Общая физиология желез внутренней секреции. гипоталамо-гипофизарная система
1. Понятие о железах внутренней секреции и их значение в регуляции функций в организме.
2. Классификация гормонов по химическому строению и функциональному значению. Свойства гормонов.
3. Характеристика действия гормонов на: обмен веществ, процессы морфогенеза, формирование пола и размножение, изменение и адаптацию функций организма.
4. Методы исследования желез внутренней секреции.
5. Механизмы взаимодействия гормонов с клетками. Понятие о клетках мишенях (гормонозависимые и гормоночувствительные), клетки нечувствительные к действию гормона. Типы рецепции гормонов клетками мишенями. Понятие о мембранных и цитозольных рецепторах.
6. Системы вторичных посредников действия пептидных гормонов и катехоламинов.
7. Взаимодействие между железами внутренней секреции и ЦНС. Механизмы регуляции выделения гормонов.
8. Строение и функции клеток гипофиза.
9. Гормоны передней доли гипофиза и их физиологическое значение.
10.Гормоны промежуточной и задней долей гипофиза, их значение.
11.Регуляция гипофиза. Понятие о гипоталамо-гипофизарной системе, либерины и статины, их значение.
Литература:
1. Учебник «Медицинская физиология» // А. Гайтон, Дж. Холл, – М. 2008, С. 1015 – 1041.
2. Учебник «Физиология человека» под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько, – М.: Медицина, 2003, С. 199 – 217.
3. Лекционные материалы.
4. Методическое пособие по возрастной физиологии человека для студентов педиатрического факультета. Ярославль 1977, С. 47 – 49.
Контрольные вопросы к занятию № 10 на тему:
ЧАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ ЖЕЛЕЗ ВНУТРЕННЕЙ СЕКРЕЦИИ
НАДПОЧЕЧНИКИ
1. Гормоны мозгового вещества надпочечников: адреналин и норадреналин, их значение.
2. Гормоны коркового вещества надпочечников (минералокортикоиды, глюкокортикоиды и половые гормоны) их действие.
3. Роль гипофизарно-адреналовой системы адаптации при стрессе.
ЩИТОВИДНАЯ ЖЕЛЕЗА
4. Гормоны щитовидной железы, их значение и механизмы регуляции
5. Последствия гипер- и гипофункции щитовидной железы.
РЕГУЛЯЦИЯ УРОВНЯ КАЛЬЦИЯ И ФОСФОРА ВОРГАНИЗМЕ
6. Значение гормонов кальцитонина, паратгормона и витамина DЗ в поддержании нормального содержания кальция и фосфора в организме.
ПОДЖЕЛУДОЧНАЯ ЖЕЛЕЗА
7. Гормоны поджелудочной железы (инсулин и глюкагон), их значение в регуляции уровня сахара.
8. Последствия нарушения внутрисекреторной функции поджелудочной железы, формы и основные проявления диабета.
ПОЛОВЫЕ ЖЕЛЕЗЫ
9. Роль мужских и женских половых гормонов в формировании пола и половых функций в организме.
Литература:
1. Учебник «Медицинская физиология» // А. Гайтон, Дж. Холл, – М. 2008, С. 1042 – 1149.
2. Учебник «Физиология человека» под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько, – М.: Медицина, 2003, С. 218 – 228.
3. Лекционные материалы.
4. Методическое пособие по возрастной физиологии человека для студентов педиатрического факультета. Ярославль 1977, С. 49 – 55.
Занятие № 11
Итоговое занятие по разделам:
«ФИЗИОЛОГИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ» и
«ФИЗИОЛОГИЯ ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ»
Для самоподготовки использовать контрольные вопросы к занятиям 5-10
Контрольные вопросы к занятию № 12 на тему:
ФОРМЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КРОВИ
1. Кровь как внутренняя среда организма. Состав крови: плазма и форменные элементы. Объемное соотношение плазмы и форменных элементов, понятие о гематокрите.
2. Количество крови у взрослого человека и детей.
3. Функции крови: транспортная, защитная, регуляторная, остановка кровотечения, поддержания гомеостаза, буферная.
4. Состав и свойства плазмы крови.
5. Физико-химические свойства крови: цвет, вязкость, плотность, осмотическое давление, реакция крови. Особенности этих показателей у детей.
6. Физиологические механизмы регуляции констант крови.
7. Эритроциты, физиологическая роль. Количество и состав эритроцитов.
8. Эритропоэз и механизмы его регуляции.
9. Гемолиз эритроцитов, его виды. Понятие об осмотической резистентности эритроцитов.
10. Лейкоциты, их функции. Количество лейкоцитов у взрослых и детей. Лейкоцитарная формула. Особенности лейкоцитарной формулы ребенка.
11. Способы подсчета количества форменных элементов. Счетная камера, разведение крови для подсчета эритроцитов и лейкоцитов.
Литература:
1. Учебник «Медицинская физиология» // А. Гайтон, Дж. Холл, – М. 2008, С. 465 – 500.
2. Учебник «Физиология человека» под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько, – М.: Медицина, 2003, С. 229 – 236, 237 – 238, 239 – 256.
3. Лекционные материалы.
4. Методическое пособие по возрастной физиологии человека для студентов педиатрического факультета. Ярославль 1977, С. 6 – 8.
Контрольные вопросы к занятию № 13 на тему:
СКОРОСТЬ ОСЕДАНИЯ ЭРИТРОЦИТОВ. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ КРОВИ
1. Скорость оседания эритроцитов. Механизм и величина СОЭ.
2. Методика определения СОЭ по Панченкову.
3. Понятие о дыхательной функции крови. Способы обеспечения тканей кислородом. Дыхательные пигменты: гемоглобины, гемэритрины, хлорокруорины и гемоцианины.
4. Гемоглобин, его состав. Понятие о субъединице гемоглобина. Виды гемоглобина: HbA, HbF, миоглобин, аномальные формы гемоглобина, их содержание в крови.
5. Количество гемоглобина у взрослого человека и у детей.
6. Способы определения гемоглобина в крови.
7. Степень насыщенности гемоглобином эритроцитов. Среднее содержание гемоглобина в эритроците. Понятие о цветном показателе.
8. Соединение гемоглобина с кислородом - процесс оксигенации. Явление гем-гем взаимодействия. Понятие о кислородной емкости крови.
9. Другие соединения гемоглобина: карбоксигемоглобин, карбгемоглобин, метгемоглобин, присоединение к гемоглобину ионов водорода.
10. Спектры поглощения различных соединений гемоглобина.
11. Процессы распада гемоглобина и образования желчных пигментов.
Литература:
1. Учебник «Медицинская физиология» // А. Гайтон, Дж. Холл, – М. 2008, С. 465 – 475.
2. Учебник «Физиология человека» под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько, – М.: Медицина, 2003, С. 236 – 237, 238 – 239.
3. Лекционные материалы.
4. Методическое пособие по возрастной физиологии человека для студентов педиатрического факультета. Ярославль 1977, С. 7 – 8.
Контрольные вопросы к занятию № 14 на тему: