Организационно-правовые формы медицинской и фармацевтической деятельности

Под организационно-правовой формой деятельности понимают совокупность имущественных и организационных отличий, особен-ностей взаимодействия собственников, учредителей, участников, их ответственности друг перед другом и контрагентами, способов фор-мирования имущественной базы.

В зависимости от формы собственности, на базе которой осуществляется деятельность1.

— частная;

— государственная;

— муниципальная.

Организация охраны здоровья в соответствии с ч. 2 ст. 29 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» ос-новывается на функционировании и развитии государственной, му-ниципальной и частной систем здравоохранения.

Государственную систему здравоохранения составляют:

— федеральные органы исполнительной власти в сфере охраны здоровья и их территориальные органы, Российская академия меди-цинских наук;

— исполнительные органы государственной власти субъектов Рос-сийской Федерации в сфере охраны здоровья, органы управления в сфе-ре охраны здоровья иных федеральных органов исполнительной власти;

— подведомственные федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук и исполнительным органам го-сударственной власти субъектов Российской Федерации медицинские организации и фармацевтические организации, организации здраво-охранения по обеспечению надзора в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, судебно-экспертные учреждения, иные организации и их обособленные подразделения, осуществляющие де-ятельность в сфере охраны здоровья.

Муниципальную систему здравоохранения составляют:

I

( I

— органы местного самоуправления муниципальных районов и го-родских округов, осуществляющие полномочия в сфере охраны здоровья; 

— подведомственные органам местного самоуправления медицин-ские организации и фармацевтические организации.

Частную систему здравоохранения составляют создаваемые юри-дическими и физическими лицами медицинские организации, фар-мацевтические организации и иные организации, осуществляющие деятельность в сфере охраны здоровья.

Имущественные отличия отражают то, на какой форме собственности или на базе какого вещного права действует тот или иной субъект. Если это государственное имущество, то мы, как правило, имеем дело с государственными учреждениями здравоохранения, находящимися в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации. Если учреждение основывает свою деятельность на базе муниципального имущества, то мы говорим о муниципальном учреждении.

Например, в соответствии со ст. 2 ФЗ от 14 ноября 2002 г. № 161 -ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собствен-ности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

Согласно ст. 3 ФЗ от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», имущество автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества автономного учреждения является соответственно Российская Феде-рация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.

По форме организации деятельности:

— путем создания нового субъекта права — юридического лица;

— путем приобретения статуса индивидуального предпринимателя (самоменеджмент, самоорганизация);

— путем заключения договора (например, простого товарищества)1.

Чаще всего различные субъекты идут по пути создания юридических лиц для занятия тем или иным видом деятельности (минимизация рисков, перераспределение ответственности по обязательствам организации и ее участника (учредителя), возможность концентрации капиталов, ресурсов в течение короткого отрезка времени, диверси-фикация деятельности и др.), однако хозяйственная деятельность может осуществляться также и без создания юридического лица. Гражданин может приобрести статус индивидуального предпринимателя и с момента его государственной регистрации начать заниматься опре-деленных видом деятельности. Кроме того, существуют и договорные

'См. подробнее: ст. 1041-1054 ГК РФ; ФЗ от 28 ноября 2011 г. № 335-ФЭ «Об инвестиционном товариществе». 

объединения. Так, в соответствии со ст. 1041 ГК РФ по договору про-стого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и со-вместно действовать без образования юридического лица для извлече-ния прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели.

Сторонами договора простого товарищества, заключаемого для осу-ществления предпринимательской деятельности, могут быть только ин-дивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации.

По хозяйственной компетенции:

— субъекты с общей компетенцией;

— субъекты с ограниченной компетенцией (законом, договором, учредительными документами);

— субъекты специальной компетенции;

— субъекты исключительной компетенции.

ГК РФ закрепил почти за всеми коммерческими организациями способность иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых не запрещенных законом видов деятельности, т.е. общую правоспособность.

Исключение в этом отношении составляют унитарные предприятия — несобственники (поскольку они создаются собственниками для строго определенных целей), а также некоторые другие организации, для которых специальная правоспособность определена законом с целью их сосредоточения лишь на одном, специальном виде коммер-ческой деятельности, к тому же лицензированном, т.е. допускаемом по особому разрешению публичной власти (например, банки и страховые компании).

Согласно ч. 1 ст. 49 ГК РФ коммерческие организации, за исклю-чением унитарных предприятий и иных видов организаций, предус-мотренных законом, могут иметь гражданские права и нести граж-данские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

Юридических лиц традиционно классифицируют по нескольким основаниям, позволяющим глубже уяснить смысл имеющихся отличий между ними.

По цели деятельности различают:

— коммерческие;

— некоммерческие.

Коммерческие юридические лица в качестве своей цели деятельности заявляют извлечение прибыли и ее последующее распределение между учредителями (участниками). Некоммерческие не преследуют в качестве своей цели деятельности извлечение прибыли; большинство некоммерческих юридических лиц могут извлекать прибыль для достижения уставных целей, но в отличие от коммерческих юридиче

ских лиц не распределяют ее между участниками, а направляют на до-стижение уставных целей.

Большинство организаций, присутствующих на фармацевтическом рынке России являются коммерческими организациями, на рынке ме-дицинских услуг — некоммерческими.

Например, производство, оптовая и розничная торговля большин-ством лекарственных средств осуществляется коммерческими органи-зациями.

На рынке медицинских услуг широко представлены муниципальные и государственные учреждения здравоохранения. Встречаются также общества с ограниченной ответственностью (особенно в секторе периферийной медицины).

Важной классификацией юридических лиц является их деление на юридические лица частного и публичного права.

Большинство участников гражданского (хозяйственного) оборота являются частными. К публичным относятся юридические лица, соз-данные на основе акта публичной власти (а не по воле учредителей), и иногда обладающие определенными властными полномочиями (го-сударственные или муниципальные учреждения, либо как публично- правовые образования — самостоятельный вид субъектов гражданского права).

Однако в имущественных (гражданских) правоотношениях юриди-ческие лица публичного права фактически приравниваются законом к юридическим лицам частного права, за исключением некоторых изъятий, установленных федеральным законом.

По организационно-правовой форме различают:

— общества;

— товарищества;

— унитарные предприятия;

— кооперативы;

— учреждения и др.

На рынке медицинских услуг наибольшее распространение полу-чили учреждения. Иногда встречаются и субъекты иных организа-ционно-правовых форм, например общества. На фармацевтическом рынке широкое распространение получили общества. Иногда встре-чаются и иные субъекты, например, унитарные предприятия.

По правам на обособленное имущество организации различают:

— юридические лица — собственники имущества;

— юридические лица — не собственники закрепленного за ними имущества (имущество закреплено за ними на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления).

r

Например, в соответствии с ч. 2 ст. 2 ФЗ от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» общество

имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осу-ществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Согласно п. 1 ст. 2 ФЗ от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государ-ственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собствен-ником. Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления.

По правам учредителей на переданное организации имущество различают:

— наличие обязательственных прав у участников по отношению к организации;

— наличие вещных прав;

— отсутствие имущественных прав.

В соответствии со ст. 48 ГК РФ к юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относится хозяйственные товарищества и общества, производственные и потре-бительские кооперативы.

К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения.

К юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участ-ники) не имеют имущественных прав, относятся общественные и ре-лигиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

По основаниям объединения различают юридические лица, где:

— объединяются капиталы;

— объединяются лица для совместной деятельности и используется их имущество для создания организации.

Большинство юридических лиц созданы с целью объединения ка-питалов, передаваемых юридическому лицу и обособляемых от их уч-редителей. Так, хозяйственными товариществами и обществами при-знаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Иму-щество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности (ст. 66 ГК).

Производственным кооперативом (артелью) признается добро-вольное объединение граждан на основе членства для совместной про- изводственной или иной хозяйственной деятельности (производство. 

переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, ока-зание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов (ст. 107 ГК).

В зависимости от критерия делимости имущества организации по вкладам различают:

— делимое (корпорации);

— неделимое (унитарные предприятия).

Например, обществом с ограниченной ответственностью признается общество, уставный капитал которого разделен на доли (ст. 87 ГК). Акционерным обществом признается общество, уставный капитал ко-торого разделен на определенное число акций (ст. 96 ГК).

Имущество унитарных предприятий и учреждений является неде-лимым.

В зависимости от наличия той или иной зависимости от иного хозяйствующего субъекта, различают:

— самостоятельные или независимые юридические лица;

— юридические лица, имеющие зависимость от другого юриди-ческого лица (например, дочерние, зависимые хозяйственные общества).

Хозяйственное общество признается дочерним, если другое (ос-новное) хозяйственное общество или товарищество в силу преоб-ладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом (ст. 105 ГК).

Основное общество (товарищество), которое имеет право давать дочернему обществу, в том числе по договору с ним, обязательные для него указания, отвечает солидарно с дочерним обществом по сделкам, заключенным последним во исполнение таких указаний.

В случае несостоятельности (банкротства) дочернего общества по вине основного общества (товарищества) последнее несет субсиди-арную ответственность по его долгам.

Хозяйственное общество признается зависимым, если другое (пре-обладающее, участвующее) общество имеет более 20% голосующих акций акционерного общества или 20% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью (ст. 106 ГК).

Хозяйственное общество, которое приобрело более 20% голосующих акций акционерного общества или 20% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью, обязано незамедлительно публиковать сведения об этом в порядке, предусмотренном законами о хозяйственных обществах. 

В зависимости от места, занимаемого субъектом на рынке, различают:

— субъекты, занимающие доминирующее положение на опреде-ленном рынке;

— субъекты, не занимающие доминирующее положение;

— субъекты естественных монополий.

В соответствии со ст. 5 ФЗ от 26 июля 2006 г. № 135-ФЭ «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Согласно ст. 3 ФЗ от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях», субъект естественной монополии — хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Естественная монополия — состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

В зависимости от количества работников и других критериев, установленных федеральным законом, различают:

— средние;

— малые;

— микропредприятия.

В соответствии со ст. 4 ФЗ от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О раз-витии малого и среднего предпринимательства в Российской Федера-ции» к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц по-требительские кооперативы и коммерческие организации (за исклю-чением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие пред-принимательскую деятельность без образования юридического лица 

(далее — индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермер-ские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических лиц — суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных об-разований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотво-рительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за ис-ключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25% (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ доя электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов произ-водства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат уч-редителям (участникам) таких хозяйственных обществ — бюджетным научным учреждениям, или созданным государственными академиями наук научным учреждениям, или бюджетным образовательным уч-реждениям высшего профессионального образования, или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования);

2) средняя численность работников за предшествующий календар-ный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от 101 до 250 человек включительно доя средних предприятий;

б) до 100 человек включительно доя малых предприятий; среди ма-лых предприятий выделяются микропредприятия — до 15 человек;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

В целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства к таким субъектам могут предусматриваться специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенная система ведения бух

галтерской отчетности, упрощенный порядок составления статисти-ческой отчетности; льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество и др.

В зависимости от наличия в капитале организации доли, принадлежащей иностранному инвестору, различают:

— организации с иностранными инвестициями;

— организации без иностранных инвестиций.

Согласно ч. 6 ст. 4 ФЗ от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» российская коммерческая организация получает статус коммерческой организации с ино-странными инвестициями со дня вхождения в состав ее участников иностранного инвестора. С этого дня коммерческая организация с иностранными инвестициями и иностранный инвестор пользуются правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными настоящим Федеральным законом.

Коммерческая организация утрачивает статус коммерческой ор-ганизации с иностранными инвестициями со дня выхода иностранного инвестора из состава ее участников (при наличии нескольких иностранных инвесторов в составе ее участников — в случае выхода всех иностранных инвесторов). С этого дня указанная коммерческая организация и иностранный инвестор утрачивают правовую защиту, гарантии и льготы, установленные федеральным законом.

По юридической ответственности перед контрагентами, различают:

— организации с полной имущественной ответственностью;

— с ограниченной ответственностью.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГК юридические лица кроме учреждений отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им иму-ществом.

Согласно ст. 7 ФЗ от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарное предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Унитарное предприятие не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования).

В соответствии с ч. 4 ст. 3 ФЗ от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об ав-тономных учреждениях» автономное учреждение отвечает по своим обязательствам имуществом, находящимся у него на праве оператив-ного управления, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. 

В зависимости от наличия (отсутствия) особенностей ликвидации юридического лица (в том числе через его банкротство), различают:

— организации, ликвидируемые по общим правилам;

— по специальным правилам.

Согласно ст. 65 ГК юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной ор-ганизации, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом) .

Государственная корпорация или государственная компания может быть признана несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание.

Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда.

Следует обратить внимание на тот факт, что учреждения здравоох-ранения в силу прямого указания закона не могут быть признаны бан-кротами. В случае недостаточности имущества должника-учреждения, на которое может быть обращено взыскание, начинают действовать специальные правовые механизмы.

Наши рекомендации