Правовые основы предупреждения
распространения заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека
Вирус иммунодефицита был открыт в 1983 г. в двух лабораториях: в институте Пастера во Франции (под руководством JI. Монтанье) и в национальном институте рака США (под руководством Р. Галло).
В России первый случай заболевания СПИДом был официально зарегистрирован в 1987 г.
В 1989 году из-за небрежности медперсонала в больницах Волгограда, Нижнего Новгорода и Элисты было заражено ВИЧ-инфекцией более 200 детей.
В 1990 году в России создается сеть специализированных центров для профилактики и лечения ВИЧ / СПИД.
ВИЧ-инфекция — это хроническое заболевание, вызываемое вирусом иммунодефицита человека.
ВИЧ-инфицированные — лица, зараженные вирусом иммунодефицита человека.
ВИЧ-инфекция — длительно текущая инфекционная болезнь, раз-вивающаяся в результате инфицирования вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ). Важной особенностью ВИЧ является способность поражать и вызывать гибель некоторых клеток иммунной системы, н результате чего развивается и медленно прогрессирует иммунодефи- цитное состояние (откуда и название заболевания).
СПИД — это болезнь, синдром приобретенного иммунодефицита, являющийся следствием ВИЧ-инфекции.
На фоне ослабления иммунной системы происходит стойкое снижение способности организма противостоять инфекциям, что ведет к возникновению и развитию различных заболеваний. В среднем от заражения ВИЧ-инфекцией до развития СПИДа без лечения проходит 5-10 лет.
Болезнь, вызываемая вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), является хронической вирусной инфекцией, возбудитель которой передается от человека к человеку половым путем, при парентеральном введении инфицированных материалов (переливаний инфицированной крови и пересадке донорских органов и тканей, использовании загрязненного инструментария при медицинских и немедицинских манипуляциях, внутривенном введении наркотических средств), вертикальным путем от матери к плоду во время беременности и родов, к ребенку при грудном вскармливании.
В настоящее время не существует методов лечения, позволяющих полностью излечить больного ВИЧ-инфекцией. Однако имеется возможность остановить размножение вируса в организме, остановить прогрессирование заболевания.
Основным источником правового регулирования деятельности по предупреждению распространения заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека, является ФЗ от 30 марта 1995 г. № ЗВ-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» (далее — Закон о ВИЧ-инфекции) и принятые на его основе подзаконные акты.
Законом о ВИЧ-инфекции закреплены следующие гарантии:
— регулярное информирование населения, в том числе через средства массовой информации, о доступных мерах профилактики ВИЧ- инфекции;
— эпидемиологический надзор за распространением ВИЧ-инфекции на территории Российской Федерации;
— производство средств профилактики, диагностики и лечения ВИЧ-инфекции, а также контроль за безопасностью медицинских
препаратов, биологических жидкостей и тканей, используемых в диаг ностических, лечебных и научных целях;
— доступность медицинского освидетельствования для выявления ВИЧ-инфекции (далее — медицинское освидетельствование), в том числе и анонимного, с предварительным и последующим консульти рованием и обеспечение безопасности такого медицинского освидс ■ тельствования как для освидетельствуемого, так и для лица, проводящего освидетельствование;
— предоставление медицинской помощи ВИЧ-инфицирован ным — гражданам Российской Федерации в соответствии с Програм - мой государственных гарантий оказания гражданам Российской Феде • рации бесплатной медицинской помощи;
— развитие научных исследований по проблемам ВИЧ-инфекции;
— включение в учебные программы образовательных учреждений тематических вопросов по нравственному и половому воспитанию;
— социально-бытовая помощь ВИЧ-инфицированным — гражданам Российской Федерации, получение ими образования, их переквалификация и трудоустройство;
— подготовка специалистов для реализации мер по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции;
— развитие международного сотрудничества и регулярный обмен информацией в рамках международных программ предупреждения распространения ВИЧ-инфекции;
— обеспечение бесплатными медикаментами для лечения ВИЧ-инфекции в амбулаторных условиях в федеральных специализированных медицинских учреждениях в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а в учреждениях здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Субъектами рассматриваемых правоотношений являются пациенты и медицинские организации.
Пациенты имеют право на:
— медицинское освидетельствование на ВИЧ;
— получение информации о результатах медицинского освидетель-ствования;
— оказание всех видов медицинской помощи по клиническим показаниям;
— меры социальной поддержки.
Медицинское освидетельствование — одна из разновидностей меди-цинского вмешательства. Применительно к рассматриваемому вопросу оно заключается в получении биологических образцов и их последующего лабораторного исследования.
Стандартным методом диагностики ВИЧ-инфекции в России служит определение антител к ВИЧ. Для проведения этого исследования используются диагностические наборы, зарегистрированные и разрешенные Минздравсоцразвития России к применению на территории РФ, позволяющие определять антитела к ВИЧ-1 и ВИЧ-2 всех известных субтипов. Результаты анализа обычно расцениваются как положительные и отрицательные.
Диагноз ВИЧ-инфекции не может быть поставлен на основании одного лишь лабораторного анализа. Для постановки диагноза ВИЧ- инфекции необходимо использовать лабораторные, эпидемиологические и клинические критерии.
Различают добровольное и обязательное медицинское освидетель-ствование на ВИЧ.
Медицинское освидетельствование, по общему правилу, проводится добровольно.
Лицо, проходящее медицинское освидетельствование, имеет право на присутствие при этом своего законного представителя.
Медицинское освидетельствование несовершеннолетних в возрасте до 14 лет и лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными, может проводиться по просьбе или с согласия их законных представителей, которые имеют право присутствовать при проведении медицинского освидетельствования.
По желанию освидетельствуемого лица добровольное медицинское освидетельствование может быть анонимным.
Медицинское освидетельствование граждан проводится с предва-рительным и последующим консультированием по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции.
Медицинское освидетельствование может проводиться в организациях государственной, муниципальной или частной системы здравоохранения.
В силу ч. 7 ст. 7 Закона о ВИЧ-инфекции в учреждениях государственной системы здравоохранения медицинское освидетельствование граждан Российской Федерации проводится бесплатно.
Выдача официального документа о наличии или об отсутствии ВИЧ- инфекции у освидетельствуемого лица осуществляется только учреждениями государственной или муниципальной системы здравоохранения.
Лицо, прошедшее освидетельствование, имеет право на повторное медицинское освидетельствование в том же учреждении, а также в ином учреждении государственной, муниципальной или частной системы здравоохранения по своему выбору независимо от срока, прошедшего с момента предыдущего освидетельствования.
Обязательному медицинскому освидетельствованию подлежат:
— доноры крови, биологических жидкостей, органов и тканей;
— работники отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, перечень которых утверждается уполно-моченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти .
Следует также обратить внимание на то, что в соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона о ВИЧ-инфекции иностранные граждане и лица без гражданства, прибывающие в Российскую Федерацию на срок свыше трех месяцев, должны иметь сертификат об отсутствии у них ВИЧ- инфекции, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации (сертификат предъявляется при их обращении за визой на въезд в Россию) . Данное положение не распространяется на сотрудников дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, сотрудников международных межправительственных организаций и членов их семей. Аналогичные требования могут быть установлены и для граждан Российской Федерации, выезжающих в некоторые страны.
ВИЧ-инфицированные имеют право на получение информации о ре-зультатах медицинского освидетельствования. Лицо, у которого выявлена ВИЧ-инфекция, уведомляется работником учреждения, проводившего медицинское освидетельствование, о результатах освидетельствования и необходимости соблюдения мер предосторожности с целью исключения распространения ВИЧ-инфекции, о гарантиях соблюдения прав и свобод ВИЧ-инфицированных, а также об уголовной ответственности за поставление в опасность заражения либо заражение другого лица (ст. 122 УК РФ).
В случае выявления ВИЧ-инфекции у несовершеннолетних в возрасте до 18 лет, а также у лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными, медицинские работники уведомляют об этом родителей или иных законных представителей указанных лиц.
ВИЧ-инфицированным оказываются на общих основаниях все виды медицинской помощи по клиническим показаниям, при этом они пользуются всеми правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан.
Медико-социальная помощь оказывается медицинскими, социальными работниками и иными специалистами в учреждениях го
сударственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также в учреждениях системы социальной защиты населения.
Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предо-ставляется гражданам в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной ме-дицинской помощи .
Администрации учреждений государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, оказывающих амбулаторную и стационарную медицинскую помощь, обязаны создать условия для реализации предусмотренных законом прав ВИЧ-инфицированных, а также для предупреждения распространения ВИЧ-инфекции.
Следует отметить, что организацию паллиативной помощи больным ВИЧ-инфекцией в субъектах Российской Федерации обеспечивают руководители территориальных центров по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями (Центр СПИД)1.
Паллиативная помощь больным ВИЧ-инфекцией может осуществляться:
— отделением медико-социальной реабилитации и правовой помощи, клинико-диагностическим отделением территориального центра СПИД;
— кабинетом инфекционных заболеваний амбулаторно-псшикли- нических и стационарно-поликлинических учреждений;
— палатами паллиативной помощи в отделениях инфекционной, туберкулезной, наркологической или многопрофильной больниц;
— отделением паллиативной помощи больным ВИЧ-инфекцией инфекционной, туберкулезной, наркологической или многопрофильной больницы;
— наркологическим реабилитационным центром;
— центром общей врачебной (семейной) практики;
— медико-социальным отделением центров и комплексных центров социального обслуживания;
— хосписом;
— больницей сестринского ухода;
— учреждениями здравоохранения, обеспечивающими лечение хронического болевого синдрома и паллиативную помощь больным с наличием морфологически подтвержденного диагноза распространенной формы злокачественного новообразования.
Для оказания паллиативной помощи больным ВИЧ-инфекцией рекомендуется привлекать следующих специалистов: врач-инфекционист (либо врач-терапевт); врач-психотерапевт и / или медицинский психолог; врач-психиатр-нарколог; специалист по социальной работе; медицинская сестра (патронажная); социальный работник.
Главой 3 Закона о ВИЧ-инфекции закреплены меры социальной под-держки ВИЧ-инфицированных и членов их семей.
В силу ст. 17 Закона о ВИЧ-инфекции не допускаются увольнения с работы, отказ в приеме на работу, отказ в приеме в образовательные учреждения и учреждения, оказывающие медицинскую помощь, а также ограничение иных прав и законных интересов ВИЧ- инфицированных на основании наличия у них ВИЧ-инфекции, равно как и ограничение жилищных и иных прав и законных интересов членов семей ВИЧ-инфицированных, если иное не предусмотрено Законом о ВИЧ-инфекции.
Статьей 18 Закона о ВИЧ-инфекции закреплены права родителей, дети которых являются ВИЧ-инфицированными, а также иных законных представителей ВИЧ-инфицированных — несовершеннолетних.
Родители, дети которых являются ВИЧ-инфицированными, а также иные законные представители ВИЧ-инфицированных-несовер- шеннсшетних имеют право на:
— совместное пребывание с детьми в возрасте до 15 лет в стационаре учреждения, оказывающего медицинскую помощь, с выплатой за это время пособий по государственному социальному страхованию;
— сохранение непрерывного трудового стажа за одним из родителей или иным законным представителем ВИЧ-инфицированного — несовершеннолетнего в возрасте до 18 лет в случае увольнения по уходу за ним и при условии поступления на работу до достижения несовершеннолетним указанного возраста; время ухода за ВИЧ инфицированным — несовершеннолетним включается в общий трудовой стаж.
ВИЧ-инфицированным — несовершеннолетним в возрасте до 18 лет в соответствии со ст. 19 Закона о ВИЧ-инфекции назначаются социальная пенсия, пособие и предоставляются меры социальной поддержки, установленные для детей-инвалидов законодательством Российской Федерации, а лицам, осуществляющим уход за ВИЧ-инфицированными-несовершеннолетними, выплачивается пособие по
уходу за ребенком-инвалидом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Юридическая ответственность. Нарушение Закона о ВИЧ-инфекции в соответствии со ст. 24 влечет за собой в установленном порядке дисциплинарную, административную, уголовную и гражданско- правовую ответственность. Иными словами, норма закона является отсылочной. Санкции за нарушение данных норм устанавливаются законодательством РФ о гражданско-правовой, административной, уголовной и дисциплинарной ответственности.
Из специальных норм следует отметить ст. 6.1 КоАП РФ и ст. 122 УК РФ.
В соответствии со ст. 6.1 КоАП РФ сокрытие лицом, больным ВИЧ-инфекцией, источника заражения, а также лиц, имевших с указанным лицом контакты, создающие опасность заражения этими заболеваниями, — влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 1 тыс. руб.
Данное административное правонарушение совершается только в форме бездействия. Оконченным правонарушение считается с момента сокрытия обстоятельств, упомянутых выше. Если виновный заразит другое лицо ВИЧ-инфекцией, а равно заведомо поставит его в опасность заражения ВИЧ-инфекцией, то наступает ответственность по ст. 122 УК.
В соответствии с ч. 1 ст. 122 УК РФ заведомое поставление другого лица в опасность заражения ВИЧ-инфекцией наказывается ограничением свободы на срок до трех лет либо принудительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.
В силу ч. 2 ст. 122 УК РФ заражение другого лица ВИЧ-инфекцией лицом, знавшим о наличии у него этой болезни, — наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.
Часть 4 ст. 122 УК РФ содержит самостоятельный состав. Заражение другого лица ВИЧ-инфекцией вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Субъектом преступления является только лицо, совершающее заражение ВИЧ-инфекцией вследствие ненадлежащего исполнения своих профессиональных обязанностей. Речь идет прежде всего о медицинских работниках. Практика знает случаи заражения ВИЧ-инфекцией
в результате несоблюдения медицинским персоналом правил подготовки медицинских приборов и оборудования к повторному использованию (некачественная стерилизация шприцев, игл, скальпелей, катетеров и пр.), повторного использования одноразовых шприцев, нарушения правил переливания крови и т.д.
Должностные лица медицинских учреждений, не обеспечившие соблюдение указанных правил, если это повлекло заражение ВИЧ-ин- фекцией, несут ответственность за халатность (ч. 2 ст. 293 УК).
ГЛАВА 8. Правовые основы донорства и трансплантации
Понятие и виды донорства.
Правовые основы донорства.
§ 3, Правовые основы трансплантации.
§ 1. Понятие и виды донорства
Слово донорство изначально означало отказ здорового человека (донора) от части своей крови в пользу больного, который нуждается м переливании (восполнении) крови.
Донорство традиционно рассматривают как пожертвование в поль-зу потенциального больного, нуждающегося в крови.
Еще в древности кровь считалась источником жизненной силы, использовалась как лечебное, исцеляющее, омолаживающее и чудо-действенное средство. В Древней Греции Гиппократ кровь здоровых людей давал пить больным с расстройством психики, больные эпилеп-сией и старики пили кровь умирающих гладиаторов, кровь принимали и как омолаживающее средство. Довольно часто принимали внутрь и кровь животных, поэтому за египетскими войсками повсеместно следовало целое стадо баранов как источник необходимой крови для лечения раненых и больных воинов.
В 1900 году венский бактериолог К. Ландштейнер (впоследствии лауреат Нобелевской премии) сделал открытие о том, что кровь раз- пичных людей разделяется по признаку групповой принадлежности (система групп крови АВО). Ландштейнер открыл три группы крови.
В 1907 и 1910 гг. ученые Лански и Масс выделили IV группу крови.
В 1940 году К. Ландштейнером и А. Вейнером был обнаружен ре- •iyc-фактор-антиген (белок), который находится на поверхности крас-ных кровяных телец (эритроцитов). Резус-фактор — это сложная си-стема, включающая более 40 антигенов.
На данный момент изучены и охарактеризованы десятки группо- пых антигенных систем крови, таких как системы Даффи, Келл, Льюис и др. Количество изученных и охарактеризованных групповых систем крови постоянно растет.
Переливание крови или ее компонентов жизненно необходимо при фавмах, ожогах, некоторых других заболеваниях (онкологических, болезнях крови и сосудов). Искусственной альтернативы продуктам крови на данный момент не существует. Существующие заменители крови решают возникающие клинические проблемы лишь частично. Считается, что для стабильной работы сферы здравоохранения необ
ходимо иметь 40-50 доноров на 1 тыс. населения страны. Для сравне ния: в России — 12-14 доноров (в СССР — 40-50); в странах Европей ского Союза — 40; в США — 60.
Точного определения донорства до настоящего времени нет. Если на начальных этапах развития донорства оно рассматривалось ис ключительно как пожертвование неопределенному больному, граж-данский долг и проч., то сегодня не только в России, но и ряде других стран ситуация изменилась.
В последние годы в нашей стране в связи с изменением принципом хозяйствования (развитие рыночной экономики), снижением сопи альной нагрузки со стороны государства развивается возмездное донор ство. Кроме того, нередко можно на практике встретить примеры, ког« да кровь сдается под конкретного пациента. В последние годы в свят с ростом общего уровня образованности, доходов отдельных групп ни селения развивается и так называемое аутодонорство — т. е. сдача и последующая консервация собственной крови. Переливание собственной крови нуждающемуся пациенту предпочтительнее по ряду оснований нет риска иммунологических, аллергических реакций на чужеродную кровь; нет риска инфицирования отдельными болезнями.
Переливание собственной крови обычно используется как мены подготовки пациента к большим операциям или родам.
Донорство крови и ее компонентов исторически получило распро-странение первым. Однако в настоящее время термин «донорство, применяется не только к случаям распоряжения личностью своей кро вью, но и другими человеческими тканями и органами. Из видового понятия донорство переросло в родовое понятие. Донорство органон и тканей (в том числе крови) человека становится одной из необхо-димых и обязательных стадий лечебного процесса, направленного на спасение жизни человека. Отдельные виды донорства имеют своей целью зачатие .
Трансплантология — раздел медицины, изучающий проблеми трансплантации (пересадки) органов и тканей. Трансплантология кпк наука, как сфера теоретических и экспериментальных разработок, кип практическая дисциплина сравнительно молода и насчитывает немно го более 100 лет. Однако уже сегодня она включает в себя несколько направлений.
Аллотрансплантация — трансплантация, при которой донором трансплантата является генетически и иммунологически другой чело веческий организм.
Ксенотрансплантация — трансплантация органов и/или тканей от животного к человеку.
В качестве возможных доноров органов или клеток при ксенотранс- илантации рассматриваются свиньи, обезьяны и др.
Аутотрансплантация — реципиент трансплантата является его до-нором для самого себя.
Наибольшее распространение получила трансплантация кожи че-ловека при ожогах с неповрежденных участков на обожженные.
Создание и пересадка искусственных органов — заменителей патологически измененных или отсутствующих органов больного человека. 11аукой предложены различные способы создания органов и тканей человека. Одним из перспективных с практической точки зрения способов (методов) является клонирование органов из стволовых клеток человека.
Аллотрансплантация — основное направление трансплантации сегодня. Именно здесь возникает наибольший комплекс проблем тгического и правового характера, нуждающихся в урегулировании. 11ри ксенотрансплантации также могут возникать некоторые пробле-мы правового характера. Использование стволовых клеток находится па начальном этапе развития. В основном пока на уровне эксперимен-тов. Меньше всего возможных проблем правового и этического харак-тера может быть при проведении аутотрансплантации. Здесь приме-нимы самые общие принципы и нормы, регулирующие медицинскую деятельность.
Трансплантология в своем развитии прошла целый ряд этапов: шпирический; экспериментальный; клинический. Если эмпирический и отчасти экспериментальный этапы развития трансплантологии могли существовать относительно автономно и не регулироваться по- падством правовых норм, то клинический этап развития трансплан-тологии уже немыслим без появления правовых норм, регулирующих мочникающие правоотношения. Не является исключением и отече- с твенная трансплантология. Если 30-40 лет назад большинство про- подимых трансплантаций рассматривались с позиций биомедицинских экспериментов, то в настоящее время трансплантология — один из современных лечебных методов.
Донорство можно рассматривать как направление медицинской деятельности, социально-правовой институт, а также правомочие од-них лиц — доноров — на распоряжение своими органами и тканями, пругих — реципиентов — на получение либо отказ от соответствующих иидов помощи (лечения).
В силу изложенного можно выделить следующие виды донорства.
В зависимости от органов или тканей, извлекаемых и передаваемых но целевому назначению (имеется в виду последующая трансплантация органа (ткани) либо переливание крови), различают:
— донорство крови и ее компонентов;
— донорство парных органов;
— донорство иных органов и тканей.
Выделение донорства органов и тканей, донорства крови как одной из тканей обусловлено различным правовым режимом их оборота.
Донорство крови и ее компонентов регулируется Законом о донор-стве.
Донорство большинства органов и тканей и иные связанные с ним вопросы подпадают под действие Закона о трансплантации.
Донорство отдельных органов и тканей (в первую очередь репро-дуктивных) не подпадает под действие указанных выше законов.
В зависимости от периода изъятия органов либо тканей различают:
— прижизненное донорство;
— посмертное донорство (изъятие кадаверных или трупных орга-нов и тканей).
В зависимости от наличия волеизъявления лица, у которого изыма-ются органы либо ткани (донора) либо его представителей (в случаях, определенных законом), различают-.
— добровольное донорство;
— недобровольное донорство (наличие физического и (или) психи-ческого принуждения).
Добровольность донорства провозглашена в качестве его основных принципов. Однако судебно-следственной практике известны случаи применения различных форм насилия для получения незаконными способами органов или тканей лица.
Физическое насилие при принуждении лица к согласию на отчуж-дение трансплантата может выражаться в нанесении побоев, истяза-нии, незаконном лишении свободы, умышленном причинении легко го или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего.
Психическое принуждение к донорству может проявляться в дове-дении до потерпевшего сведений, содержащих угрозу применения на-силия, способную повлиять на волю потерпевшего и определить несо-ответствие волеизъявления лица его действительной воле.
В зависимости от наличия (отсутствия) встречного обеспечения различают:
— безвозмездное донорство;
— возмездное донорство.
Одним из важнейших вопросов донорства является проблема воз-мещения донорам за изъятые кровь, а также органы и ткани в целях трансплантации. В настоящее время в мировой практике наметилось два противоположных подхода к определению возможностей и границ возмездного донорства.
Согласно первому подходу донорство ни при каких условиях не может быть возмездным — концепция дара. Согласно второму — органы и ткани — особый товар, имеющий ценность, следовательно, отноше
ния между донором и организацией здравоохранения либо банком ор-ганов и тканей могут строиться на возмездной основе — концепции товара. В рамках второго подхода теоретически допустим вариант, когда отношения выстраиваются непосредственно между потенциаль-ным донором (его представителями) и реципиентом (его представи-телями). Однако последняя конструкция многими отвергается в силу имеющихся сложностей с подбором потенциального донора (обеспе-чение генетической близости), а также возможным злоупотреблениям с любой из сторон.
Статья 12 Закона о трансплантации устанавливает запрет на полу-чение донорами какого бы то ни было вознаграждения за переданные специализированному медицинскому учреждению биоматериалы. Данное положение направлено на защиту физического и психического здоровья человека и может рассматриваться в числе правовых средств, преследующих цель уменьшения заинтересованности лица в сдаче фрагментов своего организма соответствующему медицинскому учреждению.
Купля-продажа компонентов человеческого организма, а равно реклама данных действий запрещены под угрозой наступления уголовной ответственности. Законодатель также установил запрет на продажу медицинскими учреждениями, занимающимися изъятием анатомических сегментов трупа, соответствующего биоматериала, а равно требований за его передачу лечебному учреждению материаль-ной компенсации в любом другом виде, за исключением оплаты стои-мости труда, затраченного на изъятие.
Кроме того, в качестве самостоятельного вида донорства может быть рассмотрено аутодонорство.
Правовые основы донорства
СССР уже в начале 30-х гг. нуждался в больших количествах до-норской крови. В 1931 году С. И. Спасокукоцкий призвал в экстренном порядке решить проблему донорства. По его мнению, работа донорской организации должна базироваться не на принципах бла-готворительности, использовании родственников или оплаты донора из средств больного (так как в СССР — бесплатное лечение), а за счет государства и общественных организаций. Для нужд армии он реко-мендовал создать специальные донорские ячейки на средства Красно-го Креста, Осоавиахима, местной общественности.
В 1932 году на XXII Всесоюзном съезде хирургов эта проблема была поставлена в докладах целого ряда выступающих. По итогам работы съезд признал необходимым рассматривать донорство в условиях со
циалистического общества как разновидность коммунистической вза-имопомощи.
Советом Народных Комиссаров 22 апреля 1935 г. было принято по-становление «О кадрах доноров», в котором утверждалось, что «донорство является особо полезной общественной функцией и добровольным актом», а «свои обязанности доноры выполняют без отрыва от основны \ производственных обязанностей». Кроме того, вводились «денежные компенсации на усиленное питание» для доноров. Донорство не должно было быть профессией, но оно материально и морально поощрялось,
Была развернута пропаганда донорского движения. Основными аген тами пропаганды донорства помимо органов здравоохранения и инсти тутов и станций переливания крови стали общества Красного Креста.
Была расширена сеть учреждений службы крови по всей стране. Кроме того, в связи с перегруженностью станций переливаний кропи во второй половине 30-х гг. начинают активно создавать районные до-норские пункты при местных отделах здравоохранения. Эти пункты могли осуществлять забор большого количества крови у уже ранее обследованных доноров.
Во время Великой Отечественной войны Указом Президиума Вер-ховного Совета СССР от 24 июня 1944 г. «Об учреждении нагрудного знака "Почетный донор СССР"», учреждается положение о соответ-ствующем знаке и система льгот. Нагрудным знаком «Почетный донор СССР» награждались лица, многократно (более 40 раз) едавшие свою кровь для спасения жизни раненых бойцов и офицеров Красной Армии и гражданского населения и одновременно проводящие работу по вовлечению населения в ряды доноров.
В июне 1955 г. Исполнительный комитет Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР совместно с Министерством здравоохранения СССР опубликовали «Положение о работе Общестп Красного Креста по комплектованию донорских кадров». В нем под-робно излагались методы пропаганды донорства среди населения на-шей страны и принципы работы обществ.
В ноябре 1955 г. Совет Министров СССР издал распоряжение, определяющее права и льготы доноров. Все эти новые формы проявления заботы и внимания к донорам содействовали дальнейшему развитию донорства, Донорство крови и ее компонентов в этот период получило хорошее развитие благодаря сбалансированной системе льгот для доноров.
Правовое регулирование медицинской деятельности в сфере до-норства в советский период носило ведомственный характер.
Следует указать:
— Инструкцию по медицинскому освидетельствованию донором крови //утв. заместителем министра здравоохранения СССР от 17 ок-тября 1978 г. № 06-14/13. А. Г. Сафоновым;
— Инструкцию о порядке обследования доноров и населения на СПИД и проведения диспансерного наблюдения за лицами, ин-фицированными вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ)» // утв. заместителем министра здравоохранения СССР Г. Н. Хлябичем 2 фев-раля 1987 г.
Современными основными источниками правового регулирования являются:
— ФЗ от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
— Закон Российской Федерации от 9 июня 1993 г. № 5142-1 «О до-норстве крови и ее компонентов» (далее — Закон о донорстве).
В статье 1 Закона о донорстве закреплены основные принципы до-норства крови и ее компонентов в России. В своей основе они не име-ют принципиальных отличий от общих принципов медицинского права. Так, законодатель отмечает, что донорство крови и ее компо-нентов — свободно выраженный добровольный акт. Иными словами, в полной мере проявляет себя принцип автономии воли.
В качестве специального принципа данного правового института следует указать принцип приоритета безвозмездного донорства. В соответствии со ст. 1 Закона о донорстве органы государственной власти Российской Федерации поощряют и поддерживают развитие добровольного безвозмездного (бесплатного) донорства.
Субъектами рассматриваемых правоотношений выступают донор и организация здравоохранения, осуществляющая заготовку, пере-работку, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов.
Донором крови и ее компонентов может быть каждый дееспособ-ный гражданин с 18 лет, прошедший медицинское обследование. При этом взятие от донора крови и ее компонентов допустимо только при условии, если здоровью донора не будет причинен вред.
Статьи 8-12 Закона о донорстве посвящены определению прав, обязанностей, а также мер социальной поддержки доноров в России.
Права донора:
— право на охрану здоровья и социальную поддержку;
— право на информацию о донорстве (донорской функции), гаран-тиях сохранения здоровья при сдаче крови и ее компонентов;
— право на бесплатное медицинское обследование перед сдачей крови и выдачу справок о состоянии здоровья;
— право на страхование здоровья на случай заражения инфекцион-ными заболеваниями при выполнении донорской функции;
— право на возмещение ущерба, причиненного ему повреждением здоровья в связи с выполнением им донорской функции, включая рас-ходы на лечение, проведение медико-социальной экспертизы, соци- ально-трудовую и профессиональную реабилитацию.
В качестве общей меры социальной поддержки законодатель предусматривает обеспечение донора в день сдачи крови бесплатным питанием за счет средств бюджета, осуществляющего финансовое обеспечение организации здравоохранения, занимающейся заготовкой донорской крови.
В качестве дополнительной меры социальной поддержки донору, сдавшему в течение года крови и/или ее компоненты в суммарном ко-личестве равном двум максимально допустимым дозам, законодатель определил первоочередное выделение в течение года по месту работы или учебы льготных путевок для санаторно-курортного лечения.
Граждане, сдавшие бесплатно кровь 40 и более раз или плазму 60 и более раз, награждаются нагрудным знаком «Почетный донор России» федеральным органом исполнительной власти, осуществля-ющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения.
Почетные доноры России в соответствии со ст. 11 Закона о донор стве, имеют право на:
— внеочередное лечение в государственных или муниципальных организациях здравоохранения в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной ме-дицинской помощи;
— первоочередное приобретение по месту работы или учебы льготных путевок для санаторно-курортного лечения;
— предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска в удобное для них время года;
— ежегодную денежную выплату в размере 6 тыс. руб.
Как можно убедиться, меры социальной поддержки в условиях ры ночной экономики и коммерциализации здравоохранения даже дли Почетных доноров России во многом носят декларативный характер.
В качестве основной обя