Локализация функций в коре головного мозга
1. Функции коры головного мозга. Строение больших полушарий (базальные ганглии, архиокортекс, палеокортекс, неокортекс).
2. Эволюция коры больших полушарий.
3. Методы исследования функций головного мозга.
4. Общий план строения коры больших полушарий. Цитоархитектоника коры. Функциональная роль нейронов различных слоев коры. Поля Бродмана.
5. Последствия удаления коры больших полушарий у животных разных видов.
6. Локализация функций в коре головного мозга. Теории эквипотенциальности и узкой локализации функций в неокортексе. Представления И.П. Павлова об анализаторах. Теория динамической локализации функций в коре головного мозга.
7. Понятие о первичных, вторичных и ассоциативных зонах коры и их роль.
8. Локализация в коре больших полушарий зрительного, слухового, кожно-мышечного, двигательного, вкусового и обонятельного анализаторов.
9. Электрические явления в коре больших полушарий. Понятие о медленной (фоновой и вызванной) и быстрой электрической активности.
10. Электроэнцефалограмма (ЭЭГ). Методика регистрации ЭЭГ.
11. Характеристика ритмов ЭЭГ. Природа волн ЭЭГ.
12. Метод вызванных потенциалов (ВП), метод регистрации нейронной активности.
Литература:
Учебник под редакцией А.В. Котова, Т.Н. Лосевой “Физиология и основы анатомии”. М.: 2011. С. 405 – 407, 411 – 417, 421 – 424.
Учебник А.В. Логинов «Физиология с основами анатомии человека», М.: 1983. С. 393 – 394, 455 – 460, 476 – 479.
Лекционные материалы.
Контрольные вопросы к практическому занятию № 35 на тему:
УЧЕНИЕ О ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Общие представления о высшей нервной деятельности:
а) значение взглядов И.М. Сеченова и идей С.П. Боткина в создании И.П. Павловым учения о высшей нервной деятельности (ВНД);
б) учение И.П. Павлова о ВНД;
в) значение учения для философии, психологии, педагогики, медицины.
2. Врожденные формы поведения (безусловные рефлексы, инстинкты). Условные рефлексы, как фактор приспособления организма к изменяющимся условиям существования. Различия условных и безусловных рефлексов.
3. Механизм образования условных рефлексов. Правила их выработки. Закон силы. Общие свойства (признаки) условных рефлексов.
4. Стадии образования условных рефлексов (генерализации и концентрации возбуждения).
5. Классификация условных рефлексов.
6. Торможение в коре больших полушарий и его значение. Виды торможения: безусловное (внешнее и запредельное) и условное (внутреннее).
7. Безусловное внешнее торможение (постоянный и гаснущий тормоз). Значение отрицательной индукции.
8. Запредельное торможение и его значение.
9. Условное торможение и его биологический смысл:
а) угасательное торможение,
б) дифференцировка,
в) условный тормоз,
г) торможение запаздывания.
Литература:
Учебник под редакцией А.В. Котова, Т.Н. Лосевой “Физиология и основы анатомии”. М.: 2011. С. 993 – 1004.
Учебник А.В. Логинов «Физиология с основами анатомии человека», М.: 1983. С. 454 – 455, 461 – 464, 465 – 473.
Лекционные материалы.
Контрольные вопросы к практическому занятию № 36 на тему:
ТИПЫ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
ОСОБЕННОСТИ ВНД ЧЕЛОВЕКА
1. Фазовые явления в коре больших полушарий.
2. Движение и взаимодействие нервных процессов в коре головного мозга. Явление индукции.
3. Аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий. Стереотип.
4. Учение И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности. Типы ВНД.
5. Учение И.П. Павлова о I и II сигнальных системах. Свойства II сигнальной системы.
6. Речь и ее функции. Формы речи. Корковое представительство анализатора речи и его нарушения.
7. Формы отражения окружающей действительности (конкретно-чувственное, абстрактно-обобщенное). Понятие об ощущении, восприятии, представлении.
8. Мышление и его формы (словесно-логическое, эмоциональное, практическое и наглядное). Два типа ВНД человека: мыслительный и художественный. Сознание.
Литература:
Учебник под редакцией А.В. Котова, Т.Н. Лосевой “Физиология и основы анатомии”. М.: 2011. С. 1004 – 1008, 1010 – 1016.
Учебник А.В. Логинов «Физиология с основами анатомии человека», М.: 1983. С. 473 – 476, 479 – 482, 484 – 485.
Лекционные материалы.
Контрольные вопросы к практическому занятию № 37 на тему:
«ЭМОЦИИ. ПАМЯТЬ. ФИЗИОЛОГИЯ СНА»
1. Эмоции и мотивации, их значение. Эмоциональное напряжение.
2. Стадии состояния напряжения. Эмоциогенные системы мозга. Роль нейрохимических механизмов в эмоциональной окраске поведения.
3. Механизмы памяти. Память и ее организация. Процессы памяти (запоминание, хранение, узнавание, воспроизведение). Объем памяти у человека.
4. Виды памяти:
а) по форме проявления (образная, условно-рефлекторная, эмоциональная, словесно-логическая),
б) по временной характеристике (мгновенная, кратковременная и долговременная).
5. Мгновенная (сенсорная) и кратковременная память и их механизмы. Структуры, участвующие в кратковременной памяти.
6. Долговременная память. Переход кратковременной памяти в долговременную (промежуточная память). Механизмы долговременной памяти и основные ее гипотезы.
7. Физиология сна. Типы сна. Теории механизмов сна. Структуры, ответственные за смену фаз сна и бодрствования.
8. Стадии сна у человека. Фазы медленного (глубокого) и быстрого (парадоксального) сна и их продолжительность.
9. Соматические и вегетативные сдвиги во время стадий медленного и быстрого сна. Сновидения.
Литература: