Особенности функции органа слуха у детей.

Литература:

1. Учебник «Медицинская физиология» // А. Гайтон, Дж. Холл, – М. 2008, С. 636 – 651, 724 – 735.

2. Учебник «Физиология человека» под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько, – М.: Медицина, 2003, С. 541 – 548, 562 – 568.

3. Лекционные материалы.

4. Методическое пособие по возрастной физиологии человека для студентов педиатрического факультета. Ярославль 1977, С. 66 – 67.

Контрольные вопросы к занятию № 32 на тему:

ЗРИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗАТОР

1. Функции зрительного анализатора. Морфо-функциональные особенности глаза, его оптический аппарат. Построение изображения на сетчатке редуцированного глаза.

2. Физиологические механизмы аккомодации.

3. Рефракция глаза и ее аномалии (понятие об эмметропии, миопии, гиперметропии и астигматизме). Особенности рефракции у детей.

4. Рецепторный аппарат сетчатки глаза (палочки и колбочки), их связи с другими нервными элементами в сетчатке глаза.

5. Фотохимические процессы в палочках и колбочках при действии на них света. Механизм передачи возбуждения на биполярные и ганглиозные клетки.

6. Адаптация глаза к темноте и к свету.

7. Цветовосприятие. Трехкомпонентная теория цветового зрения (М.В. Ломоносов, Г. Гельмгольц, Т. Юнг) и теория оппонентных цветов (Э. Геринг). Особенности цветового зрения у детей.

8. Основные формы нарушения цветового зрения (протанопия, дейтеранопия, тританопия).

9. Восприятие пространства: острота зрения и ее определение, поле зрения его определение методом периметрии.

10. Пространственное бинокулярное зрение. Понятие об идентичных и диспаратных точках на сетчатке глаза. Восприятие движения.

Литература:

1. Учебник «Медицинская физиология» // А. Гайтон, Дж. Холл, – М. 2008, С. 683 –722.

2. Учебник «Физиология человека» под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько, – М.: Медицина, 2003, С. 548 – 562.

3. Лекционные материалы.

4. Методическое пособие по возрастной физиологии человека для студентов педиатрического факультета. Ярославль 1977, С. 65 – 66.

Контрольные вопросы к занятию №33 на тему:

СОМАТОСЕНСОРНЫЙ АНАЛИЗАТОР (КОЖНАЯ И БОЛЕВАЯ РЕЦЕПЦИЯ). НЕЙРОФИЗИОЛОГИЯ БОЛИ. АНАЛИЗАТОРЫ ВКУСА И ОБОНЯНИЯ

1. Соматосенсорный анализатор, общий план строения и функции.

2. Механизмы тактильной и температурной чувствительности.

3. Кожные рецепторы, классификация, морфо-функциональные особенности (диск Меркеля, тельце Мейснера, тельце Пачини, тактильные диски, окончания Руффини, рецепторы волосяного фолликула).

4. Проводящие пути соматосенсорного анализатора.

5. Центральные механизмы обработки соматосенсорной информации.

6. Биологическое значение боли. Современные представления о механизмах болевой чувствительности.

7. Общие представления о ноцицептивной и антиноцицептивной системах.

8. Понятие о ноцицепторах. Особенности специальных классов ноцицептторов (TRP, ASIC-каналы и др.).

9. Возрастные особенности ноцицептивной системы и обезболивания.

10. Обонятельный анализатор. Строение, процессы адаптации в рецепторах. Нарушения обоняния.

11. Вкусовой анализатор. Рецепторный аппарат. Виды вкусовой чувствительности. Функциональная связь вкусового и обонятельного анализаторов.

Литература:

1. Учебник «Медицинская физиология» // А. Гайтон, Дж. Холл, – М. 2008, С. 651 – 679, 737 – 743.

2. Учебник «Физиология человека» под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько, – М.: Медицина, 2003, С. 571 – 584.

3. Лекционные материалы.

4. Методическое пособие по возрастной физиологии человека для студентов педиатрического факультета. Ярославль 1977, С. 67 – 69

Контрольные вопросы к занятию № 34 на тему:

ФИЗИОЛОГИЯ БОЛЬШИХ ПОЛУШАРИЙ

1. Эволюционное развитие и общий план строения коры больших полушарий.

2. Функции больших полушарий. Последствия удаления больших полушарий у животных различных видов.

3. Методы исследования функций коры больших полушарий.

4. Клеточное строение коры, поля Бродмана.

5. Локализация функций в коре больших полушарий. Представление И.П. Павлова об анализаторах.

6. Современные представления о локализации функций в коре больших полушарий. Понятие о первичных (проекционных), вторичных и ассоциативных зонах.

7. Локализация проекционных зон в различных долях коры больших полушарий у человека, их функциональная роль.

8. Роль лобных долей в формировании двигательных команд и интеграции сложных форм поведения. Значение лобных долей для развития личностных качеств человека, его творческих способностей. Функциональная межполушарная асимметрия.

9. Возрастные особенности больших полушарий у детей в процессе онтогенеза.

10. Электрические явления в коре больших полушарий. Виды электрической активности: медленные (фоновые) потенциалы, вызванные потенциалы и импульсная (быстрая) активность.

11. Электроэнцефалограмма (ЭЭГ), характеристика её ритмов. Особенности ЭЭГ у детей.

12. Вызванные потенциалы. Первичный и вторичный ответы.

Литература:

1. Учебник «Медицинская физиология» // А. Гайтон, Дж. Холл, – М. 2008, С. 797 – 803, 829 – 831.

2. Учебник «Физиология человека» под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько, – М.: Медицина, 2003, С. 148 – 159.

3. Лекционные материалы.

4. Методическое пособие по возрастной физиологии человека для студентов педиатрического факультета. Ярославль 1977, С. 69 – 70.

Контрольные вопросы к занятию № 35 на тему:

ОСНОВЫ ФИЗИОЛОГИИ ПОВЕДЕНИЯ И НАУЧЕНИЯ

1. Учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности. Классические условные рефлексы (И.П. Павлов). Методы выработки условных рефлексов. Закон силовых отношений.

2. Виды условных раздражителей. Классификация условных и безусловных рефлексов. Биологическое значение условных рефлексов.

3. Механизм формирования условно-рефлекторных связей на нейронном и клеточном уровне.

4. Инстинктивное поведение и его значение. Импринтинг.

5. Активные формы обучения. Инструментальные рефлексы.

6. Торможение в коре больших полушарий, его значение.

7. Виды торможения в коре:

а) Безусловное (внешнее) торможение: постоянный и гаснущий тормоз;

б) Запредельное (охранительное) торможение;

в) Условное (внутреннее) торможение и его виды:

· угасательное;

· дифференцировочное;

· условный тормоз;

· запаздывательное;

8. Движение и взаимоотношения нервных процессов в коре больших полушарий: иррадиация и концентрация возбуждения, явление индукции.

9. Аналитико-синтетическая деятельность больших полушарий. Динамический стереотип, его значение.

10. Особенности образования условных рефлексов у детей и формирование тормозных процессов детском возрасте.

11. Учение И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности. Основные принципы, положенные в основу классификации типов (сила, уравновешенность и подвижность процессов возбуждения и торможения). Характеристика четырех типов ВНД человека и животных.

12. Понятие о темпераменте, как комплексной характеристики психики человека. Классификация темпераментов по Гиппократу.

Литература:

1. Учебник «Медицинская физиология» // А. Гайтон, Дж. Холл, – М. 2008, С. 797 – 824.

2. Учебник «Физиология человека» под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько, – М.: Медицина, 2003, С. 585 – 593.

3. Лекционные материалы.

4. Методическое пособие по возрастной физиологии человека для студентов педиатрического факультета. Ярославль 1977, С. 71 – 72.

Контрольные вопросы к занятию № 36 на тему:

ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАМЯТИ, СНА И ЭМОЦИЙ. ПОНЯТИЕ О ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМАХ

1. Особенности ВНД человека. Понятие о первой и второй сигнальных системах. Характеристика слова как специфического сигнала второй сигнальной системы. Взаимоотношения первой и второй сигнальной систем.

2. Речь – форма общения между людьми и основа абстрактного мышления. Импрессивная и экспрессивная речь. Значение определенных зон коры в функции речи.

3. Процессы познания и формы отражения мозгом окружающей действительности (конкретно-чувственное и абстрактно-обобщенное).

4. Этапы формирования второй сигнальной системы и речи у детей.

5. Определение памяти, ее классификация: сенсорная, первичная и вторичная. Характеристика видов памяти.

6. Процесс перехода информации из первичной памяти во вторичную (фаза консолидации).

7. Механизмы первичной памяти (реверберация импульсов, посттетаническая потенциация, пресинаптическое облегчение или торможение).

8. Механизмы вторичной памяти: химические и морфологические изменения в синапсах нейронов. Молекулярная теория памяти. Значение разных отделов мозга в функции памяти.

9. Сон, виды и фазы сна, физиологическое значение. Теории сна, значение отделов ЦНС в механизмах сна.

10. Эмоции, их классификация. Физиологические механизмы и значение эмоциональных реакций.

11. Понятие о функциональных системах. Структура и механизмы формирования функциональных систем, значение их в удовлетворении потребностей организма и получении результата.

Литература:

1. Учебник «Медицинская физиология» // А. Гайтон, Дж. Холл, – М. 2008, С. 797 – 851.

2. Учебник «Физиология человека» под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько, – М.: Медицина, 2003, С. 593 – 621.

3. Лекционные материалы.

4. Методическое пособие по возрастной физиологии человека для студентов педиатрического факультета. Ярославль 1977, С. 72 – 73.

Часть II

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

Контрольные вопросы к занятию № 1 на тему:

Наши рекомендации