Правовые основы иммунопрофилактики инфекционных болезней
Началом иммунопрофилактики как направления медицинской деятельности принято считать 14 мая 1796 г., когда английский врач Дженнер сделал первую прививку против натуральной оспы. Следует заметить, что в Индии, Китае, на Кавказе и в некоторых других регионах прививание от оспы было широко распространено и практиковалось не одно столетие.
Создать безопасные вакцины, которые можно использовать на больших контингентах, впервые удалось Луи Пастеру. В 1881 г. им была создана вакцина против сибирской язвы, а в 1885 г. — против бешенства.
В дореволюционной России вакцинация осуществлялась бессистемно, охватывала отдельные категории населения. Специальные правовые нормы о вакцинации содержались в отдельных ведомственных актах (приказах по полиции, армии и проч.).
С первых дней своего существования Советское государство начало активную борьбу с отдельными инфекциями, в частности с оспой. В апреле 1919 г. В. И. Лениным был подписан Декрет СНК об обязательном оспопрививании всего населения нашей страны. К 1936 году оспа в СССР была ликвидирована полностью.
В дальнейшем идет процесс расширения количества заболеваний, в отношении которых в стране проводится иммунопрофилактика.
Укажем следующие акты:
— Методические указания по иммунопрофилактике гепатита А от 14 декабря 1983 г. № 28-6/ 31 //утв. заместителем министра здравоохранения СССР П. Н. Бургасовым;
— приказ Министерства здравоохранения СССР от 26 июня 1974 г. № 590 «О состоянии заболеваемости дифтерией в СССР и мерах по ее дальнейшему снижению»;
— приказ Министерства здравоохранения СССР от 28 марта 1986 г. № 426 «О мерах по совершенствованию профилактики кори»;
— приказ Министерства здравоохранения СССР от 21 июля 1989 г. № 430 «Об организации и проведении мероприятий по ликвидации полиомиелита в СССР».
Под инфекционным процессом обычно понимают «комплекс взаимных приспособительных реакций в ответ на внедрение и размножение патогенного микроорганизма в макроорганизме, направленных на восстановление нарушенного гомеостаза и биологического равновесия с окружающей средой» .
Он протекает в определенных условиях внешней среды, ограничен во времени и может закончиться как освобождением организма человека от микроорганизма-возбудителя, так и гибелью человека.
Инфекционная болезнь представляет собой конкретную форму про-явления инфекционного процесса, которая отражает степень его развития и имеет характерные признаки.
Особенностью инфекционных заболеваний является то, что они могут передаваться от зараженного человека или животного здоровому, способны к массовому (эпидемическому) распространению.
Для защиты от возбудителей инфекций (чаще всего бактерий и вирусов) организм человека наделен разнообразными, как врожденными, так и приобретенными факторами защиты. Важнейшим из них является формирование иммунитета.
В зависимости от возникновения иммунитет бывает врожденным (естественным) и приобретенным. Врожденный иммунитет является неспецифическим, он запускается моментально при попадании возбудителя инфекции в организм и обеспечивает противодействие ему до того момента, пока не начнут действовать более сложные специфические механизмы защиты. Большая часть возбудителей разрушается на этом этапе. Приобретенный иммунитет также бывает двух видов: естественным и искусственным, а каждый из них, в свою очередь, — активным и пассивным. Естественный активный (постинфекционный) иммунитет формируется после того, как человек переболел каким-либо инфекционным заболеванием, и защищает организм при повторной встрече с тем же патогенным микроорганизмом. Такой иммунитет действует длительное время. Пассивный естественный иммунитет создается в первую очередь при получении новорожденным
от матери готовых антител, обусловливающих устойчивость организма ребенка к ряду инфекций. Готовые антитела могут быть введены в организм человека и в дальнейшем, например в виде иммунных сывороток. Такой иммунитет называется искусственным пассивным, он формируется очень быстро, но действует недолго.
Активный искусственный иммунитет создается посредством вакцинации человека начиная с младенческого возраста. При вакцинации в организме образуются собственные специфические антитела, благодаря чему формируется устойчивость против определенных видов и форм инфекционных возбудителей (иммунопрофилактика).
На сегодняшний день массовая иммунопрофилактика является признанным методом борьбы с инфекционными болезнями, часть из которых уже удалось победить благодаря ей. Поэтому создание системы предупреждения инфекционных болезней и устранения факторов риска является важнейшей социально-экономической и медицинской задачей государства.
Основным источником правового регулирования деятельности по иммуно-профилактике инфекционных болезней является одноименный федеральный закон — ФЗ от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (далее — Закон об иммунопрофилактике).
Закон об иммунопрофилактике устанавливает правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации.
Иммунопрофилактика — это система мероприятий, осуществляемых в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации ин-фекционных болезней путем проведения профилактических прививок.
Профилактические прививки — введение в организм человека меди-цинских иммунобиологических препаратов для создания специфической невосприимчивости к инфекционным болезням.
Медицинские иммунобиологические препараты — это лекарственные средства, предназначенные для создания у человека специфической невосприимчивости к инфекционным болезням.
Прививки могут осуществлять различными методами: внутрикож- ным, подкожным, внутримышечным, накожным, аэрозольным, перо- ральным. Основными являются подкожный и внутримышечный методы.
Условия проведения профилактических прививок:
— наличие согласия граждан, родителей или иных законных пред-ставителей несовершеннолетних и граждан, признанных недееспо
собными в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
— отсутствие медицинских противопоказаний .
Государство в области иммунопрофилактики гарантирует:
— доступность для граждан профилактических прививок;
— бесплатное проведение профилактических прививок, включенных в национальный календарь профилактических прививок, и профилактических прививок по эпидемическим показаниям в организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения;
— социальную поддержку граждан при возникновении поствакцинальных осложнений;
— разработку и реализацию федеральных целевых программ и ре-гиональных программ;
— использование для осуществления иммунопрофилактики эффективных медицинских иммунобиологических препаратов;
— государственный контроль качества, эффективности и безопасности медицинских иммунобиологических препаратов;
— поддержку научных исследований в области разработки новых медицинских иммунобиологических препаратов;
— обеспечение современного уровня производства медицинских иммунобиологических препаратов;
— государственную поддержку отечественных производителей ме-дицинских иммунобиологических препаратов;
— включение в федеральные государственные образовательные стандарты подготовки медицинских работников вопросов иммунопрофилактики;
— совершенствование системы статистического наблюдения;
— обеспечение единой государственной информационной политики;
— развитие международного сотрудничества.
Осуществление иммунопрофилактики обеспечивают федеральный
орган исполнительной власти в области здравоохранения, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять санитарно-эпидемиологический надзор, органы управления здравоохранением субъектов Российской Федерации.
Осуществление иммунопрофилактики в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, обеспечивают военно-медицинские учреждения.
Профилактические прививки могут осуществляться на платной и бесплатной основе.
Государством гарантируется проведение гражданам бесплатных профилактических прививок в следующих случаях:
— прививки включены в национальный календарь профилактических прививок;
— прививки осуществляются по эпидемическим показаниям;
— они проводятся в организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения.
Национальный календарь профилактических прививок — норматив-ный правовой акт, устанавливающий сроки и порядок проведения гражданам профилактических прививок.
Национальный календарь профилактических прививок, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения1.
Субъектами рассматриваемых отношений являются физические лица-пациенты и медицинские организации.
Действие Закона об иммунопрофилактике распространяется на граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно или временно проживающих на территории Российской Федерации.
Любой гражданин по своему желанию может сделать профилактическую прививку от инфекционного заболевания, обратившись в медицинское учреждение, оказывающее такие услуги. Безопасность медицинских услуг государство обеспечивает с помощью механизмов лицензирования и контроля за медицинской деятельностью, осуществлением контроля за безопасностью лекарственных препаратов. Кроме того, государство предоставляет гражданам ряд социальных гарантий, направленных на их поддержание и реабилитацию в случае поствакцинальных осложнений.
Законом об иммунопрофилактике закреплены следующие права физических лиц при осуществлении иммунопрофилактики:
— право на получение от медицинских работников полной и объективной информации о необходимости профилактических прививок, последствиях отказа от них, возможных поствакцинальных осложнениях;
— выбор государственных, муниципальных или частных организаций здравоохранения либо граждан, занимающихся частной медицинской практикой;
— бесплатные профилактические прививки, включенные в национальный календарь профилактических прививок, и профилакти
ческие прививки по эпидемическим показаниям в государственных и муниципальных организациях здравоохранения;
— медицинский осмотр, а при необходимости и медицинское об-следование перед профилактическими прививками, получение ква-лифицированной медицинской помощи в государственных и муниципальных организациях здравоохранения при возникновении поствакцинальных осложнений в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи;
— социальную поддержку при возникновении поствакцинальных осложнений;
— отказ от профилактических прививок.
При осуществлении иммунопрофилактики лица обязаны:
— выполнять предписания медицинских работников;
— в письменной форме подтверждать отказ от профилактических прививок.
Следует также учитывать, что в силу ч. 2 ст. 5 Закона об иммунопро-филактике отсутствие профилактических прививок влечет:
— запрет для граждан на выезд в страны, пребывание в которых в соответствии с международными медико-санитарными правилами либо международными договорами Российской Федерации требует конкретных профилактических прививок;
— временный отказ в приеме граждан в образовательные и оздоро-вительные учреждения в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий;
— отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Международные медико-санитарные правила направлены на пре-дотвращение международного распространения болезней, предохранения от них, борьбе с ними и принятия ответных мер на уровне общественного здравоохранения .
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномо
ченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В настоящее время действует постановление Правительства РФ от 15 июля 1999 г. № 825 «Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок»,
К ним, в частности, относятся:
— сельскохозяйственные, гидромелиоративные, строительные и другие работы по выемке и перемещению грунта, заготовительные, промысловые, геологические, изыскательские, экспедиционные, де- ратизационные и дезинсекционные работы на территориях, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных;
— работы по лесозаготовке, расчистке и благоустройству леса, зон оздоровления и отдыха населения на территориях, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных;
— работы в организациях по заготовке, хранению, обработке сырья и продуктов животноводства, полученных из хозяйств, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных;
— работы по заготовке, хранению и переработке сельскохозяйственной продукции на территориях, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных;
— работы по убою скота, больного инфекциями, общими для человека и животных, заготовке и переработке полученных от него мяса и мясопродуктов;
— работы, связанные с уходом за животными и обслуживанием жи-вотноводческих объектов в животноводческих хозяйствах, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных;
— работы по отлову и содержанию безнадзорных животных;
— работы по обслуживанию канализационных сооружений, оборудования и сетей;
— работы с больными инфекционными заболеваниями;
— работы с живыми культурами возбудителей инфекционных за-болеваний;
— работы с кровью и биологическими жидкостями человека;
— работы во всех типах и видах образовательных учреждений.
Профилактические прививки проводятся гражданам в государственных, муниципальных или частных организациях здравоохранения либо гражданами, занимающимися частной медицинской практикой, при наличии лицензий на медицинскую деятельность.
Юридическая ответственность. В соответствии со ст. 22 Закона об иммунопрофилактике нарушение настоящего федерального закона влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Иными словами, норма закона является отсылоч
ной. Санкции за нарушение данных норм устанавливаются законодательством РФ о гражданско-правовой, административной, уголовной и дисциплинарной ответственности.
Гражданско-правовая ответственность статьи наступает за причинение вреда здоровью или жизни гражданина, имущественного и морального вреда по общим правилам, установленным ГК РФ.
Следует также обратить внимание на ст. 18-21 Закона об имму-нопрофилактике. Признавая потенциальную вредоносность отдельных иммунобиологических препаратов, сложность прогнозирования нсех возможных побочных эффектов, законодатель предусмотрел отдельные меры социальной поддержки граждан при возникновении поствакцинальных осложнений.
При возникновении поствакцинальных осложнений граждане имеют право на получение государственных единовременных пособий, ежемесячных денежных компенсаций, пособий по временной нетрудоспособности.
Основной статьей, по которой происходит привлечение к ответственности нарушителей требований Закона об иммунопрофилактике, является ст. 6.3 КоАП РФ. Она предусматривает ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно- шидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, требований технических регламентов, невыполнении санитарно-ги- гиенических и противоэпидемических мероприятий.
За нарушение санитарно-эпидемиологических правил, на необходимость соблюдения которых указывается в Законе об иммунопрофилактике, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей, ответственность предусмотрена ч. 1 ст. 236 УК РФ, за то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, — ч. 2 ст. 236 УК РФ.
Статья 293 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за халатность, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей.
§ 3. Правовые основы предупреждения распространения туберкулеза
Туберкулез известен с давних времен. Об этом свидетельствуют изменения туберкулезного характера, которые были обнаружены при археологических раскопках в костных останках человека каменного века и мумиях Египта. Однако сам возбудитель туберкулеза был выявлен лишьв 1882г.Р. Кохом. Он обнаружил возбудителя при микроскопиче
ском исследовании мокроты больного туберкулезом. Впоследствии он выделил чистую культуру возбудителя и вызвал ею туберкулез у подопытных животных.
В 1919 году французские ученые А. Кальметт и К. Герен впервые получили вакцину против туберкулеза, использовав для этого мико- бактерии (возбудители туберкулеза) бычьего типа. Методом повторных пересевов был выведен ослабленный вид возбудителя, названный по имени авторов bacillus Calmette-Guerin (BCG) .
Однако в первые годы после их получения из-за имевших место ос-ложнений и общего негативного настроя населения вакцины протин туберкулеза широкого распространения не получили.
Лечение туберкулеза стало возможным с появлением первых ан-тибиотиков. В 1943 годуЗ. Ваксман совместно с А. Шацем получил стрептомицин — первый противомикробный препарат, который оказывал бактериостатическое действие на микобактерии туберкулеза.
Интересно отметить, что противотуберкулезная активность антибиотиков быстро снижается. Если в первые несколько лет применения стрептомицин обладал крайне высокой противотуберкулезной активностью, то уже через 10 лет он перестал обладать такой активностью вовсе. Та же участь постигла и многие другие антибиотики. Поэтому постоянно идет поиск новых лекарственных средств для эффективного лечения грозной инфекции.
В послевоенные годы в СССР принимаются меры к снижению за-болеваемости туберкулезом. Так, 1 сентября 1960 г. принимается по-становление Совмина СССР № 972 «О мерах по дальнейшему снижению заболеваемости туберкулезом», в котором предусмотрен ряд важных мер социальной поддержки (места в детских садах для детей, чьи родители больны туберкулезом, организация обучения детей в туберкулезных санаториях, определение норм питания и проч.).
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения СССР от 6 октября 1960 г. № 426 «О мероприятиях по дальнейшему снижению заболеваемости туберкулезом» должны быть:
— разработаны мероприятия по снижению заболеваемости туберкулезом;
— увеличено количество коечного фонда в больницах и санаториях для взрослых и детей, больных туберкулезом;
— обеспечены госпитализация всех детей и подростков, больных туберкулезом активной формы, для их длительного лечения (вплоть до выздоровления);
— организованы во всех туберкулезных санаториях для детей школьного возраста школы для обучения детей во время пребывания их в санаториях;
— организованы в туберкулезных санаториях и больницах для взрослых и подростков лечебно-трудовые мастерские и подсобные сельские хозяйства (в зависимости от местных условий) для проведения трудовой терапии;
— проведены другие необходимые мероприятия.
С 1962 года для снижения заболеваемости туберкулезом в СССР детям начали делать обязательную прививку вакциной БЦЖ.
В дальнейшем вопросам предупреждения распространения туберкулеза неоднократно уделяется внимание. В соответствии с приказом Министерства здравоохранения СССР от 28 марта 1983 г. № 330 «Об утверждении списка заболеваний, дающих право лицам, страдающим этими заболеваниями, на первоочередное получение жилой площади» больным активными формами туберкулеза гарантировалось право на первоочередное получение жилой площади по установленным нормативам.
Туберкулез — инфекционное заболевание, вызываемое микобак- гериями туберкулеза и характеризующееся развитием специфических гранулем в различных органах и тканях, полиморфной клинической картиной .
Характерно поражение легких, лимфатической системы, костей, суставов, мочеполовых органов, кожи, глаз, нервной системы. При отсутствии лечения болезнь прогрессирует и заканчивается фатально.
Туберкулез передается от человека к человеку чаще всего воздушно-капельным путем — при кашле, чихании, разговоре.
Основным источником правового регулирования деятельности по предупреждению распространения туберкулеза в России является ФЗ от 18 июня 2001 г. № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» (далее — Закон о предупреждении распространения туберкулеза) и принятые на его основе подзаконные акты.
Закон о предупреждении распространения туберкулеза устанавливает правовые основы осуществления государственной политики в области предупреждения распространения туберкулеза в Российской Федерации в целях охраны здоровья граждан и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Законом определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области предупреждения распространения туберкулеза в Российской Федерации.
К полномочиям органов государственной власти Российской Фе дерации в области предупреждения распространения туберкулез в Российской Федерации относятся:
— проведение в Российской Федерации государственной политики в области предупреждения распространения туберкулеза;
— разработка и принятие нормативных правовых актов, направленных на предупреждение распространения туберкулеза;
— определение порядка оказания противотуберкулезной помощи гражданам на территории Российской Федерации;
— осуществление федерального государственного санитарно-эпи-демиологического надзора в области предупреждения распространения туберкулеза и организация мероприятий по предупреждению рас-пространения туберкулеза;
— организация государственного эпидемиологического мониторинга туберкулеза;
— формирование, утверждение и реализация федеральных целевых программ в области предупреждения распространения туберкулеза;
— разработка правил, нормативов, требований и государственных стандартов в области предупреждения распространения туберкулеза;
— разработка и организация системы оказания противотуберкулезной помощи федеральными специализированными медицинскими учреждениями;
— обеспечение государственного надзора за производством, хранением и транспортировкой противотуберкулезных вакцин и иммунобиологических лекарственных средств для ранней диагностики туберкулеза, их качеством, эффективностью и безопасностью;
— организация государственного статистического наблюдения в области предупреждения распространения туберкулеза;
— осуществление иных предусмотренных законодательством Российской Федерации в области предупреждения распространения туберкулеза полномочий.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со ст. 5 Закона о предупреждении распространения туберкулеза организуют предупреждение распространения туберкулеза, включая противотуберкулезную помощь больным туберкулезом в противотуберкулезных диспансерах, других специализированных медицинских противотуберкулезных организациях и иных учреждениях здравоохранения субъектов Российской Федерации.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по организации оказания первичной медико-санитарной помощи в учреждениях муниципальной системы здраво-охранения в части предупреждения распространения туберкулеза относится принятие мер по выявлению и профилактике туберкулеза.
Основой предупреждения распространения туберкулеза в Российской Федерации является оказание противотуберкулезной помощи.
Противотуберкулезная помощь — совокупность социальных, меди-цинских, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на выявление, обследование и лечение, в том числе обязательные обследование и лечение, диспансерное наблюдение и реабилитацию больных туберкулезом и проводимых в стационаре и (или) амбулаторно.
В медицинском плане следует различать выявление , обследование и ле-чение , диспансерное наблюдение , реабилитацию больных туберкулезом.
Оказание соответствующих видов помощи в зависимости от конкретных клинических особенностей течения болезни может осущест- иляться стационарно либо амбулаторно.
Оказание противотуберкулезной помощи больным туберкулезом гарантируется государством и осуществляется на основе принципов законности, соблюдения прав человека и гражданина, общедоступности в объемах, предусмотренных Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи .
Субъектами рассматриваемых правоотношений являются пациенты и медицинские организации.
Такими пациентами в первую очередь являются больные туберкулезом, нуждающиеся в оказании противотуберкулезной помощи.
Больной туберкулезом — больной активной формой туберкулеза.
Активная форма туберкулеза — туберкулез, признаки активности процесса которого установлены в результате проведения клинических, лабораторных, рентгенологических исследований (например, пробы Манту, исследования мокроты на наличие возбудителя, рентгеновского исследования).
Заразная форма туберкулеза — активная форма туберкулеза, при ко-торой происходит выделение микобактерий туберкулеза.
Кроме того, следует учитывать, что к оказанию противотуберкулез ной помощи также относятся:
— обследование в целях выявления туберкулеза лиц, находящихся или находившихся в контакте с больным туберкулезом;
— вакцинация против туберкулеза в целях его профилактики ; i
— периодические профилактические медицинские осмотры в целях выявления туберкулеза .
Противотуберкулезная помощь, по общему правилу, оказывается гражданам при их добровольном обращении или с их согласия по до-стижении 14-летнего возраста.
Исключения касаются диспансерного наблюдения и лечения больных заразными формами туберкулеза (нарушающими режим, уклоняющимися от лечения).
В соответствии с ч. 2 ст. 9 Закона о предупреждении распространения туберкулеза диспансерное наблюдение за больными туберкулезом устанавливается независимо от согласия таких больных или их законных представителей.
В силу ч. 2 ст. 10 Закона о предупреждении распространения туберкулеза больные заразными формами туберкулеза, неоднократно нарушающие санитарно-противоэпидемический режим, а также умышленно уклоняющиеся от обследования в целях выявления туберкулеза или от лечения туберкулеза, на основании решений суда госпитализируются в специализированные медицинские противотуберкулезные организации для обязательных обследования и лечения.
Иностранные граждане и лица без гражданства получают проти-вотуберкулезную помощь в соответствии с Законом о предупреждении распространения туберкулеза, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Лица, находящиеся под диспансерным наблюдением в связи с туберку-лезом, при оказании им противотуберкулезной помощи имеют право на:
— уважительное и гуманное отношение медицинских работников и иных работников, участвующих в оказании противотуберкулезной помощи;
— получение информации о правах и об обязанностях больных туберкулезом и лиц, находящихся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, а также в доступной для них форме о характере имеющегося у них заболевания и применяемых методах лечения;
— сохранение врачебной тайны, за исключением сведений, непо-средственно связанных с оказанием противотуберкулезной помощи больному туберкулезом и проведением противоэпидемических мероприятий;
— диагностику и лечение в медицинских противотуберкулезных организациях;
— санаторно-курортное лечение в соответствии с медицинскими показаниями;
— оказание противотуберкулезной помощи в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
— пребывание в медицинских противотуберкулезных организациях, оказывающих противотуберкулезную помощь в стационарах, в течение срока, необходимого для обследования и (или) лечения.
Лица, госпитализированные для обследования и (или) лечения в меди-цинские противотуберкулезные организации, имеют право:
— получать у руководителей медицинских противотуберкулсчных организаций информацию о лечении, об обследовании, о выписке из таких организаций и о соблюдении установленных законом прав;
— встречаться с адвокатами и священнослужителями наедине;
— исполнять религиозные обряды, если такие обряды не оказывают вредного воздействия на состояние их здоровья;
— продолжать образование в соответствии с общеобразовательными программами начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
Лица, находящиеся под диспансерным наблюдением в связи с туберку-лезом, и больные туберкулезом обязаны:
— проводить назначенные медицинскими работниками лечебно- оздоровительные мероприятия;
— выполнять правила внутреннего распорядка медицинских про-тивотуберкулезных организаций во время нахождения в таких организациях;
— выполнять санитарно-гигиенические правила, установленные для больных туберкулезом, в общественных местах.
Для лиц, находящихся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, и больных туберкулезом, установлены следующие меры социальной поддержки:
— за гражданами, временно утратившими трудоспособность в связи с туберкулезом, сохраняется место работы (должность) на срок, установленный законодательством Российской Федерации;
— за время отстранения от работы (должности) в связи с туберкулезом больным туберкулезом выдаются пособия по государственному социальному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации;
— лица, находящиеся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, и больные туберкулезом обеспечиваются бесплатными медикаментами для лечения туберкулеза в амбулаторных условиях в федеральных специализированных медицинских учреждениях в порядке, установленном Правительством Российской Федерации , а в учреждениях здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, — в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
— больным заразными формами туберкулеза, проживающим в квартирах, в которых исходя из занимаемой жилой площади и состава семьи нельзя выделить отдельную комнату больному заразной формой туберкулеза, квартирах коммунального заселения, общежитиях, а также семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой туберкулеза, предоставляются вне очереди отдельные жилые помещения с учетом их права на дополнительную жилую площадь в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
Больные туберкулезом получают:
— скорую медицинскую помощь;
— первичную медико-санитарную помощь;
— специализированную, в том числе высокотехнологичную медицинскую помощь.
Скорая медицинская помощь больным туберкулезом оказывается специализированными реаниматологическими, врачебными и фельдшерскими выездными бригадами станций (подстанций) скорой медицинской помощи.
Медицинская помощь больным туберкулезом в рамках первичной медико-санитарной помощи организуется на базе туберкулезных (фтизиатрических) кабинетов (отделений), входящих в состав амбула- торно-поликлинических учреждений, а также амбулаторно-поликли- нических подразделений медицинских организаций.
Медицинская помощь больным туберкулезом в рамках первичной медико-санитарной помощи оказывается врачами-фтизиатрами ту
беркулезных (фтизиатрических) кабинетов (отделений), а также меди-цинскими работниками амбулаторно-поликлинических подразделений медицинских организаций.
Специализированная помощь больным туберкулезом осуществляется в противотуберкулезных (фтизиатрических) диспансерах (туберкулезных больницах) и туберкулезных (фтизиатрических) санатори- их , находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, а также в федеральных организациях (федеральных туберкулезных (фтизиатрических) санаторно-курортных учреждениях, клиниках профильных федеральных научно-исследовательских институтов).
Медицинские противотуберкулезные организации — медицинские организации, оказывающие противотуберкулезную помощь и осу-ществляющие профилактику туберкулеза. Такие организации должны иметь соответствующую лицензию.
Медицинская помощь оказывается ими на основе утвержденных стандартов .
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 25 июля 2011 г. № 801 н «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим и средним профессиональным образованием учреж
дений здравоохранения» выделяет следующие врачебные должности: врач-фтизиатр; врач-фтизиатр участковый.
Юридическая ответственность. В соответствии со ст. 16 Закона о предупреждении распространения туберкулеза нарушение законодательства Российской Федерации в области предупреждения распространения туберкулеза влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством. Иными словами, норма закона является отсылочной. Санкции за нарушение данных норм устанавливаются законодательством РФ о гражданско-правовой, административной, уголовной и дисциплинарной ответственности.
Гражданско-правовая ответственность статьи наступает за причинение вреда здоровью или жизни гражданина, имущественного и морального вреда по общим правилам, установленным ГК РФ.
Законодательство об административных правонарушениях не содержит нормы, предусматривающей административную ответственность конкретно за нарушение законодательства о предупреждении распространения туберкулеза. Ответственность за указанные нарушения рассматриваются как частный случай ответственности за нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, которая установлена в ст. 6.3 КоАП РФ.
К уголовной ответственности виновные лица могут привлекаться по ст. 236 УК РФ.