Ре1улирования в сфере охраны здоровья граждан
Государственное регулирование как социальный институт в целом и его отдельные направления активно развиваются в современных условиях, несмотря на существующий спектр мнений относительно роли государства как в экономике и социальной сфере в целом, так и в сфере охраны здоровья граждан.
Государство как понятие многогранно. Разнообразны задачи и ре-шаемые государством и его аппаратом.
Основными причинами вмешательства государства в экономику в целом и деятельность различных хозяйствующих субъектов являются: отсутствие баланса интересов субъектов рыночной экономики; отсут-ствие совершенной конкуренции; необходимость перераспределения благ не по рыночным законам; необходимость развития одних видов рынков, секторов экономики и сдерживание других; влияние внешних факторов; влияние государства как игрока на рыночную экономику (оборона, госзказ, развитие фундаментальных исследований и др.); выполнение принятых на себя социальных обязательств.
Единого общепринятого понятия «государственное регулирование» в настоящее время нет. Существует множество определений, данных экономистами и юристами, подчеркивающих те или иные аспекты этого феномена. Приведем следующие определения.
Государственное регулирование экономики — это деятельность ор-ганов государственной власти по воздействию на процесс обществен-ного воспроизводства в целях достижения общественно полезных ре-зультатов .
Государственное регулирование экономики — это нормативная, индивидуально-регулятивная и организационная деятельность госу-дарства в лице уполномоченных органов, воздействующая на рыночный (экономический) процесс с целью защиты публичных интересов .
Средства регулирования различны. Выделяют общие (норма права, правоотношение, применение юридических конструкций — договор, юридическая ответственность и др.) и специальные средства (инстру-менты регулирования (нормативы, коэффициенты, резервы, предельно допустимые суммы и др.).
Объектом регулирования является экономика страны в целом и ее отдельных территорий; отрасли, секторы деятельности; предпринима-тельство.
Субъект регулирования — государство в целом, его отдельные орга-ны, территориальные органы.
Различают также различные виды государственного регулирования.
В зависимости от способа воздействия на поведение субъектов раз-личают: прямое и косвенное регулирование.
В качестве примеров прямого регулирования можно назвать: уста-новление требований, предъявляемых к определенным субъектам; введение запретов на занятие отдельными видами деятельности или ее отдельные проявления; применение государством санкций и мер ответственности; создание, реорганизация и ликвидация субъектов, •занимающихся отдельными видами деятельности (например, государ-ственных корпораций, государственных предприятий и учреждений); заключение договоров с отдельными субъектами на оказание опреде-ленного объема услуг, поставку продукции, лекарственных средств и др. (система государственного заказа).
Косвенные методы предполагают регулирующее воздействие на субъектов, в том числе и потенциальных, посредством установления режимов наибольшего благоприятствования, льготного налого-обложения и др.
В зависимости от вида деятельности различают регулирование в сфере охраны здоровья граждан, научно-технической деятельности, сельском хозяйстве и др.
Число возможных направлений и специфика государственного ре-гулирования во многом определяется именно видом деятельности, целей и задач регулирования.
В качестве основных направлений государственного регулирования сферы охраны здоровья граждан, медицинской помощи и лекар-ственного обеспечения населения в укрупненном виде можно назвать:
— создание и поддержание надлежащего функционирования системы органов, осуществляющих реализацию проводимой политики в рассматриваемой сфере;
— финансирование медицинской деятельности и лекарственного обеспечения;
— государственное регулирование медицинского образования и науки;
— совершенствование косвенных методов регулирования, стиму-лирование развития рынка медицинских услуг и фармацевтического рынка;
— стимулирование инноваций на рынке медицинских услуг, рынке лекарств и иных товаров для здоровья;
— государственный надзор (контроль);
— совершенствование нормативно-правовой базы.
Основная часть полномочий реализуется федеральными органами государственной власти Российской Федерации (в первую очередь ис-полнительной), отдельные, субъектами РФ и органами местного само-управления.
Конкретные полномочия федеральных органов государственной вла-сти в сфере охраны здоровья закреплены в ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»:
1) проведение единой государственной политики в сфере охраны здоровья;
2) защита прав и свобод человека и гражданина в сфере охраны здо-ровья;
3) управление федеральной государственной собственностью, ис-пользуемой в сфере охраны здоровья;
4) организация системы санитарной охраны территории Российской Федерации;
5) организация, обеспечение и осуществление федерального госу-дарственного санитарно-эпидемиологического надзора;
6) реализация мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях, ликвидацию медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций,
информирование населения о медико-санитарной обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и о принимаемых мерах;
7) лицензирование отдельных видов деятельности в сфере охраны здоровья, за исключением тех видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
8) организация и осуществление контроля в сфере охраны здоровья, в том числе за соблюдением требований технических регламентов в сфере охраны здоровья;
9) ведение федеральных информационных систем, федеральных баз данных в сфере здравоохранения, в том числе обеспечение кон-фиденциальности содержащихся в них персональных данных в соот-ветствии с законодательством Российской Федерации;
10) установление порядка осуществления медицинской деятельности на принципах государственно-частного партнерства в сфере охраны здоровья;
11) организация оказания гражданам первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи федеральными медицинскими организациями;
12) организация безвозмездного обеспечения донорской кровью и (или) ее компонентами, а также организация обеспечения лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами для де-зинфекции, дезинсекции и дератизации при оказании медицинской помощи;
13) организация медико-биологического и медицинского обеспечения спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации;
14) организация и осуществление контроля за достоверностью пер-вичных статистических данных, предоставляемых медицинскими ор-ганизациями;
15) мониторинг безопасности медицинских изделий, регистрация побочных действий, нежелательных реакций при применении меди-цинских изделий, фактов и обстоятельств, создающих угрозу причи-нения вреда жизни и здоровью людей при обращении зарегистриро-ванных медицинских изделий;
16) обеспечение разработки и реализации программ научных ис-следований в сфере охраны здоровья, их координация;
17) международное сотрудничество Российской Федерации в сфере охраны здоровья, включая заключение международных договоров Российской Федерации.
В зависимости от уровня государственного регулирования (территории) различают: регулирование в масштабах государства, субъекта РФ, муниципальных образований.
Территория регулирования той или иной группы общественных от-ношений определяется их значимостью, особенностями государствен-ного устройства, традициями, что находит отражение в законодательстве и формируемом для этих целей аппарате управления.
Для любого государства характерно наличие аппарата управления, через который реализуется политические, экономические, социальные и иные решения.
Государственное управление — это властное упорядочивающее воздействие субъекта управления (государства в целом, его органов и должностных лиц) на объекты управления (общество, граждан).
Существует два основных подхода к пониманию государственного управления. В широком понимании под государственным управлением понимают регулирующую деятельность государства в целом по всем направлениям общественной жизни (деятельность органов исполни-тельной власти, представительных, судебных органов). В узком пони-мании — это административная деятельность или деятельность органов исполнительной власти. Иными словами, государственное управление призвано осуществлять исполнительную власть. В литературе чаще ис-пользуется узкое понимание административной деятельности.
Государственное управление в узком смысле — это практическая деятельность Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ. К органам, реализующим отдельные функции управления, относятся также и ор-ганы местной власти (муниципальное управление).
Государственное управление представляет собой особый вид де-ятельности по осуществлению государственной исполнительной власти, проявляющийся как исполнительно-распорядительная деятельность по применению законов и подзаконных актов. Как можно убедиться, здесь проявляется органическая связь между государственным управлением и правом. Деятельность органов власти основывается на положениях и требованиях законодательства, осуществляется только в пределах предоставленных им правом полномочий.
Государственное управление осуществляется везде, где возникает необходимость в обеспечении исполнения действующего законода-тельства, а также защиты прав и свобод граждан.
Государственное управление осуществляется специально создава-емыми органами. На структуру аппарата управления влияют многие объективные и субъективные факторы. Наиболее значимыми из них являются содержание управленческой деятельности, совокупность ос-новных функций органа, аппарата.
Управленческие действия различны по своей природе и формам. В настоящее время получила распространение следующая система форм управленческих действий: издание нормативных правовых актов; издание ненормативных и индивидуальных правовых актов; заключение договоров, соглашений; совершение юридически значимых действий; осуществление организационных действий; реализация материально-технических мероприятий.
Осуществление организационных действий и реализация матери-ально-технических мероприятий являются неправовыми формами управления. Большинство же форм управленческих действий являются правовыми.
Основную роль в управленческой деятельности органов исполни-тельной власти играют нормативные правовые акты.
Нормативные правовые акты издаются федеральными органами ис-полнительной власти в виде: постановлений; приказов; распоряжений; правил; инструкций; положений.
В сфере охраны здоровья граждан довольно широко применяются указанные выше акты.
Орган исполнительной власти — это государственная организация, одна из частей системы органов власти Российской Федерации, уч-режденная государством для исполнения и обеспечения исполнения действующего законодательства, реализации функций государственного управления в определенной сфере (сферах) общественной жизни.
Любой орган исполнительной власти наделяется государственно- властными полномочиями, обладает определенной компетенцией, установленной в нормативных правовых актах (Конституции РФ, фе-деральных конституционных законах, федеральных законах, законах субъектов РФ, положениях и т.д.).
В содержание полномочий органов исполнительной власти могут входить: исполнительно-распорядительная деятельность; контрольно-надзорные функции; нормотворческая деятельность; правоохранительная деятельность; принятие решений, влекущих правовые последствия.
В России функционируют органы исполнительной власти, разли-чающиеся по уровню их нахождения в структуре исполнительной вла-сти, роли, сферам и отраслям управления, компетенции и др.
Систему органов исполнительной власти в России возглавляет Правительство РФ.
Правительство РФ — высший орган исполнительной власти.
Правовую основу организации и деятельности Правительства РФ составляют Конституция РФ, ФКЗ «О Правительстве Российской Фе-дерации», федеральные законы, правовые акты Президента РФ.
Правительство РФ осуществляет: меры по организации исполнения федерального законодательства РФ, международных догово
ров РФ; меры по устранению нарушений федерального законодатель-ства; контроль за исполнением законодательства.
Полномочия Правительства РФ установлены ст. 114 Конституции РФ, гл. 3 ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» и под-разделяются:; общие полномочия; полномочия в сфере экономики; полномочия в сфере бюджетной, кредитной, финансовой и денежной политики; полномочия в социальной сфере; полномочия в сфере науки, культуры, образования; полномочия в сфере природопользования и охраны окружающей среды; полномочия в сфере обеспечения за-конности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью; полномочия по обеспечению обороны и государственной безопасности; полномочия в сфере внешней политики и международных отношений; иные полномочия, которые могут быть возложены на Правительство федеральными законами и указами Президента РФ.
Правительство РФ является коллегиальным органом, его состав за-висит от структуры органов исполнительной власти РФ.
Правительство РФ состоит из членов Правительства РФ: Пред-седателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.
Для обеспечения деятельности Правительства РФ образуется Ап-парат Правительства РФ.
Правительство РФ руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.
Правительство РФ по вопросам, имеющим нормативный характер, издает постановления Правительства РФ, по иным вопросам — распо-ряжения Правительства РФ.
Система федеральных органов исполнительной власти устанавли-вается соответствующим Указом Президента РФ.
В систему федеральных органов исполнительной власти в настоящее время входят: федеральные министерства; федеральные службы; федеральные агентства.
Федеральное министерство — это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной законодательством сфере деятельности.
К полномочиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения, в соответствии с ч. 2 ст. 14 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации, относятся:
1) проведение единой государственной политики в сфере здравоох-ранения, разработка и реализация программ формирования здорового образа жизни и других программ в сфере охраны здоровья, реализация
мер по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, сани-тарно-эпидемиологическому благополучию населения, оказанию ме-дицинской помощи, санитарно-гигиеническому просвещению;
2) установление требований к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, иных объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения исходя из потребностей населения;
3) координация деятельности в сфере охраны здоровья федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, субъектов государственной системы здравоохранения, муниципальной системы здравоохранения и частной системы здравоохранения;
4) утверждение порядка создания и деятельности врачебной комис-сии медицинской организации;
5) утверждение соответствующей номенклатуры в сфере охраны здоровья (медицинских организаций, коечного фонда по профилям медицинской помощи, медицинских услуг, должностей медицинских работников и фармацевтических работников, специальностей специ-алистов, имеющих медицинское и фармацевтическое образование);
6) утверждение типовых положений об отдельных видах медицин-ских организаций, включенных в номенклатуру медицинских органи-заций;
7) установление общих требований к структуре и штатному распи-санию медицинских организаций, входящих в государственную и му-ниципальную системы здравоохранения;
8) установление порядка организации и проведения медицинских экспертиз;
9) утверждение порядка организации и проведения экспертизы ка-чества, эффективности и безопасности медицинских изделий;
10) утверждение правил и методик в области статистического учета и отчетности, стандартов информационного обмена в сфере охраны здоровья, применяемых медицинскими организациями и фармацев-тическими организациями;
11) утверждение порядка организации системы документооборота в сфере охраны здоровья, унифицированных форм медицинской до-кументации, в том числе в электронном виде;
12) утверждение порядка аттестации специалистов, имеющих высшее и среднее медицинское и (или) фармацевтическое образование для присвоения им квалификационной категории;
13) утверждение порядка организации направления граждан Рос-сийской Федерации на лечение за пределы территории Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;
14) утверждение порядка проведения медицинских осмотров;
15) утверждение перечня профессиональных заболеваний;
16) утверждение порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, медицинских изделий, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, медицинские изделия, порядка оформления этих бланков, их учета и хранения;
17) организация медицинской эвакуации граждан федеральными государственными учреждениями.
Для эффективного обеспечения полномочий в социальной сфере, обеспечения законности, прав и свобод граждан создано Министерство здравоохранения РФ (Минздрав РФ).
— Министерство здравоохранения РФ
Министерство здравоохранения Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, обращения лекарственных средств, обеспечения их качества и безо-пасности, медицинской помощи и медицинской реабилитации, фармацевтической деятельности, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда, медико-биологической оценки воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы, а также по управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения, оказанию государственных услуг, включая оказание высокотехнологичной медицинской помощи и проведение судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз.
Министерство здравоохранения Российской Федерации осу-ществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, Федерального медико-биологического агентства, а также координацию деятельности Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Федеральная служба — это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установ-ленной сфере деятельности, а также функции в области обороны, госу-дарственной безопасности, защиты и охраны государственной границы, проведения борьбы с преступностью и обеспечения общественной безопасности.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 323 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития» создана Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздрав- надзор).
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения осущест-вляет широкий спектр полномочий, в частности: осуществляет надзор ча: соблюдением государственных стандартов, технических условий на продукцию медицинского назначения; соблюдением государственных стандартов социального обслуживания.
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Рос- здравнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере здравоох-ранения.
Федеральное агентство — это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции.
В ведении Минздрава РФ находится Федеральное медико-биологиче- ское агентство (ФМБА России).
Среди полномочий можно назвать: организация и проведение про-верок в организациях отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и на отдельных территориях; контроль и надзор в сфере донорства крови и ее компонентов; проведение медико-социальной экспертизы.
Среди федеральных органов исполнительной власти следует также назвать:
— Министерство образования и науки РФ (формирование и реали-зация государственной научной и инновационной политики);
— Министерство промышленности и торговли РФ (формирование государственной политики в сфере промышленности (в том числе фармацевтической) и торговли (в том числе товарами медицинского назначения);
— Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потреби-телей и благополучия человека (осуществляет функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического бла-гополучия населения Российской Федерации, защиты прав потребителей на потребительском рынке);
— Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (надзор и контроль в сфере образования и науки).
Федеральные органы исполнительной власти могут создавать со-ответствующие органы власти на территории одного или нескольких субъектов РФ (территориальные органы исполнительной власти). Такие органы входят в единую систему органов исполнительной власти РФ и осуществляют свою деятельность под руководством федеральных органов федеральной исполнительной власти.
Система органов государственной власти субъектов РФ уста-навливается ими самостоятельно. Перечень исполнительных орга
нов субъекта РФ определяется высшим должностным лицом субъекта РФ в соответствии с конституцией (или уставом) субъекта РФ. В большинстве субъектов Российской Федерации созданы и функ-ционируют свои министерства здравоохранения, департаменты, комитеты и др.
В силу федеративного устройства Российской Федерации полно-мочиями в сфере охраны здоровья граждан наделены и органы госу-дарственной власти субъектов РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государ-ственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здо-ровья относятся:
1) защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья;
2) разработка, утверждение и реализация программ развития здра-воохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благо-получия населения, профилактики заболеваний, организация обес-печения граждан лекарственными препаратами и медицинскими из-делиями, а также участие в санитарно-гигиеническом просвещении населения;
3) разработка, утверждение и реализация территориальной про-граммы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования;
4) формирование структуры исполнительных органов госу-дарственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих установленные настоящей статьей полномочия в сфере охраны здоровья, и установление порядка их организации и деятельности;
5) организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях субъекта Российской Федерации;
6) создание в пределах компетенции, определенной законодатель-ством Российской Федерации, условий для развития медицинской по-мощи и обеспечения ее доступности для граждан;
7) организация безвозмездного обеспечения донорской кровью и (или) ее компонентами, а также организация обеспечения ле-карственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами для де-зинфекции, дезинсекции и дератизации при оказании медицинской помощи;
8) организация осуществления мероприятий по профилактике за-болеваний и формированию здорового образа жизни у граждан, про-живающих на территории субъекта Российской Федерации;
9) организация осуществления мероприятий по проведению дезин-фекции, дезинсекции и дератизации, а также санитарно-противоэпи- демических (профилактических) мероприятий в соответствии с зако-нодательством Российской Федерации;
10) организация обеспечения граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугро- жающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности;
11) координация деятельности исполнительных органов государ-ственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения на территории субъекта Российской Федерации;
12) реализация мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях, ликвидацию медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, информирование населения о медико-санитарной обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и о принимаемых мерах;
13) информирование населения субъекта Российской Федерации, в том числе через средства массовой информации, о возможности распространения социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, на территории субъекта Российской Федерации, осуществляемое на основе ежегодных стати-стических данных, а также информирование об угрозе возникновения и о возникновении эпидемий;
14) установление мер социальной поддержки по организации ока-зания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекар-ственными препаратами;
15) обеспечение разработки и реализация региональных программ научных исследований в сфере охраны здоровья, их координация;
16) установление случаев и порядка организации оказания первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи медицинскими работниками медицинских организаций вне таких медицинских организаций, а также в иных медицинских ор-ганизациях.
Полномочия органов местного самоуправления в области охраны здоровья населения определяются рядом законов.
ФЗ от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах органи-зации местного самоуправления в Российской Федерации» к ведению муниципальных образований в указанной сфере относит:
1) создание условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального района (за исключением территорий поселений, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) в соответствии с территориальной программой государ-ственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бес-платной медицинской помощи;
2) организация оказания на территории муниципального района (за исключением территорий поселений, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;
3) создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздорови-тельных местностей и курортов местного значения на территории му-ниципального района.
Следует также учитывать, что в силу ч. 2 ст. 16 ФЗ «Об основах охра-ны здоровья граждан в Российской Федерации» отдельные полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья могут быть переданы ими для осуществления органам местного самоуправления в соответствии с ФЗ от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
В этом случае оказание медицинской помощи гражданам осущест-вляется медицинскими организациями муниципальной системы здра-воохранения.
Согласно ст. 17 ФЗ «Об охране здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов относятся:
1) создание условий для оказания медицинской помощи населению в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и законом субъекта Российской Федерации;
2) обеспечение организации оказания медицинской помощи в ме-дицинских организациях муниципальной системы здравоохранения в случае передачи соответствующих полномочий органами государ-ственной власти субъектов РФ;
3) информирование населения муниципального образования, в том числе через средства массовой информации, о возможности распространения социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, на территории му-ниципального образования, осуществляемое на основе ежегодных статистических данных, а также информирование об угрозе воз-никновения и о возникновении эпидемий в соответствии с законом субъекта РФ;
4) участие в санитарно-гигиеническом просвещении населения и пропаганде донорства крови и (или) ее компонентов;
5) участие в реализации на территории муниципального образования мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях, информирование населения о медико-санитарной обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и о принимаемых мерах;
6) реализация на территории муниципального образования меро-приятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни в соответствии с законом субъекта РФ;
7) создание благоприятных условий в целях привлечения медицин-ских работников и фармацевтических работников для работы в меди-цинских организациях.
Органы местного самоуправления для реализации имеющихся полномочий формируют органы управления муниципальной системы здравоохранения, формируют и развивают сеть муниципальных учреждений здравоохранения, определяют направления деятельности (объем, характер и проч.) подведомственных им учреждений здраво-охранения.
Кроме того, органы местного самоуправления могут заниматься вопросами лекарственного обеспечения населения. Для этого создаются аптечные склады и муниципальные аптеки.
Финансовое обеспечение деятельности организаций муниципальной системы здравоохранение осуществляется за счет бюджета му-ниципального образования, средств обязательного и добровольного медицинского страхования, а также за счет средств граждан и органи-заций, не запрещенных действующим законодательством.