Инструкция о комплексной оценке здоровья детей

1. Комплексная оценка здоровья ребенка проводится врачами-педиатрами детских городских поликлиник во время профилактических осмотров детей декретированных возрастов.

2. При комплексной оценке состояния здоровья ребенка учитываются следующие признаки:

а) функциональное состояние органов и систем;

б) резистентность и реактивность организма;

в) уровень и гармоничность физического и нервно-психического развития;

г) наличие хронической (в том числе врожденной) патологии.

3. По состоянию здоровья дети распределяются на группы здоровья:

— первая группа — здоровые дети, не имеющие отклонений по всем признакам здоровья: не болеющие за период наблюдений, а также имеющие незначительные единичные отклонения, не влияющие на состояние здоровья, не требующие коррекции;

— вторая группа — «угрожаемые дети* — дети с риском возникновения хронической патологии и склонные к повышенной заболеваемости. Это дети с наличием функциональных отклонений, обусловленных степенью морфологической зрелости органов и систем, дети первого года жизни с отягощенным акушерским и генеалогическим анамнезом, часто болеющие или перенесшие одно тяжелое заболевание с неблагополучным течением реабилитационного периода и т.д.;

— третья, четвертая и пятая группы — больные дети с хронической патологией в состоянии компенсации, субкомпенсации и декомпенсации.

Схема распределения детей раннего и дошкольного возраста по группам здоровья

Группа   Функциональное состояние основных систем и органов Резистентность и реактивность[2] Физическое и нервно-психическое развитие
Группа I без отклонений отсутствует[3] Без отклонений. Заболеваемость за период, предшествующий наблюдению — редкие и легко протекающие острые заболевания. Нормальное, соответствует возрасту
Группа II с функциональными отклонениями (группа «риска») отсутствует Наличие функциональных отклонений. Для детей первого года жизни — отягощенный акушерский анамнез (токсикоз, другая патология беременности, осложненное течение родов, многоплодная беременность), недоношенность без резких признаков незрелости, неблагополучное течение раннего неонатального периода. Кариес зубов — субкомпенсированная форма, аномалия прикуса. Заболеваемость — продолжительные острые заболевания с последующим затяжным реконвалесцентным периодом — вялость, повышенная возбудимость, нарушение сна и аппетита, субфебрилитет и т. д. Нормальное физическое развитие, дефицит или избыток массы тела I степени. Нормальное или не резко выраженное отставание нервно-психического развития.
Группа III состояние компенсации Наличие хронической патологии, врожденных дефектов развития органов и систем. Наличие функциональных отклонений и патологически измененной системы, органа без клинических проявлений, функциональных отклонений других органов и систем. Кариес зубов — декомиенсированная форма. Заболеваемость — редкие, не тяжелые по характеру течения обострения основного хронического заболевания без выраженного ухудшения общего состояния и самочувствия. Редкие интеркуррентные заболевания. Нормальное физическое развитие, дефицит или избыток массы тела I или II степени, низкий рост. Нервно-психическое развитие нормальное или отстает.
Группа IV состояние субкомпенсации Наличие хронической патологии, врожденных дефектов развития систем и органов. Наличие функциональных отклонений патологически измененною органа, системы и др. органов и систем. Заболеваемость — чалые обострения основного хронического заболевания. нарушением общего состояния и затяжным реконвалесецентным периодом после интеркуррентного заболевания Нормальное физическое развитие, дефицит или избыток массы тела I или II степени, низкий рост. Нервно-психическое развитие нормальное или отстает.
Группа V состояние декомпенсации Наличие тяжелой хронической патологии или тяжелого врожденного порока, предрешающего инвалидность ребенка Врожденные функциональные отклонения других органов и систем. Заболеваемость частые тяжелые заболевания, частые острые заболевания. Нормальное физическое развитие, дефицит или избыток массы тела I или II степени, низкий рост. Нервно-психическое развитие нормальное или отстает.


Наши рекомендации