Заговор от всех болезней при рождении
Человек родился, крест водрузился, и Сатана связался сильнее, и Бог прославился. Во имя Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь! Святый отец Остафий и святый отец Наумий, поставь его, Господи, раба Божьего (имя) на святое место, про Божье думать и Божье делать: Святый Дух найдет на него и вся небесная воссияет на него, и вся вышняя мимо идет его, Спасова рука, Христова печать, Божией Матери крест. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь! Аминь! Аминь!
При детском родимце (эпилептическом припадке)
Истопив баню, повести мать с младенцем в первый жар. Открыв двери, надо сказать:
Пусти, банька, помыться-попариться, раба Божьего (имя ребенка) на здоровье поладиться.
Вымыв ребенка, поставить его у матери между ног, окатить теплой водой и наговорить:
Я тебя, дитятко, родила, я тебя и приносила, я тебя и пользую. От чего мое дитятко родилосьзародилось, тем и пользуйся.
До трех раз носить ребенка в баню, а идя из бани, приговаривать:
Тебе, баенка, настойнице, а рабу Божьему (имя) на здоровьице.
Идя из бани, нельзя ни с кем разговаривать.
* * *
Есть и другой способ заговорить болезнь. Надо сказать:
Стану благословясь, пойду перекрестясь, из избы дверями, из двора воротами, стану на восток глазами. На восточной стороне есть там пресвятая церковь, в той пресвятой церкви стоит пресвятой Престол, на том пресвятом Престоле сидит Пресвятая Мать Богородица. Опахивает и омахивает шелковой кистью весь белый свет и мать сыру землю. Пресвятая Мати Богородица, опаши, обмаши двенадцать родимцев, двенадцать трясцев – трясучий, тягучий, протягучий, запазушной, заушной, глазной, шатучей, подпазушной, зубной и зубного коренья. Пресвятая Мати Богородица опахала и обмахала двенадцать родимцев, двенадцать трясцов. Пойдите вы, родимцы, пойдите вы, трясовцы, в чисто поле, в грязи седучи, в болота зыбучи. Там вам, родимцы, там вам, трясовцы, вечная память, ни входу, ни выходу. Каки слова говорила, не договорила, каки слова говорила, переговорила. Будьте вы, мои слова, крепче крепкого замка, острей булатного ножа. Будьте вы, мои слова, в помощь рабу Божьему (имя). Ключ в море, замок в роте. Аминь.
Приметы и обереги
А сейчас приведем несколько очень практичных советов из нашей реальной, современной жизни. Множество народных примет и практических приемов защиты от магического воздействия было забыто за годы научного материализма, и снова приходится напоминать о том, что было общеизвестно. Хотя иные деревенские бабушки до сих пор всего этого не забывают.
Сейчас подобной забывчивостью активно пользуются самозваные и порой малоквалифицированные ведьмы, ошарашивая нас предложением предсказать судьбу, начиная со слов «…Ах, молодой(ая), красивый(ая)! Злой человек наслал на тебя порчу, вот я выдеру у тебя волос, он мне все скажет и покажет. Дай любую бумажную денежку…» и т. д. Иногда излишне доверчивые люди покупаются на предложение исцелить родных и близких, фотографию и личные вещи которых надлежит принести, чтобы «…положить под черную книгу, прочитать нужные молитвы и прийти за этими вещами и всем ценным, принесенным на сохранение от порчи, в назначенный час…».
Обычно в «назначенный час» ведьмы на месте не оказывается… Жалобы в милицию результата не приносят, и упования на применение гипноза обычно вызывают лишь смех.
Но явление существует, и с ним как-то нужно бороться. Лучше не попадаться, поэтому если к вам навязчиво пристали – постарайтесь уйти. Чтобы не попасть под гипноз, держите руки в карманах и не позволяйте прикасаться к вам. Не смотрите прямо в глаза, лучше фиксировать взгляд между бровей ведьмы. Вступать в поле мику не следует, хотя иногда помогает ссылка на собственную бабушку – страшную колдунью или вдумчивое произнесение одного из старинных «волшебных» слов: «терму-ле» и «торну-лес». Однако, если уж влипли, нужно избавляться от негативных последствий встречи.
Если не удалось вернуть фотографии и личные вещи, что более печально, чем расставание с золотом и деньгами, в первую очередь перестирайте в холодной воде все, что было надето на вас в тот злосчастный день. Примите самый (какой сможете) холодный душ, подержите около часа в проточной холодной воде все украшения и драгоценности, что остались.
С личными вещами (побывавшими во вражьих руках) поступают аналогично, но фотографии нужно подержать несколько дней прижатыми лицом к обратной стороне зеркала или за иконой (хотя в этом случае лучше обратиться к специалисту). Далее необходимо избавиться от всех мелких монет в карманах, выкинуть, стараясь не касаться голыми руками, все иголки-булавки и мелкие металлические предметы, обнаруженные в одежде.
Приводим краткий перечень основных правил самообережения от чужого злонамеренного или собственного непроизвольного колдовства.
Подметая в квартире, никогда не метите в сторону входа – можно вымести «сор из избы». Мыть полы в доме можно, лишь когда все дома, иначе «замоете следы».
Не кладите ножи и вилки острием вверх – навлечете злобу.
Хлеб никогда не кладите вверх дном – это все равно что смерти пожелать.
Уронив со стола нож, вилку или ложку, постучите три раза ручкой об стол, не произнося ни слова, пока не сделаете этого, – убережетесь от незваного гостя.
Остриженные ногти, волосы или выпавшие зубы не бросайте где попало – это может пригодиться колдуну для изготовления вольта [42] . Выбрасывать за окно или сжигать их тоже нельзя – можно заболеть.
Также нельзя опрометчиво поступать с остатками пищи, огрызками или объедками.
Отдельно о выеденном яйце – это очень мощная штука в колдовстве, и не дай бог оно попадет недоброжелателю. Поэтому скорлупу, перед тем как выбросить, полагается раздавливать пальцами.
Не раздавайте свои фотографии кому попало, не оставляйте их на сдаваемых документах – через них можно оказывать на вас любое воздействие. То же касается даты и особенно времени рождения, «домашнего» имени и любых личных вещей.
Долго использовавшиеся часы тоже имеют очень сильную связь с их хозяином, так что с ними расставаться не рекомендуется, пускай они даже не ходят. Эта связь настолько сильна, что часы часто останавливаются после смерти хозяина – чинить такие обычными методами бесполезно.
На покойниках никогда не оставляйте нераспиленных колец, цельных браслетов и завязанных узлов – от этого возникают привидения.
Наивная, но абсолютно верная примета: если приходится вернуться домой, уйдя по делам, пути не будет. Это значит: переговоры зайдут в тупик, сделка сорвется, заказчик откажет…
Чтобы как-то это поправить, вслух поздоровайтесь с собственным отражением в зеркале (если дома нет никого) или сделайте все необходимое, не перемолвившись ни с кем из домашних (они тоже должны знать об этом и не приставать с вопросами и сетованиями).
Если вам перебежала дорогу черная кошка, знайте, что вовсе не она навлекает неприятности, это только предупреждение, которое принимается к сведению, и не важно, пойдете ли вы дальше или пуститесь в обход.
Если по пути встретилась женщина с пустым ведром – дело ваше пустое. (Грамотные бабки, если несут ведро, хоть на донышко, а воды нальют.)
Не трогайте валяющиеся на вашем пути костыли, палки и трости, платки, перчатки и другие потерянные предметы, а если уж очень хочется – не берите голыми руками, пока хорошенько не очистите вышеприведенными методами.
Воздержитесь от подбирания монет – на них все чаще сводят бородавки, болезни и порчу.
Найденные деньги (если жаль их оставлять) поспешите израсходовать, но имейте в виду – где найдешь, там и потеряешь.
Не дарите и не принимайте в подарок без символического откупа: платки и перчатки (к расставанию), часы (к тоске), острые предметы (к ссоре и ругани с последствиями).
Если есть серьезные подозрения на наведенную порчу – непонятным образом болеют дети, сама собой бьется посуда и падают предметы, преждевременно протухают продукты, происходят иные непонятные явления и снятся нехорошие сны, – проведите в квартире генеральную уборку. Осмотрите дверные косяки и оконные рамы на предмет воткнутых иголок, гвоздей, кнопок и булавок (не хвататься руками!), выкиньте всякие неуместные скрепки, валяющиеся монетки, прочую металлическую мелочь. Все перестирайте, перемойте, прополощите – это будет первая помощь, и в обычных случаях таких действий бывает достаточно.
Это далеко не все, полезно припомнить прочие «бабкины советы» по поводу просыпавшейся соли, поцелуев в глаза и многие другие – во всем этом гораздо больше смысла, чем принято считать.
Ограждение и уничтожение
Рассмотренные средства составляют только небольшую часть народной терапии.
Идея, заключенная в процессе опахивания (что болезнь может быть ограничена кругом или чертой), нашла себе применение и в чисто домашней обстановке.
Проведением такого магического круга лечатся иногда нарывы и жировики. Круг очерчивается углем (в городах – йодом) и получает размеры соответственно желанию больного ограничить болезнь. В Вологодской области очерчивание лишаев углем производится на вечерней заре с молитвенными приговорами, а сам уголь бросается на землю. В Вязьме при поясничных болях круг иногда очерчивается топором на пороге избы.
Но, как ни заманчива идея ограничить болезнь, желание уничтожить ее совсем еще более привлекательно.
Символически достигается это иногда таким способом: у больного выстригают клок волос, остригают ногти, просверливают в осине [43] (осина – дерево смерти, убивающее даже вампиров и колдунов) дыру и, сложив внутрь ногти и волосы, заколачивают камешком.
Подобный уничтожающий прием употребляется и «когда в ушах стреляет»: подув предварительно в больное ухо, вкладывают в него небольшой камешек и оставляют на целую неделю. Вынув, бросают в огонь и затем в реку, выбирая преимущественно такие места, где сливаются три ручья.
Очень решительный прием практикуют некоторые орловские знахари, имея дело с грыжей: они выламывают из середины пола доску и забивают осиновый кол со словами: «Как Иуда в землю вошел, схоронился, так и ты, грыжа, пропади и спрячься в середку».
Идея уничтожения болезни обнаруживается и в суеверном обычае, практикуемом в некоторых местах и в настоящее время: зарывать в землю при эпидемических заболеваниях различных животных – собак, кошек или ягнят.
Интересен суеверный способ «хоронить» эпилепсию. Во время припадка у больного отрезают клок рубашки и, как только случится покойник, кладут этот клок ему в гроб. Делается это двенадцать раз, и болезнь уходит. Иногда совершается настоящее аутодафе. В 1921 году во время обширной эпидемии тифа в Грязовецком уезде поселяне жестоко избили местную знахарку, заподозренную в распространении болезни, отрезали у нее косу и сожгли эту косу на костре.
Для уничтожения болезни можно применить и другой нехитрый способ: выгнать болезнь. В Череповце бабки выводят лунатиков по утренним зорям на улицу и усердно стегают веником. Здесь, одновременно с желанием выгнать, обнаруживается и стремление напугать болезнь. При падучей, чтобы напугать болезнь, больного во время припадка нещадно бьют пучком травы чертополоха, а затем очерчивают на полу круг, не дозволяя болезни вернуться. Та же болезнь лечится «напугом»: кто-нибудь из посторонних подкрадывается к больному и спрыскивает его холодной водой.
Способы отпугивания болезней в разных местах варьируются весьма широко, и между ними особенно любопытны те, которые производятся прикусыванием. Допустим, человек, страдающий от нарыва пальца, трижды кусает себя за палец. Или к больному, у которого ломит руки или ноги, подводят мальчика или девочку, но обязательно последышей в семье, и дают им кусать больную ногу или руку (за колено или локоть). После каждого укуса ребенок должен плюнуть. Таким же образом в Вологодской области закусывается грыжа у ребенка. Закусывание производится через тряпку, которая потом выбрасывается со словами: «Не тело и не пуп кусаю, а кусаю злую и лихую грыжу, выживаю, выгоняю из тела и укрепляю раба Божьего (такого-то) навеки». Иногда грыжа закусывается символически: знахарь отыскивает щепку с сучком и вместо грыжи начинает грызть ее.