Введение в медицинскую психологию.

Лекции

По предмету

«Медицинская психология»

Для специальности:

«Акушерское дело»

«Сестринское дело»

«Лечебное дело»

Теория: 18 ч

1. Введение в медицинскую психологию.

2. Психосоматические расстройства.

3. Патопсихология личности.

4. Психология больного.

5. Психология деятельности медицинского работника.

6. Психологическая помощь.

7. Психология девиантного поведения.

8. Возрастная медицинская психология.

9. Семейная медицинская психология

Тема №1

Введение в медицинскую психологию.

Методы современной медицинской психологии.

Методологической основой для проведения экспериментально-психологических исследований в соматической клинике могут служить методологические принципы, которые относятся к наиболее фундаментальным, наиболее общим принципам исследования – принципам, заимствованным психологической наукой на этапе ее превращения в научную дисциплину из философии. Это принципы детерминизма, единства сознания и деятельности, системности, развития, объективности.

К основным методам психологического исследования относятся наблюдение, клинико-психологический метод (сбор психологического анамнеза) и экспериментально-психологические методы, которые условно можно разделить на две группы – опросники и проективные методики.

1. Метод наблюдения – метод, при помощи которого психолог целенаправленно и планомерно воспринимает и фиксирует многообразные проявления психической деятельности изучаемых им людей и условия ее протекания.

2. Клинико-психологический метод исследования заключается в профессиональном психологическом опросе, беседе с больным, в ходе которой можно получить интересующую информацию о психологических феноменах, имеющих значение для понимания соматической симптоматики пациента. Целями клинического интервьюирования в медицинской психологии являются

- выявление жалоб пациента,

- отношения пациента к болезни,

- внутренней картины болезни,

- помощь пациенту в формулировании собственных проблем и осознании скрытых мотивов его поведения,

- психотерапевтическая помощь пациенту.

3. При использовании в ходе исследования экспериментально-диагностических методик предполагается достаточная степень мотивированности больного, определенная степень соматической и психической сохранности пациента, а также соблюдение ряда внешних ситуационных условий, таких как относительная изолированность, конфиденциальность, неразглашение результатов исследования посторонним лицам.

- Опросник представляет собой перечень вопросов об определенных позициях, установках, мнениях больного о его соматическом и психологическом самочувствии.

- Проективные методы – это методы, основанные на склонности людей приписывать окружающим свои собственные черты, проецировать вовне собственные проблемы, интерпретировать любые внешние события сквозь призму собственной индивидуально-психологической симптоматики. При проведении проективных методик испытуемым предлагается неопределенный стимульный материал, который он должен дополнить, развить или интерпретировать.

Тема №2

Психосоматические расстройства.

Соматогенные расстройства.

Соматогенные расстройства – психические нарушения, вызванные соматическими заболеваниями.

Соматогении могут быть вызваны двумя типами причин:

1) Часто соматогенное влияние осуществляется посредством интоксикационного воздействия на ЦНС. Из соматогенных факторов существенное значение имеют: гипоксия, нарушения кровообращения, токсико-аллергические реакции, иммунные нарушения и другие, органическое поражение головного мозга.

Так, например, при заболеваниях сердца наблюдается состояние страха, тревоги, беспокойства. При тиреотоксикозе – страх, вспыльчивость, тревога, плаксивость. При инфекционных заболеваниях могут возникать тяжелые психические расстройства.

2) Расстройства могут быть вызваны личностной реакцией пациента на соматическое заболевание.

Особое место занимают связанные с заболеванием дефекты внешности (при эндокринных заболеваниях, после ожогов, травм и так далее), частичная или полная утрата некоторых функций (вследствие параличей, ампутации конечностей и др.), являющиеся частными причинами социальной дезадаптации.

Помимо влияния патологического процесса в целом, значительная роль в генезе психических расстройств у соматических больных принадлежит преморбидным особенностям личности (акцентуациями, прежде всего истероидного, психастенического, паранойяльного типа), длительным трудноразрешимым психотравмирующим воздействием, связанным с болезнью, и особенности реакции личности на болезнь.

В определенных случаях соматические и психические факторы могут усиливать друг друга, образуя замкнутый круг и приводя к тяжелым последствиям для личности.

Тема №3

Патопсихология личности.

Психопатии.

Если акцентуация характера является крайним вариантом нормы, то психопатия – это патология характера.

В повседневном общении нередко можно встретить людей, которые совершают те или иные поступки, иногда даже идущие вразрез с общепринятыми моральными и этическими установками (например, хулиганство, грубость и т.п.). У обычных людей подобное поведение — эпизод в жизни, который может быть связан с некоторыми обстоятельствами — алкогольным опьянением, сильной усталостью, нерегулярным сном, недостаточным питанием и т.п. Наоборот, при психопатиях склонность к необычному, странному поведению, к резким изменения настроения без соответствующих к тому причин, является неотъемлемым свойством личности, постоянным ее качеством. Это и накладывает известный отпечаток на всю жизнь такого человека.

Психопатии – это аномалии характера, которые определяют весь психический облик индивидуума, накладывая на весь его душевный склад свой властный отпечаток, в течение жизни не подвергаются сколько-нибудь резким изменениям и мешают приспособиться к окружающей среде.

Патология характера (психопатия) всегда характеризуется тремя признаками (критерии Ганнушкина – Кебрикова):

1) тотальностью. При психопатиях одни и те же черты характера обнаруживаются всюду: и дома, и на работе, и на отдыхе, то есть, в любых обстоятельствах. Деформация касается всех структурных компонентов личности.

2) стабильностью. Под стабильностью понимается малая изменчивость черт характера в течение жизни. Психопатия никогда не исчезает, но и не переходит в какую-либо иную болезненную клиническую форму.

3) дезадаптацией. У человека постоянно возникают жизненные трудности, причем эти трудности испытывает либо он сам, либо окружающие его люди, либо и тот и другие. Резко выраженная дезадаптация приводит к тяжелым конфликтам с окружающими людьми, краху личных планов, надежд и целей, к госпитализации в психиатрическую больницу, несмотря на то, что психической болезни у человека нет.

Отсутствие хотя бы одного критерия исключает психопатию.

Существует несколько классификаций психопатий по различным признакам. Психопатии можно классифицировать по степени тяжести:

- тяжелая,

- выраженная,

- умеренная.

Можно разделять психопатии по причине возникновения:

1. Конституциональные(или истинные, генуинные, «ядерные»). В возникновении конституциональной психопатии решающий фактор принадлежит наследственности. Большинство психопатий этой группы начинают проявляться с раннего и дошкольного возраста. К ним чаще относятся такие типы психопатий: циклоидная, шизоидная, психастеническая, эпилептоидная.

2. Приобретенные(психопатическое, или патохарактерологическое развитие). При психопатическом развитии главное – неправильное воспитание, негативное влияние среды. В данном случае выявляются возбудимое, истероидное, неустойчивая психопатия.

3. Органические. Последние развиваются вследствие действия на мозг пренатальных, натальных и ранних постнатальных (первые 2-3 года) патологических факторов (интоксикации, инфекции, черепно-мозговые травмы и т.д.). После органического поражения головного мозга чаще отмечаются возбудимая и неустойчивая психопатия.

Существует довольно много систематик психопатий, предложенных разными авторами. В последней Международной классификации болезней (МКБ-10) выделяют следующие расстройства личности и поведения (прежде обозначавшиеся термином «психопатия»):

- параноидное расстройство личности (параноидная или паранойяльная психопатия);

- шизоидное расстройство личности (шизоидная психопатия);

- эмоционально-неустойчивое расстройство личности, импульсивный тип (возбудимая психопатия);

- обсессивно-компульсивное расстройство личности (психастеническая психопатия);

- истерическое расстройство личности (истерическая психопатия);

- зависимое расстройство личности (астеническая психопатия);

- диссоциальное расстройство личности (гебоидная психопатия или социопатия);

- эмоционально неустойчивое расстройство личности, пограничный тип (неустойчивая психопатия);

- смешанное расстройство личности (мозаичная психопатия).

Тема №4

Психология больного.

Внутренняя картина болезни.

Одна из основных проблем медицинской психологии – реакция больного на заболевание. Психологическим аспектам соматического заболевания издавна придавалось большое значение многими классиками как зарубежной, так и отечественной медицины. В 1920-1930 гг. стало развиваться учение о «внутренней картине болезни» (ВКБ), которое, по сути дела, сводится к объективному отношению к заболеванию. Основоположниками учения являются немецкий невропатолог А. Гольдшейер и советский психолог А.Р. Лурия.

В настоящее время внутренней картиной болезни называют субъективное отношение больного к своему заболеванию, складывающееся из болезненных ощущений и внешних проявлений болезни, оценки механизмов их возникновения, тяжести и значения для будущего, а также типы реагирования на болезнь.

Аллопластическая картина болезни (объективная) – это объективные признаки болезни, вызванные ею функциональные и органические изменения; темп болезни, ее динамика, прогноз, эффективность терапии. Психическую индивидуальность пациента определяет аутопластическая картина болезни (субъективная), которая является надстройкой над аллопластическим базисом.

Введение в медицинскую психологию. - student2.ru Аллопластическая картина болезни   Аутопластическая картина болени
Введение в медицинскую психологию. - student2.ru Объективные признаки болезни Введение в медицинскую психологию. - student2.ru   Введение в медицинскую психологию. - student2.ru Интеллектуальная часть
      Сенситивная часть

Психолог В.В. Николаева приводит систематику уровней отражения болезни в психике заболевшего человека:

1. чувственный уровень, или уровень ощущений;

2. эмоциональный, или аффективный, уровень, связанный с различными видами реагирования на отдельные симптомы, заболевание в целом и его последствия;

3. интеллектуальный, или когнитивный, уровень, включающий представления, знания о своем заболевании, размышления о его причинах и возможных последствиях, т.е. концепцию болезни, создаваемую больным;

4. мотивационный, или поведенческий, уровень, включающий отношение больного к своему заболеванию, изменение поведения и образа жизни в условиях болезни, а также действия, направленные на возвращение здоровья.

Выраженность каждого из компонентов ВКБ, а также соотношение между ними могут быть различны.

Типы отношения к болезни

Это отношение отчетливо характеризует В. Вондрачек с точки зрения того, какую цену имеет болезнь для больного; большей частью она бывает отрицательной, но иногда и положительной, будь то сознательно или подсознательно. Важно, чтобы врач знал о таком отношении пациента к болезни и избирал соответствующий психологический подход к больному и тем самым предупреждал возможность ятрогении. Отношение к болезни может быть следующим:

а) нормальным, т. е. соответствующим состоянию больного или тому, что было сообщено ему о заболевании;

б) пренебрежительным, когда больной недооценивает серьезность заболевания, не лечится и не бережет себя, в отношении прогноза болезни проявляет необоснованный оптимизм;

в) отрицающим, когда больной «не обращает внимания на болезнь», не обращается к врачу, отгоняет от себя мысли о болезни и рассуждения о ней. Сюда относится диссимуляция;

г) нозофобным, когда больной несоразмерно боится болезни, повторно обследуется, меняет врачей. Он в большой или меньшей степени понимает, что его опасения преувеличены, но не может бороться с ними;

д) ипохондрическим, когда больной догадывается или убежден в том, что он страдает тяжелым заболеванием или когда он переоценивает серьезность менее тяжелой болезни. Нозофобия и ипохондрия касаются опасений и убеждений в заболевании сердечным инфарктом, злокачественными процессами, опухолями мозга и другими тяжелыми заболеваниями. О своих ипохондрических опасениях больной иногда не говорит, так как боится быть смешным или боится услышать подтверждение диагноза тяжелого заболевания, например, рака;

е) нозофильным, связанным с определенным успокоением и приятными ощущениями при болезни. Оно вытекает из того факта, что больной должен выполнять свои обязанности: дети могут играть и мечтать, взрослые – читать или заниматься каким-нибудь любимым делом. Семья внимательна к больному и больше заботится о нем;

ж) утилитарным, что является высшим проявлением нозофильной реакции. Оно может иметь тройную мотивировку;

· получение сочувствия, внимания и лучшего обследования;

· выход из неприятной ситуации, как, например, заключение, военная служба, ненавистная работа, обязанность платить алименты;

· получение материальных выгод – пенсия, отпуск, свободное время, которое можно выгодно использовать и экономически.

Утилитарная реакция может быть более или менее сознательной; она может основываться на нетяжелом или на серьезном заболевании, а иногда может наблюдаться и у здорового человека.

С этой точки зрения мы различаем следующие типы реакций:

Аггравация – преувеличение признаков заболевания и субъективных жалоб. Такое преувеличение может быть полностью сознательным, но иногда скорее обусловлено эмоциональными мотивами более глубокого происхождения, например, страхом, недоверием, чувством одиночества, безнадежности, ощущением, что врач ему не верит. Переходы от сознательной к менее сознательной аггравации бывают довольно незаметными, а иногда даже трудно уловимыми. Например, невротик с прерывистым сном утверждает, что он вообще не спит. Мотивация аггравации может быть преимущественно внешней, «объективной» или преимущественно внутренней, субъективной.

Пример внешней мотивации: больной хочет отремонтировать свой дом, но ему жалко использовать для этого регулярный отпуск, и поэтому он стремится получить листок нетрудоспособности. В связи с этим он преувеличивает свои жалобы на старые хронические признаки, имеющиеся у него в течение многих лет, утверждая, что в последнее время боли стали непереносимыми.

Пример внутренней мотивации: больной живет одиноко, страдает мигренью, от врача он ожидал большего участия, хотел бы более часто жаловаться врачу и поэтому преувеличивает свои жалобы, чтобы добиться этого.

Аггравацию и симуляцию можно установить путем сравнения объективных данных и субъективных жалоб и наблюдением за поведением больного в ситуации, когда тот думает, что его поведение не расценивается с медицинской точки зрения. Противоречия часто выявляются лишь при повторном обследовании.

Симуляция – это притворство, при помощи которого стремятся создать впечатление о наличии болезни и ее признаков. Она встречается реже, чем аггравация. Как правило, к ней прибегают очень примитивные лица, у которых ее можно открыть относительно легко, или, наоборот, очень опытные и пронырливые и безответственные лица. Большой риск для симулянта представляет то обстоятельство, что он стремится к определенной выгоде, причем эта цель рано или поздно бывает обнаружена. Если он достигает своей цели, например, получает пенсию, сулящую ему обеспеченную жизнь с возможностью побочного заработка, то это обстоятельство нельзя надолго утаить перед окружающими и пересмотр дела положит симуляции конец.

Диссимуляция – это скрывание болезни и ее признаков. Часто встречается в психиатрии при психозах. В других специальностях она встречается главным образом при таких заболеваниях, результатом которых являются некоторые объективные или субъективные невыгоды для больного, например, при туберкулезе – это длительное пребывание в санатории, при сифилисе – извещение о заболевании, выявление очага инфекции, в хирургии – возможность операции.

Чем в большей степени удается избавить больного от страха перед обследованием, лечением и последствиями болезни, тем успешнее удается предупредить диссимуляцию.

Тема №5

Тема №6

Психологическая помощь.

Тема №7

Тема №8

Тема №9

Структура и функции семьи.

Психология семейных отношений изучает особенности формирования семьи, мотивы выбора супругов и в целом социальную сущность семьи и влияние семейных отношений на общество и гармонию отдельного человека.

Структура семьи включает численный и персональный состав ее членов, а также совокупность семейных ролей и различных взаимоотношений между ними. В семейной системе выделяют подсистемы. Подсистемы различают по полу, возрасту, поколению, предпочтительности. Один человек может быть участником сразу нескольких подсистем.

1. Подсистема пары или супругов образуется с заключением брака и определяет дальнейшее функционирование семьи.

2. Подсистема родителей появляется с трансформацией супружеской пары после рождения ребенка. Главная ее функция – воспитательная.

3. Подсистема детей предоставляет ребенку возможность быть лишь ребенком, позволяет изучать отношения сверстников, воспитывать способность к согласию и приспособлению.

Границы регулируют отношения между подсистемами, а вместе с тем и внутри них. Термин граница используется в описании взаимоотношений между семьей и социальным окружением, а также между различными подсистемами внутри семьи.

Внешние границы – это границы между семьей и социальным окружением. Они проявляются в том, что члены семьи ведут себя по-разному друг к другу и внешним окружением. Внутренние границы создаются посредством разницы в поведении членов различных подсистем. Межличностные границы – ограничивают личное психологическое пространство каждого индивида.

Выделяют три типа границ:

- четкие

- ригидные (изолируют членов семьи друг от друга)

- диффузные (неясны функции подсистемы; утрачивается автономия; супружеская подсистема перестает существовать; растворяясь в родительской подсистеме).

К нарушенным семейным структурам относят следующие семьи:

1. Семейные структуры, включающие в себя аутсайдеров.

2. Межпоколенные коалиции:

- объединение одного из родителей с ребенком против другого родителя;

- объединение бабушки (дедушки) с ребенком против родителей;

- объединение родителя с любимым ребенком;

- объединение одного из супругов со своими родителями против другого супруга.

3. Скрытая коалиция – наличие коалиции не признается членами семьи; обычно возникает на основе совместного секрета двух членов семьи.

4. Перевернутая иерархия – статус ребенка в семье становится выше, чем статус одного или обоих родителей.

5. Отсутствие разницы в статусе среди детей – несбалансированность иерархии в детской подсистеме.

Любая семья создается с целью удовлетворения каких-то значимых для ее членов потребностей, которые по мере развития семейных отношений дополняется общесемейными, групповыми и общественными. Отражение системы взаимодействия личности и семьи, семьи и общества, тех сфер жизнедеятельности, которые связаны с удовлетворением определенных потребностей ее членов, называется функцией семьи.

Все многообразие семейных функций можно разделить на супружеские и родительские.

I.Супружеские функции

1) функции духовного общения – удовлетворение потребностей в общении, взаимном духовном обогащении

2) хозяйственно-бытовая – удовлетворение материальных потребностей, содействие сохранению физической силы и здоровья членов семьи.

3) функция первичного социального контроля – обеспечение выполнения социальных норм членами семьи.

4) представительская функция – установление отношений и поддержание связей с государственными учреждениями, общественными организациями, другими семьями.

5) эмоциональная функция – удовлетворение потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.

6) сексуально-эротическая функция – удовлетворение сексуальных потребностей.

II. Родительские функции

7) репродуктивная функция – функция деторождения, биологическое воспроизводство населения.

8) воспитательная функции – обеспечение первичной социализации ребенка и становление его психических черт и личностных качеств.

Семья, которая в полной мере выполняет свои функции, называется функциональной. Если выполнение семейных функций нарушено, то такая семья считается дисфункциональной.

Показателями функционального здоровья семьи служат:

1. Хорошее, честное и открытое общение в семье.

2. В семье приняты правила и определенный стиль поведения, гибкие в применении. Члены семьи знают, что хорошо и что плохо.

3. Родители и дети с удовольствием и уважительно общаются друг с другом, уважают личность другого, каждый имеет свою уникальную ценность, поощряются свободы.

4. Родители и дети помогают друг другу.

5. Все принимают заботливое и бескорыстное участие в создании семейного благополучия.

6. Родители и дети слушают друг друга и желают помочь друг другу.

7. Члены семьи не только слушают, но и слышат, что говорит другой, и принимают это близко к сердцу.

8. Большинство проблем решается совместно. Делится ответственность.

9. Все обладают «чувством семьи», вместе проводят время.

Семья и здоровье.

В сфере отношения к здоровью семья способна формировать определенные паттерны (образцы поведения), которые будут направлять человека, способствовать появлению у него саногенного или патогенного мышления.

Саногенное мышление – это мышление, которое уменьшает внутренний конфликт, напряженность, позволяет человеку контролировать эмоции, потребности и желания и, соответственно, предотвращать заболевания.

Патогенное мышление действует, исходя из противоположных принципов – привычных автоматизмов и традиций.

Оба типа мышления включают достаточно большое количество паттернов поведения, среди которых особо выделяется антипационный паттерн – шаблоны поведения, сформированные в семье в процессе социализации, позволяющие вероятностно прогнозировать события, т.е. предвосхищать будущее на основе вероятностной структуры прошлого опыта и информации о ситуации. Патогенные антипационные паттерны формируются в процессе семейного воспитания и передаются детям в виде стереотипов поведения, взаимоотношений с людьми, сохранения эмоциональной стабильности.

Наряду с антипационным паттерном, семья способна вырабатывать у своих членов иные паттерны поведения: нозогнозические (тревожный, депрессивный, истерический, ипохондрический) и анозогнозический.

Наиболее патогенное влияние на членов семьи может оказать семья, которую обозначают как способствующую психической травматизации. В подобном случае психическая травматизация обусловлена не только прямыми конфликтами семьи с одним из ее членов, но и самой психотравмирующей средой, косвенным воздействием традиций внутрисемейных отношений на личность человека. Выделяют три вида так называемых неблагополучных семей.

1. Конфликтные семьи. Между супругами имеются сферы, где их интересы, потребности, намерения и желания постоянно приходят в столкновение, порождая особо длительные отрицательные эмоции.

2. Кризисные семьи. Противостояние интересов и потребностей супругов носит особо резкий характер и захватывает важные сферы жизнедеятельности семьи.

3. Проблемные семьи. Перед супругами возникли особо трудные жизненные ситуации, способные нанести ощутимый удар по стабильности брака.

Выделяют несколько способов формирования у члена семьи психологического напряжения, в которых участвует вся семья:

- оказание на индивида постоянного психологического давления, создание трудного или даже безвыходного положения;

- возведение препятствий для удовлетворения членами семьи определенных, чрезвычайно важных потребностей;

- создание или поддержание у индивида внутренних конфликтов;

- создание косвенного воздействия с помощью давления на других членов семьи или супруга.

Стрессоры семейной жизни.

Стрессор–это событие, которое влияет на семейный гомеостаз, изменяя его временно или постоянно, возникающие пред семьей и угрожающие ее жизнедеятельности.

По силе и длительности По степени подготовленности членов семьи
Острые Хронические Ожидаемые«стрессоры развития» Ситуационные Неожиданные
Смерть одного из членов семьи, внезапные перемены в судьбе, измена, болезнь и т.п. Бесплодие, жилищные проблемы, длительный конфликт, воспитание ребенка-инвалида и т.п. Связаны с прохождением фазы жизненного цикла, например – рождение ребенка и т.п. Вызваны финансовыми проблемами, поведением детей, перегрузкой и т.п. Физические и психические травмы, неудачи, беременность, несчастный случай, ДТП и т.п.

Нормальная семья выступает в качестве фактора защиты ее членов от психологических травм, что происходит по следующим направлениям:

1. через формирование способности противостоять психической травме;

2. воздействие на психическую сопротивляемость;

3. формирование представления о вероятности возникновения патогенной ситуации.

Семейное воспитание

Одна из основных функций семьи – воспитательная. Существует множество способов и приемов, которые применяют родители в воспитании своих детей. Не всегда эти способы идут на пользу ребенку, то есть воспитание не всегда является гармоничным. Выделяют несколько видов дисгармоничного семейного воспитания.

1. Воспитание по типу гипоопеки. Безнадзорность. Встречается чаще в неполных и деформированных семьях, где имеет место алкоголизм, аморальное поведение, но иногда и в формально благополучных. Дети склонны к вредным привычкам, асоциальному поведению, правонарушениям, агрессивному поведению.

2. Воспитание по типу гиперопеки. Ребенок в изнеживающих, «оранжерейных условиях», окружен чрезмерной заботой и тревогой за его здоровье. Он полностью лишен самостоятельности, привык повиноваться и во всем следовать советам взрослых. Такой тип воспитания приводит к пассивности, безволию, инфантильности и формированию тревожно-мнительных черт характера.

3. Воспитание по типу «кумир семьи». Ребенок в семье является центром внимания, когда постоянно восхищают его качества. Чаще это бывает в семье с одним ребенком, который окружен вниманием многих взрослых. Допускается вседозволенность, излишняя свобода, выполняются все требования и капризы. У ребенка формируются такие качества, как эгоизм, завышенная самооценка, демонстративность и т.п.

4. Воспитание по типу «золушки». Родители проявляют излишнюю жестокость, чрезмерную требовательность к ребенку, требуют беспрекословного послушания, унижая и оскорбляя ребенка, нередко публично. У ребенка формируется неуверенности в себе, нерешительности, неумение отстаивать свои интересы, пугливость, робость. В некоторых случаях – вспыльчивость, возбудимость, агрессивность, жестокость.

5. Воспитание по типу повышенной моральной ответственности. На плечи ребенка родителями возлагается огромная ответственность, обычно непосильная для возраста ребенка. Ребенок должен оправдать тщеславие родителей, став самым умным и талантливым. Иногда на ребенка возлагают ответственность за младших детей или за пожилого члена семьи. Такие дети чаще всего страдают от неврозов.

6. Воспитание в «культе болезни». Встречается в семьях, где ребенок болен хроническим заболеванием или родился поздно и довольно слабым ребенком. Родители постоянно тревожатся за ребенка, замечая у него малейшие симптомы заболевания и превращая его болезнь в своеобразную привилегию. Такие дети в будущем не способны приспособиться к действительности, слабовольны, склонны к ипохондрии, тревожны, требуют постоянной заботы и внимания от окружающих.

Лекции

По предмету

«Медицинская психология»

Для специальности:

«Акушерское дело»

«Сестринское дело»

«Лечебное дело»

Теория: 18 ч

1. Введение в медицинскую психологию.

2. Психосоматические расстройства.

3. Патопсихология личности.

4. Психология больного.

5. Психология деятельности медицинского работника.

6. Психологическая помощь.

7. Психология девиантного поведения.

8. Возрастная медицинская психология.

9. Семейная медицинская психология

Тема №1

Введение в медицинскую психологию.

Наши рекомендации