Саморегулирование медицинской и фармацевтической деятельности
Под саморегулированием понимается самостоятельная и инициа-тивная деятельность, которая осуществляется субъектами предпри-нимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил.
Исходя из данного определения стандартизация и контроль — ос-новные составляющие саморегулирования.
Предметом саморегулирования выступает предпринимательская или профессиональная деятельность субъектов, объединяемых в само-регулируемые организации.
Саморегулируемая организация — это некоммерческая организация, созданная в целях, предусмотренных законом о саморегулируемых ор
ганизациях и другими федеральными законами, основанная на членстве, объединяющая субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) либо объединяющая субъектов профессиональной деятельности опреде-ленного вида.
Саморегулируемая организация обладает особым статусом: с одной стороны, она является некоммерческой организацией, с другой — на-деляется публично-правовым статусом, публично-правовыми полно-мочиями1.
Членство в саморегулируемой организации, по общему правилу, является добровольным. Однако федеральными законами могут быть предусмотрены случаи обязательного членства субъектов предприни-мательской или профессиональной деятельности определенного вида в саморегулируемых организациях.
Основным источником правового регулирования является ФЗ от 1 декабря 2007 г. № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях».
Особенности саморегулирования отдельных видов предпринима-тельской или профессиональной деятельности могут определяться специальными законами.
Медицинская и фармацевтическая деятельность — это разновидность профессиональной деятельности, для которой характерен определенный жесткий свод стандартов (активно формирующихся в настоящее время) и которая находится под постоянным контролем.
В ряде стран давно развито саморегулирование в сфере медицинской и фармацевтической деятельности. В России существуют попытки внедрения саморегулирования. В начале 90-х гг. XXв. предполагалось, что эти функции примут на себя медицинские и фармацевтические ас-социации, однако этого не произошло. В дальнейшем эта идея неод-нократно обсуждалась на страницах печати2.
Пунктом 6 ч. 1 ст. 72 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено право медицинских и фар-мацевтических работников на создание профессиональных некоммер-ческих организаций.
1 См.: постановление Конституционного Суда РФ от 19 декабря 2005 г. N° 12-П «По делу о проверке конституционности абзаца восьмого пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в связи с жалобой гражданина А. Г. Меженцева».
2 См., например: Мохов А. А. Саморегулируемая организация медицинских и фармацевтических работников: понятие и основные функции // Научные труды III Всероссийского съезда по медицинскому праву. Москва, 30-31 мая 2007 г. / под ред. Ю. Д. Сергеева. М.: НАМП, 2007; Борисов Д. А., Лазарев С. В., Мисюлин С. С. Саморегулируемые организации в здравоохранении // Вестник Росздравнадзора. 2010. № 1.
Статья 76 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определяет цели, критерии и функции таких организаций.
В соответствии с ч. 1 ст. 76 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» профессиональные некоммерческие организации, создаваемые медицинскими и фармацевтическими ра-ботниками, создаются в целях реализации и защиты прав медицинских работников и фармацевтических работников, развития медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, содействия научным исследованиям, решения иных связанных с профессиональной деятельностью медицинских работников и фармацевтических ра-ботников вопросов.
Медицинские и фармацевтические работники имеют право на соз-дание на добровольной основе профессиональных некоммерческих организаций, которые могут формироваться в соответствии с кри-териями: принадлежности к медицинским работникам или фарма-цевтическим работникам; принадлежности к профессии (врачей, медицинских сестер (фельдшеров), провизоров, фармацевтов); при-надлежности к одной врачебной специальности.
Такие организации могут принимать участие в разработке норм и правил в сфере охраны здоровья, в решении вопросов, связанных с нарушением этих норм и правил, порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи, программ подготовки и повышения квалификации медицинских работников и фармацевтических работников, принимать участие в аттестации медицинских работников и фармацевтических работников для получения ими квалификационных категорий.
Медицинские профессиональные некоммерческие организации разрабатывают и утверждают клинические рекомендации (протоколы лечения) по вопросам оказания медицинской помощи.
Крупные или массовые медицинские профессиональные неком-мерческие организации, основанные на личном членстве врачей и объединяющие не менее 25% от общей численности врачей на тер-ритории субъекта Российской Федерации, также вправе принимать участие:
1) в аттестации врачей для получения ими квалификационных ка-тегорий;
2) в заключении соглашений по тарифам на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования и в деятельности фондов обязательного медицинского страхования;
3) в разработке территориальных программ государственных гаран-тий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В соответствии с ч. 5 ст. 76 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» отдельным медицинским про
фессиональным некоммерческим организациям (критерии и перечень таких организаций предстоит установить), их ассоциациям (союзам) федеральным законом в установленном им порядке может быть передано осуществление отдельных функций в сфере охраны здоровья.
Несмотря на положительные изменения, произошедшие в связи с принятием ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в части определения полномочий медицинских и фар-мацевтических организаций, следует отметить, что речь идет лишь о потенциальном праве на участие в рассмотрении вопросов, интере-сующих профессиональное сообщество. Не определен механизм рас-смотрения ключевых вопросов, указанных в законе выше, а также по-следствия принятия профессиональным сообществом отрицательных решений по тем или иным вопросам.
Создание профессиональных некоммерческих организаций меди-цинских и фармацевтических работников на основе норм ФЗ «Об ос-новах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» следует рас-сматривать как первый шаг на пути к подлинному саморегулированию в сфере медицинской и фармацевтической деятельности.
Сравним закрепленные в ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» функции с функциями саморегулируемых организаций.
Саморегулируемые организации в соответствии с ч. 1 ст. 6 ФЗ «О саморегулируемых организациях» осуществляют следующие основные функции:
1) разрабатывает и устанавливает условия членства субъектов пред-принимательской или профессиональной деятельности в саморегули-руемой организации;
2) применяет меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации, в отношении своих членов;
3) образует третейские суды для разрешения споров, возникающих между членами саморегулируемой организации, а также между ними и потребителями произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), иными лицами, в соответствии с законо-дательством о третейских судах;
4) осуществляет анализ деятельности своих членов на основании информации, представляемой ими в саморегулируемую организацию в форме отчетов в порядке, установленном уставом некоммерческой организации или иным документом, утвержденными решением общего собрания членов саморегулируемой организации;
5) представляет интересы членов саморегулируемой организации в их отношениях с органами государственной власти Российской
Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;
6) организует профессиональное обучение, аттестацию работников членов саморегулируемой организации или сертификацию произве-денных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), если иное не установлено федеральными законами;
7) обеспечивает информационную открытость деятельности своих членов, опубликовывает информацию об этой деятельности в порядке, установленном федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации;
8) осуществляет контроль за предпринимательской или профессио-нальной деятельностью своих членов в части соблюдения ими требо- ианий стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации;
9) рассматривает жалобы на действия членов саморегулируемой организации и дела о нарушении ее членами требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморе-гулируемой организации.
Саморегулируемая организация вправе осуществлять иные предус-мотренные федеральными законами и уставом некоммерческой орга-низации функции.
ГЛАВА 4. Требования, предъявляемые к осуществлению медицинской и фармацевтической деятельности