Правовые основы производства несудебных медицинских экспертиз.
§ 1. Общие положения о медицинских экспертизах
Экспертиза больных и увечных упоминается как одна из функций Аптекарского приказа. Она заключалась в проведении экспертного исследования по определению степени утраты здоровья . В результате такого исследования составлялись «дохтурские сказки», в которых указывалось, в частности, «какой болезнью, кто скорбен», «можно ль ему государеву службу служить» . Иными словами, речь шла, говоря современным языком, о зарождении несудебных медицинских экспертиз, в первую очередь военно-врачебной экспертизы. Врачи Аптекарского приказа также осуществляли экспертизу случаев ненадлежащего оказания медицинской помощи и освидетельствовали пострадавших от такого лечения. Проверка историй болезни («дохтурских сказок») была одним из направлений работы Аптекарского приказа.
С XVII века стали активно проводиться освидетельствования и для других целей, в частности, для установления характера телесных повреждений . В артикулах Воинского устава Петра Великого говорилось: «Надлежит подлинно ведать, что смерть всеконечно ли от битья приключилась. А ежели сыщется, что убиенный был бит, а не от тех побоев, но от других случаев, которые ему присовокупились, умер, то надлежит убийцу не животом, но по рассмотрению судейскому наказать тюрьмою или денежным штрафом, шпицрутеном и прочая» (ст. 154). В Морском уставе Петра I было сказано: «Кто кого убьет так, что не тот час, но по некотором времени умрет, то надлежит о том свидетельствовать накрепко, что от тех побоев умер, или иная какая болезнь приключилась, и для того тот час по смерти его докторам взрезать мертвое тело и осмотреть, от чего ему смерть случилась» (ст. 108).
Во второй половине XVII в. зафиксированы первые случаи освидетельствования монахами психического состояния обвиняемых, получения справок и допросов докторов и лекарей о порядке употребления лекарств',
В 1733 г. в таких крупных центрах, как Санкт-Петербург, Москва и Рига, были утверждены штадт-физики (лица, выполнявшие функции судебных медиков). В 1737 году был утвержден институт городовых врачей для проведения судебно-медицинских обследований (освидетельствований). В 1797 году во всех губернских городах были учреждены врачебные управы, на которые возлагалось производство судебно-медицинских исследований, в том числе и вскрытие трупов.
Существенным моментом в становлении института сведущих лиц можно считать Свод законов уголовных 1832 г., где прямо в уголовный процесс вводилось понятие «сведущих людей». Причем речь идет не только о наличии самого термина, а о некой регламентации проведения исследования: осмотр трупа проводится согласно Врачебному уставу, указана цель проведения исследования, установлено требование формулировать ясные и конкретные вопросы, на которые необходимо дать ответ.
Устав уголовного судопроизводства 1864 г. развил положения, ранее закрепленные в Своде законов уголовных 1832 г. В нем были названы основные виды сведущих лиц: «врачи, фармацевты, профессора, учителя, техники, художники, ремесленники, казначеи и лица, продолжительными занятиями по какой-либо службе или части приобретшие особую опытность» (ст. 326).
Устав гражданского судопроизводства 1864 г. также содержал отдельные нормы, регламентирующие деятельность сведущих лиц. Так, на основании ст. 507 и ст. 515 суд был вправе по собственному усмотрению назначить осмотр на месте и истребовать заключение сведущих лиц.
После Октябрьской революции разрабатывается собственная нормативная база. В первые годы принимаются: постановление о правах и обязанностях государственных медицинских экспертов Нарком- здрава РСФСР, утвержденное в 1918 г. ; Положение о психиатрической экспертизе, утвержденное Наркомздравом в 1919 г. ; Положение о судебно-медицинских экспертах, утвержденное в 1921 г.
В последующем, с 20-х гг. XX в. термин «экспертиза» получает прочное законодательное закрепление в уголовно-процессуальном
и гражданском процессуальном законодательстве нашей прими (У11К РСФСР, ГПК РСФСР).
Современными основными источниками правового регулировании производства медицинских экспертиз являются:
- ГПК РФ;
- УПК РФ;
- КоАП РФ;
- ФЗ от 31 мая 2001 г. № 73-Ф3 «О государственной судебно-экспертной деятельности» (далее — Закон о государственной судебно- экспертной деятельности);
- ФЗ от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Различные государственные органы и должностные лица при рассмотрении и разрешении ряда юридических дел сталкиваются с необходимостью разрешения вопросов, требующих специальных медицинских знаний.
С этой целью функционирует особый институт права — институт сведущих лиц.
Сведущие лица — это лица, обладающие специальными знаниями и навыками, не заинтересованные в исходе дела, привлекаемые в установленном законом порядке в юрисдикционный процесс с целью содействия в разрешении дела и выполнения отдельных процессуальных действий.
Медицинские знания относят к одной из разновидностей специальных знаний, в силу этого факта лица, обладающие специальными медицинскими знаниями, могут быть непосредственно задействованы в работе тех или иных органов.
К формам использования специальных знаний или источникам специальных знаний относят: экспертизу и участие специалиста.
Экспертиза — это специальное исследование, проводимое сведущим лицом — экспертом с целью получения новых фактических данных (сведений), которые иным образом получены быть не могут.
Специалист дает консультации, сообщает научные положения, справочные данные из теории и практики соответствующей области человеческой деятельности. Он также может оказывать помощь в обнаружении фактических данных, фиксации следов, изъятии вещественных доказательств и образцов для исследования (совершает про-цессуально значимые действия, требующие специальной подготовки).
Наиболее регламентирована законодательством экспертная деятельность. Участие специалиста в деятельности юрисдикционных органов возможно в случаях, предусмотренных законом .
Медицинской экспертизой является проводимое в установленном порядке исследование, направленное на установление состояния здоровья гражданина, в целях определения его способности осуществлять трудовую или иную деятельность, а также установления причинно- следственной связи между воздействием каких-либо событий, факторов и состоянием здоровья гражданина.
Экспертизы в целом и экспертизы медицинские могут быть классифицированы по различным основаниям.
В зависимости от регламентации на уровне федерального закона, наличия либо отсутствия строгой процессуальной формы различают:
— судебные экспертизы;
— несудебные экспертизы.
В соответствии с ч. 2 ст. 58 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в Российской Федерации проводятся следующие виды медицинских экспертиз:
— экспертиза временной нетрудоспособности;
— медико-социальная экспертиза;
— военно-врачебная экспертиза;
— судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы;
— экспертиза профессиональной пригодности и экспертиза связи заболевания с профессией;
— экспертиза качества медицинской помощи.
Из названных законодателем медицинских экспертиз судебно- психиатрическая и судебно-медицинская экспертизы являются судебными, остальные — несудебными.
Судебная экспертиза — это основная и наиболее регламентированная, как отмечалось выше, разновидность экспертиз.
Термин «судебная экспертиза» означает, что имеется в виду не любая экспертиза, а используемая в гражданском или уголовном процес- се. Иными словами, судебная экспертиза — одна из разновидностей экспертизы вообще, обладающая особыми признаками, описанными и регламентированными в процессуальном законе (ГПК, УПК), т.е. характерной чертой судебной экспертизы является ее строгая процессуальная форма.
Основанием возникновения правоотношений по поводу судебной экспертизы являются юридические факты — процессуальные действия. Главный из них — определение (постановление) юрисдик- ционного органа или должностного лица о назначении экспертизы (например, постановление следователя или определение суда). Без вынесения строго определенного документа в установленном порядке невозможно возникновение данных общественных отношений.
Заключение эксперта как самостоятельное доказательство по возникшему гражданскому или уголовному делу может быть результатом
только судебной экспертизы, назначенной и проведенной в строгом соответствии с правилами действующего процессуального законодательства.
Заключение эксперта является самостоятельным доказательством по уголовному или гражданскому делу.
Судебная экспертиза — процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены перед экспертом судом, судьей, органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем, в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу.
Судебная медицинская экспертиза — это специальное медицинское исследование, проводимое сведущим лицом (врачом-экспертом или экспертной группой) в отношении человека — субъекта процессуальных правоотношений, или ситуации, назначенное судом (следователем) при наличии общего (процессуального) и специального (медицинского) оснований для получения судебного доказательства по делу — заключения эксперта (экспертов).
ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» не содержит понятий «судебно-медицинская экспертиза» и «су- дебно-психиатрическая экспертиза», ограничиваясь самой общей характеристикой судебной экспертизы и отсылкой к нормам специального законодательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 62 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» судебно-медицинская и судеб- но-психиатрическая экспертизы проводятся в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, в медицинских организациях экспертами в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной судебно-экспертной деятельности.
Действующее процессуальное законодательство и Закон о государственной судебно-экспертной деятельности позволяют классифицировать медицинские экспертизы, в первую очередь судебные, по ряду оснований.
По месту проведения экспертизы делят:
— экспертизу в судебном заседании;
— экспертизу, проводимую вне зала судебного заседания (амбулаторные или стационарные).
Выбор места проведения экспертизы во многом предопределен видом экспертизы и теми методами, которые необходимо применить для конкретного исследования. Медицинские экспертизы в судебном заседании проводятся крайне редко, проводимые таким образом ис
следования носят предварительный характер, что связано с особенностями человека как объекта экспертного исследования.
Наиболее часто назначается амбулаторная экспертиза, реже — стационарная. Данное деление имеет важное процессуальное значение, так как тесным образом связано с объемом и содержанием процессуальных прав и обязанностей личности (подэкспертного).
В случае возникновения при назначении или производстве судебно-медицинской либо судебно-психиатрической экспертизы необходимости стационарного обследования лица оно помещается в соответствующий медицинский стационар на основании постановления или определения о назначении судебной медицинской экспертизы.
Лица, содержащиеся под стражей, помещаются для производства судебной экспертизы в медицинские стационары, специально приспособленные для содержания в них указанных лиц.
Статья 30 ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» определяет сроки пребывания лица в медицинском стационаре.
Лицо может быть помещено в медицинский стационар для производства судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы на срок до 30 дней.
В случае необходимости по мотивированному ходатайству эксперта или комиссии экспертов срок пребывания лица в медицинском стационаре может быть продлен постановлением судьи районного суда по месту нахождения указанного стационара еще на 30 дней.
В исключительных случаях в том же порядке возможно повторное продление срока пребывания лица в медицинском стационаре. При этом общий срок пребывания лица в указанном стационаре при производстве одной судебной экспертизы не может превышать 90 дней.
В соответствии со ст. 31 ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» при производстве судебной экспертизы в отношении живых лиц запрещаются:
— ограничение прав, обман, применение насилия, угроз и иных незаконных мер в целях получения сведений от лица, в отношении которого производится судебная экспертиза;
— испытание новых лекарственных средств, методов диагностики, профилактики и лечения болезней, а также проведение биомедицинских экспериментальных исследований с использованием в качестве объекта лица, в отношении которого производится судебная экспертиза.
Медицинская помощь лицу, в отношении которого производится судебная экспертиза, может оказываться только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о здравоохранении.
В зависимости от последовательности различают: экспертизу первичную — впервые проводимое по делу и в этом объеме исследование; экспертизу вторичную.
Вторичные экспертизы, в свою очередь, делят (в зависимости от таких критериев как качество экспертизы и ее полнота): дополнительная судебная экспертиза; повторная судебная экспертиза.
Дополнительная — экспертиза, проводимая в случаях, когда первичная экспертиза признана неполной (не все объекты представлены, не все необходимые вопросы заданы и получили разрешение). Проведение такой экспертизы, как правило, поручается тому же эксперту, который проводил первичную экспертизу. В таком случае первичная экспертиза признается качественной, но неполной. Назначение дополнительных экспертиз, как правило, свидетельствует о дефекте работы лиц, поручающих производство экспертизы.
Повторная — экспертиза, которая назначается в случаях, когда первичная экспертиза не удовлетворила суд из-за необъективности, необоснованности выводов. Проведение такой экспертизы поручается другому эксперту или комиссии экспертов. Первичная экспертиза, таким образом, может быть признана судом по результатам ее исследования и оценки некачественной, что свидетельствует о низкой квалификации эксперта.
По численности различают: экспертизы, выполняемые единолично; экспертизы, выполняемые группой сведущих лиц.
Единоличная экспертиза — наиболее частая разновидность экспертизы, проводимая сведущим лицом лично.
По составу исполнителей (сведущих лиц) различают: экспертизы комиссионные; комплексные экспертизы.
Комиссионная — экспертиза, для которой характерно участие в исследовании одного объекта нескольких сведущих лиц — представителей одного рода экспертиз (соответствующих дисциплин, научных направлений). Как правило, подобная экспертиза необходима в сложных случаях (определение стойкой утраты трудоспособности, притворных или искусственных болезней, при самоповреждениях, «врачебных делах», некоторых дополнительных и повторных экспертиз).
Комиссия экспертов согласует цели, последовательность и объем исследований исходя из необходимости решения поставленных перед ней вопросов. При этом каждый эксперт независимо и самостоятельно проводит исследование, оценивает результаты, полученные им лично и другими экспертами, и формулирует выводы в пределах своих специальных знаний.
Комплексная экспертиза — это экспертиза, в производстве которой участвуют несколько сведущих лиц — экспертов, представляющих разные классы или роды экспертиз. Иными словами, комплексной
является экспертиза, в которой эксперты, специализирующиеся в разных классах или родах судебных экспертиз, заняты совместным решением одних и тех же вопросов. Итогом комплексного исследования является формулирование общих выводов. При этом каждый эксперт, участвующий в производстве комплексной экспертизы, подписывает ту часть заключения, которая содержит описание проведенных им исследований, и несет за нее ответственность. Общий вывод делают эксперты, компетентные в оценке полученных результатов и формулировании данного вывода.
В зависимости от характеристик экспертной организации, в которой производится экспертиза, можно различать: государственную судебную экспертизу; негосударственную судебную экспертизу.
Государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется в процессе судопроизводства государственными судебно-экспертными учреждениями и государственными судебными экспертами.
Негосударственная судебная экспертиза проводится вне государственных судебно-экспертных учреждений, лицами, обладающими специальными знаниями, но не являющимися государственными судебными экспертами. К таковым могут относиться сведущие лица, ранее работавшие в государственных экспертных учреждениях, сотруд-ники профильных кафедр (например, кафедр судебной медицины, психиатрии), не являющиеся штатными сотрудниками или сотрудниками по совместительству государственных экспертных учреждений. Они руководствуются в своей экспертной деятельности нормами действующего законодательства.
§ 2. Правовые основы производства судебных медицинских экспертиз
Судебно-медицинскую или судебно-психиатрическую экспертизу назначает следователь (по уголовному делу) или суд в случаях, если требуются специальные медицинские знания по делу, производство соответствующего специального исследования.
На практике при назначении судебной экспертизы обычно возникает опосредованная система правоотношений: юрисдикционный орган — экспертное учреждение — руководитель экспертного учреждения — эксперт — юрисдикционный орган. Иными словами, суд или следователь направляют процессуальный документ (определение, по-становление) руководителю экспертного учреждения, последний назначает конкретного эксперта (экспертов) для производства экспертизы по делу. В отдельных случаях с учетом поступивших ходатайств, мнения лица, назначившего исследование (судьи, следователя) может
указываться конкретный эксперт (эксперты) для производства экспертизы по делу.
УПК РФ и ГПК РФ регулируют правоотношения: юрисдикцион- ный орган (орган следствия, суд) — эксперт. Остальные отношения участников урегулированы нормами Закона о государственной судебно-экспертной деятельности, ведомственными нормативными актами.
Государственными судебно-экспертными учреждениями являются специализированные учреждения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, созданные для обеспечения исполнения полномочий судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей посредством организации и производства судебной экспертизы.
Государственные судебно-экспертные учреждения производят судебную экспертизу в соответствии с профилем, определенным для них соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Организация и производство судебной экспертизы могут осуществляться также экспертными подразделениями, созданными федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В случаях если производство судебной экспертизы поручается указанным экспертным подразделениям, они осуществляют функции, исполняют обязанности, имеют права и несут ответственность как государственные судебно-экспертные учреждения.
В России действует единая государственная система учреждений судебно-медицинской экспертизы, сложившаяся в советский период. Она представлена Российским Центром судмедэкспертизы и Бюро судмедэкспертизы в субъектах РФ.
Российский Центр судебно-медицинской экспертизы Министерства здравоохранения и социального развития РФ осуществляет:
— научно-методическое обеспечение производства судебно-медицинских экспертиз в РФ;
— профессиональную подготовку и повышение квалификации государственных судебно-медицинских экспертов;
— разработку нормативных документов, регламентирующих деятельность государственных судебно-медицинских экспертных учреждений;
— организацию, планирование и координацию научных исследований в области судебной медицины, судебной химии и судебной генетики;
— подготовку новых медицинских технологий;
— консультативную помощь судебно-медицинским экспертным учреждениям, правоохранительным органам Российской Федерации, адвокатам;
— практическую высокотехнологическую экспертную деятельность,
Основной объем судебно-медицинской деятельности в субъектах РФ осуществляется специализированным учреждениями здравоохранения — Бюро судебно-медицинской экспертизы органа управления здравоохранением соответствующего субъекта РФ.
Судебно-психиатрическая экспертная служба сложилась в 80-е гг. XX в., когда в ее структуру из МВД были переданы психиатрические стационары специального типа.
Она представлена Научным центром социальной и судебной психиатрии, федеральными и региональными государственными судеб- но-психиатрическими экспертными учреждениями.
Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского Министерства здравоохранения и социального развития РФ осуществляет:
— разработку научных и организационных проблем социальной и судебной психиатрии (включая правовые, этические, диагностические и лечебные вопросы оказания психиатрической помощи населению), совершенствования организации деятельности судебно-психи- атрической экспертной службы;
— научное обоснование системы профилактики общественно опасных действий психически больных и организации лечения лиц, освобождаемых от уголовной ответственности или наказания в связи с психическими расстройствами;
— обоснование и практическую реализацию методов медико-психологической профилактики психических расстройств и патологических форм поведения у несовершеннолетних;
— научно-методические обоснование и разработку системы медико-психологической и психиатрической помощи пострадавшим при стихийных бедствиях и катастрофах;
— изучение экологических, промышленных, профессиональных и культурных факторов в этиопатогенезе психических расстройств и разработка принципов их профилактики и лечения;
— разработку современных методов дифференциальной диагностики, профилактики и терапии пограничных психических и психосоматических расстройств на основе изучения их патогенеза и клинических проявлений;
— изучение механизмов развития психических заболеваний, разработка новых средств и методов терапии;
— судебно-психиатрическую экспертизу.
Судебно-психиатрическая экспертная служба субъектов РФ представлена совокупностью государственных судебно-психиатрических экспертных учреждений федерального подчинения и судебно-психиа- трических экспертных учреждений регионального уровня.
Судебно-психиатрические экспертные учреждения — это специализированные судебно-психиатрические подразделения, образуемые в структуре учреждений общепсихиатрического профиля — психиатрических больниц.
Указанные подразделения могут быть как амбулаторными, так и стационарными, причем последние имеют две разновидности — стационарные отделения для лиц, не содержащихся под стражей (бес- стражные отделения), и отделения для лиц, находящихся под стражей.
В отделениях судебно-психиатрической экспертизы государственных психиатрических учреждений проводится большинство экспертных исследований.
Экспертиза в отделениях СПЭ производится работающими в этих отделениях экспертами в порядке исполнения своих должностных обязанностей.
Руководитель государственного судебно-экспертного учреждения —
директор или начальник (заведующий) государственного судебно- экспертного учреждения либо приравненного к нему специализированного подразделения, осуществляющий функцию руководства при организации и производстве судебной экспертизы в соответствующем учреждении или подразделении.
Руководитель обязан:
— по получении постановления или определения о назначении судебной экспертизы поручить ее производство конкретному эксперту или комиссии экспертов данного учреждения, которые обладают специальными знаниями в объеме, требуемом для ответов на поставленные вопросы;
— разъяснить эксперту или комиссии экспертов их обязанности и права;
— по поручению органа или лица, назначивших судебную экспертизу, предупредить эксперта об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, взять у него соответствующую подписку и направить ее вместе с заключением эксперта в орган или лицу, которые назначили судебную экспертизу;
— обеспечить контроль за соблюдением сроков производства судебных экспертиз с учетом дат, установленных судами при назначении судебных экспертиз, полнотой и качеством проведенных исследований, не нарушая принцип независимости эксперта;
— по окончании исследований направить заключение эксперта, объекты исследований и материалы дела в орган или лицу, которые назначили судебную экспертизу;
— обеспечить условия, необходимые для сохранения конфиденциальности исследований и их результатов;
— не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с организацией и производством судебной экспертизы, в том числе сведения, которые могут ограничить конституционные права граждан, а также сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну.
Руководитель обязан обеспечить условия, необходимые для проведения исследований:
— наличие оборудования, приборов, материалов и средств информационного обеспечения;
— соблюдение правил техники безопасности и производственной санитарии;
— сохранность представленных объектов исследований и материалов дела.
Руководитель не вправе:
— истребовать без постановления или определения о назначении судебной экспертизы объекты исследований и материалы дела, необходимые для производства судебной экспертизы;
— самостоятельно без согласования с органом или лицом, назначившими судебную экспертизу, привлекать к ее производству лиц, не работающих в данном учреждении;
— давать эксперту указания, предрешающие содержание выводов по конкретной судебной экспертизе.
Руководитель вправе:
— возвратить без исполнения постановление или определение о назначении судебной экспертизы, представленные для ее производства объекты исследований и материалы дела, если в данном учреждении нет эксперта конкретной специальности, необходимой материально- технической базы либо специальных условий для проведения исследо-ваний, указав мотивы, по которым производится возврат;
— ходатайствовать перед органом или лицом, назначившими судебную экспертизу, о включении в состав комиссии экспертов лиц, не работающих в данном учреждении, если их специальные знания необходимы для дачи заключения;
— организовывать производство судебной экспертизы с участием других учреждений, указанных в постановлении или определении о назначении судебной экспертизы;
— передавать часть обязанностей и прав, связанных с организацией и производством судебной экспертизы, своему заместителю, а также руководителю структурного подразделения учреждения, которое он возглавляет;
— требовать от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, возмещения расходов в соответствии с действующим законодательством.
Государственным судебным экспертом является аттестованный работник государственного судебно-экспертного учреждения, производящий судебную экспертизу в порядке исполнения своих должностных обязанностей.
При производстве судебной экспертизы эксперт независим, он не может находиться в какой-либо зависимости от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, сторон и других лиц, заинтересованных в исходе дела.
Эксперт дает заключение, основываясь на результатах проведенных исследований в соответствии со своими специальными знаниями.
Эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме.
Не допускается воздействие на эксперта со стороны судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей и прокуроров, а также иных государственных органов, организаций, объединений и отдельных лиц в целях получения заключения в пользу кого-либо из участников процесса или в интересах других лиц.
Штатную должность государственного эксперта может занимать гражданин Российской Федерации, имеющий высшее профессиональное образование, прошедший подготовку и аттестацию по соответствующей специальности с учетом квалификационных требований и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации .
Приказ Минздравсоцразвития России от 7 сентября 2011 г. № 21754 «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим и средним профессиональным образованием учреждений здравоохранения» выделяет следующие врачебные экспертные должности: врач — судебно-меди- цинский эксперт; врач — судебно-психиатрический эксперт.
Врач — судебно-медицинский эксперт должен иметь высшее профессиональное образование по специальности «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медицинская биохимия», послевузовское и/или дополнительное профессиональное образование и сертификат специалиста по специальности «Судебно-медицинская экспертиза» .
Судебно-психиатрическую экспертизу проводят врачи-психиатры профильных отделений .
Врач-психиатр в настоящее время должен иметь высшее профессиональное образование по специальности «Лечебное дело», «Педиатрия», послевузовское профессиональное образование (интернатура и/или ординатура) и сертификат специалиста по специальности «Психиатрия».
Любой судебный эксперт имеет обязанности, а также права, позволяющие ему эффективно решать поставленные задачи.
Обязанности и права судебного эксперта определены процессуальными кодексами (УПК РФ, ГПК РФ) и Законом о государственной судебно-экспертной деятельности.
Эксперт обязан:
— принять к производству порученную ему руководителем соответствующего государственного судебно-экспертного учреждения судебную экспертизу;
— провести полное исследование представленных ему объектов и материалов дела, дать обоснованное и объективное заключение по поставленным перед ним вопросам;
— составить мотивированное письменное сообщение о невозможности дать заключение и направить данное сообщение в орган или лицу, которые назначили судебную экспертизу, если поставленные вопросы выходят за пределы специальных знаний эксперта, объекты исследований и материалы дела непригодны или недостаточны для проведения исследований и дачи заключения и эксперту отказано в их дополнении, современный уровень развития науки не позволяет ответить на поставленные вопросы;
— не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с производством судебной экспертизы, в том числе сведения, которые могут ограничить конституционные права граждан, а также сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;
— обеспечить сохранность представленных объектов исследований и материалов дела.
Эксперт не вправе:
— принимать поручения о производстве судебной экспертизы непосредственно от каких-либо органов или лиц, за исключением руководителя государственного судебно-экспертного учреждения;
— осуществлять судебно-экспертную деятельность в качестве негосударственного эксперта;
— вступать в личные контакты с участниками процесса, если это ставит под сомнение его незаинтересованность в исходе дела;
— самостоятельно собирать материалы для производства судебной экспертизы;
— сообщать кому-либо о результатах судебной экспертизы, за исключением органа или лица, ее назначивших;
— уничтожать объекты исследований либо существенно изменять их свойства без разрешения органа или лица, назначивших судебную экспертизу.
Эксперт вправе:
— ходатайствовать перед руководителем соответствующего государственного судебно-экспертного учреждения о привлечении к производству судебной экспертизы других экспертов, если это необходимо для проведения исследований и дачи заключения;
— делать подлежащие занесению в протокол следственного действия или судебного заседания заявления по поводу неправильного истолкования участниками процесса его заключения или показаний;
— обжаловать в установленном законом порядке действия органа или лица, назначивших судебную экспертизу, если они нарушают права эксперта.
Кроме того, следует учитывать ряд ограничений при организации и производстве судебной экспертизы.
Государственному судебно-экспертному учреждению не может быть поручено производство судебной экспертизы, а в случаях, когда указанное производство начато, оно немедленно прекращается, если установлены обстоятельства, подтверждающие заинтересованность в исходе дела руководителя данного учреждения.
Эксперт подлежит отводу от участия в производстве судебной экспертизы, а если она ему поручена, обязан немедленно прекратить ее производство при наличии оснований, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации.
В уголовном процессе эксперт отводится по следующим основаниям:
— является потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком или свидетелем по данному уголовному делу;
— участвовал в качестве присяжного заседателя, переводчика, понятого, секретаря судебного заседания, защитника, законного представителя подозреваемого, обвиняемого, представителя потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика в производстве по данному уголовному делу;
— является близким родственником или родственником любого из участников производства по данному уголовному делу;
— если он находился или находится в служебной или иной зависимости от сторон или их представителей;
— если обнаружится его некомпетентность.
По аналогичным основаниям эксперт подлежит отводу и в гражданском процессе.
В производстве судебной экспертизы в отношении живого лица не может участвовать врач, который до ее назначения оказывал указанному лицу медицинскую помощь. Указанное ограничение действует также при производстве судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы, осуществляемой без непосредственного обследования лица.
Производство судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертиз регулируется ведомственными актами.
По итогам проведенного исследования экспертом (экспертами) готовится заключение эксперта — письменный документ, отражающий ход и результаты исследований.
На основании проведенных исследований с учетом их результатов эксперт от своего имени или комиссия экспертов дают письменное заключение и подписывают его. Подписи эксперта или комиссии экспертов удостоверяются печатью государственного судебно-экспертного учреждения.
В заключении эксперта или комиссии экспертов должны быть отражены:
— время и место производства судебной экспертизы;
—