Задачи, функции и принципы правового регулирования медицинской и фармацевтической деятельности
Изучение медицинского права как формирующейся отрасли российского права невозможно без указания его задач, функций и принципов.
Медицинское право в целом призвано эффективно и непротиворечиво урегулировать наиболее важные, значимые и уязвимые общественные отношения в сфере охраны здоровья населения, здравоохранении и медицинской помощи.
Достижение основной цели медицинского права обеспечивается путем решения ряда конкретных задач, среди которых можно выделить:
1) создание надлежащих правовых предпосылок для эффективного функционирования здравоохранения, реализации возложенных на систему здравоохранения задач;
2) обеспечение научно обоснованной организации и управления системой здравоохранения в России;
3) правовое обеспечение реформирования здравоохранения РФ;
4) установление четких прав и обязанностей, юридической ответ-ственности участников здравоохранительных отношений;
5) обеспечение прав, свобод и законных интересов граждан, создание гарантий при реализации принадлежащих им прав и свобод в сфере охраны здоровья, здравоохранения и медицинской помощи;
6) обеспечение действия правовых принципов и режима законности при осуществлении всех видов медицинской деятельности;
7) разработка оптимальных правовых режимов для отдельных видов и направлений медицинской деятельности;
8) обеспечение стабильности общественных отношений в сфере охраны здоровья, здравоохранения и медицинской помощи.
Задачи медицинского права реализуются посредством проведения государственной политики в рассматриваемой сфере общественных отношений, которая осуществляется в виде правотворчества (принятие соответствующих нормативных актов) и правоприменения. Иными словами, отдельные задачи отрасли права непосредственно исполняются не только медицинскими организациями и медицинскими работниками, но и органами исполнительной власти, судами и др.
Если обратиться к ст. 1 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», то законодатель выделяет следующие задачи, составляющие предмет настоящего закона:
— правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан;
— права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав;
— полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья;
— права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья;
— права и обязанности медицинских работников и фармацевтических работников.
Круг возможных задач законодательства об охране здоровья граждан сформулирован законодателем в настоящее время довольно узко.
Под функциями медицинского права понимают основные направления правового воздействия на рассматриваемые общественные отношения. Функции медицинского права отражают природу и роль общественных отношений, возникающих в сфере здравоохранения.
Обычно выделяют две основные функции любой отрасли права. Они же будут характерны и для медицинского права, наполняясь отраслевой спецификой.
Регулятивная функция медицинского права выражается в воздействии на общественные отношения посредством установления прав, обязанностей, запретов, ограничений, полномочий и компетенции субъектов здравоохранительных правоотношений. Эта функция проявляется не только в сфере установления материально-правовых отношений, но и в области процессуального регулирования отдельных отношений в здравоохранении, а также отдельных видов медицинской деятельности.
Например, правовыми нормами устанавливаются понятие и категории (виды) медицинских должностей, их обязанности, порядок допуска к занятию отдельными видами медицинской деятельности.
ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» устанавливает права и обязанности пациента, права отдельных категорий населения.
Охранительная функция проявляется в воздействии медицинского права участников одноименной группы общественных отношений, побуждая их соблюдать установленные правовые нормы.
При реализации охранительной функции может быть использовано государственное принуждение (административное, уголовное, 'См. например: Приказ Минздравсоцразвития России от 25 июля 2011 г. № 801н «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим и средним профессиональным образованием учреждений здравоохранения».
дисциплинарное), применены меры юридической ответственности, определенные санкции.
Например, требование совершения любым медицинским работником необходимых в конкретных условиях профессионально обоснованных действий, направленных на спасение жизни, облегчение страданий больному, подкрепляется обеспеченной государством возможностью привлечения правонарушителя к уголовной ответственности по ст. 124 УК РФ «Неоказание помощи больному».
Рассмотрение медицинского права как отрасли права предполагает и анализ его принципов.
В теории права под принципами права обычно понимают основные идеи, исходные положения или ведущие начала процесса формирова-ния, развития и функционирования права.
Такие начала присущи как праву в целом, так и отдельным отраслям, институтам. Правовые принципы отражают существо содержания, социальную направленность и особенности правового регулирования. Они позволяют лучше понимать смысл правового регулирования рассматриваемых общественных отношений, правильно понимать и применять конкретные правовые нормы в правоприменительной практике.
Принципы права также учитываются и при обнаружении пробелов и законодательстве. Это обстоятельство имеет особо важное значение, так как по преимуществу дозволительный характер правового регули-рования многих общественных отношений (исключая собственно публичную сферу) предполагает возможность появления общественных hi ношений, которые прямо не урегулированы правовыми нормами. Их оформление, оценка и разрешение конфликтных ситуаций в отсутствие конкретной нормы или норм происходит на основе общих принципов медицинского права.
Принципы — это объективные свойства права, которые коренятся в его содержании. Принципы права оказывают как прямое воздействие на общественные отношения, подлежащие урегулированию, так и опосредованное, когда определяют применение конкретных норм, юполняя содержание их гипотез.
Вместе с тем и сами принципы играют роль ориентиров в формиро- пании и поступательном развитии права. Так, определенная правовая идея, пройдя тернистый путь развития, может трансформироваться и правовой принцип, а он, в свою очередь, претворится в норму права, регулирующую определенную группу отношений.
Принципы права нередко получают прямое закрепление в нормах действующего законодательства. После такого закрепления они становятся нормами-принципами.
Основными принципами, получившими законодательное закрепление, являются:
1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
2) приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;
3) приоритет охраны здоровья детей;
4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;
5) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;
6) доступность и качество медицинской помощи;
7) недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;
8) приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;
9) соблюдение врачебной тайны.
Содержание принципов законодатель раскрывает в ст. 5-13 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
В соответствии со ст. 5 Закона мероприятия по охране здоровья должны проводиться на основе признания, соблюдения и защиты прав граждан и в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств. Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний.
Приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи реализуется путем:
1) соблюдения этических и моральных норм, а также уважительного и гуманного отношения со стороны медицинских работников и иных работников медицинской организации;
2) оказания медицинской помощи пациенту с учетом его физического состояния и с соблюдением по возможности культурных и религиозных традиций пациента;
3) обеспечения ухода при оказании медицинской помощи;
4) организации оказания медицинской помощи пациенту с учетом рационального использования его времени;
5) установления требований к проектированию и размещению ме-дицинских организаций с учетом соблюдения санитарно-гигиенических норм и обеспечения комфортных условий пребывания пациентов в медицинских организациях;
6) создания условий, обеспечивающих возможность посещения i ш циента и пребывания родственников с ним в медицинской орган и м пии с учетом состояния пациента, соблюдения противоэпидемического) режима и интересов иных лиц, работающих и (или) находящихся п медицинской организации.
Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права мри оказании медицинской помощи.
Социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья обе-спечивается путем установления и реализации правовых, эконо-мических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности и гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий от-ветственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.
Доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются:
1) организацией оказания медицинской помощи по принципу при-ближенности к месту жительства, месту работы или обучения;
2) наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации;
3) возможностью выбора медицинской организации и врача в соот- иетствии с настоящим Федеральным законом;
4) применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи;
5) предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
6) установлением в соответствии с законодательством Российской Федерации требований к размещению медицинских организаций го-сударственной системы здравоохранения и муниципальной систем ы здравоохранения и иных объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения исходя из потребностей населения;
7) транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения;
8) возможностью беспрепятственного и бесплатного использования медицинским работником средств связи или транспортных средств для перевозки пациента в ближайшую медицинскую организацию в случаях, угрожающих его жизни и здоровью.
Отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются.
Медицинская помощь в экстренной форме оказывается медицинской организацией и медицинским работником гражданину безотлагательно и бесплатно. Отказ в ее оказании не допускается.
Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается путем:
1) разработки и реализации программ формирования здорового образа жизни, в том числе программ снижения потребления алкоголя и табака, предупреждения и борьбы с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ;
2) осуществления санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
3) осуществления мероприятий по предупреждению и раннему вы-явлению заболеваний, в том числе предупреждению социально значи-мых заболеваний и борьбе с ними;
4) проведения профилактических и иных медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения в соответствии с зако-нодательством Российской Федерации;
5) осуществления мероприятий по сохранению жизни и здоровья граждан в процессе их обучения и трудовой деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе после смерти человека, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей, за исключением случаев, установленных законом.
Конфиденциальность — одно из условий многих видов деятельности. На уровне этических норм этот принцип известен, по крайней мере, со времен Гиппократа и его учеников, последователей. Принцип
ишфиденциальности закреплен в Конституции РФ. ряде федеральной тконов, регулирующих информационные правоотношения.
Ьольшинство отмеченных выше принципов носят самый общий •ифпктер. Так, доступность и социальная защищенность граждан тесно взаимосвязаны. Без доступности помощи трудно говорить о соци- ии.ной защищенности гражданина. Кроме того, данные принципы нуждаются в детальной проработке механизмов их реализации, иначе in шются не более чем благим пожеланием. Соблюдение прав челове- ► — общая и важнейшая обязанность государства вне зависимости in сферы общественной деятельности. Развитие профилактической медицины и провозглашение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья — одна из сложнейших задач общества, но можно ли се одновременно считать принципом деятельности — большой вопрос. И условиях рыночной экономики реализация данной задачи является крайне сложной задачей всех органов и должностных лиц. Для этого |рсбуются серьезные законодательные изменения (в рамках трудового шконодательства, законодательства о социальном обеспечении и др.). 11ровозглашения идеи приоритетности профилактической медицины it специальном законодательном акте явно недостаточно.
Вместе с тем есть принципы, не получающие прямого закрепления и определенных нормах. Тогда формулировка правового принципа • растворяется» во множестве норм. В таких случаях речь идет о прин-ципах, «выводимых» из отдельных норм или их совокупности.
К таким принципам можно отнести принцип равенства сторон в от-ношениях по возмездному оказанию медицинских услуг, автономии участников здравоохранительных отношений (исключая случаи, когда интономия воли сторон ограничена федеральным законом) и некоторые другие.
В теории права также принято делить принципы права на общепра- новые, межотраслевые, отраслевые, а также свойственные отдельным правовым институтам.
Общеправовые принципы распространяются на всю систему права. К ним относят принципы социальной справедливости, гуманизма, равноправия, законности, единства юридических прав и обязанностей.
Межотраслевые правовые принципы свойственны двум блокам правового регулирования: частному и публичному. К ним можно отнести принцип автономии воли, конфиденциальности в медицине, диспозитивности (возможность распоряжаться средствами защиты) и др.
Принцип автономии воли пациента является отраслевым принципом, он получил законодательное закрепление в ч. 1 ст. 20 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»: «Необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых ре-зультатах оказания медицинской помощи».
Данный принцип не тождествен прямо закрепленному принципу приоритета интересов пациента (из текста неясно, кем решается вопрос о приоритете: самим пациентом или медиком?), носящим довольно абстрактный характер.
В свою очередь, принцип автономии является специальным по отношению к известному принципу автономии воли, характерному для гражданского права и получившему законодательное закрепление в Гражданском кодексе РФ. Часть 1 ст. 1 ГК РФ гласит: «Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого- либо в частные дела...» А в соответствии с ч. 2 ст. 1 ГК РФ «граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе...».
Однако использование одного состава принципов различными отраслями права еще не означает, что содержание каждого принципа, их проявление в конкретной отрасли права идентично. В каждой группе общественных отношений они определенным образом преобразуются, получают свою индивидуализацию, характерную этой группе общественных отношений.
Большое внимание автономии воли уделяется и в международных актах. Так, в соответствии с Конвенцией о защите прав и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины стороны-участницы настоящей Конвенции защищают достоинство и индивидуальную целостность человека и гарантируют каждому без исключения соблюдение неприкосновенности личности и других прав и основных свобод в связи с применением достижений биологии и медицины. Медицинское вмешательство может осуществляться лишь после того, как соответствующее лицо даст на это свое добровольное информированное согласие. Это лицо заранее получает соответствующую информацию о цели и характере вмешательства, а также о его последствиях и рисках. Это лицо может в любой момент беспрепятственно отозвать свое согласие.
Как и общеправовые принципы, межотраслевые принципы рас-пространяются на широкий круг общественных отношений. В каждой отдельной группе общественных отношений и отрасли права или
группе отраслей межотраслевые принципы получают свое развитие и приобретают определенную специфику.
Отраслевые принципы права распространяют свое действие на кон-кретные отрасли права — гражданское, административное, трудовое и другие.
Некоторые отраслевые принципы медицинского права, за исключением прямо закрепленных в действующем законодательстве, еще предстоит выявить и сформулировать зарождающейся наукой меди-цинского права.
К отраслевым принципам медицинского права в настоящее время можно отнести, например, принцип сочетания интересов общества и законных интересов граждан при оказании медицинской помощи, согласно которому медицинская помощь осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на жизнь и здоровье.
По общему правилу медицинская помощь оказывается в инициативном порядке, по воле заинтересованного лица, но в случаях наличия у гражданина отдельных заболеваний (определенных федеральным законом) и при отсутствии его воли (уклонения от лечения) — независимо от его воли с целью обеспечения здоровья или жизни населения в целом.
Так, глава 15 УК РФ посвящена следующим принудительным мерам медицинского характера:
а) амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиа- гра;
б) принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа;
в) принудительное лечение в психиатрическом стационаре специ-ализированного типа;
г) принудительное лечение в психиатрическом стационаре специ-ализированного типа с интенсивным наблюдением.
Целями применения принудительных мер медицинского характера являются излечение лиц, страдающих психическими расстройствами, представляющими опасность для окружающих, или улучшение их психического состояния, а также предупреждение совершения ими новых преступлений.
Анализ действующего законодательства позволяет в качестве одного из принципов медицинского права назвать принцип возмездности медицинской помощи.
Финансирование здравоохранения осуществляется за счет бюджетов различных уровней, средств медицинского страхования (обязательного и добровольного), иных источников (непосредственной оплаты услуг пациентами, благотворительной помощи и др.).
Средства медицинского страхования (обязательного и добровольно-го) являются важным источником финансовых средств для современной системы здравоохранения.
Бюджетное финансирование направлено на обеспечение гарантий доступности отдельных видов медицинской помощи, выполнение социально значимых целевых программ, эффективную реализацию «особых» функций системы здравоохранения в целом (санитарно- эпидемиологическое благополучие, лечение отдельных категорий граждан и др.) специализированными учреждениями и организациями (например, казенными учреждениями здравоохранения).
Средства отдельньис граждан и организаций — не основной, но весьма привлекательный источник финансов для медицины. Его значение довольно высоко в периферийных секторах медицины (стоматологии, косметологии, семейной медицине) и незначительно в оказании стационарной и высокотехнологичной помощи населению.
Следующим отраслевым принципом должен стать принцип разгра-ничения норм здравоохранительного законодательства и норм гражданского, административного и некоторых других отраслей отечественного законодательства.
Суть этого разграничения состоит в том, что иные отрасли за-конодательства могут устанавливать лишь отдельные и наиболее общие нормы регулирования здравоохранительных отношений, а собственно законодательство об охране здоровья граждан, здравоохранении и медицинской помощи, устанавливает специальные нормы регулирования таких отношений. Поэтому в случаях, когда имеется общая и специальная норма, по-разному регулирующие здравоохранительные отношения, должна применяться специальная, а не общая норма.
Действие этого принципа особо значимо в условиях постоянно об-новляющегося законодательства, когда высок риск принятия проти-воречивых норм, а также в условиях правовых лакун, когда значимые для должного обеспечения прав и интересов участников здравоохра-нительных правоотношений нормы отсутствуют (например, возмож-ность субсидиарного применения существующих норм того же граж-данского законодательства, если отсутствует специальная норма).
В статье 3 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предпринята попытка законодательного закрепления данного принципа. Законодательство в сфере охраны здоровья осно-вывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоя-щего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Нормы об охране здоровья, содержащиеся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, чаконах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, не должны противоречить нормам настоящего Федераль-ного закона.
В случае несоответствия норм об охране здоровья, содержащихся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Рос-сийской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъ-ектов Российской Федерации, нормам настоящего Федерального закона применяются нормы настоящего Федерального закона (ч, 3 ст. 3 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Принцип профессионализма. Несмотря на то что данный принцип законодателем прямо не выделен, он является очевидным. Медицинская деятельность ведется исключительно лицами, имеющими определенную квалификацию по определенным правилам и стандартам.
Медицинский работник — физическое лицо, которое имеет меди-цинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осущест- пление медицинской деятельности (п. 13 ст. 2 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Фармацевтический работник — физическое лицо, которое имеет фармацевтическое образование, работает в фармацевтической орга-низации и в трудовые обязанности которого входят оптовая торговля лекарственными средствами, их хранение, перевозка и (или) розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения (далее — лекарственные препараты), их изготовление, отпуск, хранение и перевозка (п. 14 ст. 2 ФЗ «Об основах охраны здоровья I раждан в Российской Федерации»).
Принцип непричинения вреда здоровью или жизни пациента. Меди-цинская деятельность направлена на сохранение и поддержание здо-ровья. Поэтому причинение вреда пациенту является недопустимым. I» биоэтике был выработан принцип «не навреди». Требование «не на- нреди» точно подчеркивает специфику медицинской деятельности.
Следует обратить внимание на тот факт, что почти любое меди-цинское вмешательство само по себе несет в себе угрозу причинения преда, а отдельными манипуляциями причиняется реальный вред здо-ровью или жизни пациента. Например, операционный доступ в брюш-ную полость — это не что иное, как нарушение целостности передней брюшной стенки (кожа, подкожная клетчатка, фасции, мышцы, прюшина), подкожная инъекция — это нарушение целостности кожи. Иногда при осуществлении медицинского вмешательства могут раз-минаться осложнения, которые непосредственно не обусловлены его | собенностями.
Следовательно, применительно к медицинской деятельности следует различать: «обычный», или естественный вред здоровью; чрезмерный, или излишний вред; случайный вред.
Обычный вред — это такой вред, который причиняется медицинским работником в силу особенностей самого медицинского вмешательства. Он, конечно же, неестествен в обыденном общечеловеческом понимании, но воспринимается как естественный, должный, «само собой разумеющийся» применительно к определенному медицинскому вмешательству. Иными словами, осуществить вмешательство для достижения диагностической или лечебной задачи, не причинив такого вреда здоровью с учетом имеющихся достижений медицинской науки, техники и практики (с учетом локализации вмешательства, уровня клиники, квалификации ее персонала) невозможно. Понятно, что если требуется инъекция, то она может быть произведена лишь путем нарушения целостности кожи и других тканей пациента в зависимости от категории инъекции (подкожная, внутримышечная, внутривенная).
Чрезмерный, или излишний вред — это вред, который также причи-няется в связи с проведением лечебно-диагностических манипуляций, медицинского вмешательства в целом, но не является адекватным тем целевым установкам, задачам, которые имели место до осуществления вмешательства.
Например, в связи с характером имевшегося заболевания, постав-ленным диагнозом и утвержденной концепцией на операцию, гинеколог должен был провести операцию в объеме надвлагалищной ампутации матки с придатками, но провел операцию в объеме экстирпации матки с придатками, т.е. большем объеме.
Такое расширение объема оперативного вмешательства может быть как обоснованным с учетом проведенных оператором исследований матки, маточных труб, в целом органов малого таза, так и необо-снованным, т.е. не подтверждаться объективными данными в пользу расширения объема операции. Именно в таком случае врач причиняет излишний вред здоровью пациента.
Случайный вред — это вред, который не обусловлен особенностями самого медицинского вмешательства, не предполагается медицинским работником и возникает в силу индивидуальных психофизиологических и иных особенностей лица.
Случайный вред обусловлен рисковым характером медицинской деятельности, недостатком существующих медицинских знаний о че-ловеке и (или) практических возможностей по его прогнозированию либо предотвращению.
Для правоприменительной и медицинской практики также не может не представлять интереса вопрос об опасности причинения либо развития вреда для здоровья и жизни пациента в будущем. Ошибоч
ное лечение, оставление в теле пациента инородных тел, назначение ненужных лекарств, умолчание о неблагоприятном прогнозе заболе-вания, отсутствие надлежащих рекомендаций по профилактике и ле-чению тех или иных заболеваний могут не только причинить реальный вред в период оказания медицинской помощи или ближайшее по ее завершении время, но и создать угрозу причинения вреда в будущем.
Бездействие медицинского корпуса также может создать вполне реальную угрозу для здоровья или жизни пациента в будущем, что так-же требует четкой правовой оценки таких деяний.
Принцип следования достижениям науки и техники. В основе со-временной медицины лежат последние достижения ряда фундамен-тальных и прикладных наук, технические достижения. Врач обязан постоянно повышать свою квалификацию и использовать существующие доступные достижения науки и техники в своей практике. Ряда неблагоприятных исходов в медицине можно было бы избежать в случае своевременного внедрения в лечебно-диагностический процесс имеющихся достижений, современных медицинских технологий.
В соответствии с Конвенцией о защите прав и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины всякое медицинское вмешательство должно осуществляться в соответствии с профессиональными требованиями и стандартами.
Врач в соответствии со ст. 71 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в частности, клянется постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, беречь и разви-вать благородные традиции медицины.
Этот принцип связан с принципом доступности медицинской помощи, особенностями организации медицинской помощи. В любом случае организаторы здравоохранения и лечащий врач должны принимать все меры по улучшению качества оказываемых услуг в конкретном учреждении здравоохранения с учетом его статуса, типа, вида. Этот принцип имеет также важное значение для перспективы конкретного уголовного дела либо гражданского иска пациента.
Принципы правовых институтов. Известно, что в рамках отрасли права образуются обособленные правовые институты, регулирующие определенную разновидность общественных отношений.
В медицинском праве обособляется целый ряд правовых институтов (институт принудительных мер медицинского характера, институт судебных медицинских экспертиз и др.), для которых также могут быть хпрактерны свои принципы.
Например, при реализации принудительных мер медицинского хпрактера не будет действовать принцип автономии воли в части вы- гюра лечебно-профилактического учреждения (прерогатива суда), ис-пользования некоторых мер медицинского характера и др. На первое
место при проведении таких мер выдвигается принцип безусловности и обязательности реализации возложенных судом на медицинскую ор-ганизацию (медицинских работников) обязанностей.
§ 3. Становление и развитие медицинского права как науки и учебной дисциплины
Появление норм, регулирующих отдельные аспекты врачебной де-ятельности, связано со становлением и усилением центральной власти российского государства. Так, с XVI в. по царскому указу стали прово-диться освидетельствования лекарями. Их целью являлось определение пригодности к военной и иной государевой службе.
Немаловажную роль сыграл Аптекарский приказ, который был соз-дан в 1584 г. с целью централизации управления здравоохранением.
Врачебное освидетельствование (экспертиза больных и увечных) как одна из функций Аптекарского приказа заключалась в проведении экс-пертного исследования по определению степени утраты здоровья . В результате такого освидетельствования составлялись «дохтурские сказки», в которых указывалось, в частности, «какой болезнью, кто скорбен», «можно ль ему государеву службу служить» . Иными словами, речь шла, говоря современным языком, о зарождении несудебных медицинских экспертиз, в первую очередь военно-врачебной экспертизы. Врачи Аптекарского приказа осуществляли экспертизу случаев ненадлежащего оказания медицинской помощи и освидетельствовали пострадавших от такого лечения. Проверка историй болезни («дохтурских сказок») была одним из направлений работы Аптекарского приказа. Таким образом осуществлялся контроль за врачебной деятельностью.
С XVII века стали активно проводиться освидетельствования и для других целей, в частности, для установления характера телесных по-вреждений . В артикулах Воинского устава Петра Великого говори-лось: «Надлежит подлинно ведать, что смерть всеконечно ли от битья приключилась. А ежели сыщется, что убиенный был бит, а не от тех побоев, но от других случаев, которые ему присовокупились, умер, то надлежит убийцу не животом, но по рассмотрению судейскому наказать тюрьмою или денежным штрафом, шпицрутеном и прочая» (ст. 154). В Морском уставе Петра I было сказано: «Кто кого убьет так, что не тот час, но по некотором времени умрет, то надлежит о том свидетельствовать накрепко, что от тех побоев умер, или иная какая
полезнь приключилась, и для того тот час по смерти его докторам взре- м гь мертвое тело и осмотреть, от чего ему смерть случилась» (ст. 108).
Во второй половине XVII в. зафиксированы первые случаи освиде- юльствования монахами психического состояния обвиняемых, полу-чения справок и допросов докторов и лекарей о порядке употребления игкарств
Особое значение в правовой регламентации медицинской деятель-ности в России имеет появление Врачебного устава — первого система изированного документа, положения которого регулировали обще- 11 пенные отношения, возникающие в сфере здравоохранения России.
Существовало три редакции Врачебного устава, датированные Щ37,1892 и 1905 гг.
В соответствии с последней редакцией устав состоял из трех книг:
— Учреждения врачебные;
— Устав медицинской полиции;
— Устав судебной медицины.
Первой книгой определялись типы (виды) медицинских органи- | щий, второй — работа специальных органов и должностных лиц но обеспечению санитарных норм и др., третьей — требования к орга-низации судебно-медицинских экспертиз и судебным экспертам.
На