Правовое регулирование репродуктивных технологий.

§ 1. Понятие и сущность репродуктивных технологий

Искусственная инсеминация, донорство эмбриональных клеток, суррогатное материнство уже стали повседневной реальностью. Ведутся научные разработки по клонированию человека.

Назовем некоторые ключевые даты:

— 1891 г. — В. Хип осуществил успешный перенос эмбриона от од-ной самки кролика другой с последующим рождением потомства;

— 1926-1929 гг. — открытие Б. Зондек гонадотропной функции ги-пофиза;

— 1920-1940 гг. — начало практического использования внутрима- точной инсеминации спермой мужа и донора;

— 1931 г. — идентифицирована молекула таких гормонов, как ФСГ и ЛГ;

— 1936 г. — идентифицирована молекула эстрадиола;

— 1951 г. — М. К. Чанг начал разработку сред и условий для культивирования гамет и эмбрионов in vivo;

— 1959 г. — М. К. Чанг впервые оплодотворил яйцеклетки кролика- донора в культуре, перенес их в полость матки кролика-реципиента и получил потомство;

— 1959 г. — Р. Елоу разработал метод объективного измерения концентрации гормонов;

— 1960 г. — начало активного применения оперативной лапароско-пии, в том числе с целью реконструктивных операций на маточных трубах, и получения яйцеклеток;

— 1963 г. — начало применения кломифенцитрата с целью индук-ции овуляции у женщин с ановуляцией;

— 1968 г. — начало совместной работы эмбриолога Р. Г. Эдвардса с гинекологом П. К. Стептоу — разработка способов получения ооци- тов из фолликулов во время лапароскопии, совершенствование сред и условий культивирования гамет и эмбрионов;

— 1975 г. — Р. Г. Эдварде и П. К. Стептоу получили первую эктопическую, беременность после ЭКО;

— 1978 г. — рождение первого в мире «ребенка из пробирки», Луизы Браун; 

— 1983 г. — первые роды после переноса размороженных эмбрио-нов, полученных in vivo;

— 1989 г. — первое сообщение о беременности, наступившей после переноса эмбрионов суррогатной матери;

— 1998 г. — первый случай рождения клонированного животного — овечки Долли, осуществленный А. Вилмут и коллегами .

В СССР активно начались работы в этом направлении в конце 50-х начале 60-х гг. XX в. В клиническую практику вспомогательные репродуктивные технологии стали внедряться в 1980-е гг.

Как можно убедиться, в мире и нашей стране потребность в пра-вовом регулировании отношений по поводу репродукции человека усилилась в последние несколько десятилетий в связи с научно-тех- ническим прогрессом, развитием биотехнологий, появлением прак-тических возможностей человечества по воссозданию себе подобных в искусственных условиях. Исключение касается только одного аспек-та вмешательства в репродуктивную сферу человека, а именно — про-изводства операций по искусственному прерыванию беременности .

Начало формирования законодательства в сфере репродуктивных технологий пришлось на 90-е гг. XX столетия.

В Основах законодательства Российской Федерации об охране здо-ровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1 появился разд. VII «Меди-цинская деятельность по планированию семьи и регулированию ре-продуктивной функции человека».

Данным законом закреплялись общие положения об искусственном оплодотворении и имплантации эмбриона, искусственном прерывании беременности и медицинской стерилизации. Более детально соответствующие правоотношения были урегулированы на уровне ве-домственных актов.

Репродуктивное здоровье — это состояние физического, духовного и социального благосостояния, а не просто отсутствие заболевания или немощи во всем, что касается репродуктивной системы организма и ее нормального функционирования .

Репродуктивное здоровье — неотъемлемый элемент здоровья гражданина. Биологическая сущность любого живого существа проявляет

ся именно через репродуктивную составляющую, через продолжение рода.

Человеческая цивилизация прошла разные этапы в регулировании репродуктивного поведения человека: от полного отсутствия воздей-ствия на эту сферу человеческого бытия до довольно жесткого влияния на рассматриваемую сферу посредством сначала норм морали и религии, затем права.

Право на репродукцию и репродуктивное здоровье стало особо значимым феноменом в последнее столетие в связи с некоторым осла-беванием влияния религии и морали на поведение человека, с одной стороны, а с другой — усилением роли права. Эти права стали получать закрепление не только в текущем законодательстве, но и на уровне конституций отдельных государств.

Концепция репродуктивных прав получила закрепление и развитие в ряде международных документов: Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) Декларации Международной конференции ООН по правам человека (Тегеран, 1968 г.), Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 г.), Конвенции ООН о правах ребенка (1989 г.).

Репродуктивные нормы, как и любые другие социокультурные нормы, усваиваются личностью в качестве средств ориентации по-ведения и образуют основу внутреннего контроля, обеспечивающего согласованность разного рода действий и поступков, имеющих отно-шение к рождению определенного числа детей .

Основным источником правового регулирования отношений в сфере репродукции человека в настоящее время является ФЗ от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Отдельные нормы, опосредующие отношения в сфере репродук-тивных технологий, имеются в Семейном кодексе РФ и Гражданском кодексе РФ, ведомственных актах.

Следует также назвать ФЗ от 20 мая 2002 г. № 54-ФЗ «О временном запрете на клонирование человека», которым вводится временный за-прет на клонирование человека, а именно до дня вступления в силу федерального закона, устанавливающего порядок использования тех-нологий клонирования организмов в целях клонирования человека.

В практическом плане реализация права на репродуктивное здоровье подразумевает:

— безопасное и эффективное предохранение от нежелательной беременности (в том числе возможность доступа и выбор методов и средств контрацепции); 

— безопасное прерывание беременности;

— безопасную беременность и уход до родов, в период родов и по-сле родов;

— лечение бесплодия;

— лечение заболеваний репродуктивной сферы;

— лечение заболеваний, передающихся половым путем.

Действующее российское законодательство в настоящее время

четко не закрепляет каталога репродуктивных прав.

Анализ ряда международных документов позволяет определять репродуктивные права как совокупность следующих прав:

— право супружеских пар и индивидов на свободный выбор и сво-бодное определение числа, времени и периодичности рождения детей;

— право граждан на получение исчерпывающей информации по вопросам репродуктивного здоровья;

— право на охрану репродуктивного здоровья;

— право на свободу от дискриминации, произвола и насилия при принятии и осуществлении ими решений в области воспроизводства и оказании медицинской и иной помощи в сфере репродуктивного здоровья;

— право на свободный доступ к медицинским учреждениям, от-ветственным за поддержание репродуктивного здоровья, и к службам планирования семьи;

— право на бесплатную и доступную медицинскую помощь на всех стадиях беременности;

— право на бесплатную и доступную медицинскую и иную помощь при родах и в послеродовой период;

— право на профилактику и лечение бесплодия;

— право на медицинскую и иную помощь при искусственном оплодотворении;

— право на искусственное прерывание беременности, а также на лечение последствий осложненного аборта;

— право на получение услуг служб планирования семьи;

— право на бесплатное лечение и медицинскую помощь в госу-дарственных медицинских учреждениях инфекционных и иных за-болеваний, передаваемых половым путем;

— право на конфиденциальность, доступность и высокое качество обслуживания при обращении в медицинские учреждения, от-ветственные за репродуктивное здоровье граждан, и в службы плани-рования семьи;

— право на доступ ко всем современным методам и средствам поддержания репродуктивного здоровья и регулирования рождаемо-сти, а также на всеобъемлющую информацию о них; 

— право на пользование достижениями научного прогресса в обла-сти репродуктивного здоровья и рождаемости;

— право на гуманное обращение при обращении в медицинские учреждения и иные службы, уважение чести и достоинства, нравствен-ных, религиозных и иных взглядов и убеждений, национальной и со-циальной принадлежности, пола, возраста, сексуальной ориентации и иных особенностей;

— право на защиту от любых произвольных и насильственных дей-ствий и намерений со стороны учреждений, должностных лиц, отдель-ных граждан, нарушающих репродуктивные права граждан и нанося-щие ущерб их репродуктивному здоровью1.

В Украине репродуктивные права закреплены в ст. 281 ГК Украи-ны. В частности, закреплены следующие права:

— направленные на возобновление репродуктивной функции (ле-чение бесплодия, искусственное оплодотворение, имплантация эм-бриона);

— поддержка репродуктивной функции (профилактическое лечение);

— снижение (использование контрацептивных средств) или при-остановление репродуктивной функции (искусственное прерывание беременности);

— прекращение репродуктивной функции (проведение стерилизации).

Репродуктивные технологии — это комплекс различных медицинских технологий, оказывающих непосредственное влияние на репродуктивную сферу лица, его репродуктивное здоровье.

В литературе и законодательстве выделяют понятие «вспомогательные репродуктивные технологии».

Вспомогательные репродуктивные технологии — собирательное понятие, включающее в себя комплекс мероприятий, направленных на лечение женского и мужского бесплодия.

Иными словами, вспомогательные репродуктивные технологии — наиболее значимая и сложная в настоящее время группа медицинских технологий, направленная на решение ограниченного круга проблем пациентов, а именно проблем, связанных с бесплодием, невозможно-стью продолжения рода.

Вспомогательные репродуктивные технологии — это методы терапии бесплодия, при которых отдельные или все этапы зачатия и раннего развития эмбрионов осуществляются вне организма . 

Вспомогательные репродуктивные технологии включают: экстра-корпоральное оплодотворение и перенос эмбрионов в полость матки, инъекцию сперматозоида в цитоплазму ооцита, донорство спермы, донорство ооцитов, суррогатное материнство, преимплантационную диагностику наследственных болезней, искусственную инсеминацию спермой мужа (донора).

В соответствии с ч. 1 ст. 51 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право по медицинским показаниям на консультации без взимания платы по вопросам планирования семьи, наличия социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, по медико-психологическим аспектам семейно-брачных отношений, а также на медико-генетические и другие консультации и обследования в медицинских организациях государственной системы здравоохранения в целях предупреждения возможных наследственных и врожденных заболеваний у потомства.

Данной статьей определен круг возможных вопросов, по которым осуществляется консультирование населения (планирование семьи, наличие социально значимых заболеваний, наличие заболеваний, представляющих опасность для окружающих, медико-психологические аспекты брачных отношений, медико-генетическое консультирование).

Следует также упомянуть ч. 1 ст. 15 Семейного кодекса РФ «Меди-цинское обследование лиц, вступающих в брак». В соответствии с ней медицинское обследование лиц, вступающих в брак, а также консуль-тирование по медико-генетическим вопросам и вопросам планиро-вания семьи проводятся учреждениями государственной и муници-пальной системы здравоохранения по месту их жительства бесплатно и только с согласия лиц, вступающих в брак.

Кроме того, в силу ч. 3 ст. 15 СК РФ в случае, если одно из лиц, вступающих в брак, скрыло от другого лица наличие венерической бо-лезни или ВИЧ-инфекции, последнее вправе обратиться в суд с требо-ванием о признании брака недействительным.

В середине 90-х гг. XX в. в России активно создавались центры планирования семьи и репродукции человекана которые возложены

функции по охране репродуктивного здоровья и оказанию соответ-ствующих медицинских услуг населению (гинекология, андрология, перинатология, медико-генетическое консультирование и др.).

Статьей 52 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» закреплены права беременных женщин и матерей в сфере охраны здоровья. В соответствии с ч. 2 ст. 52 Закона каждая женщина в период беременности, во время родов и после родов обеспечивается медицинской помощью в медицинских организациях в рамках про-граммы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Представляет несомненный интерес также новелла закона, предус-матривающая право отца или иного члена семьи присутствовать при рождении ребенка.

В соответствии с ч. 2 ст. 51 ФЗ «Об основах охраны здоровья граж-дан в Российской Федерации» отцу ребенка или иному члену семьи предоставляется право при наличии согласия женщины с учетом со-стояния ее здоровья присутствовать при рождении ребенка, за исклю-чением случаев оперативного родоразрешения, при наличии в учреж-дении родовспоможения соответствующих условий (индивидуальных родовых залов) и отсутствии у отца или иного члена семьи инфекци-онных заболеваний. Реализация такого права осуществляется без взи-мания платы с отца ребенка или иного члена семьи.

В большинстве случаев оказания медицинской помощи гражданам, имеющим те или иные проблемы в сфере репродуктивного здоровья, действует общий правовой режим оказания медицинской помощи (медицинских услуг). Чаще всего различие между ними проводится лишь по условиям финансирования оказываемых видов помощи.

Так, законодатель в ч. 1 ст. 51 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» закрепляет принцип безвозмезд

ности консультирования населения по ограниченному кругу вопросоп в организациях государственной системы здравоохранения.

Бесплатно в рамках программы государственных гарантий ока-зывается медицинская помощь женщинам в период беременности, во время родов и послеродовый период (ч. 2 ст. 52 ФЗ «Об основах ох-раны здоровья граждан в Российской Федерации»),

Одному из родителей, иному члену семьи или иному законному представителю предоставляется право на бесплатное совместное на-хождение с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях в течение всего пери-ода лечения независимо от возраста ребенка.

При совместном нахождении в медицинской организации в стаци-онарных условиях с ребенком до достижения им возраста четырех лет, а с ребенком старше данного возраста — при наличии медицинских показаний плата за создание условий пребывания в стационарных условиях, в том числе за предоставление спального места и питания, с указанных лиц не взимается (ч. 3 ст. 51 ФЗ «Об основах охраны здо-ровья граждан в Российской Федерации»).

Для реализации отдельных медицинских манипуляций в данной области медицины, общих норм, регулирующих медицинскую дея-тельность, порой оказывается недостаточно. Поэтому появляются специальные правовые режимы оказания отдельных видов медицин-ской помощи (услуг).

Наши рекомендации