МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ Реабилитация НЕКОТОРЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ

Понятие реабилитации. На протяжении ряда лет термин «реабилитация» широко использовался только в правовом значении. Так, по данным толкового словаря под реабилитацией следует понимать «…снятие обвинения и полное восстановление в правах по суду», а в ряде других словарных изданий - «восстановление в правах, потерянных в результате судебного приговора (осуждения), например, путем помилования». В словаре Maier 1963 г. термин «реабилитация» впервые получает, помимо правового определения, дополнительное медицинское толкование, согласно которому «реабилитация - это … восстановление здоровья пострадавшего в результате болезни, несчастного случая до возможного оптимума в физическом, духовном и профессиональном отношениях». Таким образом, реабилитация в медицине - система мероприятий, имеющих целью восстановления здоровья и трудоспособности больных и возврат к активной жизни инвалидов.

Французские исследователи полагают, что сущность реабилитации включает в себя три основных момента: профессиональную адаптацию пострадавшего в процессе лечения (адаптация), приобщение к труду лиц с частичной утратой профессиональных навыков (реадаптация), использование в общественной жизни пострадавшего с полной утратой профессиональных навыков (переквалификация).

На заседании экспертов по реабилитации ВОЗ указывалось, что реабилитация - это комбинируемое и координируемое использование медицинских, социальных, просветительных и профессиональных мер с целью обучения или переучивания инвалидов для достижения ими по возможности наиболее высокого уровня функциональных возможностей. Таким образом, реабилитация - это общественно необходимое функциональное и социально-трудовое восстановление больных и инвалидов (детей и взрослых), осуществляемое комплексным применением государственных, общественных, медицинских, психологических, педагогических, профессиональных, юридических и других мероприятий.

Реабилитация предусматривает два основных момента: во-первых, возвращение пострадавшего к труду и, во-вторых, создание оптимальных условий для активного участия его в жизни общества.

Цель, задачи, принципы и объект медицинской реабилитации. Основные принципы реабилитации заключаются в следующем. Первое - возможно раннее начало реабилитационных мероприятий, которые должны органически вливаться в лечебные мероприятия, дополнять и обогащать их. В случае угрозы инвалидности они являются профилактикой ее, если же инвалидность развивается они будут первым этапом борьбы с нею.

Второе - непрерывность реабилитации. Эффективность реабилитации наблюдается только при ее непрерывности. Только так происходит снижение инвалидности и связанных с нею затрат на длительное материальное обеспечение и этапное лечение инвалида.

Третье - комплексный характер реабилитационных мероприятий. В реабилитации должны участвовать не только медицинские работники, но и другие специалисты, а именно: социолог, психолог, педагог, представитель органов социального обеспечения, представитель профсоюза, юрист.

Четвертое - индивидуальность системы реабилитационных мероприятий. Как различен по течению процесс болезни у разных людей, как неповторимы характеры людей в различных условиях их жизни и работы, так и реабилитационные программы для каждого больного или инвалида должны быть строго индивидуальны.

Пятое - осуществление реабилитации в коллективе больных (инвалидов). Этот принцип обусловлен тем, что цель реабилитации - возвращение пострадавшего в коллектив. Жизнь и работа в коллективе морально облегчает существование инвалида, хороший пример воодушевляет и заставляет поверить в свои силы. Эффективность реабилитации гораздо более высока при условии прохождения курса реабилитационных мероприятий (трудотерапия, профессиональное обучение, освоение протезов, занятие физической культурой) в коллективе. Примером таких коллективов могут служить организация белорусского общества слепых.

Шестое - возвращение инвалида к активному общественно полезному труду. Трудоустройство реабилитационного инвалида, во-первых является логическим завершением реабилитации (возвращение к труду), во-вторых, оно означает предоставление работы в облегченных условиях, а скорее возвращение к прежней работе путем создания соответствующего рабочего места, в-третьих, оно предусматривает полное самообеспечение инвалида, его материальную независимость в большинстве случаев с отказом от пенсионного обеспечения.

Реабилитации заключается в достижении выздоровления индивидуума и помощи ему развить профессиональные способности в соответствии со спецификой заболевания или дефекта, а также во-первых, адаптация на прежнем рабочем месте; во-вторых, реадаптация - работа на новом рабочем месте с измененными условиями труда, но на том же предприятии; в-третьих - работа с пониженной физической нагрузкой в соответствии с приобретенной новой квалификацией, близкой к прежней специальности; в-четвертых, при невозможности реализации вышеизложенных пунктов - соответствующая переквалификация на том же предприятии; в-пятых, в случае неудачи или очевидной невозможности - переквалификация в реабилитационном центре с последующим подыскиванием работы по новой специальности.

Задача реабилитации - сделать инвалида способным к осуществлению права на труд, создать соответствующие предпосылки для его вовлечения в общественный трудовой процесс.

В восстановительном лечении нуждаются больные, перенесшие тяжелые заболевания (инфаркт миокарда, кровоизлияния в головной мозг, повреждения спинного мозга, заболевания суставов и позвоночника, сопровождающиеся деформациями); больные с врожденными или приобретенными нарушениями опорно-двигательного аппарата; страдающие дефектами зрения, органов речи и слуха, больные с тяжелыми поражениями центральной нервной системы; психические больные; лица, перенесшие тяжелые операции на сердце и внутренних органах; люди, утратившие трудоспособность вследствие длительных и частых заболеваний; инвалиды всех групп.

Виды реабилитации. Выделяют следующие виды реабилитации: медицинская, профессиональная, трудовая, социальная. Медицинская реабилитация - начальное звено в системе общей реабилитации, т.к. заболевший человек прежде всего нуждается в медицинской помощи. Таким образом, медицинская реабилитация - все лечебные мероприятия, направленные на восстановление здоровья больного. Вместе с тем медицинская реабилитация является основным периодом, в котором осуществляется психологическая подготовка пострадавшего от необходимой адаптации, реадаптации или переквалификации в случае полного восстановления его профессиональных навыков, т.к. при некоторых заболеваниях психологическая подготовка больного должна начинаться задолго до основного лечения. Например, у больных с облитирующим эндатеринтом, где при усугублении патологического процесса лечение может закончиться ампутацией конечности. Именно у этой группы больных медицинская реабилитация и лечение особенно тесно переплетаются.

Медицинская реабилитация должна начинаться тотчас же по выявлении заболевания, поэтому нередко функция психологической подготовки пострадавшего целиком падает на врача, к которому больной обращается впервые (лучше если бы с самого начала этими вопросами занимался врач-психотерапевт).

Одним из наиболее важных разделов медицинской реабилитации является трудотерапия, позволяющая развить у пострадавшего не только необходимые навыки к самообслуживанию, но и приобщить его к полезному труду.

Специализированное восстановительное лечение проводится в отделении реабилитации в той же или специальной больнице, а если нет нужды в дальнейшем пребывании больного в стационаре - в отделении восстановительного лечения поликлиники. Пребывание в отделениях восстановительного лечения, периодическое лечение в санаториях или на курорте, где широко применяются физиотерапия, трудотерапия, лечебная физкультура и прочее, и составляет собственно медицинскую реабилитацию. Восстановительное лечение продолжается до тех пор, пока здоровье больного или трудоспособность инвалида не будут восстановлены.

Под психологической реабилитацией понимают воздействие врача на больного или инвалида с целью преодолеть в их сознании чувство безысходности, представление о бесполезности лечения, вселить веру в благополучный исход лечения, особенно при некоторых, хотя бы незначительных, сдвигах в течении болезни. Эта форма реабилитации сопровождает весь цикл восстановительного лечения.

Профессиональная реабилитация предусматривает обучение или переобучение доступным формам труда, обеспечение индивидуальными техническими приспособлениями с целью облегчить пользование рабочим инструментом, приспособление рабочего места на прежнем предприятии к функциональным возможностям организма больного или инвалида, организацию специальных цехов и предприятий для инвалидов с облегченными условиями труда и сокращенным рабочим днем. Для приобретения профессии или переквалификации инвалидам предоставляется бесплатное обучение в специальных профтехучилищах и техникумах органов социального обеспечения или обществ слепых и глухих.

Профессиональная реабилитация должна начинаться и проводиться в период медицинской и социальной и завершаться трудоустройством больного. Время, прошедшее от момента медицинской реабилитации до профессиональной, должно быть минимальным.

Социально-экономическая реабилитация - комплекс мероприятий, который включает обеспечение больного или инвалида необходимым и удобным для него жилищем вблизи места работы, поддержание уверенности в том, что они являются полезными членами общества; материальное обеспечение больного или инвалида и его семьи путем выплат по временной нетрудоспособности или инвалидности, назначения пенсии и т.п.

Основной целью бытовой реабилитации является развитие у пострадавшего основных навыков к самообслуживанию. Это прежде всего относится к больным с нарушением психики, врожденными уродствами опорно-двигательного аппарата, а также получившим тяжкое увечье - больным безруким и т.д.

Основная задача врача-реабилитолога у этой группы больных состоит в том, чтобы обучить инвалида пользоваться самыми простыми, преимущественно бытовыми, приспособлениями. Большое значение здесь имеет индивидуальный подход к больному и творческий вымысел со стороны среднего обслуживающего персонала в деле изготовления различных приспособлений, упрощающих самообслуживание инвалида (конструирование ложек, вилок, специальных замков, раковин). Бытовая реабилитация также включает предоставление инвалиду необходимых протезов, личных средств передвижения дома и на улице (специальных вело- и мотоколясок, автомашин с приспособленным управлением).

Медико-социальная реабилитация детей-инвалидов. Число детей-инвалидов в возрасте 0-15 лет по состоянию на 01.01.2000 г. составило 26448 человек (1,1% детского населения) в Республике Беларусь. В соответствии с данными статистики среди болезней, приведших к инвалидности детей, на первом месте стоят болезни нервной системы и органов чувств (26,5%), причем большую часть из них приходится на детский церебральный паралич - 27%; на втором месте - врожденные аномалии (21,1%), третьем -психические расстройства (16,2%); четвертом - новообразования (9,5%). Тяжелые и стойкие нарушения двигательной, психической или соматической сферы имеют 45-50% детей-инвалидов. У 50-55% детей-инвалидов расстройства функций носят менее тяжелый характер и имеют более благоприятный прогноз для устранения или компенсации дефектов.

По оценочным данным, почти каждый 9-й ребенок дошкольного и школьного возраста - это дети, имеющие те или иные отклонения в умственном или физическом развитии. В республике обучение, воспитание и реабилитацию детей-инвалидов и детей с особенностями физического и психического развития осуществляют 13 домов ребенка (1301 ребенок), 10 детских домов специального типа (763 ребенка), 77 специальных школ-интернатов (12120 детей), в том числе 12 специальных школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (1882 ребенка), 9 домов-интернатов (1781 детей).

Разработана и утверждена коллегией Министерства образования новая концепция специального образования этих детей. В ее основе лежит их интеграция в общество, обучение в условиях обычного или специального класса массовой или специальной школы, где дети получают образование в благоприятных условиях. Развивается сеть центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и дефектологических пунктов.

Правильная оценка общего состояния ребенка и выбор соответствующего лечения базируются на следующих данных: выявления дефекта или дефектов; определении степени инвалидности; изучении потенциальных возможностей с учетом сохранности интеллекта; оценке окружающей ребенка среды; возможности привития трудовых навыков.

Решение о необходимости реабилитационного лечения ребенка выносит специальная комиссия при реабилитационном центре, которая должна определить: 1) в состоянии ли ребенок извлечь пользу из обучения и получить определенную специальность; 2) может ли он посещать обычную или специальную школу; 3) в состоянии ли он выдержать умственную нагрузку в школе; 4) возможно ли сочетание на данном этапе медицинской и профессиональной реабилитации.

Реабилитационное лечение детей проводится с целью максимального восстановления утраченных физических и психических функций, школьного воспитания, профессионального обучения, а также позволяет обеспечить постоянное диспансерное наблюдение над больным ребенком. Постоянное диспансерное наблюдение за детьми создала благоприятные условия для успешного их восстановительного лечения.

Дети с врожденными и приобретенными дефектами в большинстве случаев могут обучаться только в специализированных школах и детских садах, обучение на дому. С этой целью создана сеть специальных учреждений.

В специальных учреждениях дети проходят определенные этапы в лечении, которые складываются из мероприятий, способствующих восстановлению здоровья ребенка, восстановлению бытовых навыков и воспитанию профессиональных навыков.

Восстановление здоровья больного ребенка проводится консервативными или оперативными методами. Большое значение при обеих формах лечения имеют физические методы лечения (электролечение, гидротерпия, бальнеотерапия, терапия движением). Одним из основных методов среди них является гидротерапия. Она проводится в ваннах и бассейнах.

Для детей-инвалидов характерно обучение на дому. В некоторых школах создаются интегрированные классы (например, дети с ДЦП обучаются в классах с детьми без «дефектов»).

Семьям, где есть ребенок-инвалид выплачивается ряд денежных пособий. Они имеют льготы на получение лекарств, протезов, путевок и т.д.

Медико-социальная реабилитация больных СПИДом. СПИД - это тяжелейшая экономическая проблема. Содержание и лечение больных и инфицированных, разработка и производство диагностических и лечебных препаратов, проведение фундаментальных научных исследований и т.д. уже сейчас стоят многие миллиарды долларов. По оценке специалистов, при неблагоприятном развитии эпидемии СПИДа во всем мире затраты на СПИД в CCI веке могут превысить военные бюджеты ведущих держав. Весьма непроста и проблема защиты прав больных и инфицированных СПИДом, их детей, родных и близких.

В таких медицинских учреждениях, как больницы, любой человек бесплатно может пройти освидетельствование на заражение ВИЧ, в том числе и анонимно. Никто не может заставить человека пройти данную процедуру. Медицинские работники и другие лица, которым в связи с выполнением обязанностей стали известны сведения о проведении медицинского освидетельствования на заражение ВИЧ и его результаты, обязаны сохранять эти сведения в тайне. При получении данных о заражении ВИЧ больные СПИД уведомляются органами и учреждениями здравоохранения в письменной форме о необходимости соблюдения мер предупреждения распространения этого заболевания и уголовной ответственности за заведомое постановление в опасность заражения и заражения других лиц. Уголовная ответственность за заведомое постановление другого лица в опасность заражения этим заболеванием - лишение свободы на срок до 5 лет, заражение же другого лица заболеванием СПИД лицом, знавшим о наличии у него болезни, наказывается лишением свободы на срок до 8 лет.

Человек в случае заражения ВИЧ, имеет право на медицинскую и социальную помощь. Таким людям обеспечивается бесплатный проезд к месту лечения и обратно, а также бесплатный отпуск лекарств для лечения в амбулаторных условиях. Такими лекарственными препаратами являются азидотимидин, ацикловир, рибавирин. Также применяются витамины и минералы, травы, чтобы затормозить развитие болезни и сохранять эмоциональное равновесие.

Родители или лица, их заменяющие, имеют право на совместное пребывание в стационарах с малолетними детьми (до 14 лет) и освобождением от работы на срок пребывания и выплатой по месту работы на это время пособия по временной нетрудоспособности.

Не допускается увольнения с работы, отказ в приеме на работу, приеме в лечебные и учебные заведения, приеме детей в детские дошкольные учреждения, а также ущемление иных прав и ограничение законных интересов таких лиц только на основании того, что они являются вирусоносителями или больными СПИД, равно как ущемление жилищных или иных прав и законных интересов родных и близких инфицированного. Людям, заражение которых произошло в результате выполнения медицинских манипуляций, устанавливается пенсионное обеспечение.

Заражение ВИЧ медицинских и фармацевтических работников при исполнении служебных обязанностей относится к профессиональным заболеваниям.

Создаются фонды, центры помощи инфицированных и больных СПИДом, ведется работа с семьями, где есть данная категория граждан.

Медико-социальная реабилитация больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Актуальность реабилитационного лечения больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями не подлежат сомнению, т.к. по данным ВОЗ, во всех странах мира число их значительно возросло. При этом увеличилось количество пострадавших в возрасте до 45 лет; более того, сердечно-сосудистая патология стала одной из основных причин смертности людей в самом трудоспособном возрасте - от 45 до 64 лет.

Приведенные данные наглядно показывают, насколько важна реабилитация именно этой группы больных, тем более что, по наблюдению врачей-реабилитаторов, после соответствующих реабилитационных мероприятий больные с заболеваниями сердечно-сосудистой системы в 40% случаев возвращаются к прежнему труду, в 55% - переходят на облегченную работу или остаются на прежней при улучшении условий труда, а в 5% случаев - нуждаются в переквалификации.

Специальный семинар ВОЗ, посвященный сердечно-сосудистым заболеваниям, вынес решение о создании центров восстановительного лечения двух типов: а) со сроками реабилитационного лечения больных в течение 1 месяца; б) со сроками реабилитационного лечения больных в течение нескольких месяцев и последующим постоянным диспансерным наблюдением на протяжении не менее 1 года.

Инвалидность при сердечно-сосудистых заболеваниях является социальной проблемой здравоохранения (назначение пенсий по инвалидности, денежных пособий, льгот). Органы социального обеспечения ведут работу по трудоустройству инвалидов в соответствии с рекомендациями врачебно-трудовых экспертных комиссий.

Медико-социальная реабилитация больных с врожденными и приобретенными заболеваниями и деформациями опорно-двигательного аппарата. Ни в одной области медицины так необходима реабилитация как в травматологии и ортопедии, т.к. даже незначительные нарушения функций опорно-двигательного аппарата непосредственно отражаются на трудоспособности больного. Нарушения функций опорно-двигательного аппарата могут возникать вследствие наступившего пареза или паралича мышц туловища, спины, верхних и нижних конечностей, контрактур и деформаций суставов, ампутации части или всей конечности и носить как врожденный, так и приобретенный характер.

Основными задачами реабилитационного лечения и указанной группы больных являются: во-первых, определение компенсаторных возможностей, во-вторых, создание оптимальных условий для восстановления утраченных двигательных функций, в-третьих, конструирование специальных ортопедических приспособлений для самообслуживания больного и приобщения его к полезному труду. Примером рациональной медицинской реабилитации в травматологии является оперативное лечение неосложненных переломов позвоночника.

Большое положительное влияние на успех восстановительного лечения больных с нарушением двигательных функций оказывает трудотерапия. Она способствует увеличению объема движений в пораженных суставах конечностей, повышает силу окружающих их мышц и тем самым предопределяет развитие утраченных функциональных возможностей и трудовых навыков больного.

Особое значение у данной группы больных приобретает социальная реабилитация, т.к. и при врожденных, и при приобретенных деформациях опорно-двигательного аппарата в самые ранние сроки от момента заболевания необходимо выработать у пострадавшего навыки к самообслуживанию. Это касается прежде всего больных со спастическим и вялым параличами верхних и нижних конечностей, врожденным их недоразвитием, а также деформациями, возникающими вследствие перенесенной травмы.

Большие трудности для реабилитационного лечения представляет группа больных с параплегией к трудовой деятельности принадлежит медицинской реабилитации, и прежде всего правильно поставленному диагнозу и своевременно проведенному лечению. Целесообразно реабилитацию больных с параплегией проводить в специализированных центрах, где работает соответствующе подготовленный не только врачебный, но и средний медицинский персонал, имеется специальное оборудование и оптимальные условия ухода. Все это сказывается на исходах лечения, но и предупреждает больных от побочных тяжелых осложнений (пролежни, инфекции мочевыводящих путей, деформации конечностей, суставов и т.д.).

Важно создать все необходимые условия для возможности самостоятельного передвижения пострадавшего. Самостоятельное передвижение больного придает ему уверенность в приспособлении к окружающим условиям и значительно уменьшает чувство беспомощности (протезы, протезно-ортопедические изделия, коляски получают бесплатно или на льготных условиях). Немаловажным обстоятельством является расположение и конструкция дверей. Они должны быть широкими, без маятникообразного вращения. Ручки, замки следует располагать на высоте рук больного, сидящего в кресле. Также должен быть учтен уровень кранов, спусковых механизмов в туалетных комнатах.

Медико-социальная реабилитация психических больных. В современном обществе значительно затруднено проведение реабилитационного лечения у данных больных. Неверный подход к пострадавшему начинается уже нередко в семейном кругу, когда родственники подчас стремятся поместить больного на длительный период в специализированное учреждение и препятствуют его возвращению домой. В связи с этим врач-реабилитатор проводит разъяснительную работу в семье пострадавшего и на его месте работы.

Медицинская реабилитация у больного с нарушениями психики должна быть направлена на становление его личности и проводиться в специализированных учреждениях - психиатрических больницах, в структуру которых входят клинико-диагностическое отделение, отделение лечебной гимнастики и физиотерапии, отделение трудотерапии и специальные мастерские для привития пострадавшему трудовых навыков.

Реабилитационные мероприятия должны включать соответствующую лечебную помощь через полную госпитализацию, частичную госпитализацию или лечение на дому, средства профессиональной подготовки к профессиональному восстановлению трудоспособности. Больному должны быть созданы условия, приближающиеся к домашним.

Социальная реабилитация состоит прежде всего в привитии пострадавшим навыков к самообслуживанию и приобщению их к труду. Одной из наиболее рациональных форм медицинской и социальной реабилитации этих больных является создание специальных психоневрологических диспансеров или отделений.

Больные с тяжелыми врожденными формами заболеваний центральной нервной системы, полностью утратившие работоспособность, находятся под опекой органов социального обеспечения (пенсии, пособия).

Медико-социальная реабилитация студентов.Студенческая деятельность является своеобразным этапом жизненного пути. Основа - учеба в соответствии с целью, задачами, мотивацией, обусловленной получением специальности в данном вузе.

Рабочая нагрузка у студента увеличивается, особенно в период сессии, до 15-16 часов. С учетом «хронического» недосыпания, нарушения режима труда, питания и других факторов, связанных с образом и стилем жизни, развивается нервно-психическое напряжение. Информационная перегрузка головного мозга вследствие эмоциональных и интеллектуальных напряжений вызывает так называемые информационные неврозы. Эти патологические состояния вследствие умственного переутомления вызывают соматические и вегетативные изменения. Они могут выражаться в потливости, слабости, потере аппетита, быстрой утомляемости и раздражительности.

Важным средством реабилитации психофизиологического состояния является физическая культура и спорт. К таким средствам можно отнести аутогенную тренировку, массаж и самомассаж, посещение бани сауны, рациональное питание.

Социальная реабилитация заключается в выплате стипендий и оказании материальной помощи малообеспеченным. Ассоциация студентов предлагает работу.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. 4-е изд., стереотип. М., 1999.

2. Агаджанян Н.А. Резервы нашего организма. – М., 1990.

3. Агаджанян Н.А. Цивилизация и здоровье. – Ставрополь, 1990.

4. Андреева И.С. Семья. Книга 1, книга 2. – М., 1991.

5. Анисимов-Спиридонов Д.Д. Вода – это здоровье и долголетие. – М., 1991.

6. Апанасенко Г.Л. Медицинская валеология. – Р-на-Д., 2000.

7. Арушанян Э.Б. Биоритмы и мы. – Ставрополь, 1989.

8. Балахонов А.В. Ошибки развития. – Л., 1990.

9. Басов Н.С. Образ жизни и наше здоровье. – Ярославль, 1989.

10. Белов В.И. Психология здоровья. – М., 1994.

11. Березин И.П. Школа здоровья. – М., 1989.

12. Березов Т.Т. Биологическая химия. – М., 1990.

13. Билич Г.Л. Основы валеологии. - СПб., 1998.

14. Богданов Г.Т. Супружеская жизнь: гармония и конфликты. – М., 1991.

15. Бочков Н.П. Наследственность человека и мутагены внешней среды. – М., 1989.

16. Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье. – М., 1990.

17. Бушов Ю.В. Психофизиологическая устойчивость человека в особых условиях деятельности.- Томск, 1992.

18. Габиани А.А. На краю пропасти: наркомания и наркоманы. – М., 1990.

19. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. - Мн., 1997.

20. Гриненко М.Ф. Целебная сила движения. – М., 1991.

21. Дидковская С.П. Наркомания: уголовно- правовые и медицинские проблемы. – Киев, 1989.

22. Доскин В.А. Ритмы жизни. – М., 1991.

23. Доценко Э.А. Иммунология для неиммунолога. - Витебск, 2000.

24. Еникеева О.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков: Учебное пособие для студ. высш. и сред. учеб. завед. – М., 1999.

25. Завистовска Л. Диетическое питание при различных заболеваниях. – М., 1992.

26. Заяц Р.Г. Основы общей и медицинской генетики. – Мн., 1998.

27. Казначеев В.П Основы общей валеологии. – М., 1997.

28. Казначеев В.П. Экология человека. Основные проблемы. – М., 1988.

29. Калинский М.Н. Питание. Здоровье. Двигательная активность. - Киев, 1990.

30. Комаров И.В. Все ли вы знаете о курении? - М., 1989.

31. Комаров Ф.И. Хронобиология и хрономедицина. - М., 1989.

32. Лаптенок Л.В. Диетическое питание. - Мн., 1985.

33. Лисицын Ю.П. Здоровье человека – социальная ценность. – М., 1988.

34. Макарова Н.Е Раздельное питание. – Мн., 1997.

35. Малкин В.Б. Методы повышения устойчивости к горной гипоксии. - Душанбе, 1989.

36. Марьясис Е.Д. Азбука здоровья семьи”. – М., 1992.

37. Медкова Н.Л. Все о вегетарианстве. – М., 1992.

38. Мизун Ю.Г. Космос и здоровье. М., 1997.

39. Мизун Ю.Г. Наше здоровье и магнитные бури. – М., 1991.

40. Мицык В.Е. Рациональное питание и пищевые продукты. - Киев, 1994.

41. Недзьведь М.К. Патологическая анатомия и физиология. – Мн., 1997.

42. Николаев А.Я. Биологическая химия. – М., 1989.

43. Обербайль К. Витамины- целители. – Мн., 1996.

44. Оранский И.Е. Природные лечебные факторы и биологические ритмы. – М., 1988.

45. Павловский О.М. Биологический возраст человека. - М., 1987.

46. Петленко В.П. Валеология человека. Книга 1-2. - С-Пб., 1998.

47. Рязанцев В.А. Социально-психологические и медицинские проблемы пьянства и алкоголизма. - Киев, 1991.

48. Румянцев Г.И. Общая гигиена. – М., 1990.

49. Саванеускi М.К., Хомiч Г.Я. Узроставая фiзiялогiя i школьная гiгiена: Вучыб. дапам. – Мн., 1998.

50. Селье Г. Стресс и его значение для организма. – М., 1988.

51. Сердюкова Н.Б. Наркотики и наркомания: Книга для врачей, педагогов и родителей. – Р- на – Д., 2000.

52. Скурихин И.М. Как правильно питаться. - М., 1987.

53. Смагина Л.И. Сиротство как социальная проблема. – Мн., 1999.

54. Соковня- Семенова И.И. Основы ЗОЖ и первая медицинская помощь. – М., 1999.

55. Таболина В.А. Алкоголь и потомство. – М., 1988.

56. Троян П. Факториальная экология. – Киев, 1989.

57. Троян П. Экологическая биоклиматология. – М., 1988.

58. Трушкина Л.Ю., Трушкин А.Г., Демьянова Л.М. Общая гигиена с основами экологии: Учебное пособие. – Ростов н/Д., 2001.

59. Ужегов Г.Н. Ритмы здоровья. Ростов н/Д., 1996.

60. Физиология человека. / Под ред. Г.И. Косицкого. - М., 1985.

61. Фролова О.Г. Вред аборта. – М., 1985.

62. Фурдуй Ф.И. Стресс и здоровье. – М., 1990.

63. Хепфер К. СПИД – медико-биологические и социальные аспекты болезни. – М., 1992.

64. Хрипкова А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена: Пособие для студентов пед. ин-тов. – М., 1990.

65. Черносвистов Е.В. Социальная медицина: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2000.

66. Чумаков Б.Н. Валеология. М., 1997.

67. Чумаков Б.Н. Валеология: Курс лекций: Учебное пособие. М., 2000.

68. Шапошникова В.И. Биоритмы - часы здоровья. М., 1991.

69. Экологическая физиология человека: Адаптация человека к экстремальным условиям среды. – М., 1979.

Наши рекомендации