Развитие нервной системы в онтогенезе.
5. Рефлекс как основная форма деятельности ЦНС. Развитие учения о рефлексе. Принципы рефлекторной теории.
6. Рефлекторная дуга, структура и значение. Понятие о рецептивном поле рефлекса. Принцип общего конечного пути. Время рефлекса.
7. Особенности строения и классификация межнейрональных синапсов.
8. Механизм передачи возбуждения в возбуждающих синапсах, медиаторы. Возбуждающий постсинаптический потенциал (ВПСП), его происхождение и свойства. Возникновение потенциала действия в нейроне.
9. Понятие о процессе торможения в ЦНС. Функции торможения: координация рефлексов, охранительная и ограничения афферентных импульсов.
10.Классификация торможения: первичное (постсинаптическое и пресинаптическое) и вторичное (пессимальное и после возбуждения).
11.Понятие о тормозных нейронах и тормозящих синапсах. Медиаторы тормозных синапсов (ГАМК и глицин). Тормозной постсинаптический потенциал (ТПСП), его особенности.
12.Механизм пресинаптического торможения.
13.Вторичное торможение в возбуждающих синапсах, его механизмы.
14.Механизмы координации рефлексов: конвергенция, иррадиация возбуждения, реципрокное торможение, принцип обратной связи, явление доминанты (А.А. Ухтомский).
15.Понятие о нервном центре. Основные свойства нервных центров (одностороннее проведение возбуждения, последействие, суммация, центральное облегчение, окклюзия, трансформация, посттетаническая потенциация, иррадиация, быстрая утомляемость, высокая чувствительность к недостатку кислорода и некоторым ядам).
Литература:
1. Учебник «Медицинская физиология человека» // А. Гайтон, Дж. Холл М. 2008, С. 617- 635.
2. Учебник «Физиология человека» под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько, – М.: Медицина, 2003, С. 97 – 105.
3. Лекционные материалы
4. Методическое пособие по возрастной физиологии человека для студентов педиатрического факультета. Ярославль, 1977, С. 59
Контрольные вопросы к занятию № 6 на тему:
ФИЗИОЛОГИЯ СПИННОГО МОЗГА. ФИЗИОЛОГИЯ ПРОДОЛГОВАТОГО, СРЕДНЕГО И ПРОМЕЖУТОЧНОГО МОЗГА
1. Морфо-функциональные особенности строения спинного мозга, его связи с метамерами тела. Основные функции: рефлекторная и проводниковая. Функции спинномозговых корешков (Ч. Белл, Ф. Мажанди).
2. Классификация нейронов серого вещества спинного мозга: моторные (альфа и гамма), вставочные, вегетативные и ассоциативные.
3. Проприорецепторы мышц: нервно-мышечные веретена, сухожильные веретена, строение и функции.
4. Миотатический рефлекс (рефлекс на растяжение мышцы) с нервно-мышечных веретен, механизм и значение. Роль гамма-эфферентов.
5. Важнейшие спинномозговые рефлексы у человека (локтевой, коленный, ахиллов, брюшные) центры, их локализация.
6. Координация рефлексов спинного мозга (прямое, непрямое и пресинаптическое торможение).
7. Функциональное значение восходящих и нисходящих проводящих путей, их миелинизация у детей.
8. Продолговатый мозг и варолиев мост. Жизненно-важные центры продолговатого мозга. Рефлексы продолговатого мозга (двигательные, висцеральные, позно-тонические, вестибулярные, шейные), их характеристика. Статические (рефлексы положения, выпрямления) и статокинетические рефлексы, механизм образования, их значение. Проводниковая функция продолговатого мозга. Участие варолиева моста в механизме сна.
9. Средний мозг. Функции верхних и нижних бугров четверохолмия. Функции красных ядер, их влияние на α- и γ-мотонейроны спинного мозга. Децеребрационная ригидность. Значение «черной субстанции», ее связь с базальными ядрами. Роль среднего мозга в осуществлении выпрямительных рефлексов.
10.Таламус, как коллектор чувствительной информации. Специфические ядра таламуса, их функциональная роль. Неспецифические ядра таламуса, характер их влияния на кору головного мозга.
Литература:
1. Учебник «Медицинская физиология» // А. Гайтон, Дж. Холл, – М. 2008, С. 749-763, 768, 769 – 778.
2. Учебник «Физиология человека» под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько, – М.: Медицина, 2003, С. 113 – 131.
3. Лекционные материалы.
4. Методическое пособие по возрастной физиологии человека для студентов педиатрического факультета. Ярославль 1977, С. 59 – 60.
Контрольные вопросы к занятию №7 на тему:
ФИЗИОЛОГИЯ РЕТИКУЛЯРНОЙ ФОРМАЦИИ. МОЗЖЕЧОК И БАЗАЛЬНЫЕ ГАНГЛИИ. ЭКСТРАПИРАМИДНАЯ И ПИРАМИДНАЯ СИСТЕМЫ
1. Ретикулярная формация мозгового ствола, ее нейронная организация, полисенсорность ретикулярных нейронов. Восходящая активирующая система мозгового ствола, характер влияния на кору головного мозга. Функциональные особенности специфических и неспецифических афферентных систем, связь с таламусом. Медиаторы ретикулярной формации, их характеристика.
2. Нисходящая система ретикулярной формации мозгового ствола, ее активирующие и тормозящие отделы. Механизм их действия на альфа – и гамма-мотонейроны спинного мозга, участие в развитии пост- и пресинаптического торможения, регуляции тонической и двигательной активности.
3. Морфо-функциональные особенности мозжечка, источники получения им информации по афферентным путям. Лазящие и мшистые волокна. Нейронная организация коры мозжечка, пять типов нейронов, их функции. Эфферентные пути мозжечка.
4. Функции мозжечка: участие в координации движений и поддержании равновесия, программирование баллистических движений, вегетативные функции.
5. Последствия поражения мозжечка или его удаления (атаксия, астазия, дистония, астения, интенционный тремор, адиадохокинез, дисметрия, дезэквилибрация).
6. Базальные ганглии: скорлупа, хвостатое ядро, бледные шары. Афферентные и эфферентные связи стриопаллидарной системы, ее физиологическое значение.
7. Понятие об экстрапирамидной системе, ее ядра и связи между ними.
8. Пирамидная система, ее значение в регуляции произвольных движений. Последствия поражения пирамидной системы (симптомы центрального паралича).
9. Взаимоотношение пирамидной и экстрапирамидной систем в регуляции движений.
10. Последствия поражения ядер экстрапирамидной системы. Изменения тонуса мышц, гипо- и гиперкинезы.
Литература:
1. Учебник «Медицинская физиология» // А. Гайтон, Дж. Холл, – М. 2008, С. 749-763, 768, 769 – 778, 813 – 816.
2. Учебник «Физиология человека» под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько, – М.: Медицина, 2003, С. 129 – 131, 133 – 139, 144 – 148.
3. Лекционные материалы.
4. Методическое пособие по возрастной физиологии человека для студентов педиатрического факультета. Ярославль 1977, С. 61 – 64.
Контрольные вопросы к занятию № 8 на тему:
ФИЗИОЛОГИЯ АВТОНОМНОЙ (ВЕГЕТАТИВНОЙ) НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
1. Функциональная роль автономной (вегетативной) нервной системы в организме человека. Сравнительная характеристика автономной и соматической нервной системы. Соматическая и автономная рефлекторные дуги. Понятие об аксон-рефлексе.
2. Структурно-функциональная характеристика симпатического отдела вегетативной нервной системы: локализация преганглионарных нейронов, паравертебральные и превертебральные ганглии, иннервируемые органы. Cимпато-адреналовая система, функциональное единство механизмов гормональной и нейромедиаторной регуляции. Влияние симпатического отдела на эффекторные органы.
3. Структурно-функциональная характеристика парасимпатического отдела вегетативной нервной системы, локализация преганглионарных нейронов, экстрамуральные и интрамуральные ганглии, иннервируемые органы. Влияние парасимпатического отдела на эффекторные органы.
4. Особенности строения синапсов в вегетативных ганглиях (медиатор, рецепторы).
5. Нейро-гуморальные механизмы симпатической и парасимпатической регуляции висцеральных органов: строение синапсов между постганглионарным нейроном и эффекторной клеткой, основные медиаторы и рецепторы к ним, механизмы активации эффекторных клеток. Вторичные посредники.
6. Функции автономных ганглиев: проводниковая, переключающая, сенсорная, рефлекторная. Функциональное назначение различных видов нейронов в автономных ганглиях. Автономные ганглии как периферические нервные центры.
7. Энтеральная (метасимпатическая) нервная система: строение, локализация, основные медиаторы, связь с симпатическим и парасимпатическим отделами вегетативной нервной системы. Роль энтеральной системы в регуляции работы внутренних органов. Интраорганные (периферические) рефлексы как механизм саморегуляции работы внутренних органов.
8. Спинальный уровень регуляции вегетативных функций. Сегментарная организация иннервации внутренних органов.
9. Сопряженные рефлексы вегетативной нервной системы: сомато-соматические, висцеро-висцеральные, висцеро-соматические и сомато-висцеральные. Висцеро-сенсорные «рефлексы» и зоны отраженных болей (зоны Захарьина-Геда).
10. Гипоталамус, его функции. Роль гипоталамуса в регуляции вегетативной, эндокринной, соматической функций и эмоциональных реакций. Основные центры гипоталамуса, их характеристика.
11. Регуляция вегетативных функций на уровне ствола головного мозга. Вегетативные функции гипоталамуса. Лимбическая система и вегетативные корреляты эмоций. Значение коры больших полушарий в регуляции вегетативных функций.
Литература:
1. Учебник «Медицинская физиология» // А. Гайтон, Дж. Холл, – М. 2008, С. 839 – 849.
2. Учебник «Физиология человека» под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько, – М.: Медицина, 2003, С. 171 – 198.
3. Лекционные материалы.
4. Методическое пособие по возрастной физиологии человека для студентов педиатрического факультета. Ярославль 1977, С. 64 – 65.
Контрольные вопросы к занятию № 9 на тему: