятельности, которую он соотносил с функционированием лобных долей) – мыслителей; и индивидуумов с преобладанием 1-й сигнальной системы (образного мышления, связанного с преимущественным функционированием центральных концов анализаторов органов чувств) – художников.
Акцентуации характера.
Акцентуации характера – чрезмерное усиление отдельных черт характера, проявляющееся в избирательной уязвимости личности по отношению к определенного рода психогенным воздействиям при хорошей или даже повышенной устойчивости к другим. Оформляясь к подростковому возрасту, акцентуация с возрастом сглаживается, проявляясь не при любых, а при сложных психогенных ситуациях.
Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке, и почти не обнаруживаться в обычных условиях. Характер и содержание психических травм или трудных для личности обстоятельств является для личности патогенным лишь в случаях, когда они задевают «места наименьшего сопротивления» данного типа характера. Для каждого типа акцентуации имеются свойственные ему «уязвимые места».
В зависимости от выраженности выделяют две степени акцентуаций характера: явную и скрытую.
Явная акцентуация – это крайний вариант личностной нормы с приемлемой адаптацией, но с постоянной выраженностью заостренных черт характера, вследствие чего под действием психогенных факторов, задевающих «место наименьшего сопротивления», могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении.
Скрытая акцентуация – обычный вариант нормы со слабовыраженной заостренностью черт характера, которая проявляется лишь в стрессовых ситуациях, предъявляющих повышенные требования к «месту наименьшего сопротивления».
К. Леонгард выделил 12 акцентуаций характера:
1. гипертимический (гиперактивный) – чрезмерно приподнятое настроение, всегда весел, разговорчив, очень энергичен, самостоятелен, стремится к лидерству, рискам, авантюрам.
2. дистимичный – постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, немногословность, пессимистичность.
3. циклоидный – общительность циклически меняется (высокая в период повышенного настроения и низкая в период подавленности);
4. эмотивный (эмоциональный) – чрезмерная чувствительность, ранимость, глубоко переживает малейшие неприятности, излишне чувствителен к замечаниям, неудачам, поэтому у него чаще печальное настроение;
5. демонстративный – выражено стремление быть в центре внимания и добиваться своих целей любой ценой.
6. возбудимый – повышенная раздражительность, несдержанность, агрессивность, угрюмость, «занудливость», но возможны льстивость, услужливость (как маскировка).
7. застревающий – «застревает» на своих чувствах, мыслях, не может забыть обид, «сводит счеты», служебная и бытовая несговорчивость, склонность к затяжным склокам, в конфликтах чаще бывают активной стороной;
8. педантичный – выраженная занудливость в виде «переживания» подробностей, на службе способен замучить посетителей формальными требованиями, изнуряет домашних чрезмерной аккуратностью;
9. тревожный (психастенический) – пониженный фон настроения, опасения за себя, близких, робость, неуверенность в себе, крайняя нерешительность, долго переживает неудачу, сомневается в своих действиях;
10. экзальтированный (лабильный) – очень изменчивое настроение, эмоции ярко выражены, повышенная отвлекаемость на внешние события, словоохотливость, влюбчивость;
11. шизоидный (аутистический) – малая общительность, замкнут, в стороне от всех, общение по необходимости, погружен в себя, о себе ничего не рассказывает, свои переживания не раскрывает, хотя свойственна повышенная ранимость. Сдержанно холодно относится к другим людям, даже к близким;
12. экстравертированный (конформный) – высокая общительность, словоохотливость до болтливости, своего мнения не имеет, очень не самостоятелен, стремится быть как все, неорганизован, предпочитает подчиняться.
Хотя акцентуации являются вариантом нормы, их наличие у человека порождает ряд проблем и трудностей в адаптации личности. А.Е. Личко утверждал, что в развитых странах акцентуированные личности составляют 50% от всего населения, тогда как распространенность аномалий составляет всего 5%.
Психопатии.
Если акцентуация характера является крайним вариантом нормы, то психопатия – это патология характера.
В повседневном общении нередко можно встретить людей, которые совершают те или иные поступки, иногда даже идущие вразрез с общепринятыми моральными и этическими установками (например, хулиганство, грубость и т.п.). У обычных людей подобное поведение — эпизод в жизни, который может быть связан с некоторыми обстоятельствами — алкогольным опьянением, сильной усталостью, нерегулярным сном, недостаточным питанием и т.п. Наоборот, при психопатиях склонность к необычному, странному поведению, к резким изменения настроения без соответствующих к тому причин, является неотъемлемым свойством личности, постоянным ее качеством. Это и накладывает известный отпечаток на всю жизнь такого человека.
Психопатии – это аномалии характера, которые определяют весь психический облик индивидуума, накладывая на весь его душевный склад свой властный отпечаток, в течение жизни не подвергаются сколько-нибудь резким изменениям и мешают приспособиться к окружающей среде.
Патология характера (психопатия) всегда характеризуется тремя признаками (критерии Ганнушкина – Кебрикова):
1) тотальностью. При психопатиях одни и те же черты характера обнаруживаются всюду: и дома, и на работе, и на отдыхе, то есть, в любых обстоятельствах. Деформация касается всех структурных компонентов личности.
2) стабильностью. Под стабильностью понимается малая изменчивость черт характера в течение жизни. Психопатия никогда не исчезает, но и не переходит в какую-либо иную болезненную клиническую форму.
3) дезадаптацией. У человека постоянно возникают жизненные трудности, причем эти трудности испытывает либо он сам, либо окружающие его люди, либо и тот и другие. Резко выраженная дезадаптация приводит к тяжелым конфликтам с окружающими людьми, краху личных планов, надежд и целей, к госпитализации в психиатрическую больницу, несмотря на то, что психической болезни у человека нет.
Отсутствие хотя бы одного критерия исключает психопатию.
Существует несколько классификаций психопатий по различным признакам. Психопатии можно классифицировать по степени тяжести:
- тяжелая,
- выраженная,
- умеренная.
Можно разделять психопатии по причине возникновения:
1. Конституциональные(или истинные, генуинные, «ядерные»). В возникновении конституциональной психопатии решающий фактор принадлежит наследственности. Большинство психопатий этой группы начинают проявляться с раннего и дошкольного возраста. К ним чаще относятся такие типы психопатий: циклоидная, шизоидная, психастеническая, эпилептоидная.
2. Приобретенные(психопатическое, или патохарактерологическое развитие). При психопатическом развитии главное – неправильное воспитание, негативное влияние среды. В данном случае выявляются возбудимое, истероидное, неустойчивая психопатия.
3. Органические. Последние развиваются вследствие действия на мозг пренатальных, натальных и ранних постнатальных (первые 2-3 года) патологических факторов (интоксикации, инфекции, черепно-мозговые травмы и т.д.). После органического поражения головного мозга чаще отмечаются возбудимая и неустойчивая психопатия.
Существует довольно много систематик психопатий, предложенных разными авторами. В последней Международной классификации болезней (МКБ-10) выделяют следующие расстройства личности и поведения (прежде обозначавшиеся термином «психопатия»):
- параноидное расстройство личности (параноидная или паранойяльная психопатия);
- шизоидное расстройство личности (шизоидная психопатия);
- эмоционально-неустойчивое расстройство личности, импульсивный тип (возбудимая психопатия);
- обсессивно-компульсивное расстройство личности (психастеническая психопатия);
- истерическое расстройство личности (истерическая психопатия);
- зависимое расстройство личности (астеническая психопатия);
- диссоциальное расстройство личности (гебоидная психопатия или социопатия);
- эмоционально неустойчивое расстройство личности, пограничный тип (неустойчивая психопатия);
- смешанное расстройство личности (мозаичная психопатия).
Тема №4
Психология больного.
Внутренняя картина болезни.
Одна из основных проблем медицинской психологии – реакция больного на заболевание. Психологическим аспектам соматического заболевания издавна придавалось большое значение многими классиками как зарубежной, так и отечественной медицины. В 1920-1930 гг. стало развиваться учение о «внутренней картине болезни» (ВКБ), которое, по сути дела, сводится к объективному отношению к заболеванию. Основоположниками учения являются немецкий невропатолог А. Гольдшейер и советский психолог А.Р. Лурия.
В настоящее время внутренней картиной болезни называют субъективное отношение больного к своему заболеванию, складывающееся из болезненных ощущений и внешних проявлений болезни, оценки механизмов их возникновения, тяжести и значения для будущего, а также типы реагирования на болезнь.
Аллопластическая картина болезни (объективная) – это объективные признаки болезни, вызванные ею функциональные и органические изменения; темп болезни, ее динамика, прогноз, эффективность терапии. Психическую индивидуальность пациента определяет аутопластическая картина болезни (субъективная), которая является надстройкой над аллопластическим базисом.
Аллопластическая картина болезни | Аутопластическая картина болени | |
Объективные признаки болезни | Интеллектуальная часть | |
Сенситивная часть |
Психолог В.В. Николаева приводит систематику уровней отражения болезни в психике заболевшего человека:
1. чувственный уровень, или уровень ощущений;
2. эмоциональный, или аффективный, уровень, связанный с различными видами реагирования на отдельные симптомы, заболевание в целом и его последствия;
3. интеллектуальный, или когнитивный, уровень, включающий представления, знания о своем заболевании, размышления о его причинах и возможных последствиях, т.е. концепцию болезни, создаваемую больным;
4. мотивационный, или поведенческий, уровень, включающий отношение больного к своему заболеванию, изменение поведения и образа жизни в условиях болезни, а также действия, направленные на возвращение здоровья.
Выраженность каждого из компонентов ВКБ, а также соотношение между ними могут быть различны.