Б1.б.4 медицинская статистика и информатика
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Б1.Б.4 МЕДИЦИНСКАЯ СТАТИСТИКА И ИНФОРМАТИКА
(шифр и наименование учебной дисциплины (модуля по учебному плану))
ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОРДИНАТУРЕ
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
СТОМАТОЛОГИЯ ХИРУРГИЧЕСКАЯ»
(код и наименование направления подготовки (специальности))
Врач-стоматолог-хирург
форма обучения очная
Санкт-Петербург
Г.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ п/п | Наименование раздела | Страница |
1. | Состав рабочей группы по разработке рабочей программы по дисциплине «Медицинская статистика и информатика» программы подготовки кадров высшего образования в ординатуре по специальности 31.08.74 «Стоматология хирургическая» | |
2. | Место и роль учебной дисциплины (модуля) в структуре основной профессиональной образовательной программы подготовки ординатора | |
3. | Планируемые результаты освоения учебной дисциплины | |
4. | Содержание учебной дисциплины (модуля) | |
4.1 | Содержание разделов (тем) учебной дисциплины (модуля) | |
4.2 | Распределение учебного времени, выделенного на контактную работу обучающихся с преподавателем (по семестрам, разделам и видам учебных занятий), и на самостоятельную работу обучающихся (тем) учебной дисциплины (модуля) | |
4.3 | График рубежного контроля успеваемости обучающихся | |
5. | Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) | |
5.1 | Учебная литература | |
5.2 | Программное обеспечение и информационно-справочные системы | |
5.3 | Интернет ресурсы | |
6. | Методические указания обучающимся по освоению учебной дисциплины (модуля) | |
7. | Методические указания преподавателю по порядку подготовки и проведения учебных занятий, текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю) | |
8. | Учебно-материальная база, необходимая для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю) | |
9. | Фонд оценочных средств для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю) | |
9.1 | Карты компетенций | |
9.2 | Соотнесение результатов обучения – дисциплин (практик) – знаний, умений и навыков в программах дисциплин | |
9.3 | Соотнесение результатов обучения с формами учебной работы и оценочными средствами при формировании компетенции | |
9.4 | Характеристика оценочных средств результатов обучения | |
9.4.1 | Текущий контроль | |
9.4.2 | Промежуточная аттестация |
СОСТАВ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ
по разработке рабочей программы по дисциплине «Медицинская статистика и информатика» программы высшего образования в ординатуре по специальности 31.08.74 «Стоматология хирургическая»
№ п/п | Воинское звание, ученая степень и звание | Занимаемая должность | Фамилия, Имя, Отчество |
Составители | |||
1. | Лицо гражданского персонала, кандидат медицинских наук доцент | Преподаватель кафедры автоматизации управления медицинской службы (с военно-медицинской статистикой) | КОБЗЕВ Александр Сергеевич |
Программа учебной дисциплины рассмотрена и одобрена на заседании кафедры автоматизации управления медицинской службой (с военно-медицинской статистикой)
(наименование кафедры)
Протокол № от «___» ____________2015 года.
2. Место и роль учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы подготовки ординатора.
Дисциплина «Медицинская статистика и информатика» реализуется в рамках базовой части основной профессиональной образовательной программы.
Основной целью освоения учебной дисциплины слушателями является повышение уровня теоретических и практических знаний и умений, необходимых для самостоятельного владения вычислительной техникой и прикладными программными средствами для математико-статистической обработки и анализа информации о поступивших на лечение в военно-лечебные учреждения, их составе, движении, сроках и исходах лечения, качестве и эффективности деятельности лечебных отделений, правильной организации и проведения выборочных клинико-статистических исследований в интересах совершенствования оказания медицинской помощи.
Актуальность изучения учебной дисциплины в рамках основной профессиональной образовательной программы по направлению подготовки обусловлена важностью получения конкретных знаний и умений, необходимых для исполнения служебных обязанностей и решения профессиональных задач в области сбора, обработки и анализа военно-медицинской информации в военно-лечебном учреждении с использованием современных вычислительных и программных средств, а также методик обработки информации.
Эффективное освоение учебной дисциплины «Медицинская статистика и информатика» возможно на базе знаний, умений и навыков, ранее полученных обучающимися при изучении учебных дисциплин (модулей):
- организация здравоохранения и общественное здоровье.
Учебная дисциплина «Медицинская статистика и информатика» изучается на 1 курсе в 1 семестре.
3. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины.
Формируемые компетенции. Этап (уровень) освоения | Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю) | Учебные дисциплины (модули, практики), направленные на формирование компетенций |
ПК-4 Готовность к применению социально-гигиенических методик сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья взрослых и подростков Первый этап (пороговый уровень) Способность к сбору медицинской информации с использованием документов медицинского учёта. | Знать: З (ПК-4) - I: Перечень документов медицинского учёта и отчётности военного госпиталя и правила их ведения и представления. Уметь: У(ПК-4) -I: Правильно заполнять документы медицинского учёта. Владеть: В (ПК-4) - I: Навыками работы на персональном компьютере и ведением документов медицинского учёта в электронном виде. | Медицинская статистика |
ПК-4 Второй этап (базовый уровень) Способность и готовность к обобщению информации о состоянии здоровья и составе лечившихся пациентов, длительности и исходах их лечения. | Знать: З (ПК-4) - II: Методики составления сводных таблиц медицинской отчётности о работе лечебных отделений. Уметь: У(ПК-4) -II: Получить сводные данные в виде установленных таблиц медицинской отчётности о работе лечебных отделений. Владеть: В (ПК-4) - II Навыками работы на персональном компьютере и составлением установленных форм медицинской отчётности в электронном виде. | Медицинская статистика |
ПК-4 Третий этап (повышенный уровень) Способность и готовность к обработке статистической информации, анализу и оценке полученных результатов. | Знать: З (ПК-4) - III Методики расчёта основных статистических показателей, характеризующих состояние здоровья и состав лечившихся больных, длительность и исходы их лечения. Уметь: У(ПК-4) -III: Провести сравнительный анализ рассчитанных статистических показателей с применением статистических критериев и оценить полученные результаты, подготавливать графические иллюстрации и слайд-презентации по результатам анализа и оценки. Владеть: В (ПК-4) - III: Навыками работы на персональном компьютере и применением прикладного программного обеспечения для расчёта статистических показателей и критериев значимости, построения диаграмм и создания слайд-презентаций. | Медицинская статистика |
4. Содержание учебной дисциплины
4.1. Содержание разделов (тем) учебной дисциплины
Интернет ресурсы
1. http://elibrary.ru/defaultx.asp - Научная электронная библиотека.
2. http://www.infostat.ru/ - Электронные версии статистических публикаций.
3. http://diss.rsl.ru/ - Электронная библиотека диссертаций РГБ.
4. http://www.cir.ru/index.jsp - Университетская информационная система РОССИЯ.
Дисциплины.
Самостоятельная работа обучающихся является важнейшей составной частью учебной работы. Она направлена на закрепление и углубление полученных по дисциплине знаний и навыков, поиск и приобретение новых знаний, выполнение заданий, подготовку к предстоящим занятиям.
Осваивая учебный материал, обучающиеся должны постоянно помнить, что отличительной особенностью учебной дисциплины является её практическая направленность. Они осваивают элементы различных информационных технологий, методики работы с вычислительной техникой и прикладным программным обеспечением, с учётной и отчётной медицинской документацией. Итогом изучения дисциплины должны стать приобретённые знания, умения и навыки для самостоятельной работы.
7. Методические указания преподавателю по порядку подготовки и проведения учебных занятий, текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине.
Теоретическую основу дисциплины составляет лекция по основному разделу программы, проведение практических занятий, и систематическая самостоятельная работа слушателей над рекомендованной литературой.
На лекции излагаются вопросы информационного обеспечения управления военно-лечебным учреждением, задачи и содержание информационно-статистической деятельности.
Практическая подготовка слушателей осуществляетсяпри прохождении практических и самостоятельных занятий под руководством преподавателя.
На практических занятиях слушатели осуществляют постановку и решение задач на ЭВМ, практически работают с прикладными программными средствами на персональном компьютере.
Слушателями отрабатывается порядок ведения документов медицинского учёта, составление всех видов документов медицинской отчётности военно-лечебных учреждений мирного и военного времени.
На фактических материалах слушателями проводится вычисление и сравнительный анализ основного перечня статистических показателей, характеризующих, заболеваемость, госпитализацию, трудопотери и смертность военнослужащих по контингентам. Ими определяется величина и структура санитарных потерь, а также потребность в силах и средствах медицинской службы в условиях боевых действий.
Контроль усвоения и уровня знаний слушателей осуществляется в текущем порядке путём опроса на практических занятиях, при выполнении индивидуальных и контрольных заданий. Итоговый контроль полученных знаний и их усвоения определяется в ходе проведения не дифференцированного зачёта.
8. Учебно-материальная база, необходимая для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю).
Аудиторная и самостоятельная работа обучающихся должна обеспечиваться специализированными учебными помещениями (компьютерными классами), техническими и электронными средствами обучения кафедры.
Перечень оборудования, технических и электронных средств необходимых для освоения дисциплины:
1. Компьютерный класс в составе 8-10 рабочих мест, объединённых локальной вычислительной сетью, с установленным системным и прикладным программным обеспечением.
2. Электронные учебник, учебные материалы и пособия.
3. Мультимедийный проектор.
4. Видеофильмы.
5. Слайд-презентации.
9. Фонд оценочных средств для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю).
Карты компетенций.
КОМПЕТЕНЦИЯ: ПК-4:
Готовность к применению социально-гигиенических методик сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья взрослых и подростков.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПЕТЕНЦИИ
Компетенция ПК-4 является профессиональной компетенцией выпускника программы клинической ординатуры и относится к организационно-управленческому виду деятельности.
Данная компетенция определена Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для клинических ординаторов (уровень подготовки кадров высшей квалификации).
Текущий контроль
Текущий контроль предназначен для проверки хода и качества усвоения учебного материала, стимулирования учебной работы обучающихся.
Он выполняется на практическом занятии в виде устного опроса,который проводится в форме диалога преподавателя с обучаемым. Его целью является проведение контроля исходного уровня знаний, который выполняется на каждом практическом занятии путём ответа обучаемого на сформулированные в «Задании на самостоятельную работу по подготовке к занятиям и на практическое занятие» вопросам. Критериями оценки текущего контроля является точность и полнота ответов обучающегося, которые оценивает преподаватель.
Вторым видом текущего контроля является компьютерное тестирование, которое проводится по избранным темам первого раздела программы. Для этого используется специальная программная оболочка «L-test», позволяющая оценить качество и полноту знания обучающегося путём его ответов на поставленные вопросы. Критериями оценки при этом являются количество правильных и неправильных, полных и неполных ответов с автоматическим выставлением оценки по пятибалльной системе.
Третьим видом текущего контроля является выполнение заданий и решение ситуационных задач, которые сформулированы по каждой теме практических занятий и представлены в «Задании на самостоятельную работу по подготовке к занятиям и на практическое занятие».
Перечень вопросов для рубежного контроля:
Промежуточная аттестация
Формой проведения промежуточной аттестации по дисциплине является устный зачёт без оценки.
Критерии оценки промежуточной аттестации:
Уровень освоения учебной дисциплины обучающимися определяется следующими оценками: «зачтено», «не зачтено».
Оценку «зачтено» заслуживает обучающийся, обнаруживший полное знание учебного материала, успешно выполнивший предусмотренные в программе учебные задания, справившийся с выполнением компьютерных тестов и решивший ситуационные задачи, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе. Оценка «зачтено» выставляется обучающимся, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности.
Оценка «не зачтено» выставляется обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой учебных заданий и решении ситуационных задач, не справился с выполнением компьютерных тестов. Оценка «не зачтено» ставится обучающемуся, который не может продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании образовательного учреждения без дополнительных занятий по данной дисциплине.
Перечень вопросов, выносимых на промежуточную
аттестацию (зачёт)
1. Общие сведения о текстовых редакторах. Каково назначение редакторов и их основные возможности?
2. Каковы основные приёмы набора и редактирования текстов в программе MS Word?
3. Как выполняется выделение фрагментов текста в программе MS Word?
4. Какие основные операции можно выполнить с выделенным фрагментом текста в программе MS Word?
5. Какие объекты могут быть добавлены в текстовый документ в программе MS Word?
6. Как выполняется вставка и настройка таблицы в программе MS Word?
7. Как выполняется вставка и настройка рисунка в программе MS Word?
8. Как выполняется вставка и настройка надписи в программе MS Word?
9. Как выполняется вставка и настройка фигур в программе MS Word?
10. Как выполняется вывод документа в файл, на печать в программе MS Word?
11. Понятие об электронных таблицах. Каковы основные возможности табличных процессоров, область их применения?
12. Каковы основные правила создания и управления таблицей в программе MS Excel?
13. Понятие «Лист» в программе MS Excel, свойства листа, добавление листов?
14. Понятие о форматах данных, приёмы задания форматов в программе MS Excel?
15. Понятие «Формула» в программе MS Excel, основные правила ввода формулы?
16. Понятие «Функция» в программе MS Excel, правила использования функций, каков порядок вложения функций?
17. Каковы возможности графического представления данных в программе MS Excel, порядок создания диаграмм?
18. Программы создания презентаций, основные возможности программы MS PoverPoint?
19. Каковы основные приёмы создания слайдов в программе MS PoverPoint?
20. Что такое макеты слайдов и их использование в программе MS PoverPoint?
21. Каковы приёмы вставки текста и различных объектов в поле слайда программы MS PoverPoint?
22. Как организуется автоматический показ презентации в программе MS PoverPoint с использованием параметров оформления, переходов и временных характеристик?
23. Каковы основные понятия выборочного метода статистического исследования. Генеральная совокупность и выборка?
24. Что такое ошибки репрезентативности, какова природа их возникновения, порядок вычислений?
25. Как производится оценка точности и надежности выборочных числовых характеристик?
26. Как определяется требуемое число наблюдений в выборке?
27. Понятие о статистической проверке гипотез и критериях значимости?
28. Как проводится оценка достоверности различий относительных показателей с помощью t-критерия Стьюдента?
29. Как проводится оценка достоверности различий средних величин с помощью t-критерия Стьюдента?
30. Как проводится оценка достоверности различий величины параметра в связанных выборках?
31. Понятие «Информационно-статистическая деятельность», каковы её составные части, цели и задачи?
32. Перечислите основные руководящие документы, регламентирующие Информационно-статистическую деятельность военно-медицинской службы МО РФ?
33. Каковы обязанности основных должностных лиц по Информационно-статистической деятельности в военно-лечебном учреждении.
34. Каковы основные определения и единицы медико-статистического учета в госпитальном звене военно-медицинской службы?
35. Медицинский учет в военно-лечебном учреждении в мирное время, назначение, содержание, порядок ведения?
36. Медицинская отчётность в военно-лечебном учреждении в мирное время, назначение, содержание, порядок представления?
37. Отчёт о работе лечебного учреждения по форме 4/МЕД, содержание, порядок составления?
38. Содержание и методика составления схемы объяснительной записки к отчёту о работе лечебного учреждения. Основные разделы схемы объяснительной записки?
39. Каковы основные направления (разделы) анализа деятельности военно-лечебного учреждения в мирное время?
40. Статистические показатели, применяемые для анализа использования коечного фонда ВЛУ?
41. Статистические показатели, применяемые для анализа состава, длительности и исходов лечения больных в ВЛУ.
42. Статистические показатели, применяемые для анализа лечебно-диагностической работы в ВЛУ?
43. Статистические показатели, применяемые для анализа качества врачебной диагностики в ВЛУ?
44. Каковы особенности информационно-статистической деятельности медицинской службы в военное время?
45. Медицинский учет в военно-лечебном учреждении в военное время, назначение, содержание, порядок ведения?
46. Медицинская отчётность в военно-лечебном учреждении в военное время, назначение, содержание, порядок представления?
47. Каковы основные направления (разделы) анализа деятельности военно-лечебного учреждения в военное время?
Заведующий кафедрой автоматизации управления медицинской службой
(с военно-медицинской статистикой)
доктор медицинских наук, профессор
В. Иванов
«____» ____________ 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Б1.Б.4 МЕДИЦИНСКАЯ СТАТИСТИКА И ИНФОРМАТИКА
(шифр и наименование учебной дисциплины (модуля по учебному плану))
ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОРДИНАТУРЕ
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
СТОМАТОЛОГИЯ ХИРУРГИЧЕСКАЯ»
(код и наименование направления подготовки (специальности))
Врач-стоматолог-хирург
форма обучения очная
Санкт-Петербург
Г.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ п/п | Наименование раздела | Страница |
1. | Состав рабочей группы по разработке рабочей программы по дисциплине «Медицинская статистика и информатика» программы подготовки кадров высшего образования в ординатуре по специальности 31.08.74 «Стоматология хирургическая» | |
2. | Место и роль учебной дисциплины (модуля) в структуре основной профессиональной образовательной программы подготовки ординатора | |
3. | Планируемые результаты освоения учебной дисциплины | |
4. | Содержание учебной дисциплины (модуля) | |
4.1 | Содержание разделов (тем) учебной дисциплины (модуля) | |
4.2 | Распределение учебного времени, выделенного на контактную работу обучающихся с преподавателем (по семестрам, разделам и видам учебных занятий), и на самостоятельную работу обучающихся (тем) учебной дисциплины (модуля) | |
4.3 | График рубежного контроля успеваемости обучающихся | |
5. | Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) | |
5.1 | Учебная литература | |
5.2 | Программное обеспечение и информационно-справочные системы | |
5.3 | Интернет ресурсы | |
6. | Методические указания обучающимся по освоению учебной дисциплины (модуля) | |
7. | Методические указания преподавателю по порядку подготовки и проведения учебных занятий, текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю) | |
8. | Учебно-материальная база, необходимая для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю) | |
9. | Фонд оценочных средств для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю) | |
9.1 | Карты компетенций | |
9.2 | Соотнесение результатов обучения – дисциплин (практик) – знаний, умений и навыков в программах дисциплин | |
9.3 | Соотнесение результатов обучения с формами учебной работы и оценочными средствами при формировании компетенции | |
9.4 | Характеристика оценочных средств результатов обучения | |
9.4.1 | Текущий контроль | |
9.4.2 | Промежуточная аттестация |
СОСТАВ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ
по разработке рабочей программы по дисциплине «Медицинская статистика и информатика» программы высшего образования в ординатуре по специальности 31.08.74 «Стоматология хирургическая»
№ п/п | Воинское звание, ученая степень и звание | Занимаемая должность | Фамилия, Имя, Отчество |
Составители | |||
1. | Лицо гражданского персонала, кандидат медицинских наук доцент | Преподаватель кафедры автоматизации управления медицинской службы (с военно-медицинской статистикой) | КОБЗЕВ Александр Сергеевич |
Программа учебной дисциплины рассмотрена и одобрена на заседании кафедры автоматизации управления медицинской службой (с военно-медицинской статистикой)
(наименование кафедры)
Протокол № от «___» ____________2015 года.
2. Место и роль учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы подготовки ординатора.
Дисциплина «Медицинская статистика и информатика» реализуется в рамках базовой части основной профессиональной образовательной программы.
Основной целью освоения учебной дисциплины слушателями является повышение уровня теоретических и практических знаний и умений, необходимых для самостоятельного владения вычислительной техникой и прикладными программными средствами для математико-статистической обработки и анализа информации о поступивших на лечение в военно-лечебные учреждения, их составе, движении, сроках и исходах лечения, качестве и эффективности деятельности лечебных отделений, правильной организации и проведения выборочных клинико-статистических исследований в интересах совершенствования оказания медицинской помощи.
Актуальность изучения учебной дисциплины в рамках основной профессиональной образовательной программы по направлению подготовки обусловлена важностью получения конкретных знаний и умений, необходимых для исполнения служебных обязанностей и решения профессиональных задач в области сбора, обработки и анализа военно-медицинской информации в военно-лечебном учреждении с использованием современных вычислительных и программных средств, а также методик обработки информации.
Эффективное освоение учебной дисциплины «Медицинская статистика и информатика» возможно на базе знаний, умений и навыков, ранее полученных обучающимися при изучении учебных дисциплин (модулей):
- организация здравоохранения и общественное здоровье.
Учебная дисциплина «Медицинская статистика и информатика» изучается на 1 курсе в 1 семестре.
3. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины.
Формируемые компетенции. Этап (уровень) освоения | Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю) | Учебные дисциплины (модули, практики), направленные на формирование компетенций |
ПК-4 Готовность к применению социально-гигиенических методик сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья взрослых и подростков Первый этап (пороговый уровень) Способность к сбору медицинской информации с использованием документов медицинского учёта. | Знать: З (ПК-4) - I: Перечень документов медицинского учёта и отчётности военного госпиталя и правила их ведения и представления. Уметь: У(ПК-4) -I: Правильно заполнять документы медицинского учёта. Владеть: В (ПК-4) - I: Навыками работы на персональном компьютере и ведением документов медицинского учёта в электронном виде. | Медицинская статистика |
ПК-4 Второй этап (базовый уровень) Способность и готовность к обобщению информации о состоянии здоровья и составе лечившихся пациентов, длительности и исходах их лечения. | Знать: З (ПК-4) - II: Методики составления сводных таблиц медицинской отчётности о работе лечебных отделений. Уметь: У(ПК-4) -II: Получить сводные данные в виде установленных таблиц медицинской отчётности о работе лечебных отделений. Владеть: В (ПК-4) - II Навыками работы на персональном компьютере и составлением установленных форм медицинской отчётности в электронном виде. | Медицинская статистика |
ПК-4 Третий этап (повышенный уровень) Способность и готовность к обработке статистической информации, анализу и оценке полученных результатов. | Знать: З (ПК-4) - III Методики расчёта основных статистических показателей, характеризующих состояние здоровья и состав лечившихся больных, длительность и исходы их лечения. Уметь: У(ПК-4) -III: Провести сравнительный анализ рассчитанных статистических показателей с применением статистических критериев и оценить полученные результаты, подготавливать графические иллюстрации и слайд-презентации по результатам анализа и оценки. Владеть: В (ПК-4) - III: Навыками работы на персональном компьютере и применением прикладного программного обеспечения для расчёта статистических показателей и критериев значимости, построения диаграмм и создания слайд-презентаций. | Медицинская статистика |
4. Содержание учебной дисциплины
4.1. Содержание разделов (тем) учебной дисциплины