Подтема: Поляризация света биосистемами.

Подтема: Поляризация света биосистемами.

Цель занятия:Знать физические основы поляризации света. Уметь использовать полученные знания при изучении биологических объектов. Применять полученные знания для определения концентрации оптически активных веществ.

Задачи обучения:

· Различать виды волн в зависимости от степени поляризации.

· Понимать закономерности описывающие явления оптической активности (закон Малюса).

· Применять методы изучения оптической активности в биообъектах при решении задач.

Основные вопросы темы:

· Явление поляризации электромагнитной волны. Виды поляризации.

· Методы получение поляризованного света. Устройство призмы Николя.

· Оптическая активность биологических молекул. Удельное вращение.

· Оптическая изомерия биологических молекул. Рацемические смеси.

· Использование поляризации для определения концентрации оптически активных веществ.

Методы обучения и преподавания:Дискуссия.

Литература

1. Поляризация света биосистемами. http://fullref.ru/job_e0bb142619dfb23e2f9d03d608fb6e92.html

2. Поляризация света http://www.physics.ru/courses/op25part2/content/chapter3/section/paragraph11/theory.html#.VeUohfntmko

  1. Поляриметрия http://www.medical-enc.ru/m/15/polyarimetriya.shtml
  2. Поляриметрия http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_geolog/4020/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D1%8F%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%8F
  3. Поляризация света биосистемами http://besizineva.honor.es/polyarizatsiya-sveta-biosistemami-video-91.html
  4. Поляризация света http://900igr.net/zip/fizika/Poljarizatsija-sveta.html

Контроль:

Контрольные вопросы по теме занятия.

1. Свет как электромагнитная волна.

2. Поляризованный свет, плоскость поляризации.

3. Поляризация света при двойном лучепреломлении.

4. Поляризаторы. Конструкция, принцип работы.

5. Закон Малюса.

6. Поляриметрия. Удельное вращение, определение концентрации оптически активных веществ.

7. Сахариметр. Устройство, принцип работы.

Тестовые вопросы по теме занятия:

?Какое оптическое явление представлено на рисунке? Подтема: Поляризация света биосистемами. - student2.ru

  1. феномен полного отражения
  2. феномен двойного поглощения
  3. феномен двойного лучепреломления
  4. феномен дифрации
  5. феномен интерференции

?Какой оптический прибор представлен на рисунке? Подтема: Поляризация света биосистемами. - student2.ru

A. анизотропный кристалл

B. призма Малюса

C. призма Ньютона

D. изотропный кристалл

E. монохроматор

?Интенсивность света, прошедшего через поляризатор подчиняется закономерности Подтема: Поляризация света биосистемами. - student2.ru . Это соотношение называется…

  1. закон Брюстера
  2. закон Ньютона
  3. закон Гальвани
  4. закон Малюса
  5. Закон Гагена-Пуазейля

? Какое явление будет наблюдаться на экране, если угол поворота анализатора составит 900

  1. серое пятно
  2. красное пятно
  3. темное пятно
  4. яркое пятно
  5. зеленое пятно

? Какое явление будет наблюдаться на экране, если угол поворота анализатора составит 00



  1. темное пятно
  2. яркое пятно
  3. серое пятно
  4. красное пятно
  5. зеленое пятно

Задачи:

  1. Раствор сахара, налитый в трубку длиной 1 дм, поворачивает плоскость поляризации света (л = 500 нм) на угол 300. Найти концентрацию сахара в растворе, если удельное вращение, вызываемое раствором сахара для этой длины волны составляет 60,67 град дм-1cm3 г-1.
  1. Раствор глюкозы с концентрацией 0,29 г/см3, налитый в кювету сахариметра, поворачивает плоскость поляризации света на угол 300. Определить концентрацию глюкозы в кювете той же длины, если раствор вращает плоскость поляризации на угол 200.
  1. Исследуемый раствор в трубке дает оптическое вращение, равное 270. Найти концентрацию раствора, если исследуемое вещество:

а) Д-Сахароза

б) Д-лактоза

в) Тестостерон

d) Пенициллин V

Для расчетов использовать данные в таблице значения удельного вращения:

(в единицах град дм-1cm3 г-1):

Соединение [α]
D-фруктоза −92°
Холестерин −31.5°
Д-Сахароза +66.37°
Д-глюкоза +52.7°
Д-лактозы +52.3°
Камфора +44.26°
Пенициллин V +223°
Прогестерон +172°
Тестостерон +109°

Обратная связь.

    1 совершенно несогласен 2 несогласен 3 не знаю 4 согласен 5 совершенно согласен
Это занятие развило мои навыки по решению проблем.          
Для успешного прохождения этого занятия от меня требовалась только хорошая память.          
Это занятие развило моё умение работать в команде.          
Данное занятие улучшило мои аналитические способности.          
Данное занятие улучшило мои навыки изложения письменного материала.          
На занятии требовалось глубокое понимание материала.          
Преподаватель был более заинтересован в проверке того что я запомнил, чем того что я понял.          


Если в ходе занятия вы не смогли выполнить задание или получили неудовлетворительную оценку ответьте на следующий вопрос:

Каковы причины невыполнения задания?

А) недостаточная активность участников малой группы

Б) отсутствие или недостаточное количество учебной литературы

В) недостаток базовых (школьных) знаний по физике

Г) недостаточно усилий приложено для выполнения задания

Д) чрезмерная сложность задания

Е) недостаток времени

Приложение

Дидактически блок

Подтема: Поляризация света биосистемами.

Цель занятия:Знать физические основы поляризации света. Уметь использовать полученные знания при изучении биологических объектов. Применять полученные знания для определения концентрации оптически активных веществ.

Задачи обучения:

· Различать виды волн в зависимости от степени поляризации.

· Понимать закономерности описывающие явления оптической активности (закон Малюса).

· Применять методы изучения оптической активности в биообъектах при решении задач.

Основные вопросы темы:

· Явление поляризации электромагнитной волны. Виды поляризации.

· Методы получение поляризованного света. Устройство призмы Николя.

· Оптическая активность биологических молекул. Удельное вращение.

· Оптическая изомерия биологических молекул. Рацемические смеси.

· Использование поляризации для определения концентрации оптически активных веществ.

Методы обучения и преподавания:Дискуссия.

Литература

1. Поляризация света биосистемами. http://fullref.ru/job_e0bb142619dfb23e2f9d03d608fb6e92.html

2. Поляризация света http://www.physics.ru/courses/op25part2/content/chapter3/section/paragraph11/theory.html#.VeUohfntmko

  1. Поляриметрия http://www.medical-enc.ru/m/15/polyarimetriya.shtml
  2. Поляриметрия http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_geolog/4020/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D1%8F%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%8F
  3. Поляризация света биосистемами http://besizineva.honor.es/polyarizatsiya-sveta-biosistemami-video-91.html
  4. Поляризация света http://900igr.net/zip/fizika/Poljarizatsija-sveta.html

Контроль:

Контрольные вопросы по теме занятия.

1. Свет как электромагнитная волна.

2. Поляризованный свет, плоскость поляризации.

3. Поляризация света при двойном лучепреломлении.

4. Поляризаторы. Конструкция, принцип работы.

5. Закон Малюса.

6. Поляриметрия. Удельное вращение, определение концентрации оптически активных веществ.

7. Сахариметр. Устройство, принцип работы.

Тестовые вопросы по теме занятия:

?Какое оптическое явление представлено на рисунке? Подтема: Поляризация света биосистемами. - student2.ru

  1. феномен полного отражения
  2. феномен двойного поглощения
  3. феномен двойного лучепреломления
  4. феномен дифрации
  5. феномен интерференции

?Какой оптический прибор представлен на рисунке? Подтема: Поляризация света биосистемами. - student2.ru

A. анизотропный кристалл

B. призма Малюса

C. призма Ньютона

D. изотропный кристалл

E. монохроматор

?Интенсивность света, прошедшего через поляризатор подчиняется закономерности Подтема: Поляризация света биосистемами. - student2.ru . Это соотношение называется…

  1. закон Брюстера
  2. закон Ньютона
  3. закон Гальвани
  4. закон Малюса
  5. Закон Гагена-Пуазейля

? Какое явление будет наблюдаться на экране, если угол поворота анализатора составит 900

  1. серое пятно
  2. красное пятно
  3. темное пятно
  4. яркое пятно
  5. зеленое пятно

? Какое явление будет наблюдаться на экране, если угол поворота анализатора составит 00

  1. темное пятно
  2. яркое пятно
  3. серое пятно
  4. красное пятно
  5. зеленое пятно

Задачи:

  1. Раствор сахара, налитый в трубку длиной 1 дм, поворачивает плоскость поляризации света (л = 500 нм) на угол 300. Найти концентрацию сахара в растворе, если удельное вращение, вызываемое раствором сахара для этой длины волны составляет 60,67 град дм-1cm3 г-1.
  1. Раствор глюкозы с концентрацией 0,29 г/см3, налитый в кювету сахариметра, поворачивает плоскость поляризации света на угол 300. Определить концентрацию глюкозы в кювете той же длины, если раствор вращает плоскость поляризации на угол 200.
  1. Исследуемый раствор в трубке дает оптическое вращение, равное 270. Найти концентрацию раствора, если исследуемое вещество:

а) Д-Сахароза

б) Д-лактоза

в) Тестостерон

d) Пенициллин V

Для расчетов использовать данные в таблице значения удельного вращения:

(в единицах град дм-1cm3 г-1):

Соединение [α]
D-фруктоза −92°
Холестерин −31.5°
Д-Сахароза +66.37°
Д-глюкоза +52.7°
Д-лактозы +52.3°
Камфора +44.26°
Пенициллин V +223°
Прогестерон +172°
Тестостерон +109°

Обратная связь.

    1 совершенно несогласен 2 несогласен 3 не знаю 4 согласен 5 совершенно согласен
Это занятие развило мои навыки по решению проблем.          
Для успешного прохождения этого занятия от меня требовалась только хорошая память.          
Это занятие развило моё умение работать в команде.          
Данное занятие улучшило мои аналитические способности.          
Данное занятие улучшило мои навыки изложения письменного материала.          
На занятии требовалось глубокое понимание материала.          
Преподаватель был более заинтересован в проверке того что я запомнил, чем того что я понял.          

Если в ходе занятия вы не смогли выполнить задание или получили неудовлетворительную оценку ответьте на следующий вопрос:

Каковы причины невыполнения задания?

А) недостаточная активность участников малой группы

Б) отсутствие или недостаточное количество учебной литературы

В) недостаток базовых (школьных) знаний по физике

Г) недостаточно усилий приложено для выполнения задания

Д) чрезмерная сложность задания

Е) недостаток времени

Приложение

Дидактически блок

Наши рекомендации