Морфо-функциональные особенности развития дыхательного аппарата и показатели внешнего дыхания у детей.
10. Газовый состав вдыхаемого (атмосферного), выдыхаемого и альвеолярного воздуха.
11. Газообмен в легких. Парциальное давление кислорода и углекислого газа в альвеолярном воздухе и напряжение этих газов в крови. Разность скорости диффузии кислорода и углекислого газа.
12. Факторы, благоприятствующие диффузии газов легких (тонкая стенка легочных альвеол, богатая сеть легочных капилляров, большая поверхность легочных альвеол).
Литература:
1. Учебник «Медицинская физиология» // А. Гайтон, Дж. Холл, – М. 2008, С. 525 – 550.
2. Учебник «Физиология человека» под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько, – М.: Медицина, 2003, С. 347 – 360.
3. Лекционные материалы.
4. Методическое пособие по возрастной физиологии человека для студентов педиатрического факультета. Ярославль 1977, С. 19 – 23.
Контрольные вопросы к занятию № 16 на тему:
ТРАНСПОРТ ГАЗОВ КРОВЬЮ. РЕГУЛЯЦИЯ ДЫХАНИЯ
1. Состояние газов в крови, содержание кислорода и углекислого газа в артериальной и венозной крови в объемных процентах. Особенности газового состава крови у детей.
2.Транспорт кислорода. Кривая диссоциации оксигемоглобина у взрослых и детей. Гем-гем взаимодействие. Факторы, влияющие на ход кривой диссоциации оксигемоглобина: напряжение углекислого газа, концентрация водородных ионов, температура, 2,3-дифосфоглицерат.
3.Формы транспорта углекислого газа, их образование в капиллярах большого круга кровообращения.
4.Понятие о регуляции дыхания, ее значение. Дыхательный центр продолговатого мозга, структура и локализация. Физиологические особенности дыхательного центра. Пневмотаксический центр варолиева моста.
5.Гуморальная регуляция дыхания. Влияние избытка углекислого газа, недостатка кислорода и концентрации водородных ионов на дыхательный центр. Опыт Фредерика с перекрестным кровообращением. Значение периферических и центральных хеморецепторов в регуляции дыхания.
6.Рефлекторная регуляция дыхания. Рецепторы легких и дыхательных путей. Механизм рефлекса Геринга-Брейера.
7. Механизм первого вдоха у новорожденных и особенности регуляции дыхания у детей.
8.Взаимоотношения различных отделов дыхательного центра в ритмической регуляции дыхания.
9.Роль коры больших полушарий и гипоталамической области в регуляции дыхания.
Литература:
1. Учебник «Медицинская физиология» // А. Гайтон, Дж. Холл, – М. 2008, С. 559 – 583.
2. Учебник «Физиология человека» под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько, – М.: Медицина, 2003, С. 360 – 375.
3. Лекционные материалы.
4. Методическое пособие по возрастной физиологии человека для студентов педиатрического факультета. Ярославль 1977, С. 23 – 26.
Занятие № 17
Итоговое занятие по разделу
«ФИЗИОЛОГИЯ КРОВИ И ДЫХАНИЯ»
Для самоподготовки использовать контрольные вопросы к занятиям 12 – 16
Контрольные вопросы к занятию № 18 на тему:
ФИЗИОЛОГИЯ ТЕРМОРЕГУЛЯЦИИ
1. Понятие терморегуляции. Теплопродукция. Теплоотдача.
2. Постоянство температуры внутренней среды организма, как необходимое условие нормального протекания метаболических процессов.
3. Температурная схема тела, ее суточные колебания. Пойкилотермия, гомойотермия, гибернация.
4. Механизмы поддержания постоянства температуры внутренней среды организма.
5. Основные центры терморегуляции. Роль гипоталамуса в процессах терморегуляции.
6. Возрастные особенности терморегуляции.
7. Местные кожные температурные рефлексы.
8. Нарушения терморегуляции.
Литература:
1. Учебник «Медицинская физиология» // А. Гайтон, Дж. Холл, – М. 2008, С. 999 – 1012.
2. Учебник «Физиология человека» под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько, – М.: Медицина, 2003, С. 480 – 489.
3. Лекционные материалы.
4. Методическое пособие по возрастной физиологии человека для студентов педиатрического факультета. Ярославль 1977, С. 42 – 44.
Контрольные вопросы к занятию № 19 на тему:
ФИЗИОЛОГИЯ ПОЧЕК
1. Значение выделительных процессов в организме. Экстраренальные и ренальный пути экскреции. Функции почек.
2. Морфо-функциональные особенности почек. Нефрон – структурная и функциональная единица почки. Виды нефронов (корковые и юкстамедулярные) особенности их строения и функции.
3. Образования почечного тельца. Особенности кровоснабжения клубочков. Клубочковый фильтр, его структура.
4. Канальцы нефрона, его отделы: проксимальный сегмент, петля Генле, дистальный сегмент, собирательные трубочки.
5. Механизмы мочеобразования: фильтрация в клубочках, реабсорбция и секреция в канальцах.
6. Процесс фильтрации в клубочках. Эффективное фильтрационное давление. Влияние различных факторов на процесс фильтрации. Первичная моча, ее количество, состав и свойства. Методы оценки клубочковой фильтрации по коэффициенту очищения инулина.
7. Процессы реабсорбции в проксимальном сегменте канальца. Механизмы реабсорбции (активный и пассивный транспорт). Особенности реабсорбции натрия, глюкозы и аминокислот.
8. Реабсорбция в петле Генле, ее значение в осмотическом концентрировании мочи. Понятие о поворотно-противоточной системе.
9. Юкстагломерулярный аппарат почки, его значение для образования ренина. Плотное пятно в дистальном отделе канальцев, его значение как натриевого рецептора.
10. Реабсорбция в дистальном сегменте нефрона (факультативная). Механизмы регуляции натрийуреза (гемодинамические, физические, система ренин-ангиотензин-альдостерон, предсердный натрийуретический фактор, простагландины, кинины, влияния симпатической системы).
11. Реабсорбция ионов калия, кальция, магния и фосфатов, механизмы регуляции.
12. Факультативная реабсорбция воды в собирательных трубочках. Роль антидиуретического гормона.
13. Осморегулирующие рефлексы. Понятие об осморецепторах, их локализация.
14. Роль почек в регуляции объема крови. Значение волюм-рецепторов предсердий в рефлексах на почки. Предсердный натрийуретический фактор.
15. Участие почек в поддержании кислотно-щелочного равновесия.
16. Механизмы выведения мочи. Рефлекс мочеиспускания, его регуляция центрами головного и спинного мозга.
Литература:
1. Учебник «Медицинская физиология» // А. Гайтон, Дж. Холл, – М. 2008, С. 321 – 423, 432 – 440.
2. Учебник «Физиология человека» под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько, – М.: Медицина, 2003, С. 490 – 523.
3. Лекционные материалы.
4. Методическое пособие по возрастной физиологии человека для студентов педиатрического факультета. Ярославль 1977, С. 44 – 47.
Контрольные вопросы к занятию №20 на тему: